Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 37.013

Дата публикации 20.03.2023

Опыт применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного учреждения

Сокова Елизавета Васильевна
аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир, k.e.v_arm@mail.ru

Аннотация: В статье представлен опыт реализации дистанционных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Всестороннее рассмотрение использования дистанционных технологий в практической работе педагогов свидетельствует об эффективности ее применения при соблюдении определенных условий: тщательного структурирования предлагаемого родителям материала, оптимального выбора электронного ресурса и др. В данной статье изложена модель применения дистанционных технологий в работе с родителями с учетом особенностей взаимодействия в дистанционном формате.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, взаимодействие, профессиональная деятельность.

Experience of using distance learning technologies in working with parents of preschool children

Sokova Elizaveta Vasilyevna
Postgraduate student of the Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University of the Russian Federation, Armavir

Abstract: The article presents the experience of implementing remote technologies in working with parents of pupils of a preschool educational institution. A comprehensive review of the use of remote technologies in the practical work of teachers testifies to the effectiveness of its application under certain conditions: careful structuring of the material offered to parents, the optimal choice of an electronic resource, etc. This article presents a model of the use of remote technologies in working with parents, taking into account the peculiarities of interaction in a remote format.
Keywords: distance learning technologies, federal state educational standard of preschool education, interaction, professional activity.

Правильная ссылка на статью
Сокова Е.В. Опыт применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного учреждения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-primeneniya-distantsionnykh-obrazovatelnykh-tekhnologij-v-rabote-s-roditelyami-vospitannikov-doshkolnogo-uchrezhdeniya.html (Дата обращения: 20.03.2023)

В последнее десятилетие отмечается стремительное развитие современных телекоммуникационных и информационных технологий, что привело к становлению нового общества – информационного. Использование технической среды затронуло все сферы жизни человека, в том числе и дошкольное образование.

Одним из средств организации педагогического процесса в дошкольном учреждении является применение дистанционных образовательных технологий.

В статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].

Как образовательное учреждение детский сад реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивая воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей с раннего возраста до семи лет. Учитывая возрастные особенности воспитанников, эффективно организовать педагогический процесс в детских группах возможно только посредством установления партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников или их законными представителями.

Целью применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного учреждения является создание доступных условий для оказания профессиональной помощи семье в вопросах воспитания, обучения и жизнедеятельности ребёнка.

Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:

  1. Установление партнерские отношения с родителями каждого ребенка, объединение усилий для воспитания, обучения и развития дошкольника, создание необходимой эмоциональной взаимoподдержки и совместного преодоления трудностей.
  2. Активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.  

Накопленный опыт применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №29 города Армавира Краснодарского края позволил выстроить современную модель взаимодействия между педагогами образовательной организации и родителями воспитанников. В данной модели родители выступают равноправными участниками образовательных отношений. 

Содержание дистанционной формы работы с родителями воспитанников дошкольного учреждения условно можно разделить на три блока, представленные на рис.1:

Рисунок 1. Содержание работы с родителями посредством использования дистанционных технологий

Тематика взаимодействия между родителями и педагогами может иметь содержание как опосредованное каждым блоком (например, опрос в Google Форме показал, что родители имеют недостаточный уровень знаний о предпочтительных в данной возрастной группе детей играх на развитие речи, далее воспитатель записывает видео консультацию с практическими рекомендациями, а затем размещает в родительском чате фотографии с рекомендуемыми пособиями), так и автономное (например, размещение фотографий детских рисунков в родительском чате).

В зависимости от количества участников дистанционного взаимодействия традиционно выделяют следующие формы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

По временной организации обмена информацией между родителями и педагогами дошкольного учреждения выделяют:

Online формат— это получение интересующей информации при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Реализуется посредством обмена информации в мессенджерах, проведение видеоконференций.

Offline формат - это самостоятельный обзор родителем интересующей информации путем просмотра сайта учреждения, официальных страниц в социальных сетях, перехода по предоставленным педагогом ссылкам, а также с помощью электронной почты.

Использование дистанционных технологий предусматривает овладение участниками взаимодействия, педагогами и родителями, программами и мессенджерами. В дошкольном учреждении апробированы и в зависимости от вида работы активно используются инструменты дистанционного взаимодействия, представленные на таблице 1.

Таблица 1. Инструменты дистанционного взаимодействия

Вид работы

(с примерной тематикой)

Форма проведения

Используемые программы и мессенджеры

1.

Видео и мультимедиа консультации общего доступа (например, «Поделка к Новому году», «Веселая артикуляционная гимнастика» и др.)

off-line

on-line

PowerPoint

Telegram

ВКонтакте

https://www.ispring.ru/

2.

Индивидуальные видео и мультимедиа консультации (например, «Как научить ребенка запоминать стихи», «Агрессивный ребенок: причины, пути решения» и др.)

off-line

on-line

Telegram

Яндекс.Телемост

WhatsApp

3.

Вебинары (например, внеплановое родительское собрание)

on-line

https://webinar.ru/

Яндекс.Телемост

4.

Размещение информации в общем допуске

off-line

off

Сайт дошкольного образовательного учреждения

Telegram

ВКонтакте

5.

Ежемесячная рубрика «Советы специалистов»

6.

Рекомендации по закреплению полученных на занятиях знаний (например, домашние задания по заданию учителя-логопеда)

off-line

Индивидуальная электронная почта

Telegram

ВКонтакте

WhatsApp

7.

Оперативный обмен информацией

on-line

Telegram

WhatsApp

8.

Демонстрация элементов занятий, развлечений, режимных моментов (с согласия родителей)

off-line

on-line

Telegram

WhatsApp

9.

Проведение опросов по вопросам организации педагогического процесса

off-line

on-line

Яндекс Формы

Google Формы

 

Опыт применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного учреждения выявил ряд особенностей, отличающих её от непосредственного, т. е. «живого» общения, а именно:

  • расширение границ и возможностей общения не зависимо от места пребывания участников образовательного процесса;
  • обе стороны взаимодействия в процессе общения имеют возможность находиться в своем привычном жизненном режиме;
  • общение осуществляется преимущественно в письменной форме (e-mail, чат), что позволяет совершенствовать навыки и умения письменной речи, способствуя обогащению словарного запаса и расширению кругозора;
  • дистанционное взаимодействие способствует повышению информационной культуры (компьютер воспринимается как средство для получения знаний).

Анализ проводимой работы позволяет утверждать, что дистанционные образовательные технологии помогают родителям при помощи педагогов эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, построить общение с детьми более интересно, качественно и насыщенно. В то же время, дети имеют возможность получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких им людей.

Таким образом, в целом, опыт использование дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения свидетельствует об эффективности применения информационно-коммуникационных технологий, так как при взаимодействии между участниками воспитательно-образовательного процесса создаётся необходимый уровень вариативности, качества, индивидуализации и дифференциации.


Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. ОТ 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) (ред. от 30.12.2021). URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/ (дата обращения 19.03.2023).
2. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 6-е изд.стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В.Васильевой / Под ред. Н.Е. Вераксы.
4. Приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://kodeks.ru/ (дата обращения 19.02.2023).
5. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. – М,: Изд-во «Про-Пресс», 2020 – 33 с.
6. Буйместру, И. А. Использование дистанционных технологий в детском саду: взгляд воспитателя / И. А. Буйместру. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5438/ (дата обращения: 20.03.2023)

Расскажите о нас своим друзьям: