Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023
УДК 373.24
Дата публикации 30.04.2023
Особенности детей-читателей дошкольного возраста в контексте формирования интереса к чтению
Савченко Евгения Алексеевна
аспирант кафедры педагогики и психологии ИИГСО, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, sav4encko.evg@yandex.ru
Аннотация: В работе рассматриваются возрастные особенности дошкольника, как читателя-слушателя. Автор анализирует взгляды учёных на характерные черты детей дошкольного возраста, оказывающие большое влияние на возникновение интереса к чтению, а также потребность их учёта при создании условий для формирования интереса к чтению.
Ключевые слова: чтение, дошкольники, интерес к чтению, особенности интереса, формирование интереса.
postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology, IIGSO, FGBOU VO "Novosibirsk State Pedagogical University", Novosibirsk city
Abstract: The paper considers the age characteristics of a preschooler as a reader-listener. The author analyzes the views of scientists on the characteristic features of preschool children that have a great influence on the emergence of interest in reading, as well as the need to take them into account when creating conditions for the formation of interest in reading.
Keywords: reading, preschoolers, interest in reading, features of interest, formation of interest.
Савченко Е. А. Особенности детей-читателей дошкольного возраста в контексте формирования интереса к чтению// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-detej-chitatelej-doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-formirovaniya-interesa-k-chteniyu.html (Дата обращения: 30.04.2023)
С внедрением телевидения, компьютерных технологий увеличился поток информации. Согласно оценке психологов, дошкольник, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает собственную творческую активность и как итог отказывается от чтения. Современный дошкольник овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, нежели чтением, получает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книги. Опрос родителей показал, что 76,1% дошкольников в возрасте от 2х до 7 лет умеют пользоваться гаджетами, чего про умение читать сказать нельзя. Помимо этого читательский опыт, опыт чтения-слушания, часто состоит из просмотренных мультфильмов.
Данное положение связано с изменением места и роли книги в обществе, уменьшением интереса к книге, чтению; утрате традиций семейного чтения; возникновением новых, разнообразных источников информации (сеть интернет, экранные ресурсы), успешно конкурирующих с книгой в борьбе за интерес и место в жизни ребенка; а также с изменением психологии восприятия текста. Это обстоятельство подтверждается теоретическими и эмпирическими исследованиями, проводимыми как в России, так и за рубежом.
Вопросы сохранения и обогащения традиций, книжной культуры, культуры восприятия текстов, актуальные на сегодняшний день, тесно связаны с формированием у дошкольников интереса к чтению, ведь именно дошкольный возраст является первой и во многом определяющей ступенью становления читателя.
Для качественного формирования интереса, потребности в чтении, необходимо, прежде всего, понимать какими особенностями обладает читатель-дошкольник.
Н. В. Вахрушевой акцентируются следующие характерные особенности детского чтения:
- не определена нижняя граница возраста, с которого можно приступать к знакомству с книгой – он может варьироваться в зависимости от возможностей ребенка или желания родителей;
- сближение читательских предпочтений и уровня понимания произведения в одной возрастной группе;
- отношение ребенка к книге находится в стадии формирования и зависит от влияния окружения [2].
На основании этих особенностей можно сделать вывод, что на читателя-дошкольника сильное влияние оказывает среда, в которой он находится. Это связано с возрастом, с которого начинается знакомство ребенка с книгой, отсутствием собственной позиции по отношению к ней, опосредованности выбора и восприятия произведения.
Известно, что такой средой для ребенка является семья. Именно здесь зарождается интерес и потребность в чтении. Семья в определенной степени руководит чтением ребёнка – в семье он получает информацию о книгах, пример читающего или же не читающего родителя, оценку прочитанного.
Д. С. Латенко пишет о том, что родителям, как первым трансляторам информации, необходимо научить ребенка правильно обращаться с книгой, привить уважение и интерес к чтению, создать условия для выбора ребёнком понравившейся книги соответствующей возрасту [6].
Начинать работу по приобщению к чтению необходимо с раннего возраста, когда ребёнок ещё не стал самостоятельным читателем.
Рассмотрим возрастные особенности дошкольника, как читателя-слушателя.
Главная особенность дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности, им являются сюжетно-ролевая игра. Она способствует формированию у детей коммуникативных навыков, в ней отражается действительность, жизненный опыт ребёнка.
Г. А. Иванова, ссылаясь на исследования Н. К. Сафоновой, указывает на то, что в игре и посредством игры дошкольник переживает чувства, схожие с чувствами автора художественного произведения и с читательским восприятием (чувствует себя творцом в своём игровом мире). Книга же насыщает эту игровую деятельность сюжетами, персонажами, приёмами, речевыми оборотами. В этом возрасте перед ребёнком открывается возможность общения с книгой, сопряженная c творчеством (создание рисунков по мотивам прослушанного произведения, перевоплощение в героев, простые инсценировки по книге) [4].
Ребенок дошкольного возраста представляет собой особого читателя: все произведения, с которыми он встречается, воспринимается им на слух. Исследователи отмечают у детей дошкольного возраста возрастные особенности восприятия.
М. М. Алексеева выделяет следующие особенности восприятия литературных произведений дошкольниками:
- Младшие дошкольники, слушая произведение, сопоставляют его с собственным опытом; понимают те тексты, в которых действия идут друг за другом; не осознают чувств и мотивов персонажей; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
- В среднем дошкольном возрасте дети имеют уже больший жизненный и читательский опыт, свободно определяют причинно-следственные связи и безошибочно дают оценку действиям героев (хороший/плохой); возникает интерес к слову, желание самостоятельно его использовать;
- Старшие дошкольники интересуются мотивами поступков героев. Некоторые могут понимать подтекст; эмоциональное отношение к героям строится на осмыслении детьми сюжета произведения и учета характеристик героя [1].
Н. С. Карпинская определяет важной особенностью дошкольников, как читателей-слушателей сопереживание книжным героям, стремление прийти им на помощь, посоветовать, как найти выход из проблемной ситуации. Подобную отличительную черту детского восприятия произведений Н. С. Карпинская, вслед за Е. А. Флериной называет наивностью детского восприятия, подмечая, что дошкольники не любят плохого конца [5].
По мнению С. А. Шатровой интерес к книге проявляется у детей очень рано и начинается с того, что ребёнок заинтересовывается красочной обложкой книги, разноцветными иллюстрациями, эмоциональным прочтением взрослого. К трёхлетнему возрасту дошкольник показывает неравнодушие к судьбе героя, переживает за его участь. Постепенно формируется умение воспринимать композицию произведения, его сюжет, динамику событий, взаимоотношения героев, различные средства художественной выразительности [8].
Л. М. Гурович отмечает особенности в развитии восприятия художественного произведения у дошкольника-слушателя. Он выделяет два возрастных этапа развития восприятия:
Первый период – с двух до пяти лет. В данном возрасте дети понимают тексты исходя из своего жизненного опыта. Они определяют простые, осознаваемые взаимосвязи, когда цепочка событий следует друг за другом. Проявляют интерес к главному герою, но не понимают мотивов его поведения.
Второй период – с шести до семи лет. В этом возрасте ребенка начинают заинтересовывать не только действия героя, но и причины этих действий, переживания, эмоции. У дошкольников формируются умения воспринимать текст, как целостное произведение, понимать и различать жанры художественного текста [3].
Если обобщить, особенностями восприятия литературных произведений дошкольниками являются: опора на личный опыт, сопереживание книжным героям, постепенное формирование восприятия структуры и смысла произведения.
Возрастные особенности обуславливают предпочтения в выборе литературного жанра. О. Д. Смирнова пишет о том, что детей вплоть до 3-х летнего возраста просто заинтересовать короткими ритмичными потешками и пестушками, стихотворный слог которых дает возможность осуществлять различные игровые действия («ладушки-ладушки», «по кочкам – по кочкам» т.д.). Младшие дошкольники продолжают выражать заинтересованность к стихотворному жанру, прельщающему их музыкальностью речи. Если родители и педагоги поддерживают этот читательский интерес и, отталкиваясь от него, приобщают ребенка к слушанию произведений литературы иных жанров, то к старшему дошкольному возрасту дети начинают интересоваться былинами, сказками и баснями.
Помимо этого, возраст читателя обусловливает предпочтения в теме произведений. Воспитанию интереса к чтению у ребенка младшего дошкольного возраста способствуют произведения о знакомых игрушках и предметах, занятиях и играх детей. Старшие дошкольники предпочитают произведения посвящённые, нравственным аспектам отношений взрослого и ребенка, приключениям и расширению кругозора (энциклопедии, головоломки, загадки), их начинают интересовать причины поступков героев, чувства и переживания [7].
Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова выделяют у старших дошкольников следующие отличительные черты:
- наиболее любимый жанр дошкольника – это волшебные русские народные сказки вместе с их вымыслом, фантастичностью, развитой сюжетной линией, с примечательными сильными характерами героев;
- развивается воссоздающее воображение, у ребёнка появляется возможность понимать смысл произведения без опоры на иллюстрации;
- формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы, понимать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему;
- понимание литературного героя постепенно усложняется, ребёнок начинает интересовать не только поступками, но и их мотивами, эмоциями;
- понимание аллегорий, иронии и сатиры затруднено;
- дошкольниками сложно воспринимаются загадки и пословицы, переносный смысл выражений;
- интерес детей вызывают перевертыши, небылицы;
- не проявляют интереса к автору произведения;
- активно делятся впечатлениями о прочитанном с друзьями, близкими, рассказывают о собственных переживаниях [3].
На основании анализа вышеприведённых исследований мы выделили следующие возрастные особенности дошкольника, как читателя: отношения с книгой зависят от социальной среды, тесная взаимосвязь чтения с ведущей деятельностью – игровой, особенности восприятия литературных произведений (опора на личный опыт, сопереживание книжным героям, постепенное формирование восприятия структуры и смысла произведения), появление предпочтений к жанрам и тематике произведений, стремление подражать.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что владение педагогами знаниями об особенностях читателей-дошкольников их учет при приобщении к книге позволит подобрать методы и приемы, способствующие формированию у дошкольников устойчивого интереса к чтению.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б.И. Яшина // М.: Академия, 2000. С. 353-354.
2. Вахрушева Н.В. Особенности детского чтения и проблема формирования интереса к книге // Вестник МГУП. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskogo-chteniya-i-problema-formirovaniya-interesa-k-knige (дата обращения: 02.05.2023).
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. М., 1992. 64с.
4. Иванова, Г. А. Психология чтения школьников: учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей / Г. А. Иванова, И. И. Тихомирова // М.: РШБА : ЛУч, 2016. 327 с.
5. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы/ Н.С. Карпинская // М.:«Питер», 2009. 195 с.
6. Латенко, Д. С. Формирование и развитие мотивации к чтению детской литературы дошкольника // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-motivatsii-k-chteniyu-detskoy-literatury-doshkolnika (дата обращения: 02.05.2023).
7. Смирнова О. Д. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2021. № 3 (11) / сентябрь. С. 33-39.
8. Шатрова, С. А. Воспитание будущего читателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 11. 6-10.