Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022
УДК 37
Дата публикации 31.01.2022
Нейропсихологический подход в современной логопедии в работе с детьми с речевыми нарушениями
Назарьева Татьяна Петровна
Студент магистратуры 3 курса, Факультет Психологии, Российский государственный социальный университет, РФ, Москва, tatu4573@mail.ru
Аннотация: В статье обоснована актуальность применения нейропсихологического подхода, в процессе логопедической работы, который будет способствовать качественным изменениям речи у детей.
Ключевые слова: речь, нейропсихология, нейропсихологические методы, логопедическая работа.
3rd year master's student, Faculty of Psychology, Russian State social university, Russian Federation, Moscow
Abstract: The article substantiates the relevance of using a neuropsychological approach in the process of speech therapy, which will contribute to qualitative changes in speech in children.
Keywords: speech, neuropsychology, neuropsychological methods, speech therapy work.
Назарьева Т.П. Нейропсихологический подход в современной логопедии в работе с детьми с речевыми нарушениями // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nejropsikhologicheskij-podkhod-v-sovremennoj-logopedii-v-rabote-s-detmi-s-rechevymi-narusheniyami.html (Дата обращения: 31.01.2022)
Введение
По данным статистики, за последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.
Специалисты отмечают разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной, перцептивной и других сферах психической деятельности (И.Ю. Левченко, А.В. Семенович, Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, О.Н. Усанова и др.). По свидетельству исследований последних лет у 55% детей поступающих в первые классы массовых школ остается незавершенным дограмматический период усвоения языка; 50% детей дошкольного возраста входят в группу риска в связи с большой вероятностью возникновения у них в период школьного обучения недостатков письма и чтения; у более 60% современных дошкольников обнаруживаются проблемы в освоении родного языка и в точности речевых высказываний; (Л.Г. Парамонова, Т.В. Скребец, А.Г. Арушанова, Е.А. Екжанова, Н.П. Локалова, и др.).
Часто причины проблем кроются в наличие повреждений центральной нервной системы, возникающими в перинатальный период, в случае патологии родов и во время развития нервной системы в течение первых месяцев жизни ребёнка. Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенное звукопроизношение, несформированность фонематического слуха, отставание в расширении словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики [3].
Логопед не всегда может начать продуктивную коррекционную работу раньше 4 лет, исходя из физиологической незрелости, а нескольких лет до школы часто не хватает для качественной коррекции. Возникает вопрос, как оказать необходимую помощь в становлении нарушенного речевого развития для дальнейшего обучения ребенка, в рамках этого временного промежутка?
Чтобы организовать результативную логопедическую терапию целесообразно использование научной информации о развитии и особенностях становления психики ребенка. В чем, несомненно, поможет применение нейропсихологического подхода в логопедической работе, исследованиями которого занимаются наши современники Т.Г. Визель, М.И. Лынская, Ж.М. Глозман и другие [1, 5].
Важная роль в изучении речевых процессов принадлежит логопедии — науке о нарушениях речевого развития, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного воспитания и обучения.
Речь – первостепенная и наиболее совершенная форма общения, присущая исключительно человеку. В процессе коммуникации люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важный канал связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи позволяет развить навыки общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, имеет важное значение в формировании адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности дошкольника. Речь является сложным и многообразным психическим, физиологическим, мыслительным, языковым, сенсомоторным, процессом. В ней интегрируются как элементарные (гностико-практический, сенсомоторный), так и высокоорганизованные уровни (языковой, смысловой). Чтобы успешно заниматься профилактикой и коррекцией различных речевых нарушений, в полном объеме воздействовать на личность ребёнка, необходимо понимать симптоматику речевых нарушений, их механизмы, этиологию, соотношение неречевых и речевых симптомов в нарушении речевой деятельности.
Основной психической функцией является речь, поэтому при наличии мозговых дисфункциях одной из первых речь принимает удар на себя. Нарушаются все базовые компоненты речевой многофункциональной сферы: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, словарный запас, и связная речь.
Речевые нарушения – это отклонения от речевых стандартов, принятых в данной языковой среде, тотально или частично препятствующих речевому общению и социальной адаптации ребенка. В большинстве случаев, они обусловлены нарушениями в психофизиологическом механизме речи, не преодолеваются без помощи специалиста и оказывают влияние на психическое развитие детей.
Отечественные специалисты используют для обозначения речевых нарушений различные названия – «недоразвитие речи», «расстройства речи», «недостатки речи», «нарушение речи» «речевая патология», «нарушения речевого развития», «речевые отклонения», «дефекты речи».
Речевые нарушения исследуют большое количество наук: психология, медицина, лингвистика, психолингвистика и многие другие.
Системный подход к коррекции становления речи ребенка диктует необходимость подключения в логопедическую работу смежных методов. Межпредметные связи в современной логопедии с нейропсихологией, педагогикой, нейрофизиологией, возрастной психологией и другими, помогают расширить рамки воздействия, оказываемого на речевое и психическое развитие ребенка. Они способствуют оптимальному выбору метода коррекции и предупреждению речевых нарушений, что положительно отражается на дальнейшем обучении ребенка, и успешности в будущей жизни [7].
Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма. «Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают» (Т.Г. Визель).
Нейропсихология – научное направление, созданное на грани нейронауки и психологии, которое занимается изучением функционирования структур головного мозга, их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ. Благодаря труду А. Р. Лурия наука обогатилась, в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали центральным средством в диагностике повреждений мозга. Нейропсихология детского возраста рассматривает процессы формирования и развития психических функций. Она изучает развитие психики в сравнении - то есть в норме и при патологии [4].
Значимость нейропсихологического подхода состоит в том, что он является здоровьесберегающей, и что важно для детской популяции, игровой технологией. Его продуктивность, в том числе и в работе логопеда, не раз была доказана научными и практическими трудами.
Мы в свою очередь, на проведенном эксперименте попытались доказать эффективность комплекса нейропсихологических методик, применяемых логопедом в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Зачастую невозможно начать качественную коррекционную работу над речью ребенка в младшем школьном возрасте, по причине физиологической незрелости, а нескольких лет до школы часто не хватает для продуктивной коррекции.
Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для обучения, чтения и письма.
Нейропсихологическая коррекция служит качественным дополнением к основной коррекционной программе работы с детьми с нарушениями речи, и осуществляется не вместо нее, а вместе с ней.
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу, была выявлена недостаточная разработанность нейропсихологических методик, нацеленных на развитие детей с речевыми нарушениями, в процессе логопедической работы.
Объективная потребность совершенствования логопедической работы с использованием научно-обоснованных нейропсихологических методов обусловливает необходимость в создание нейрокоррекционных программ, учитывающих специфические особенности языковой и когнитивной сферы детей с нарушениями речи, которые в процессе многоаспектного воздействия будут содействовать преодолению речевых нарушений в целом.
Основной метод, используемый в нашем исследовании - метод замещающего онтогенеза. С помощью него, возможно качественно воздействовать и исправлять речевые отклонения, в письменной, и в устной речи. Это воздействие приводит к становлению единой организованной системы мозга и дает стабильный результат [3].
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Оренбурга в течении 6 месяцев. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет, в количестве 60 человек. Основным методом, применяемым в логопедии и в нашем эксперименте, и имеющим нейропсихическую ориентацию является метод замещающего онтогенеза. Посредством его применения происходит развитие всех высших психический функций и эффективная коррекция различных речевых нарушений. С помощью этого метода, удаётся активно воздействовать и исправлять речевые отклонения, как в письменной, так и в устной речи. Используемая нами диагностика «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста» (Ж.М. Глозман, А.Е.Соболева, Ю.О. Титова) решает задачи методологического и методического оснащения процесса нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста.
В программе нейропсихологического сопровождения детей по методу замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) были использованы четыре основных блока упражнений: - дыхательные; - глазодвигательные; - растяжки; - упражнения двигательного репертуара [7].
Исходя из проблемы, совершенствования логопедической работы с применением научно-обоснованных нейропсихологических методов, учитывающих специфические особенности языковой и когнитивной сферы детей с речевыми нарушениями, которые способствуют их преодолению в целом, доказана эффективность предложенного комплекса в качестве интегративной составляющей логопедической работы.
Заключение
Таким образом, нейропсихологический поход позволяет логопеду выстроить эффективную стратегию сопровождения ребенка с нарушениями речи, изучить причину нарушения, помочь в формировании основных функций для будущего обучения ребенка, повысить эффективность логопедической коррекции, а также поднять профессиональный уровень современного логопеда.
Список литературы
1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во В. Секачев 2019 – 276 с.
2. Грошенкова В.А. Использование нетрадиционных техник художественного творчества в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР – М.: 2015. 41 с.
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 384 с.
4. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 2-е изд. Ростов-на Д., 2003. 143 с.
5. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2019. 115 с.
6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2017. 83 с.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М., 2018. 215 с.
8. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - М.: МПСИ, 2017. 311 с.
9. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников. - М.: МГУ, 2018. - 126 c.