Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 37.015.3

Дата публикации 31.08.2020

Обзор методов работы с детьми по формированию уважительного отношения к старшим в дошкольных образовательных учреждениях

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Галкина Любовь Владимировна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: На основе проведения анализа научных источников по вопросам формирования уважительного отношения к старшим у детей дошкольного возраста, раскрыта сущность и значение понятия «уважительное отношение», методы работы с детьми по формированию уважительного отношения к старшему поколению семьи в дошкольных образовательных учреждениях (семейные праздники, наблюдение и беседы, составление рассказов и репортажей, познавательно-речевая деятельность, продуктивная деятельность, семейные мини-музеи). В статье анализируются роль взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в формировании уважительного отношения к старшему поколению семьи.
Ключевые слова: Уважение, уважительное отношение, старшее поколение семьи, дошкольные образовательные учреждения, методы работы с детьми по формированию уважительного отшения к старшему поколению семьи, дети дошкольного возраста.

Review of methods of working with children to form respectful attitude towards elders in preschool educational institutions

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Galkina Lyubov Vladimirovna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: Based on the analysis of scientific sources on the formation of a respectful attitude towards elders in preschool children, the essence and meaning of the concept of «respectful attitude», methods of working with children to form a respectful attitude towards the older generation of the family in preschool educational institutions (family holidays, observation and conversations, composing stories and reports, cognitive and speech activities, productive activities, family mini-museums). The role of interaction between the family and preschool educational institutions in the formation of a respectful attitude towards the older generation of the family.
Keywords: Respect, respectful attitude, the older generation of the family, preschool educational institutions, methods of working with children to form a respectful attitude towards the older generation of the family, preschool children.

Важнейшей задачей воспитания личности является формирование у ребенка чувства уважения к своей семье, родителям, а также подготовка к будущей семейной жизни на основе традиционных нравственных  ценностей и семейных.

В настоящее время наблюдается ситуация, когда существенным образом изменяется содержание социально-нравственного уклада общества. Современный образ жизнедеятельности людей приводят к все большему распаду многопоколенной семьи и образованию нуклеарной, что ослабляет связи между людьми и снижает их значимость во внутренней картине мира, разрывает исторические связи поколений, ведет к потери внутренних нравственных ориентиров.

Кроме того, преобладающие сегодня агрессивные отношения между людьми в современном обществе все больше проникают в семью и способствуют разобщенности между ее членами. В этой связи повышается научный и общественный интерес к проблеме формирования у детей дошкольного возраста уважения к старшиму поколению семьи, а также требует поиска новых методологических и практических приемов, интегрирующих в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы, с целью сохранения и повышения духовно-нравственных ценностей. 

Анализ литературы по данной теме (Р.С. Буре, Г.А. Горлова, С.Ф. Овод, Т.П. Щербакова, А.В. Обухова, А.А. Кузьмичева и др.) позволяет утверждать, что семья является первоосновой общества, залогом физического и духовного здоровья развивающейся личности ребенка. Она должна быть построена на таких исторически сложившихся духовно-нравственных основах как любовь, вера, целомудрие, верность, взаимоуважение, самопожертвование, забота друг о друге, теплота семейных отношений, общность семейных целей, ответственность, труд, свобода, патриотизм. Взаимодействуя с различными  социальными институтами, семья выступает ведущим звеном целостного педагогического процесса.

Вопросы уважительного отношения к старшим изучались в таких научных контекстах, как:

- этнопедагогические аспекты семейного воспитания детей (Г.Н. Волкова, М.Г. Тайчинова, Э.И. Сокольниковой);

- влияние семейной атмосферы на развитие и степень психологического благополучия детей (А.Я. Варга, В.К. Котырло, С.Ф. Овод, А.А. Кузьмичева,   Т.Т. Саввинова,  А.С. Спиваковская,  В.Я. Титаренко);

- владение взрослыми должным уровнем знаний о проблемах воспитания и взаимоотношения с ребенком (Р.С. Буре, Г.А. Горлова).

Исследования вышеперечисленных ученых также показывают, что  семья являясь древним институтом воспитания, формирует самосознание ребенка, раскрывает индивидуальную направленность его личности, реализует потребность детей в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности.

Для того чтобы выявить особенности формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшему поколению семьи, необходимо рассмотреть само понятие «уважительное отношение». Данное понятие в  психологической, педагогической и философской литературе раскрывается неоднозначно, что свидетельствует о его сложности. Поэтому целесообразно рассмотреть его с позиции трех составляющих: «уважение», «отношение», «уважительное отношение».

Для решения этой задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, в результате чего мы вслед за Т.П. Щербаковой [7, с. 120] отмечаем, что понятия «уважение» и «уважительное отношение» часто используются без какого-либо описания и определения и  часто отождествляются с понятиями «любовь» или «авторитет».    Философы рассматривают «отношение» как одну из основных логико-философских категорий, которая отражает способ бытия и познания, и является необходимым моментом взаимосвязи всех явлений, обусловленным материальным единством мира. Психологическая природа отношений, психологические данные о развитии тех или иных отношений личности к действительности остаются открытыми. Определение «отношения» отражает важный для понимания психики факт - взаимосвязь личности и среды. Уважение является одним из основных требований нравственности и предполагает справедливость, равенство прав, удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Таким образом, объединяя эти понятия, модно сказать, что уважительное отношение – это выражение почтения одного субъекта по отношению к другому. А воспитание уважительного отношения к старшим идет в неразрывной связи с нравственным воспитанием детей и является его конечным результатом.

Таким образом, все вышесказанное позволяет нам сказать, что понятие «уважительное отношение» является сложным определением, которое всегда должно рассматриваться не само по себе, а как отношение к чему-либо или кому-либо.

Г.А. Горлова [2, с. 46] определяет «уважительное отношение к старшему поколению семьи», как образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через^

- почитание родителей, предков;

- осознание нравственных ценностей – любви, дружбы, верности, уважения – как основы семьи;

- желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи;

- стремление к здоровому образу жизни; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи;

- моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.

В исследованиях А.В. Обуховой [6, с. 62] установлена взаимосвязь между стилем семейного воспитания, укладом жизни семьи, психолого-педагогической культуры взрослых-родителей и самим процессом развития уважительного отношения и чувства принадлежности детей старшего дошкольного возраста: чем благоприятнее взаимоотношения в семье и чем положительнее влияние родительского примера, а также всего семейного уклада ребенка, тем успешнее осуществляется процесс развития уважительного отношения к старшему поколению.

Действительно, в формировании у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшему поколению существенную роль играет семья. Кузьмичевой А.А.  [4, с. 103] в ее проекте по формированию психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании дошкольников «Клуб успешных родителей» подчеркивается, что именно семья создает определенный «микроклимат» взаимоотношений между младшими и старшими членами семьи (бабушками, дедушками, родителями и детьми), способствует не только воспитанию у ребенка естественной любви к близким людям, но и формирует гуманные отношения к ним. Путь формирования такого отношения лежит от чувства привязанности к близким людям и усвоения представлений об их деятельности,  положения в обществе до осознанного, уважительного отношения к взрослым вообще.

Наиболее успешно процесс формирования у детей уважительного отношения к старшим осуществляется тогда, когда работа, начатая в семье, находит поддержку и продолжение в дошкольном образовательном учреждении, где предоставляет широкое поле деятельности для педагогов  [3, с. 102].

Приступая к работе с детьми старшего дошкольного возраста, воспитателю необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о семейных ценностях, о роли семьи в жизни каждого человека, о роли старшего поколения в жизни семьи, о том, что такое родословная.

В дошкольном образовательном учреждении педагогами используемтся широкий круг методов и средств по формированию уважительного отношения к старшему поколению семьи. В рамках настоящего исследования рассмотрим следующие:

1. Семейные праздники. В жизни ребенка большое значение играет праздник - день, который наполнен радостью, весельем, несет заряд радости и эмоциональный подъем, обещает приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями, день, когда все собираются вместе. Цель проведения семейных праздников в дошкольных учреждениях – подвести родителей к пониманию значимости семейных традиций, ценностей, семьи в жизни ребенка.

2. Игра. В игре детьми воспроизводятся поведение, чувства, свои переживания и переживания родителей именно так, как они себе их представляют, отображаются различные жизненные ситуации. Воспитательные ценности сюжетно-ролевых игр, их влияние на нравственное, умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка неоспоримы. Педагогами дошкольных учреждений в работе по формированию  уважительного отношения к старшему поколению семьи проводится масса игр, таких как «Мамин день», «Родители пришли в гости», «У меня родился братик/сестра», «Бабушка приехала», «Поздравим дедушку», «Мы в отпуске», «Семейный вопрос», «Наши праздники», «Учим стишки», «Играю с братом», «Выходные», «Ждем ужин» и др.. Все эти игры способствует формированию у ребят более четких представлений о взаимоотношениях взрослых людей и детей.

В целях обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются сюжетные линии, как уголок «Семья» в детском саду, что  позволяет ребенку не только увлеченно наследовать пример своей семьи, но и проводить параллель между моделью поведения в других семьях, анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Дошкольное учреждение является основным местом ребенка для ролевых и сюжетных игр. Игры должны быть не только интересными для старшего дошкольника, но и максимально полезными, в частности, для формирования уважительного отношения к старшему поколению семьи. В ходе увлеченных занятий, дети разрабатывают модель поведения, которая привычна именно им. Правильное оформление уголка семьи в детском саду является залогом формирования нужных навыков у ребенка уже с раннего возраста [1, с. 56].

3. Наблюдение и беседы. При соблюдении определенных правил данные методы позволяют получить важную информацию о событиях настоящего и прошлого, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях ребенка.

4. Составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др).

5. Познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы).

6. Продуктивная деятельность (рисование по соответствующей тематике,  составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр.).

7. Проектная деятельность. Осуществление взаимодействия детского сада и семьи через вовлечение в творческий процесс и обмен семейным опытом в воспитании детей, семейными традициями приводит к новому взгляду ребенка на своих старших членов семьи. Например, могут быть предложены проекты «Традиции нашей семьи», «Семейный флаг/герб», «Моя родословная», «Летопись нашей семьи».

Участвуя в семейных творческих проектах дети, родители и педагоги получают творческий стимул к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт. Проектная деятельность  выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи [5, с. 199].

Особенностью создания семейных проектов является особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности, уверенности в себе, гордости за себя и свою семью.

8. Семейный мини-музей. Музей расширяет представления детей о том, что такое семья, родственные отношения, правила общения и поведения с родными, закрепляет знания имен и отчеств не только родителей, но и дедушек, и бабушек, помогает разобраться в основных терминами родства (брат, сестра, тетя, дядя, свекр, свекровь, невестка, зять, теща, тесть и т.д.). Создание семейных мини-музеев является эффективным средством познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Ценностью музея является то, что все экспонаты создаются родителями и детьми в процессе познавательной творческой деятельности, которая направленна на удовлетворение их образовательных и творческих интересов и связанна с изучением и освоением культурного наследия своей семьи. Совместно с родителями дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют экспозиции. Это стимулирует познавательную активность детей, сближает родителей и детей, а также делает их настоящими партнерами.

Экспозиции музея могут быть оформлены по следующим тематикам: «Генеалогическое древо семьи», «Мои обязанности в семье», «Увлечения моей мамы», «Наше творчество», «Родители и дети» и т.д.

Проводимая работа помогает детям испытать любовь и уважительное отношение к старшему поколению.

Функции семейного мини-музея:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; стимулирование интереса к своей семье;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта в сфере общения со старшим поколением семьи.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:

1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал по семейному воспитанию.

2. Природосообразности. Мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

3. Интеграции. Мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы дошкольного учреждения.

4. Научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея – семейные отношения, гордость за старшее поколение, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»).

7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

8. Гуманизма. Экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей.

Использование в образовательном процессе дошкольного учреждения различных методов и средств по формированию уважительного отношения к старшему поколению семьи дает педагогу возможность наблюдать за процессом общения детей, взаимодействия со взрослыми в различных видах деятельности, способностью детей к сопереживанию ближнему, эмпатии, оказанию помощи старшему поколению семьи.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что все методы и средства по формированию у детей уважительного отношения к старшему поколению семьи должны использоваться в комплексе, в различных вариациях, не изолированно, а дополняя друг друга. Правильно подобранные методы и средства работы по формированию у детей уважительного отношения к старшим  в дошкольных учреждениях позволят выработать у детей навыки и привычки уважительного отношения к старшим, сформировать у детей социально значимые чувства и мотивы (забота, желание помочь, стремление подражать взрослым, в поведении которых наиболее ярко выражаются уважение к людям, и др.), а также будут способствовать гуманизации отношений между детьми и старшим поколением семьи ребенка.


Список литературы

1. Буре Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре, М.В. Воробьева. – М.: Педагогика, 2014. – 189 с.
2. Горлова Г.А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям в период дошкольного детства // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 20 мая 2015 г. - Москва, 2015. - С. 46-52.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 321 с.
4. Кузьмичева А.А. Проект по формированию психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании дошкольников «Клуб успешных родителей» // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: сб. ст. всероссийской очно-заочной науч.-практ. конф. 10 апреля 2018 г. - Москва, 2018. - С. 103-107.
5. Овод С.Ф. Воспитание дошкольников во взаимодействии с семьями посредством преемственности межпоколенных народных традиций // Региональное образование и культура: история, современность, перспективы: сб. ст. по матерю ХІХ межрегион. науч.-ракт. конф. 15 апреля 2018 г. - Белгород, 2018. - С. 199-200.
6. Обухова А.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с представлениями дошкольников о профессии // Мир науки. 2018. Т. 6. № 5. С. 62-68.
7. Щербакова Т.П. Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье [Текст]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 210 с.

Расскажите о нас своим друзьям: