Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (56) Март 2021

УДК 37.015.3

Дата публикации 31.03.2021

Организация разных видов практики магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование» (на примере ОмГПУ)

Рассудова Людмила Анатольевна
канд. психол. наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск, la-write@yandex.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема организации разных видов практики магистрантов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», на примере Омского государственного педагогического университета. Обосновывается идея необходимости практико-ориентированного подхода в подготовке будущих психологов образования путем организации учебных и производственных практик. Обобщается опыт руководства практической подготовкой и научно-исследовательской работой магистрантов, получающих профессиональное образование психолого-педагогической направленности.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход в образовании, практика, обучение магистрантов, психолого-педагогическое образование, научно-исследовательская работа.

Organization of different types of practitioners of the direction of "Psychological and Pedagogical Education" (on the example of OMGPU)

Rassudova Lyudmila Anatolyevna
Cand. psychol., associate professor of General and Pedagogical Psychology, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

Abstract: this article deals with the problem of organizing different types of practice of undergraduates studying in the direction of "Psychological and pedagogical education", on the example of the Omsk State Pedagogical University. The article substantiates the idea of the need for a practice-oriented approach in the training of future educational psychologists through the organization of educational and industrial practices. The article summarizes the experience of managing the practical training and research work of undergraduates receiving professional education of psychological and pedagogical orientation.
Keywords: practice-oriented approach in education, practice, training of undergraduates, psychological and pedagogical education, research work.

Правильная ссылка на статью
Рассудова Л.А. Организация разных видов практики магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование» (на примере ОмГПУ) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 03 (56). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-raznykh-vidov-praktiki-magistrantov-napravleniya-psikhologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-na-primere-omgpu.html (Дата обращения: 31.03.2021)

Задача подготовки психологов образования остается актуальной для современной высшей школы, так как образовательные учреждения разных типов нуждаются в профессиональных специалистах психолого-педагогического сопровождения. Решая эту задачу, вуз должен создавать условия для гармоничного профессионального развития будущего психолога, формирования у него профессионального самосознания и внутренней готовности к профессиональной деятельности. Современные исследователи подчеркивают, что для становления профессионального самосознания будущих психологов особое значение имеет ценностно-смысловое отношение к профессии, формирующееся в опыте непосредственной практической деятельности [6; 7].

Новая парадигма профессиональной подготовки отводит значительную роль практико-ориентированному направлению работы со студентами. Практико-ориентированная подготовка студентов-психологов представляет собой сложный многосоставной процесс. Бугославская А. В. отмечает, что практико-ориентированная подготовка будущих психологов должна, во-первых, актуализировать уже имеющийся у студентов опыт, способствовать их критическому самоанализу и самооценке как субъектов профессиональной деятельности; во-вторых, обеспечить студентов новым опытом через исполнение различных профессиональных ролей [3]. Необходимо, чтобы студенты имели возможность адаптироваться к профессиональным ролям, а следовательно, их опыт профессиональной деятельности должен быть достаточно протяженным во времени и не ограничиваться единичными попытками. Иными словами, весь процесс обучения должен быть практико-ориентированным, что будет способствовать формированию профессиональных компетенций в практической деятельности обучающихся. Именно практико-ориентированный подход в обучении студентов способствует развитию самостоятельности, самообразования, профессиональной мотивации.

Уровнем высшего образования, призванным формировать и развивать специализированные практические умения и навыки, является магистратура [10]. Обучение в магистратуре позволяет не только углубить профессиональную специализацию, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, но и подготовиться к практическому решению актуальных профессиональных задач. Современные специалисты психолого-педагогических профессий должны владеть передовыми психологическими и педагогическими технологиями, уметь и быть готовыми применять инновации в образовательной сфере. Это делает очевидным необходимость практико-ориентированного подхода к обучению магистрантов, предполагающему не только получение глубоких теоретических знаний, но и формирование ряда ключевых профессиональных компетенций [1; 2]. На наш взгляд, реализация практико-ориентированного подхода при обучении в магистратуре создает оптимальные условия для формирования профессионального поведения, которое, как справедливо указывает Косыгина Е. А. с соавторами, является деятельностным компонентом профессионализма специалиста [6]. Практико-ориентированный подход в обучении студентов-психологов способствует разрешению таких проблем, как нереалистичные профессиональные ожидания выпускников, противоречие между декларируемыми профессиональными ценностями и реальным поведением в профессии, неполный и фрагментарный образ себя как профессионала.

В Омском государственной педагогическом университете реализуется подготовка магистров по направлению психолого-педагогического образования, прежде всего, по программам «Психологическое консультирование в образовании» и «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии». Данные программы предполагают подготовку специалистов-практиков, способных работать в составе психологических служб образовательных учреждений разного типа и осуществлять профессиональное сопровождение образовательного процесса обучающихся, в том числе и обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Практико-ориентированный подход в обучении магистрантов реализуется в системе практик и научно-исследовательской работы. Все практики взаимосвязаны между собой и вместе представляют единую систему практической подготовки магистрантов. Блок учебных практик магистрантов направлен на ознакомление с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога в рамках выбранной специализации, на приобретение и развитие соответствующих практических навыков – например, навыков психологического консультирования в образовании или психолого-педагогического сопровождения образования лиц с проблемами развития. Обучаясь в магистратуре, студенты уже имеют базовые теоретические знания психолого-педагогического характера, однако учебные практики, начинающиеся с первого же семестра, позволяют закрепить эти знания и применить их непосредственно в работе психолога. По нашим наблюдениям, значительная часть студентов, закончив бакалавриат, сразу же поступает в магистратуру соответствующего профиля. Таким образом, среди обучающихся в магистратуре всегда довольно много студентов, имеющих неплохую теоретическую подготовку и весьма скромный опыт практической профессиональной деятельности.

Кроме того, учебные практики предоставляют магистрантам возможность профессионального взаимодействия со всеми участниками образовательного учреждения, а это родители учеников, педагоги, административные работники. Это позволяет дополнить систему профессиональных представлений магистрантов об образовательном процессе и специфике работы психолога образования. Умения и навыки психологического консультирования родителей учащихся, междисциплинарного взаимодействия с педагогами, делового общения с администрацией образовательного учреждения чрезвычайно важны в повседневной работе педагога-психолога [5].

Примеры практических заданий, направленных на формирование ключевых для будущих педагогов-психологов компетенций, отражены в табл. 1. Обратимся к анализу организации практик магистрантов.

Таблица 1. Формирование компетенций ФГОС в ходе учебных и производственных практик магистрантов

№ п/п

Компетенции ФГОС

Задания практик

Учебные практики

1

Способен к проведению психологического консультирования субъектов образовательного процесса

Анализ занятия психолога

Разработка и проведение психологического занятия

2

Способен к планированию и проведению коррекционно-развивающей работы с обучающимися, в том числе работы по восстановлению и реабилитации

Разработка коррекционно-развивающей программы

Проведение коррекционно-развивающих занятий в индивидуальной и групповой форме

3

Способен к планированию и проведению психологической диагностики обучающихся, в том числе метапредметных и личностных результатов образования

Осуществление профессионального психологического наблюдения

Разработка и реализация программы психодиагностического обследования

Производственные практики

4

Способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на основе результатов диагностики

Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося

Разработка психолого-педагогических рекомендаций на основе результатов диагностики

5

Способен оказывать психологическое содействие оптимизации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Анализ занятия педагога

Разработка рекомендаций по улучшению образовательного процесса

 

6

Способен к просветительской деятельности субъектов образовательных отношений, межведомственных команд и уязвимых групп населения

Разработка и проведение просветительского мероприятия

 

Одним из ключевых заданий учебной практики магистрантов является наблюдение за обучающимся и последующее составление психолого-педагогической характеристики на него. Практикантам выдаётся схема наблюдения за обучающимся, с помощью которой они могут зафиксировать особенности эмоционального развития ученика, специфику его самооценки, учебной деятельности и межличностных отношений. Наблюдая за учениками во время занятий и на переменах, практиканты учатся обращать внимание на качественные характеристики, которые невозможно выявить с помощью стандартизированных методик: как ученик реагирует на события, участником которых становится, чему радуется и чего боится, что делает, столкнувшись с препятствием, как проявляет свои чувства и т.д. Составляя психолого-педагогическую характеристику ученика по результатам такого профессионального наблюдения, магистранты не ограничиваются формальным перечислением тех или иных качеств, а создают целостные, динамичные образы, ярко вычерчивающие личность обучающегося.

Очень важно, чтобы во время прохождения учебной практики магистранты имели возможность перенять опыт психолога, работающего в образовательном учреждении, почувствовать всю специфику его деятельности. Для этого в рамках учебной практики предполагается посещение и анализ нескольких занятий психолога. В зависимости от базы практики и индивидуального стиля работы конкретного психолога, это могут быть самые разнообразные занятия – индивидуальные консультации с учениками, родителями и педагогами, развивающие и профилактические занятия, тренинги, психокоррекционные мероприятия в индивидуальной и групповой форме, различные виды психотерапии (арт-терапия, сказкотерапия и т.д.). Психологом базы практики совместно с руководителем практики в каждом конкретном случае принимается решение об оптимальной организации присутствия магистрантов на психологических занятиях, чтобы не помешать ходу этих занятий и вместе с тем позволить практикантам полностью погрузиться в атмосферу происходящего. К примеру, практикант может выполнять роль помощника психолога в тренинге или вести протокол психологического консультирования, или же, при возможности, осуществлять наблюдение за занятием через зеркало Гезелла. Каждое занятие психолога, на котором присутствовал магистрант, он подробно анализирует по предложенным ему схемам.

Если учебные практики способствуют систематизации и упрочению теоретических знаний, развитию навыков самостоятельной профессиональной деятельности, то производственные практики, включая преддипломную, позволяют практикантам решать реальные профессиональные задачи, реализуя приобретенные навыки в полноценной самостоятельной профессиональной деятельности. Это находит своё отражение в заданиях, которые получают практиканты. К примеру, осуществляя мониторинг образовательной среды конкретного образовательного учреждения, практиканты разрабатывают психолого-педагогические рекомендации по улучшению образовательного процесса. Рекомендации могут быть адресованы различным субъектам образовательной среды, но в любом случае они должны быть конкретны, исполнимы и аргументированы. Это, на первый взгляд не самое сложное, задание предполагает большую аналитическую работу, умение правильно определить причину тех или иных затруднений, неполадок в образовательном процессе и найти верный путь их устранения.

Безусловно, практическая подготовка невозможна без освоения навыков психокоррекционной работы. Поэтому производственная и преддипломная практики на выпускном курсе магистратуры предполагают разработку и реализацию психолого-педагогических занятий с участниками образовательного процесса. Важно, что подобная работа требует от магистрантов максимальной степени самостоятельности – начиная с принятия решения о том, какие приемы психокоррекции лучше всего применить, и заканчивая тщательной рефлексией каждого проведенного занятия [9]. Практиканты свободны в выборе субъектов психокоррекционного воздействия – опираясь на результаты собственной диагностики или запрос психолога учреждения, они могут осуществлять коррекционно-развивающую работу как с учащимися, так и с их родителями или педагогами. Преследуя цель сформировать у магистрантов целостное и полное представление об образовательном процессе, имеет смысл предоставить им возможность поработать со всеми субъектами образовательной среды, а не только с учениками, как это чаще всего бывает при организации практической подготовки студентов. Реализуемые на практике коррекционно-развивающие занятия могут быть частью более длительной психологической программы, которая применяется психологом образовательного учреждения (например, несколько занятий по развитию волевых качеств в рамках программы развития эмоционально-волевой сферы учащихся) или самостоятельными, отдельными мероприятиями (например, 2-3 встречи с родителями ученика с целью решить конкретную проблему).

Завершает практическую подготовку магистрантов выпускная квалификационная работа, позволяющая оценить не только теоретические знания, но и практические навыки выпускника. При написании магистерской диссертации магистранту необходимо решить конкретную научно-исследовательскую задачу, что в обязательном порядке предполагает самостоятельное осуществление на практике различных видов деятельности психолога образовательного учреждения.

На завершение выпускной квалификационной работы направлена преддипломная практика – последняя в ряду учебных и производственных практик магистратуры. В ходе преддипломной практики магистранту предлагается описать организацию своего исследования, обозначив исследуемую проблему и охарактеризовав всю процедуру исследования. Это позволяет студенту увидеть свою работу целиком, оценить проделанную работу, выявить недостатки и упущения, которые необходимо исправить. Затем, описывая результаты эмпирического исследования, студент делает выводы, обобщая итоги исследования и подтверждая или опровергая свою гипотезу. Это важнейшая составляющая преддипломной практики, которая позволяет соединить воедино результаты эмпирического исследования и теоретические выкладки. В зависимости от целей и задач исследования, магистрант разрабатывает психолого-педагогические рекомендации или какой-либо комплекс психологических занятий в соответствии с выявленной им проблемой.

Отчет по преддипломной практике обязательно включает в себя подведение итогов научно-исследовательской работы, когда студент в сжатом виде рассказывает о проделанной работе и решенных задачах, выстраивает перспективу дальнейшей научно-практической работы.

Однако научно-исследовательская деятельность магистрантов не ограничивается преддипломной практикой. В течение всего периода обучения магистрантами осуществляется научно-исследовательская работа [4]. Под руководством преподавателей магистранты осуществляют эмпирические исследования психолого-педагогической направленности. Особое внимание уделяется интерпретации полученных данных – магистранты учатся формулировать научные проблемы, искать их решения, делать содержательные, аргументированные, логически грамотные выводы. Следует отметить, что эффективная организация научно-исследовательской работы магистрантов предполагает точно выверенное сочетание самостоятельной работы обучающихся и научного руководства со стороны преподавателей. Одна из важнейших задач научно-исследовательской работы в магистратуре – это развитие самостоятельного научного мышления, без чего невозможно полноценное формирование профессионально значимых качеств. Преподаватель, осуществляющий руководство научно-исследовательской работой, по сути является наставником, чья роль заключается в том, чтобы показать студенту дорогу, по которой он должен идти самостоятельно [8].

Научно-исследовательская работа наиболее тесно связана с преддипломной практикой, так как одной из их общих целей является успешное завершение и защита выпускной квалификационной работы. Однако, научно-исследовательская работа, продолжающаяся два или два с половиной года (в зависимости от формы обучения), закономерно и логично связана со всеми учебными курсами магистрантов. Именно в ходе осуществления научно-исследовательской работы магистранты получают возможность сформировать и развить практические навыки в тех областях профессиональной деятельности, которым посвящены те или иные учебные дисциплины. Так, научно-исследовательская работа магистрантов, обучающихся по программам «Психологическое консультирование в образовании» и «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» может быть связана с проектированием и мониторингом индивидуальных программ образования и социализации, разработкой и проведением тренингов, применением техник арт-терапии, сказкотерапии в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Таким образом, практическое обучение магистрантов осуществляется через ряд последовательных и логически взаимосвязанных практик, а также научно-исследовательскую работу, сочетает в себе все виды деятельности психолога образования, отражает основные теоретические знания, приобретаемые магистрантами в ходе профессиональной подготовки.


Список литературы

1. Андреева И. Г., Брыкова Л. В. Концепция практико-ориентированного подхода к образованию в высшей школе // Известия ВГПУ. - 2020. №5 (148). - С. 4-9.
2. Байбородова Л. В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки). – 2015. – № 1. – Т. II. – С. 47.
3. Бугославская А. В. Практико-ориентированная направленность профессиональной подготовки будущих психологов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - № 61-2. - С. 81-84.
4. Ганьшина Г. В., Бабаева Е. В. Научно-исследовательская работа как условие успешной профессиональной подготовки магистрантов // Вестник ТГУ. - 2018. - №5 (175). - С. 114-121.
5. Глузман Ю. В. Практическая подготовка студентов в рамках сетевой магистерской программы // Гуманитарные науки. - 2018. - №1 (41). – С. 136-141.
6. Косыгина Е. А., Отт Н. Г. Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в условиях образовательной среды высшего учебного заведения // Известия ВГПУ. - 2019. - №6 (139). – С. 21-24.
7. Миназова В.М., Багирова З.К. Формирование профессионального самосознания будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-samosoznaniya-buduschego-pedagoga-psihologa-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 01.04.2021).
8. Мирошниченко И.Н. Развитие самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в вузе: педагогические подходы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2020. - № 06 (47). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-samostoyatelnosti-studentov-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze-pedagogicheskie-podkhody.html (Дата обращения: 28.03.2021)
9. Романова М. В., Ледовских И. А. Методы развития профессиональной рефлексии у будущих психологов в условиях вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №12. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-professionalnoy-refleksii-u-buduschih-psihologov-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 28.03.2021).
10. Ярыгина Н. Ю., Францева Ю. Е. Специфика организации образовательного процесса подготовки психологов-консультантов, обучающихся по образовательной программе магистратуры "психологическое консультирование" // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2020. - №2 (58). – С. 186 – 192.

Расскажите о нас своим друзьям: