Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 159.99

Дата публикации 20.04.2020

Обзор проблемы обесценивания норм социализации в девиантном поведении

Абдурахманова Айгуль Тахировна
преподаватель, кафедра психологии, Термезский Государственный Университет, Термез, Узбекистан

Аннотация: Важным направлением социально-педагогической деятельности является обеспечение адаптации личности к социальным отношениям, психопрофилактическая работа среди детей и подростков, демонстрирующих нарушения и отклонения поведения социальных норм. Появление девиантного поведения приводит ко многим социальным проблемам в семье и общественной жизни. Профилактика появления девиантного поведения актуальна в образовании, осуществляться на основе совместных усилий психологов, психиатров, социологов и педагогов по поддержке семьи и требует необходимых комплексных мер. Специалисты считают, что необходимо предостеречь проявление негативных качеств, таких как снижение уровня образования, обесценивания духовно-нравственных ценностей. Для решения предупреждения девиантного поведения педагогам, психологам и социальным работникам необходимо работать вместе. Важный теоретический и практический опыт в изучении проблемы поведенческих отклонений, приводящих к деструктивным особенностям, в современной психологии накоплен такими учёными, как Ковалев В.В., Личко А.Е., Абрамова А.Г., Вроно Е.М., Конончук Н.В., Гозиев, В. Каримова, Ш. Баратов, З. Т. Нишонова, Б. Умаров, Г. Согинов, Г. Тулаганова и другие. Провести обзор проблемы адаптации, особенности проявления девиантного поведения.
Ключевые слова: общество, личность, адаптации, отношения, нарушения, норма.

Review of the problem of decreasing the norms of socialization in deviant behavior

Abdurakhmanova Aigul Takhirovna
teacher, Department of Psychology, Termez State University, Termez, Uzbekistan

Abstract: An important area of socio-pedagogical activity is to ensure the adaptation of the individual to social relations, psychoprophylactic work among children and adolescents who demonstrate violations and deviations in the behavior of social norms. The emergence of deviant behavior leads to many social problems in the family and social life. Prevention of the appearance of deviant behavior is relevant in education, carried out on the basis of the joint efforts of psychologists, psychiatrists, sociologists and educators to support the family and requires the necessary comprehensive measures. Experts believe that it is necessary to warn the manifestation of negative qualities, such as a decrease in the level of education, depreciation of spiritual and moral values. To address the prevention of deviant behavior, educators, psychologists and social workers need to work together. An important theoretical and practical experience in studying the problem of behavioral deviations leading to destructive features in modern psychology has been accumulated by such scientists as Kovalev VV, Lichko A.E., Abramova AG, Vrono EM, Kononchuk N .V., Goziev, V. Karimova, Sh. Baratov, Z. T. Nishonova, B. Umarov, G. Soginov, G. Tulaganova and others. Conduct a review of the problem of adaptation, especially the manifestation of deviant behavior.
Keywords: society, personality, adaptations, relationships, violations, norm

Правильная ссылка на статью
Абдурахманова А.Т. Обзор проблемы обесценивания норм социализации в девиантном поведении / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obzor-problemy-obestsenivaniya-norm-sotsializatsii-v-deviantnom-povedenii.html (Дата обращения: 20.04.2020)

Национальная программа подготовки кадров направлена ​​на создание социально-политических, правовых, психологических, педагогических и других условий для осознанного отбора и последующего тщательного освоения образовательных и профессиональных программ, которые полностью разработаны, социально адаптированы к обществу, государству и семье, включает в себя воспитание граждан. Общая социальная задача воспитания - формирование знаний, умений, социального опыта и нравственных норм у подрастающего поколения. Близкий помощник педагогов - психологи - мастера человеческих душ. Потребность в психологах на данный момент растет день ото дня в сфере образования. В связи с этим работа практических психологов в системе государственного образования играет важную роль в улучшении содержания и качества образования.

Из истории известно, что узбекский народ обладает богатыми духовными и культурными ценностями. Именно благодаря этим ценностям, традициям, обычаям и методам воспитания наши дедушки и бабушки воспитывали своих детей. Детей, воспитанных в духе национальных ценностей, учат нравственности, интеллекту, доброте и патриотизму, мужеству и славится своей храбростью. Узбекистан прожил в европейском образе жизни много лет. Европейская образовательная культура заменила тысячи лет обычаев, ритуалов, традиций и национальных методов воспитания. Их иногда вводили под давлением. В результате наши люди имея богатое культурное и духовное наследие, исторически сложившуюся модель «семьи» утратили традиционный путь «воспитания». Эта ситуация в некоторой степени негативно сказалась на эффективности воспитания в узбекских семьях сегодня. В результате роль семейного воспитания уменьшилась. Акцентуация в отношениях между родителями и детьми усилились. В семьях уменьшалась доброта, уважение к малышам и уважение к старшим. Это в конечном итоге стало влиять на окружающую среду и общество.  Вероятно, по этой причине поведение молодых людей в обществе изменилось. Проблема адаптации в обществе является одной из основных проблем психологии личности. [1, c 72]

Психологическая адаптация человека проявляется в принятии решений, выражении мыслей, идей, отношении к требуемому поведению. С точки зрения социально-нормативных критериев ведущим показателем нормативного поведения является степень социальной адаптации личности. В этом случае норма, успешная адаптация ценностей, характеристик личности и требований социальной среды, которая его окружает, характеризуется оптимальным балансом правил [3, c 343]. Неадекватная адаптация - это принятие и выполнение общественных требований, слабой способностью реализовать себя в определенных социальных условиях. Можно выделить социальные и индивидуальные проявления слабости социальной адаптации. Социальными проявлениями адаптивной слабости являются: низкое мастерство, невозможность зарабатывать деньги своим трудом; - хроническая или явная недостаточность в жизненно важных сферах (семья, работа, межличностные отношения, здоровье).

В качестве отдельных проявлений несовместимости могут рассматриваться следующие: отрицательный протест в отношении социальных требований (несогласие, недоразумение, контрмеры); высокий протест против других, эгоцентризм в попытке избежать ответственности; хроническая эмоциональная нестабильность; неэффективность самоуправления; слабость навыков коммуникации; когнитивное искажение реальности.

Адаптация человека к обществу, в котором он живет, происходит в процессе его социализации. Антисоциальное поведение это порядок контр - поведенческого проявления, который угрожает его целостности, подрывают его благополучие и стабильность. Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» часто заменяется синонимом девиантное поведение (deviatio – отклоняется, от латинского). Девиантное поведение человека - это мораль, которая не соответствует общепринятым или формально установленным социальным нормам. При определении девиантного поведения как девиантной морали или поведения важно учитывать, что социальные нормы меняются. Это, в свою очередь, придает девиантному поведению исторически переходящий характер. Примеры включают период и состояние, отношение к курению и многое другое. Очевидно, девиантное поведение - обесценивание социальных норм для этого общества в настоящее время. [9, 64].

Человек и его проявления в девиантном поведении негативно оцениваются другими людьми. Отрицательная оценка общественного обсуждения или может иметь форму уголовного наказания, в том числе социальных санкций (норм). Во-первых, санкции служат цели предотвращения нежелательного поведения. Отмечается, что в связи с тем, что преступность стала одной из наиболее важных проблем в мире, увеличение числа преступлений по сравнению с предыдущими годами привело к изменениям во внутренней природе. [10, c 16]

Еще одной особенностью девиантного поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями дерегулирования социальной адаптации. Такое поведение не обязательно приводит к болезни или смерти, но, естественно, ведет к нарушению социальной адаптации. Состояние адаптивной дисфункции, в свою очередь, может быть независимой причиной девиантного поведения человека. Девиантное поведение наблюдаются неодинаково у разных людей в разном возрасте. Индивидуальная дифференциация людей связана с причинами поведения, внешностью, формами динамики, признаком и уровнем выраженности. Например, форма отклонения и степень его выражения являются более выраженным описанием девиантного поведения человека. Они абсолютно не безвредны, могут изменить взгляд человека на жизнедеятельность, его отношение к себе (личная точка зрения) часто определяет судьбу. Девиантное поведение можно описать следующим образом: это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от норм, наносит вред обществу или себе, а также сопровождается нарушением социальной адаптации в нем.

Таким образом, появление девиатного поведения может нанести вред жизни личности и окружающему обществу. По мере изменения самого общества меняются и социальные нормы, поэтому для предотвращения возникновения девиатного поведения у детей, подростков должно быть тесное сотрудничество: специалистов психолого-педагогической работы с несовершеннолетними, молодежными организациями и общественными организациями, деятельность родителей и педагогического персонала, опекунские и попечительские организации, медицинский персонал.


Список литературы

1. Абдуллаева Ш.А. Педагогическая диагностика и коррекция. -Ташкент: 2012 г
2 . Кауфман И.А.. Вестник КАСУ - Пути развития субъектности учащихся с девиантным поведением. 2009 г.
3. Менделевия В. Д. М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
4. Хобсон Флейк. Развитие ребёнка и его отношение с окружающими. -Москва: Мысль, 2009.-С.-32.
5. Психология. //Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярашевского. -М., 1991. -С.247.
4. Семейная среда и дети // Щит. - 2006, -.-1.- Б.14-15.
6. Личко А.Е. Это динамичный подчеркивающий характер. - В.Кн .:Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981, с.78-89.
7. Шумаров Г.Б., Согинов Н.А., Хабибуллаев Ф.Г. Семейное обучение психодиагностические методы. –Т.: 1998 г.
8. Ядгарова Г.Т., Авлаев О.У. Тарбияси қийин, қалтис гуруҳга мансуб болалар билан ишлаш (Методическое пособие) Т .: 2007.
9. Карпова Г.Ф., Миксайлычев Е.А. Методы изучения личности учащимся PTU. - М., 1989. - 126 с.
10.Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М.1967, с.67-68.

Расскажите о нас своим друзьям: