Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 37

Дата публикации 31.01.2022

Генезис института гувернерства в России

Шахторина Дарья Михайловна
аспирант кафедры педагогики и социологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ г. Оренбург, Lady.enigma1@yandex.ru

Аннотация: В данной статье речь идет о процессе развития домашнего образования в России начиная с IX в. Несмотря на столь раннее обозначения первых институтов образовательной деятельности, основное свое развитие и государственную поддержку образование получает только начиная с XVII века. В данной статье автор ставит задачу проследить развитие и эволюцию образования в России начиная от «мастеров грамоты» до современных учителей.
Ключевые слова: гувернерство, образование, домашний учитель, университет, домашний наставник.

Genesis of the Institute of governess in Russia

Shakhtorina Darja Mihajlovna
postgraduate student of the Department of Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University, Russian Federation Orenburg

Abstract: This article deals with the development of home education in Russia since the IX century. Despite such an early designation of the first institutes of educational activity, education receives its main development and state support only since the XVII century. In this article, the author sets the task to trace the development and evolution of education in Russia from "masters of literacy" to modern teachers.
Keywords: governess, education, home teacher, university, home mentor.

Правильная ссылка на статью
Шахторина Д.М. Генезис института гувернерства в России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/genezis-instituta-guvernerstva-v-rossii.html (Дата обращения: 31.01.2022)

История возникновения домашнего образования прослеживается задолго до появления первых гувернеров (домашних учителей). Так, С. В. Трошина [5] отмечает, первое упоминание о гувернерах было еще в X веке и назывались они "мастера грамоты". В задачу таких учителей входило обучение славянорусской и гражданской грамоте, христианской вере, а так же, светской науке и латинскому языку. Образ такого учителя просуществовал до XVII века. Начиная с XVIII в. по причинам реформ Петра I появляются иностранные учителя и только позже отечественные домашние наставники, но статус гувернера закрепляется гораздо позднее. На законодательном уровне статус гувернера или домашнего учителя утверждается в XIX в.

Однако, А.Н. Ганичева отмечает гораздо ранние временные рамки развития наставничества в России [2, с. 100].  Начиная с VI века появляются «дома молодежи», дядьки и кумовья.

Вернёмся к основному периоду развития гувернерства, это  XVIII и XIX вв. Домашних учителей того времени можно разделить на 2 группы:

  1. Отечественные учителя:
  • действительные студенты (выпускники) и учащиеся высших учебных заведений;
  • выпускники и выпускницы пансионов и других средних учебных заведений;
  1. Иностранные гувернеры:
  • в первой четверти XIX в. в большинстве своем французского происхождения (кавалеры, графы, маркизы, аббаты, католики, роялисты, иезуиты);
  • во второй четверти XIX в. гувернеры были представлены по большей части немцами, англичанами и шведами.

Образовательные реформы XVIII века были недостаточными. Многие домашние учителя могли не иметь специального образования для обучения. Как следствие, росло недовольство иностранными гувернерами, причина этого явления была очень проста – иностранные домашние учителя в должной мере не знали русского языка и русской культуры, поэтому преподать данные предметы не могли. Граф А. К. Разумовский (1748-1822), будучи министром народного просвещения (1810-1816), писал: «Не зная нашего языка, не гнушаясь оным, не имея привязанности к стране, для них чуждой, они юным россиянам внушают презрение к языку нашему и охлаждают сердце ко всему домашнему и в недрах России из россиян образуют иностранца» [1, с. 15]. В связи с этим в 1834 г. издается царский указ, согласно которому повышался надзор за частными учебными заведения и учителями-иностранцами. Заниматься педагогической деятельностью могли гувернеры, имеющие положительную характеристику.

В 1834 году, благодаря приходу нового министра народного просвещения С.С. Уварова, принимается основной документ образования «Положение о домашних наставниках и учителях» [4, с. 785].  В данном «Положении», гувернер рассматривается как наемный учитель, главная задача которого образовывать детей высшего сословия в условиях семьи.  Также в «Положении» говорилось об общих требованиям к гувернерам:

  • христианское вероисповедание (даже для иностранных гувернеров);
  • положительные отзывы о нравственном поведении;
  • высокий уровень образования, который соответствует званию гувернера или домашнего наставника;

Следует разделить 2 похожих понятия «домашний учитель» и «гувернер» (домашний наставник). Опираясь на документы Министерства народного просвещения, следует отметить, что в них и в другой литературе XIX в. следует учитывать, что, «домашними учителями» называли людей без высшего образования (выпускники училищ и пансионов), а статус «домашний наставник или гувернер» присваивался студентам, магистрам, кандидатам и докторам наук. [1, с. 221]

Чтобы получить звание домашнего наставника, необходимо было пройти экзаменационные испытания в лицеях и университетах. Звание учителя гимназии подвергалось более строгой оценки, для этого создавалась специальная комиссия из директоров или ректоров.  Несмотря на разные аттестационные мероприятия все учителя и наставники были на службе Министерства народного просвещения. Так же, как и деятельность гувернеров того времени была частью государственной системы образования, несмотря на то, что государство не оплачивало их работу, содержание гувернеры получали от частных лиц, которые их нанимали. Кроме этого и гувернер, и его воспитанник были прикреплены е ближайшему образовательному учреждению.

«§ 25. При определении в частный дом для воспитания детей, свидетельства сии немедленно должны быть предоставлены Директору и Уездному Предводителю Дворянства тех мест, где определяющийся находиться на жительстве будет, а сии означают на оном время предъявления.

§ 26. Правило, в предшедшем § 25-м постановленное, соблюдается с точностью при переезде для постоянного жительства в другую губернию, или при поступлении в другой дом в звание домашнего наставника или учителя»  [7, с.378].

«Положение о домашних наставниках и учителях» включало в себя не только обязанности и права гувернеров, но и рассматривало привилегии, которые могли получить домашние учителя и наставники. Для гувернеров действовало правило перехода из чина в чин, возможность получения звания «заслуженного наставника», вознаграждение за выслугу лет. Также в «Положении…» в отдельной главе говорится о «Капитале Призрения». Когда будущему наставнику выдают свидетельство, устанавливающее право гувернантской деятельности, с него взымается порядка 40-50 рублей в фонд призрения. Данный фонд является основным в поддержке гувернеров, которые в силу болезней или возраста не могут осуществлять педагогическую деятельность, но благодаря фонду им начисляется пенсия. [2, с.112]

В «Положении…» прописывались штрафы за незаконную деятельность гувернеров (домашних наставников), которые не имели права на преподавание. Без соответствующего свидетельстве о статусе домашнего учителя преподавать даже у частных лиц было запрещено. Наказанием при первом нарушении был штраф в размере 250 рублей, взимался он как с родителя, так и с учителя. Повторное нарушение каралось более жесткими ограничениями, а именно гувернера российского происхождения оправляли под суд «за лживый поступок», иностранцев же высылали из России без права возвращения.

Отдельной главой обозначены статусы домашнего учителя и домашней учительницы. Для современного обывателя нет абсолютно никакой разницы между учителем и учительницей, но XIX в. диктует свои правила, и учительница, являясь женщиной, не может претендовать на звания наставника и многие привилегии, просто потому что женщина того времени не могла обучаться в университете, получить ученую степень, также учительница не имела чинов и не могла переходить из класса в класс. [9]

Как мы видим, «Положение…» сыграло огромную роль в становление и закрепление законодательных норм для гувернерства в целом. Таким образом, вторую четверть XIX можно считать «золотым веком» гувернерства в России.

1864 год, становится переломным в Российском образовании, речь идет о реформе начальной и средней школы. Плюсы данной реформы заключались в том, что для крестьянских и малообеспеченных семей возрастало число учебных заведений; женское образование получило мощный толчок к развитию, открывались женские гимназии, педагогические курсы, позднее уже в 1878 году женщины были допущены к высшему образованию; университеты получили автономию. Повышается уровень русского национального самосознания (славянофилы), роль матери и семьи выходит на первый план, поэтому нужда в гувернерах становится менее востребованной, и постепенно институт гувернерства уходит на второй план [5, с. 24].

В заключении хотелось бы отметить, что гувернерство, как систему домашнего наставничества мы можем наблюдать с самых ранних веков, но расцвет оно получило лишь на рубеже в XVIII - XIX вв. Отголоски образования, полученного при помощи домашних учителей, мы видим и в наши дни. Начиная с середины XX века проявляется новая форма гувернерства – репетиторство, которое начало распространяться после запрета в октябре 1917 года на домашнее наставничество. Гувернер – домашний  учитель для детей.[8] Для родителей он становится помощником как в вопросах воспитания, так и педагогики. Для детей наставником и учителем. Репетитор занимался не только обучением ребенка по определенному предмету, но и являлся наставником в житейских вопросах, так как при личном общении с учеником так или иначе всплывают вопросы личного характера.

XXI век характеризовался перестройкой общественно-политического строя, благодарю чему мы имеем законодательно закреплённую возможность получения семейного образования. В наши дни семейное образование набирает популярность, это зависит от многих факторов. Гувернер же в свою очередь является наставником и другом, учителем и психологом для ребенка, тот, кто может дать разностороннее развитие и обучение ребенка.


Список литературы

1. Алешинцев, И. В. История гимназического образования в России (XVII-XIX) [Текст] / И. В. Алешинцев – СПб.: Нева, 1912. – 226 с.
2. Ганичева, А. Н. Гувернерство на новом этапе его развития в современной России / А. Н. Ганичева // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», № 1 (11), 2010, – с. 99-112
3. Российская федерация. Законы. Об образовании [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 дек. 2012 г.] – Официальный Интернет-ресурс Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 1.11.2014).
4. Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения. Т. 2 (изд. 2-е). Царствование Императора Николая I (1825-1855) / СПб.: Типография В. С. Балашева, 1875. – 897 с.
5. Трошина, С. В. Гувернерство в домашнем образовании России первой половины XIX века [Текст] / Трошина С. В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук – М.: МПГУ им. Ленина, 1995, – 174 с.
6. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Изд-во «Ось- 89», 2000.
7. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона– СПб.:Типо-Литография И.А. Ефрона, 1893. – 378 с.
8. http://prismotri.com/info/nanny/domashniy_uchitel
9. http://www.libsid.ru/

Расскажите о нас своим друзьям: