Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 376.1

Дата публикации 31.01.2022

Опыт мониторингового исследования качества образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ

Терещенко Владимир Валерьевич
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», соруководитель ОМО педагогов-психологов Смоленской области, Terechenko2007@yandex.ru
Захаренкова Елена Сергеевна
руководитель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии № 2 города Смоленска, zes72@mail.ru
Терещенко Татьяна Михайловна
педагог-психолог территориальной психолого-медико-педагогической комиссии № 2 города Смоленска, tereschenko.tatjana2018@yandex.ru

Аннотация: В статье представлен опыт проведения мониторинга качества предоставления образовательных услуг территориальной психолого-медико-педагогической комиссией для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинговое исследование позволило провести оценку качества образования в городе Смоленске в связи с реализацией образовательными организациями специальных условий обучения в рамках адаптированных основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования.
Ключевые слова: мониторинг, ребенок с ОВЗ, территориальная-психолого-медико-педагогическая комиссия, образование.

Monitoring the quality of educational services for students with disabilities

Tereschenko Vladimir Valerievich
Phd in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Departament of General Psychology, Smolensk State University, Co-Head of Departament of Psychological Education, Psychology Teachers of the Smolensk Region
Zakharenkova Elena Sergeevna
head of the territorial psychological, medical and pedagogical commission No. 2 of the city of Smolensk
Tereshchenko Tatyana Mikhailovna
teacher-psychologist of the territorial psychological, medical and pedagogical commission No. 2 of the city of Smolensk

Abstract: The authors present the monitoring of quality educational services for students with disabilities which is carried out by the territorial psychological-medical-pedagogical commission. The monitoring study made it possible to assess the quality of education in Smolensk in connection with the implementation of special learning conditions for adapted basic educational programs of preschool, primary general, basic general education by educational organizations.
Keywords: monitoring, a child with disabilities, territorial-psychological-medical-pedagogical commission, education.

Правильная ссылка на статью
Терещенко В.В., Захаренкова Е.С., Терещенко Т.М. Опыт мониторингового исследования качества образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-monitoringovogo-issledovaniya-kachestva-obrazovatelnykh-uslug-dlya-obuchayushhikhsya-s-ovz.html (Дата обращения: 31.01.2022)

В начале второго десятилетия ХХI века образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в исследованиях С.В. Алешиной [1], Н.В. Пестовой, М.С. Сергеевой [4] все больше рассматривается как целостная система, в которой обучаются дети с разными отклонениями в развитии. Среди них - обучающиеся с интеллектуальными, двигательными, сенсорными, атипичными нарушениями. В последнее время мы наблюдаем устойчивую тенденцию образования детей с ОВЗ путем внедрения инклюзивного образования. Оно в наши дни не только предполагает возможности построения траектории совместного обучения со сверстниками (дети с нормативным психическим развитием и дети с нарушениями физического и (или) психического развития обучаются совместно), но и возможности усиления степени участия каждого обучающегося в академической и социальной жизни образовательной организации путем снижения изолированности в многообразных процессах ее развития. Исследования А.М. Каца [2] , Н.М. Назаровой [3] раскрывают опыт интеграции, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в России с использованием модели «поглощение».

Оперируя современными нормативно правовыми документами, прежде всего законом РФ «Об образовании» [8], систему оценки качества образования рассматриваем как совокупность ряда диагностических, оценочных процедур, позволяющих на основе оценки образовательных достижений продемонстрировать эффективность реализации образовательных (в том числе адаптированных образовательных программ). Важным ключевым средством оценки качества образования, является мониторинг. Он позволяет осуществить процесс отслеживания качественно-количественных изменений образования с учетом реализации условий достижения образовательных результатов в системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

Оценка возможностей имеющегося образовательного маршрута, а также условий включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную среду образовательной организации предоставляет возможность проанализировать ситуации, связанные с реализацией рекомендаций, предоставленных комиссиями для образовательных организаций. В наши дни возможности мониторинговой оценки эффективности выполненных рекомендаций ПМПК, являющейся важнейшей формой непрерывного психолого-педагогического сопровождения в рамках взаимодействия с родительским сообществом и психолого-педагогическими консилиумами школ и детских садов, являются приоритетными, тем самым позволяя отследить реализацию адаптированных образовательных программ (работа И.А. Третьяковой, Т.В. Ракутиной [7]. Проведение мониторингового исследования осуществлялось нами, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией №2 города Смоленска (далее сокращенно - ТПМПК №2) с целью оценки качества образования, связанного с реализацией образовательными организациями дошкольного, начального общего, основного общего образования тех специальных условий обучения, которые прописаны в наших заключениях. Здесь мы руководствуемся п. 12 Положения о ПМПК, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 года № 1082 [5] , который указывает на право ПМПК самостоятельно осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий, в том числе на основании обращения родителей. Для родителей обучающихся нами была разработана авторская анкета, содержание которой направлено на отслеживание выполнения рекомендаций, данных ТПМПК №2, направленных на реализацию разных адаптированных образовательных программ, предоставление образовательной организацией помощи специалистов психолого-педагогического профиля (учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, тьютора, ассистента). Анкетированием охвачено 62 родителя, участвующих с детьми в прохождении ТПМПК №2 с целью определения специальных условий обучения по программам дошкольного, начального общего, основного общего образования. Родителям обучающихся предлагалось ответить на 8 вопросов. Основная цель мониторинга направлена на формирование представлений специалистами ТПМПК о состоянии качества реализации специальных условий обучающимся с ОВЗ в соответствии с заключениями комиссии. Среди ключевых задач на первый план выступало определение важных средовых условий; наличие необходимого специального оборудования для реализации АООП; во-вторых, оценка кадрового обеспечения, позволяющего оценить наличие специалистов, способных обеспечить реализацию АООП, ну и, конечно же, возможности отследить динамику развития обучающихся.

Наше мониторинговое исследование позволило нам не только выделить и конкретизировать значимые проблемы, возникшие в образовательных ситуациях, но и реализовать возможности объективно оценить результативность взаимодействия со школьными психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений (далее консилиум). Опираясь на исследование М.М. Семаго [9], мы стремились оценить особенности и уровень развития ребенка, возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование, невозможно без взаимодействия со школьным психолого-педагогическим консилиумом.

На вопрос 1 «Какую программу рекомендовала ПМПК вашему ребенку при первичном обращении?» были даны следующие ответы: «обучение по основной образовательной программе»- 7 человек, «обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе» - 40 человек, «по ОО» (формулировка родителей)- 2 человека, другие варианты – 7 человек, нет ответа (родители не знают название программы) - 6 человек. Полученные ответы нам показывают, что 65% родителей способны верно трактовать общее представление о программе, но не могут в полной мере точно и полно воспроизвести ее название. 11% родителей называют ее как «основную образовательную»; 10% родителей не дают продуктивного ответа; 3% родителей неправильно называют программу; 11% родителей называют ее малопродуктивно, в большей степени используют житейские понятия и представления. Резюмируя выше сказанное, 79% родителей в целом готовы дать правильный и продуктивный ответ по-существу; 21% родителей дает малопродуктивный, неверный ответ.

На вопрос 2 анкеты «Обучала ли образовательная организация вашего ребенка по этой программе?» родителями обучающихся были даны следующие ответы: 44 родителя (71%) дали положительный ответ; 7 человек (11%) дают отрицательный ответ; 3 родителя (5%) не готовы дать продуктивный ответ; 2 родителя (3%) указывают на то, что ребенка по данной программе обучали «частично»; 1 родитель (2%) не понял, о чем идет речь; 5 родителей (8%) не дали ответа на вопрос. Таким образом, 71% родителей указали на то, что обучали своих детей по рекомендованной ТПМПК№ 2 программе.

Третий вопрос анкеты: «Если образовательная организация не обучала по адаптированной основной общеобразовательной программе, то по какой причине?». Родителями были даны следующие ответы: 1 родитель ответил, что «нет мест»; два родителя отказались отвечать на него; 1 родитель не предъявил заключение в образовательную организацию; большая часть родителей (58 человек; 93,5%) пояснили, что их дети обучаются по рекомендованным программам, что на 22,5% больше, чем положительных ответов на предыдущий вопрос. На наш взгляд, это связано прежде всего с тем, что родители редко участвуют в деятельности консилиума, в рамках работы которого можно выяснить и ответ на поставленный вопрос. 6,5% родителей не предъявляют заключение в образовательную организацию, либо вовсе не знают своих родительских прав в данном вопросе, часто не настаивают на реализации тех условий, которые образовательная организация обязана представить.

При ответе на вопрос: «Помощь каких специалистов представила образовательная организация на основании заключения ТПМПК №2?» 39 родителей (93%) пояснили, что им рекомендовали занятия с логопедом, но только 18 родителей (43%) ответили, что их получают. 46 (96%) родителей ответили, что им рекомендовали занятия с педагогом-психологом, но только 20 (42%) детей получают помощь специалиста. 17 (47%) родителей уточнили, что их детям были рекомендованы занятия с учителем-дефектологом, но только 12 детей (33%) реально получают эту услугу. Из 7 родителей (33%) отметили рекомендованные занятия с социальным педагогом, и только 1 родитель (5%) утверждает, что занятия с этим специалистом он посещает. Обобщенные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Информация о количестве предоставленных услуг специалистов в образовательной организации на основании заключений ТПМПК №2 г. Смоленска

Специалисты

Действительные рекомендации ТПМПК (количество заключений)

Мнения родителей

Нет ответа

Рекомендации ТПМПК

Предоставление образовательной организацией

1 родитель

Учитель-логопед

42

39

93%

18

43%

 

Педагог-психолог

48

46

96%

20

42%

 

Учитель -дефектолог

36

17

47%

12

33%

 

Социальный педагог

21

7

33%

1

5%

 

Полученные данные позволяют высказать предположения о том, что, с одной стороны, родители недостаточно информированы, в полной мере не владеют создавшейся ситуацией, не готовы глубоко анализировать их, с другой, образовательные организации города Смоленска самостоятельно не выполняют представленные рекомендации ТПМПК № 2. Эти обоснованные нами позиции отчетливо представлены в таблице и в процентном соотношении. Так, к примеру, занятия с педагогом-психологом рекомендовано 96% обследуемым комиссией детям, но по данным мониторинга ее получили только 42%. Занятия с учителем-логопедом рекомендовались 93% обучающихся, а получали данную помощь только 43% обучающихся и т.д.

На вопрос «Какое участие вы, как родители принимаете в оказании помощи ребенку в освоении образовательной программы?» 51 родитель (82%) считают существенной помощью в освоении школьной программы- совместное выполнение домашних заданий; 2 родителя (3,2%) акцентировали внимание на проведении дополнительных занятий, среди которых указаны чтение книг, выполнение артикуляционной гимнастики.; 3 родителя (5%) указали на участие детей в работе со специалистами ПМПС центров, дополнительные занятия с репетиторами по основным предметам программы. Таким образом, среди опрошенных родителей 82% считают, что для успешного овладения рекомендованными программами достаточно выполнение с детьми домашних заданий, только лишь 8,2% родителей нацелены на участие обучающихся в дополнительных занятиях со специалистами вне школы, в ПМС центрах, организации помощи через взаимодействие с репетиторами по базовым предметам образовательных программ. Важно также отметить, что 10% родителей не смогли дать развернутый ответ на вопрос. Менее половины опрошенных родителей отмечают заметную положительную динамику в освоении образовательной программы. Следовательно, добиться успехов в освоении рекомендованных образовательных программ можно при использовании различных видов помощи, в том числе с закреплением учебного материала, систематическим использованием коррекционно-развивающих технологий, а также и в домашних условиях в сочетании с динамическим наблюдением и поддержкой дополнительных специалистов в условиях ПМС центров.

Вопрос 6 «Обращались ли вы за помощью к врачам и выполняли их рекомендации?» было выявлено, что 45 родителей (73%) обращались за помощью к медицинским специалистам и выполняли их рекомендации, 16 родителей (26%) дали отрицательный ответ и 1 родитель (1,6%) не ответил на данный вопрос. Соответственно, большая часть родителей согласна с рекомендациями ТПМПК №2, обращалась за лечебно-консультативной помощью к врачам разных специальностей. 26% родителей не реализуют данные рекомендации, так как считают достаточным плановых диспансерных осмотров ребенка 1 раз в год; другие констатируют, что у ребенка ничего не болит, либо заявляют, что о необходимости наблюдения у врачей им никто не говорил, либо поясняют, что «врачи нам говорят, что у нас все хорошо».

На вопрос «Приглашала ли вас образовательная организация на заседания психолого-педагогического консилиума?» только 17 родителей (27%) дали положительный ответ, 40 родителей (65%) указали на отрицательный ответ и 5 человек (8%) оставили данный вопрос без ответа. Полученные данные позволяют нам сделать убедительный вывод о том, что в большинстве образовательных организаций города Смоленска реализация профессиональной деятельности психолого-педагогического консилиума осуществляется без присутствия родителей, что является нарушением законодательства в сфере образования, а именно Распоряжения Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [6]. Вопрос «Оцените результативность освоения образовательной программы вашим ребенком» - только 24 родителя (38%) наблюдают заметные и явные улучшения в ее результативности; 15 родителей (24%) указывают на незначительную динамику в усвоении образовательной программы; 14 родителей (23%) заявляют об отсутствии результативности в освоении рекомендованной образовательной программы. Таким образом, менее 50% родителей указали на положительную динамику, результативность в освоении рекомендованных адаптированных образовательных программ. Поэтому, на наш взгляд, важным является, во-первых, глубокое и всестороннее понимание структуры и содержания предлагаемой адаптированной образовательной программы всеми участниками образовательных отношений, во-вторых, осуществление систематического взаимодействия с педагогами, специалистами, с которыми рекомендовано проведение систематических занятий в образовательной организации, в-третьих, большое значение имеет реализация рекомендаций ТПМПК № 2 по вопросу осуществления лечебно-консультативной помощи врачами в связи с ведущим нозологическим диагнозом. Важным является акцент в беседе с родителями о проявлении заинтересованности в участии в деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательной организации при решении различных вопросов, связанных обучением, социализацией, развитием, поведением ребенка.

Для улучшения качества образования обучающихся с ОВЗ важно предоставлять рекомендованные услуги своевременно, планомерно, регулярно, в системе, разнообразии, продуктивном взаимодействии всех специалистов в системе образования и здравоохранения.

Мониторинговое исследование родителей, принявших участие в настоящем исследовании, позволило им выразить свое мнение о потребности в специальных условиях для эффективного обучения детей с нарушениями в развитии. Самое большое число родителей указало на необходимость проведения лечебно-восстановительных мероприятий. Далее акцент делался на востребованности в дополнительных уроках, психолого-педагогической поддержке, в коррекционных занятиях с логопедом, дефектологом, психологом, а также дополнительной информации не только о проблемах в развитии ребенка, но и его успехах. Родители стремились также высказать свое пожелание о наиболее значимых видах социальной и психологической помощи во многом именно в контексте воспитания ребенка с ОВЗ. Большая доля обследованных родителей (74%)указала на наличие в образовательных организациях специалистов педагогов-психологов и учителей-логопедов. Однако значительно меньше обследованных сделали акцент на отсутствие в них учителя-дефектолога и специального психолога. При анализе возможностей медицинского сопровождения детей с ОВЗ, родители высказывают определенные претензии, заключающиеся в том, что медицинский персонал состоит только лишь из медицинских сестер, при этом на лицо существенный дефицит кадров (отсутствие врачей- невролога, ортопеда, ЛФК, массажиста). В перечне предложений и пожеланий по повышению эффективности обучения детей с ОВЗ (23%) родителей высказались о необходимости составления программ обучения и воспитания в домашних условиях, проведении психолого-психотерапевтических техник в работе с членами семьи, в которой воспитываются такие дети.

Таким образом, для оценки качества образования в рамках реализации специальных условий обучения по адаптированным программам образовательными организациями дошкольного, начального общего, основного общего образования необходимо говорить о целостной системе условий, начиная с общих, важных для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, до индивидуальных, предоставляющих возможность осуществлять эффективно процесс социальной адаптации ребенка в соответствии с его характеристиками общего психического и физического развития и образовательными возможностями.

 


Список литературы

1.Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 87–89.
2. Кац А.М. Качество образования: подлинный смысл и бессмысленные процедуры // Директор школы. 2001. № 3. С.23-34.
3.Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Вестник Московского городского педагогического университета : научный журнал. 2009. № 3 (9). С.11-22.
4.Пестова И.В., Сергеева М.С. Модель деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. № 1–2 (54–55).
5.Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-kty/view/167761220/ (дата обращения: 23.12.2021).
6. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204 (дата обращения: 27.12.2021).
7. Третьякова И.А., Ракутина Т.В. Нормативные основания и организационные условия проведения мониторинга исполнения рекомендаций ПМПК образовательными организациями Свердловской области: Методическое пособие. Екатеринбург, 2020. С. 4–15.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.12.2021).
9.Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения: Методическое пособие / Семаго М.М. [и др.]. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2005.

Расскажите о нас своим друзьям: