Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 37.015.3

Дата публикации 19.09.2022

Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей в медицинском вузе

Герасимова Татьяна Владимировна
ст. преподаватель кафедры реабилитологии и сестринского дела, Медицинский университет «Реавиз», ul.h2015@yandex.ru
Корнилова Ольга Алексеевна
д.пс.н., доцент, Самарский филиал Московского городского педагогического университета, o.a.kornilova@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема отсутствия психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств личности будущих врачей. Целью статьи является анализ опыта внедрения Модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей при обучении в вузе. Предложена авторская Модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей. Модель включает в себя диагностический, организационно-содержательный компоненты и критерии оценки программы психолого-педагогического сопровождения. Раскрывается содержание понятия «модус «бытия», формирование которого является важной задачей Модели. Доказана результативность предложенной Модели (достоверное повышение модуса бытия и снижение модуса обладания у студентов после участия в программе).
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессионально важные качества, будущие врачи, модус бытия, психолого-педагогические условия, образовательная среда

Experience in implementing the model of psychological and pedagogical support for the formation of a complex of professionally important personality qualities of future doctors in a medical university

Gerasimova Tatyana Vladimirovna
Senior Lecturer of the Department of Rehabilitation and Nursing, Medical University "Reaviz"
Kornilova Olga Alekseevna
Doctor of Psychological Sciences, Docent Samara Branch of the Moscow City Pedagogical University

Abstract: The article is headlined the problem of the lack of psychological and pedagogical support for the formation of professionally important personality qualities of future doctors. The article is aimed at analyzing the experience of introducing the Model of psychological and pedagogical support for the formation of a complex of professionally important personality qualities of future doctors when studying at a university. The author's Model of psychological and pedagogical support for the formation of a complex of professionally important personality qualities of future doctors is proposed. The model includes diagnostic, organizational and content components and criteria for evaluating the program of psychological and pedagogical support. The content of the concept of «mode of «being», the formation of which is an important task of the Model, is revealed. The effectiveness of the proposed Model is proved (a significant increase in the mode of being and a decrease in the mode of possession in students after participating in the program).
Keywords: psychological and pedagogical support, professionally important qualities, future doctors, mode of being, psychological and pedagogical conditions, educational environment

Правильная ссылка на статью
Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей в медицинском вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-kompleksa-professionalno-vazhnykh-kachestv-lichnosti-budushhikh-vrachej-v-meditsinskom-vuze.html (Дата обращения: 19.09.2022)

В настоящее время традиционное медицинское образование в большей степени ориентировано на овладение студентами специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, при этом недостаточно внимания уделяется вопросам формирования профессионально важных качеств личности. Между тем современное общество рассматривает выпускника медицинского вуза не только как грамотного специалиста, но и как личность, способную действовать в нестандартных ситуациях, принимать решения, способную к творческой самореализации и саморазвитию, обладающую толерантным отношением к другим людям и многими другими характеристиками, необходимыми в профессиональной деятельности врача.

В результате теоретического анализа, работой с профессиограммами и собственных исследований в комплекс профессионально важных качеств врачей (ПВК) нами были включены следующие: модус обладания; саморегуляция и интернальность; учебно-познавательная и профессиональная мотивация;  черты самоактуализирующейся личности; социально - психологические установки на альтруизм, труд, процесс; эмпатия; ценностные установки гуманистической и творческо-познавательной направленности.

Модус служения (бытия) представляет собой высший этап профессионального становления врача. Соответственно, проявлением духовности у студентов медицинского вуза выступают такие составляющие модуса служения как свобода, воля, ответственность, нравственность, милосердие, любовь, творчество. Основное в модусе служения заключается в том, что именно в этом модусе врач впервые предстает как целостный субъект, входящий в стадию универсализации, в область общечеловеческих смыслов [7, с.210].

Проведенный нами анализ исследований, результаты собственных экспериментов позволили выявить проблему отсутствия психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессионально важных качеств студентов медицинских вузов и поставили перед нами задачу разработки Модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей, акцентируя особое внимание на повышении модуса бытия у студентов.

Цель модели – обеспечение психолого-педагогических условий, направленных на формирование комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей.

Поставленная цель может быть достигнута  посредством решения  следующих задач:

  • овладение психологическими знаниями, умениями, навыками;
  • повышение модуса бытия у будущих врачей;
  • развитие навыков психосаморегуляции;
  • повышение уровня самоактуализации личности;
  • повышение показателей интернальности у студентов;
  • развитие эмпатии;
  • коррекция ценностных ориентаций, выраженности внутриличностных конфликтов и внутреннего вакуума;
  • развитие профессиональных и учебных мотивов;
  • развитие установок в мотивационно-потребностной сфере.

Данная модель учитывает внешние условия образовательной среды и внутренние условия. Внешние психолого-педагогические условия формирования у будущих врачей комплекса ПВК образовательной среды:  развитие психолого-педагогические компетентности преподавателей университета и обеспечение внешних условий образовательной среды вуза, и внутренние условия:  содействие студенту в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; индивидуальный подбор и реализация программы психолого-педагогического сопровождения по формированию комплекса ПВК личности будущих врачей; психологический мониторинг (динамическое отслеживание уровня комплекса профессионально важных качеств личности студентов (от первого до выпускного курсов), обеспечивающих реализацию следующих направлений деятельности: просветительский, консультативный и коррекционный с использованием средств,  методов и  форм (теоретические, методические, практические, активные/ интерактивные, лекции, тренинги) [5 с.206]

Модель психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей представлена следующими модулями: просветительским (предварительное индивидуальное консультирование, лекции), коррекционным и развивающим (практические занятия, тренинги).

Структурными компонентами модели являются:

1)диагностический компонент, включающий в себя психодиагностику уровня сформированности комплекса ПВК личности;

2)организационно-содержательный компонент, включающий в себя обеспечение психолого-педагогических условий формирования комплекса ПВК студента - будущего врача.

К внутренним условиям относят помощь (содействие) студенту в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологический мониторинг, индивидуальный подбор и реализацию программы психолого-педагогического сопровождения по формированию комплекса ПВК будущих врачей.  Внешними условиями являются образовательная среда вуза, кадровые условия, предусматривающие развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей.

Данный компонент Модели реализуется с использованием определенных средств,  методов и  форм (теоретические, методические, практические/активные, интерактивные/лекции, тренинги) и определенными модулями психолого-педагогической программы, которые разработаны в зависимости от уровня сформированности комплекса ПВК и личностно-мотивационных особенностей студентов, а также от данных мониторинга и анализа внешних условий образовательной среды;

3)прогнозируемый результат по  следующим критериям:

эмоционально-волевой (характер психоэмоционального самочувствия, стрессоустойчивость, волевая регуляция поведения);

деятельностный (сформированность навыков эффективной профессиональной деятельности);

 ценностно-поведенческий (сформированность здоровьесберегающего поведения в системе профессиональных отношений);

 физический (способность будущего медика к развитию собственного физического и студентов о комплексе ПВК личности будущего медика);

когнитивный (система представлений студентов о комплексе ПВК личности будущего медика).

Также в модели обозначены уровни сформированности комплекса ПВК личности: недостаточный – достаточный – высокий.

Внутренние условия могут быть достигнуты посредством реализации Программы психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей.  Программа рассчитана на 144 академических часа, включает предварительное индивидуальное консультирование.

По итогам экспериментального исследования были выделены группы студентов с различным уровнем сформированности комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей, различными личностными и мотивационными особенностями. В зависимости от полученных результатов нами определены особенности работы по развитию комплекса ПВК для каждой выделенной нами категории студентов.

При недостаточном уровне сформированности комплекса профессионально важных качеств личности большое внимание уделяется просветительской работе, раскрытию сущности психолого–педагогического сопровождения, его цели, задач, содержания и форм сопровождения, повышению психологической компетентности студентов в вопросах роли психологических знаний в профессиональной подготовке студента медицинского вуза, их применению в профессиональной деятельности, структуре комплекса профессионально важных качеств личности будущего врачаа, вопросам самопознания и саморазвития,  понятию прогрессивного мотивационного профиля, ориентированного на профессию как на служение людям и т.д.

При достаточном уровне сформированности комплекса профессионально важных качеств личности, подразумевающем хороший уровень психологической компетентности, акцент смещается на коррекционный модуль модели, который обеспечивает создание психолого-педагогических условий для студентов в соответствии с их индивидуально–типологическими особенностями.  С помощью практических, тренингов с будущими врачами проводится работа по коррекции ценностей, мотивов и потребностей, значимых в профессиональной деятельности, повышению самоконтроля и саморегуляции поведения, развитию эмпатии и разных ее каналов, эффективному общению в профессиональной деятельности и т.д.

Высокий уровень сформированности комплекса ПВК предполагает высокую мотивацию к развитию указанных свойств, мотивирование однокурсников своим примером, высокий уровень интернальности и общей саморегуляции поведения. Поэтому с данной группой студентов целесообразно в качестве мишени психокоррекционного воздействия применять развивающий модуль. Тренинги направлены на повышение самопознания и саморазвития, эффективное профессиональное врачебное взаимодействие, проблемные зоны профессионального врачебного общения, отработку эффективных моделей общения между коллегами и в системе «врач – пациент».

Теоретический материал программы направлен на развитие профессиональных знаний, умений и навыков. Для реализации его применялись лекционные занятия, метод беседы, метод кейсов, дискуссии, мозговой штурм на предложенные темы.

Наибольшее внимание в данном разделе уделялось развитию когнитивного компонента, который представлен в знаниях об изучаемых явлениях, понятиях, динамике происходящих процессов и т. д., которые содержатся в каждом из представленных блоков и направлены на интеллектуальное развитие.

Тренинговый компонент программы направлен на развитие когнитивных, эмоциональных, поведенческих и личностных составляющих комплекса ПВК, что представлено в направленности на развитие навыков психосаморегуляции, позитивных социальных установок, интернальности, эмпатии, ценностных ориентаций, интернального локуса субъективного контроля, учебных и познавательных мотивов. Социально-психологический тренинг способствует раскрытию внутреннего потенциала будущих врачей, осознанию личных ресурсов и внутренних инструментов успешности, развивает системное мышление и создает для них условия выбора максимально эффективных путей решения поставленных профессиональных задач [4 с.15].

Обучение творчеству, а не знаниям, понимаемое как ценностная установка инновационного обучения, обозначает развитие способности личности изменять основу собственной деятельности и взаимодействий, выстраивать и преобразовывать программы для их осуществления при сотрудничестве с другими профессионалами, не утрачивая при этом из-за проблем неопределенного будущего смыслов, ценностей и целей человеческого существования [6, с.6].

Выборка исследования была представлена 180 студентами выпускных курсов медицинского университета, половина из которых составила экспериментальную, половина - контрольную группы. Перед началом реализации программы все студенты прошли диагностическое обследование с помощью методик на определение уровня ПВК. Для оценки уровня модуса бытия и модуса обладания применялась «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана. С её помощью определяются мотивы общественной полезности, общей и творческой активности, представляющие по сути свойства самоактуализирующейся личности, потребности «роста», составляющие основу модуса бытия.  Мотивы поддержания жизнеобеспечения, социального статуса и комфорта отражают «общежитейский» профиль личности, направленность в большей степени на то, чтобы «иметь», а не «быть». Свойственны модусу обладания.

После участия студентов экспериментальной группы в программе было произведено повторное психодиагностическое обследование. 

Произведена оценка результативности реализуемой модели. Апробация модели доказала ее результативность,  подтвержденную методами математической статистики.  Реализация модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса ПВК личности будущих врачей позволила скорректировать показатели комплекса ПВК. Повысились показатели по шкалам саморегуляция; ценности «здоровье», «любовь», «верные друзья», «познание», «счастливая семейная жизнь»; интернальность в межличностных и производственных отношениях, в сфере здоровья; такие качества самоактуализирующейся личности как ориентация во времени, гибкость поведения, взгляд на природу человека, самопринятие, познавательные потребности, креативность; проникающая способность эмпатии, идентификация, суммарная шкала эмпатии; установки на процесс и труд; профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы и мотив творческой самореализации. У студентов снизились показатели значимости ценностей: «красота природы и искусства», «материально обеспеченная жизнь», «уверенность в себе», «свобода»; вакуум по ценностям «верные друзья», «познание», «творчество»; установка на эгоизм; уровень мотива избегания.

На рисунке 1 видна динамика суммарных показателей по методике «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана.

После реализации Модели количество студентов с модусом обладания статистически значимо снизилось с 53,3 % до 37,7%, что означает снижение значимости мотивов поддержания жизнеобеспечения, социального статуса и комфорта. Преобладание модуса бытия до эксперимента  было у 46,7 % студентов, после проведения эксперимента число таких студентов достоверно повысилось до 63,3%, что свидетельствует о повышении общей, творческой активности, общественной полезности. Т.е. у студентов экспериментальной группы показатели модуса бытия значительно превысили показатели модуса обладания и приблизились  по данному показателю к критериям экспертной группы (но не достигли их). У группы экспертов (высококвалифицированных специалистов) модус бытия преобладает у 70 %, а модус обладания – у 30 %.

Рис. 1. Сравнение показателей модусов бытия и обладания у студентов до и после эксперимента и экспертов

Статистика углового преобразования Фишера позволила установить различия между процентными долями студентов с преобладанием модуса бытия над модусом обладания в ЭГ 2 (φ*=2,0; р≤0,05).

В экспериментальной группе до участия в программе закономерностей в этом плане не установлено. У высококвалифицированных специалистов же модус бытия преобладает у 70 %, а модус обладания – у 30 %. Различия в преобладании модуса бытия над модусом обладания установлены с достоверностью р≤0,01 (φ*=2,6).

В контрольной группе достоверно значимых изменений за тот же период не обнаружено.       

Так как мы принимаем  критерии уровня сформированности комплекса ПВК у экспертной группы (высококвалифицированных врачей) эталонными, соответствующими современному социальному заказу и требованиям ФГОС ВО, то можем констатировать, что результаты формирующего эксперимента в экспериментальной группе выборки являются следствием реализации  Модели психолого-педагогического сопровождения формирования комплекса профессионально важных качеств личности  будущих врачей.

Предложенная модель может быть использована  в качестве эффективного средства профессионального развития будущих врачей, а также в практической деятельности субъекта высшего образования, осуществляющего подготовку врача как в рамках освоения основных профессиональных программ, так и в рамках дополнительного профессионального образования.


Список литературы

1. Адзиев Р. С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика // Молодой ученый. – 2019. – № 43. – С. 223–225.
2. Деркач А. А. Моделирование профессионального становления выпускника вуза / А. А. Деркач, С. А. Федоренко // Развивающаяся психология – основа гуманизации образования. Т. 2 / под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – С. 81–82.
3. Корниенко А. В. Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте модуса личностного бытия // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1761–1765. – URL: https://moluch.ru/archive/115/31213/ (дата обращения: 30.08.2022).
4. Кулева Е. Б. Психологический тренинг в медицине. – М.: Литрес, 2017.-168с.
5. Лунина Н. А. Учебная деловая игра в образовательном процессе подготовки врача-стоматолога в медицинском вузе / Н. А. Лунина, А. А. Филозоп // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2018. – С. 206–209.
6. Ляудис В. Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. – М., 1994. – 202с.
7. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Академия, 1995.-с. 210.

Расскажите о нас своим друзьям: