Социальная психология | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 378.14.013

Дата публикации 31.01.2022

Формирование и развитие мотивационной структуры учебно-служебной деятельности курсантов вузов МВД России

Кустов Петр Васильевич
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, kustov_pv1955@mail.ru
Дудчик Виталий Иванович
Доцент кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальных вопросов формирования мотивационной структуры ведущих видов деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Авторы приводят результаты исследования мотивационной сферы курсантов 1 – 5 курсов очной формы обучения, проведенного на базе Санкт-Петербургского университета МВД России, а также сформированные на их основе практические рекомендации для офицерского и профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: учебная и служебная деятельность, курсанты МВД России, анкетирование, мотивация, мотивационная направленность.

Formation and development of the motivational structure of educational and service activities of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kustov Petr Vasilievich
cand. ped. Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg
Dudchik Vitaly Ivanovich
Associate Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: The article is devoted to the study of topical issues of formation of the motivational structure of the leading activities of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors present the results of a study of the motivational sphere of cadets of 1-5 courses of full-time education, conducted on the basis of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as practical recommendations for officers and teaching staff formed on their basis.
Keywords: educational and service activities, cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia, questioning, motivation, motivational orientation.

Правильная ссылка на статью
Кустов П.В., Дудчик В.И. Формирование и развитие мотивационной структуры учебно-служебной деятельности курсантов вузов МВД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-i-razvitie-motivatsionnoj-struktury-uchebno-sluzhebnoj-deyatelnosti-kursantov-vuzov-mvd-rossii.html (Дата обращения: 31.01.2022)

Успешность учебной и служебной деятельности будущих специалистов органов внутренних дел во многом определяет устойчивость и сформированность положительной профессионально-ориентированной мотивационной структуры [1,2].

В Санкт-Петербургском университета МВД России было проведено анонимное анкетирование курсантов и слушателей с целью изучения специфики учебно-служебной мотивации, а также ее динамики в период обучения. В исследовании приняло участие 481 курсант 1 – 5 курсов очной формы обучения: из них: 1 курс 57 человек, 2 курс – 102 человека, 3 курс– 113 человек, 4 курс – 106 человек, 5 курс – 103 человека.

При изучении мотивационной сферы необходимо отметить, что основным мотивом поступления в университет являлся – «самостоятельный выбор профессии» – 86,7%, то есть большинство курсантов при выборе профессии и специальности в вузе руководствовались прежде всего личными предпочтениями и интересами. Надо отметить, что курсанты также отмечают в качестве мотива – желание продолжить семейную династию сотрудников ОВД – 10,4%, что свидетельствуют о наличии положительного профессионального примера сотрудника полиции в семейной системе курсантов.

Важным показателем осознанности профессионального выбора является уровень осведомленности абитуриента на момент поступления об особенностях учебы, а также требованиях службы [2]. Результаты демонстрируют, что 69,9% опрошенных курсантов утверждают, что на момент поступления обладали достаточным объемом информации о специфике учебной и служебной деятельности в университете (20,8% - «хорошо знакомы»; 49,1% - «достаточно знакомы»). При этом 20,1% курсантов признались, что на момент поступления в университет имели поверхностные представление о будущей профессии; 10% - совсем незнакомы с особенностями обучения, и ими не интересовались.

Отношение к выполняемым учебно-служебным обязанностям во многом отражают устойчивость мотивационной направленности. Большинство опрошенных курсантов - 85,1% - довольны своим обучением в университете (73,2% - «учатся добросовестно, учеба в целом нравится»; 11,9% - «гордятся учебой, учатся с желанием»).

Вместе с тем, есть и те, кто к «учебе относится безразлично, выполняет только учебный минимум» - 13,1% или признает, что «учеба не нравится, и учатся они по необходимости» - 1,9%. Стоит отметить, что при сравнении данных 2020 и 2021 года процент тех, кому «учеба не нравится и учатся по необходимости», снизился с 4% до 1,9% (3 курс - 4,9% / 0,9%; 4 курсе - 7,5% / 1,9%; 5 кур - 3,6% / 2,9%).

Тем не менее, курсанты 2 курса в ответах демонстрируют противоположную динамику, так в 2020 году – 0%, в 2021 году – 2,9%. Данный результат может быть следствием как завершения адаптации первого года обучения, когда ожидания от учебного процесса сталкиваются с реальным обстоятельством дел.

Однако в целом положительную динамику в изменении мотивации к учебе видят – 71,7% курсантов факультета; снижение мотивации соответственно – 28,2%.

Сравнивая данные 2020 года и 2021 года, можно заметить, что на младших курсах мотивация учиться слабее, чем годом ранее (на 2 курсе в 2020 году – 84,6%, в 2021 году – 67,7%; на 3 курсе в 2020 году – 80,4%, в 2021 году – 69,9%).Подобная тенденция может быть обусловлена столкновением ожиданий и представлений об учебном процессе с реальной действительностью, вследствие чего формируется собственное мнение о будущей профессиональной деятельности уже на основе приобретенного опыта, а не на представлениях третьих лиц.

Иную тенденцию можно увидеть на старших курса, когда увеличивается количество практических часов, и курсанты (слушатели) погружаются в профессиональную деятельность на местах работы на практике (курсанты 4 курса в 2020 году – 62,4%, в 2021 году – 73,6%; слушатели 5 курса в 2020 году – 52,4%, в 2021 году – 68%).

Подобная динамика может быть обусловлена особенностями завершения обучения, так курсанты (слушатели) стремятся за оставшееся время восполнить пробелы в знаниях, актуализировавшихся после прохождения ими практики, а также сам факт завершения обучения повышает субъективную его значимость.

Большинство курсантов отметили положительную динамику готовности и желания к службе в ОВД за время обучения в университете – 79,6%; негативную динамику отметили – 20,4% курсантов.

Также 97,8% курсантов и слушателей планируют закончить обучение в Университете и не рассматривают иные учебные заведения (70,1% опрошенных после окончания обучения в университете собираются и дальше служить в МВД России; 27,7% – пока не определились со своими планами, что будут делать после окончания обучения).

Стоит отметить, что есть и те, кто определился с направлением будущей профессиональной деятельности, однако, не уверен в верности сделанного выбора учебного заведения и рассматривают для себя возможность перевода из СПбУ МВД в другой ВУЗ МВД или поступление в гражданский ВУЗ – 1,5%.

Однако есть и те, кто не планирует продолжать обучение в СПбУ МВД и задумываются об отчислении - 0,8%.

Среди наиболее значимых мотивов, побуждающих курсантов и слушателей к учебе, можно назвать – «финансовую стабильность, наличие социальных гарантий, уверенность в завтрашнем дне» (96%); «возможность профессионального и должностного роста» (94,4%); «наличие гарантированного трудоустройства» (93,1%) и т.д.

Для 1 курса значимым является «наличие гарантированного трудоустройства» (100%); «возможность заниматься любимым делом, реализовать свое профессиональное призвание» (100%);

для 2 курса - «возможность профессионального и должностного роста» (92,1%); «наличие гарантированного трудоустройства» (92,1%);

для 3 курса - «финансовая стабильность, наличие социальных гарантий, уверенность в завтрашнем дне» (98,2%); «возможность получить качественное образование» (97,3%);

для 4 и 5 курсов - «финансовая стабильность, наличие социальных гарантий, уверенность в завтрашнем дне» (95,3%; 99%).

Таким образом, в мотивационной структуре преобладают конструктивные мотивы деятельности, что является прочной основой для профессионального становления будущего специалиста органов внутренних дел готового и способного выполнять оперативно-служебные задачи на высоком уровне.

Мотивационная структура курсантов и слушателей университета носит профессионально-прагматичный характер и основана на реализации потребности в финансовой стабильности в сочетании с профессиональными интересами. В целом большинство опрошенных курсантов (слушателей) положительно оценили динамику мотивации за время обучения.

В целях формирования более устойчивой мотивации курсантов и слушателей к деятельности руководству факультета, курса в рамках воспитательной работы рассмотреть возможность проведения практико-ориентированных мероприятий, привлекать профессорско-преподавательский состав, кураторов учебных взводов для указания на перспективные стороны будущей работы.


Список литературы

1. Галкина Н. Ю., Чернобродов Е. Р., Браженская Н. Е., Челпанова О. Е. Профессиональная мотивация курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. – Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2018. – 103 с.
2. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов при интеграции учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности в образовательном учреждении МВД России: дис. … д-ра пед.наук: 13.00.08. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, 2021. – 401 с.

Расскажите о нас своим друзьям: