Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 378.14.014.13

Дата публикации 16.08.2021

Особенности депривации контактной работы с обучающимися в настоящее время: вопросы освоения учебного материала философского знания

Пенионжек Евгения Владимировна
канд. филос. наук, доцент, старший преподаватель кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, РФ, г. Екатеринбург, penionzhec@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты изучения студентами образовательных организаций высшего образования учебной дисциплины «Философия» в современных условиях. Указывается, что именно философское знание формирует мировоззренческие позиции, выступающие детерминантой смысложизненных ориентиров человека. Сообщается, что в настоящее время дистанционный формат обучения обуславливает депривацию контактной работы, что требует задействования новых форм работы преподавателя. Размещение в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации методических материалов наглядного характера должно опосредовать последовательное рассмотрение и освоение дидактических единиц. Таким образом показано, что изучение основ современной философской науки студентами призвано раскрыть принципы социального становления человека.
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, методическое сопровождение учебных занятий, электронная информационно-образовательная среда, формирование мировоззрения специалиста, философские концепции происхождения человека

Features of deprivation of contact work with students currently: issues of mastering the educational material of philosophical knowledge

Penionzhek Evgeniya Vladimirovna
Candidate of Philosophy, associate Professor, teacher of the Department of General Psychology and Humanities, Ural law Institute of the Russian interior Ministry, Russia, Ekaterinburg

Abstract: The article considers the aspects of studying the discipline "Philosophy" by students of educational institutions of higher education in modern conditions. It is indicated that it is philosophical knowledge that forms ideological positions that are the determinant of a person's life-meaning orientations. It is reported that currently the distance learning format causes the deprivation of contact work, which requires the use of new forms of teacher work. The placement of methodological materials of a visual nature in the electronic information and educational environment of an educational organization should mediate the consistent consideration and development of didactic units. Thus, it is shown that the study of the basics of modern philosophical science by students is designed to reveal the principles of human social formation.
Keywords: educational organization of higher education, methodological support of training sessions, electronic information and educational environment, formation of a specialist's worldview, philosophical concepts of human origin

Правильная ссылка на статью
Пенионжек Е.В. Особенности депривации контактной работы с обучающимися в настоящее время: вопросы освоения учебного материала философского знания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-deprivatsii-kontaktnoj-raboty-s-obuchayushhimisya-v-nastoyashhee-vremya-voprosy-osvoeniya-uchebnogo-materiala-filosofskogo-znaniya.html (Дата обращения: 16.08.2021)

Рассмотрение вопросов философской антропологии значимым образом воздействует на самопознание и самооценку человека, формируя мировоззрение личности. В настоящее время в условиях постпандемии приобретает важное значение методическое сопровождение учебных занятий. Дистационный и полудистанционный формат проведения учебных занятий в образовательной организации высшего образования привел сегодня к тому, что размывается ядро полноценного мировосприятия. Ограниченность общения неминуемо накладывает отпечаток на процессы становления профессионала. Формирование профессиональных компетенций неотъемлемо без процесса складывания как профессионального мышления, так и мировоззренческих установок. Понимание сущностных сторон человеческого бытия – способа существования любого человека – обуславливает осмысленное, толерантное, прогнозируемое отношение к личности, помогает находить современному специалисту в профессиональной деятельности верные решения воздействия на социальные группы и отдельных лиц самого различного контингента [7, с. 166].

Изложение смысложизненных аспектов социального бытия человека немыслимо без актуализации трактовки возникновения самого человека. Концепции происхождения человека как биосоциального существа могут быть очень разными и даже полярно толковать генезис человеческого существования [2]. При разъяснении часто противоположных идей в рамках учебных занятий следует сообщать, что основной задачей любая из теорий ставит объяснение появления у предчеловека социальных качеств, связанных, в первую очередь, с речью. Именно речь – членораздельная, осмысленная – отличает человека от живых существ. Эта особая система коммуникации позволяет человеку формировать и вкладывать в содержание символического новые смыслы [1, с. 108].

До XIX столетия доминирующей в мировоззрении людей выступала концепция креационизма, объясняющая возникновение человека посредством религиозных учений и согласно чему человек создается по принципу творения из ничего, но по образу и подобию сверхъестественного, и предназначен для того, чтобы дать название всему Богом сотворенному. Философская огранка концепта авраамических религий опирается на текст религиозного писания, указывающий на значимость и принципиальную непостижимость слова: «В начале было Слово. И Слово было Бог». При проведении учебных занятий посредством электронной информационно-образовательной среды образовательной организации необходимо представить вниманию обучающихся учебный материал в динамичных наглядных формах видео-, аудиофайлов. Знаковым действием, исходящим от сверхъестественной реальности является: «И сказал Бог: да будет… и стало…», что означает сотворение из ничего, и во-вторых: творение происходит «...по образу… и подобию», что раскрывает предназначенность человека владеть словом. Так первым действием первого человека Адама становится называние животных и птиц, сотворенных Богом: давать «…имена всему скоту и птицам небесным и всем зверям полевым». Умение формировать языковые формы становится ведущим для человека: «Как наречет человек всякую душу живую, так и будет имя ей». Человек объявляется обладающим проекциями в своем мышлении, способным к тому, чтобы воплотить разумный замысел.

Следует использовать ресурсы электронной среды таким образом, чтобы обучающийся не мог перейти к просмотру, прослушиванию нового элемента материала занятия, если не освоил предыдущие. Это позволяет добиваться контроля над затраченным на освоение студентом временем. И разъяснение сложным аспектов понимания смысложизненных позиций становится полноценным актом учебных действий. Философская антропология трактует: креационизм показывает человека как результат акта творения из праха земного всеведущим, всемогущим, всезнающим Богом не в следствие развития (эволюции живого) природных сил, но через действие надприродной силы. Само творение человека объявляется сверхъестественным. Но при этом человек показывается несовершенным: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, и подобию Нашему», и можно даже сказать больше – человек демонстрируется как незавершенное творение, т. к. глагол «творить» поставлен в этой фразе в будущем времени. Это и означает значимость постепенного совершенствования так телесных свойств человека, так и его духовных качеств. Важность такого динамизма показывает ориентиры изменения человека в течение жизни, все новых и новых поисков собственного утверждения в меняющемся социуме. Любая концепция происхождения человека демонстрирует как филогенетическое развитие человечества в целом, так и повторяется как закономерность развития отдельного индивида в онтогенезе. Так креационизм объясняет и последовательность развития вида «Человек Разумный», и конкретику приобретения новых свойств личностью.

Полярными для данных концептов религиозных учений и паранаучного знания выступают различные теории, возникшие во второй половине XIX в. и в XX столетии. Первой такой концепцией стала эволюционная Ч. Дарвина, согласно которой человек, как и все живое, подвержен воздействию ведущих факторов эволюции биологического: изменчивость (мутация в виде образования новых признаков в строении и функциях), наследственность (сальтация – закрепление морфологических признаков и функций) и естественный отбор как выживание наиболее приспособившихся к обстоятельствам борьбы за существование.

Эволюцию живого Ч. Дарвин объяснял как естественный процесс совершенствования свойств через постепенное накопление количественных трансформаций и перехода их в новое качество свойственного живому существу. Уже в начале XVII в. фиксировались наблюдения о сходстве человека и высших приматов, в дальнейшем К. Линней при формировании классификации биологических видов разместил на вершине группы приматов вид «Человек Разумный» над обезьянами и полуобезьянами. А вот Ж. Ламарк первым из биологов указал на преемственность функций человека от обезьяны вследствие закрепления навыка хождения по земле, а не лазания по деревьям. Человек, согласно эволюционной концепции, может накапливать изменения не только генотипического рода, но и аккумулировать духовные черты для последующей передачи ценностного новым поколениям. Так человек, на сегодняшний день – это последнее высокоорганизованное звено в цепи эволюции живых существ.

Но эволюционная теория не объяснила формирование проективного мышления у человека. Первой попыткой объяснения этого факта является трудовая концепция Ф. Энгельса, которая указывает на выделение человека из животных на основании умения формировать замысел, проект в мыслительных операциях, вкладывать в содержание действия понимание его социальных последствий и выражать это в членораздельной речи – умения, которое образуется в трудовой деятельности человека. Мир человека, по Ф. Энгельсу, начинается с изготовления орудий труда, выступающих средствами достижения целей. Ф. Энгельс описывал материалистически физиологические процессы становления человека, способного к прямохождению, удерживанию большим пальцем кисти схваченного иными пальцами, что формирует развитие и интеллектуальных способностей вследствие функциональной асимметрии головного мозга. Мышление находит свое выражение в речи человека, в навыках формирования языковых конструкций, обогащая передачу информации как в рамках сиюминутных общественных отношений, так и при трансляции ценностного опыта последующим поколениям. Особой сферой для внесения множественности смыслов для жизнедеятельности людей выступает понимание особенностей выживания, что издревле оказывалось возможным только в условиях сплочения людей, что, в свою очередь, требовало регулирования общественных отношений различными средствами норм и практики доказательств необходимости нормативного. Так трудовая деятельность влечет в своем развитии подлинно социальную [3, с. 35], ориентированную на искусственное среду обитания человека.

Трудовая деятельность, по Ф. Энгельсу, может быть орудийно-присваивающей или орудийно-созидательной – в любом случае труд формирует мышление, волю, языковые ресурсы человека, образующие сферу производства Человека Разумного и настоящего общества. Производство выступает полноценной сферой предметно-практических действий, обуславливающих социализацию и усвоение нравственных норм, пришедших на смену доминированию у животных, распределяющих добытое. Осознание людьми общности, причисление себя к родовым существам привело к формированию первобытных общин – социальных коллективов.

Возникновение проективного мышления не было прояснено у Ф.Энгельса с позиций понимания процессов мутации – обстоятельств самого появления признака, изменяющего интеллектуальные способности человека. Подобные пояснения были сделаны Х. де Фризом, который исследуя механизмы мутационной изменчивости, полагал, что новые виды в живой природе возникают в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате конкретного индивида – то есть скачкообразно. При закреплении признаков в передаче потомству образуется популяция. Все это вполне согласуется с положениями биологического знания, которые Х. де Фриз распространил на практику толкования генезиса человека, сформулировав мутационную концепцию, согласно которой анатомические изменения на генном уровне при переходе к прямохождению предчеловека были связаны с повышением уровня излучения солнечной радиации в высокогорных районах Земли, что обусловило формирование способности психики человека к проективному мышлению. Данная концепция является дискурсивной для теории самоорганизации систем, объясняющей развитие неживой и живой материи, а также складывание социальных процессов на основании синергетического принципа движения систем, в которых случайная трансформация качества свойств запускает скачкообразный процесс перевода системы из критического состояния в новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и, одновременно, упорядоченности признаков. Человек Разумный как любая биологическая система воспроизводится согласно самоорганизации материи.

Механизм совершенствования работы головного мозга человека запускает в действие основания высшей нервной деятельности человека, что обуславливает складывание процессов антропосоциогенеза. Философские концепции происхождения человека, разработанные в XX столетии, объясняют то, как реактивные механизмы биологической ориентации сформировали направленность человека на со-природные, общественные свойства людей. Психологическая концепция З. Фрейда указывает на трансформации человеческого существа вследствие особого состояния его психики, порождающей проявление социально значимых качеств, начиная с нравственно-психологического свойства совести, посредством вытеснения в подсознание мыслей и чувств, не одобряемых обществом, и возникновение вследствие этого свободных и целеполагающих актов социально приемлемого поведения, идеальных представлений. Первоначально, заявляет З. Фрейд, сообщество предлюдей возглавлялось доминирующим самцом, не разрешающим остальным самцам сближаться с самками, что повлекло убийство альфа-самца особями мужского пола; а затем, насладившись общением с самками, самцы осознали, что убили собственного отца – так рождается феномен совести как индикатора должного поведения. Психика человека, по З. Фрейду, состоит из трех компонентов: сферы бессознательного, где формируется энергия вследствие удержания не одобряемого обществом, сферы Сверх-Я, которая представляет собой фиксацию востребованного обществом, и сферы Я – Сознания, выступающей конфликтным полем для двух иных сфер. Именно противоречивость устремлений порождает нравственные искания подлинно человека и с этого начинается практика регуляции нормами человеческого общества в отсутствие программы инстинктов как кодов деятельности, передающихся генетически.

Необходимо пояснять, что выше описанные концептуальные положения идей, входящих в оппозицию с истолкованием происхождения человека в креационизме, основываются на материальности процесса возникновения человека и общества. В противовес этим учениям символическая концепция Э. Кассирера указывает на происхождение человека вследствие принципиального нового для биологических систем способа адаптации к окружающему: формирования символов связи между вещами и реальностью в языке знаков, которые обозначают или описывают. Известно высказывание ученого о том, что человек – это «…животное высшего вида, которое производит философию и поэзию точно так же, как шелковичные черви производят свои коконы, а пчелы строят свои соты», поэтому человек формирует и живет в особом измерении действительности – в символическом универсуме мира культуры. Феномены культуры образуются не вследствие эмоционального (аффективного) языка, свойственного в некотором роде и животным, но – на основании пропозиционального языка человека, языка слов и предложений как человеческой речи. В речи человека символы позволяют вложить особое содержание в означаемое и расшифровать эти когеренции. Так пройдя символические системы, например, ритуализированных действий, человек становится истинно человеком – частью общественных структур [4].

Полярный креационизму лагерь взаимодополняющих концепций происхождения человека демонстрирует плюралистичность понимания сущности человека, тем не менее, восходящего к указанию на использование языка как ведущего способа организации человеческого общества [5]. В современности, для студента важно полноценно рассмотреть и представить все аспекты формирования человека, что направит его самого на осмысление себя и места в мире социальных отношений, профессии. Человек в философских поисках ученых представляется сложным биологическим видом и внутренне противоречивым существом в практике общественных отношений. Ресурсы программного обеспечения образовательного процесса настоящего времени должны быть полностью задействованы вследствие депривации контактной работы, но увеличения объема дистанционного формата обучения.


Список литературы

1. Боинчану Г.И. Образование как конфликт или образование как радость: место педагогической инновации при обучении дисциплинам лингвистического цикла // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1 (59). С. 107-110.

2. Вркоч А.С. Особенности толерантности молодых людей из моно- и полиэтнических семей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-tolerantnosti-molodykh-lyudej-iz-mono-i-polietnicheskikh-semej.html (Дата обращения: 31.05.2021) 3. Исаев А.А. Роль гуманитарных учебных дисциплин в нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел // Ценности правоохранительной деятельности: теоретические и практические аспекты: сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. Отв. ред. А.А. Контарев. 2018. С. 34-38.

4. Краснова А.Н. Влияние информационной перегрузки на способность принятия решений современной личностью // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vliyanie-informatsionnoj-peregruzki-na-sposobnost-prinyatiya-reshenij-sovremennoj-lichnostyu.html (Дата обращения: 30.06.2021)

5. Пенионжек Е.В. Теоретическая и методическая подготовка к учебным занятиям как фундамент формирования личностных качеств обучающегося // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 08 (49). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskaya-i-metodicheskaya-podgotovka-k-uchebnym-zanyatiyam-kak-fundament-formirovaniya-lichnostnykh-kachestv-obuchayushhegosya.html (Дата обращения: 05.08.2020) 6. Сальников Е.В. Научность юриспруденции: потерянная ценность, туманный концепт и образовательная проблема // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2019. № 2 (8). С. 13-21. 7. Сухоплюев П.А. О специфике философского мировоззрения // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9. № 3-2. С. 165-169.

8. Фалькина Т.Ю., Михеева С.Н. К вопросу о реализации права на образование // Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143). С. 388-390.

Расскажите о нас своим друзьям: