Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016
УДК 372.8
Дата публикации 05.08.2016
Обучение школьников способам решения поисковых задач на уроках морфологии
Денисова Лариса Оганесовна
Московский педагогический государственный университет, г.Москва
Аннотация: В статье рассмотрены способы решения поисковых задач по морфологии в условиях обучения школьников самостоятельному анализу языковых явлений.
Ключевые слова: развитие творческого мышления учащихся, обобщённые способы решения задач поискового характера, самостоятельный анализ языковых явлений
Moscow pedagogical state University, Moscow
Abstract: In article ways of the solution of search tasks in morphology in the conditions of training of school students in the independent analysis of the language phenomena are considered.
Keywords: development of creative thinking of pupils, the generalized ways of the solution of problems of search character, the independent analysis of the language phenomena
Нацеленность на развитие творческого мышления учащихся – одно из приоритетных направлений современного процесса обучения в школе. Н.А.Менчинская определяет этот процесс как процесс, состоящий из накопления знаний и овладения способами оперирования ими [3]. Овладение способами деятельности применительно к самостоятельному анализу языковых явлений сближает учебное исследование с научным, однако обязательным условием для осуществления исследования является наличие у школьников обобщённых знаний [4, с.26].
Показателем творческого мышления учащихся является специфическое умение не только применять теоретические знания в процессе самостоятельного анализа языковых явлений, но и способность оперировать обобщёнными способами решения задач поискового характера. Под обобщёнными способами решения мы понимаем умение осуществлять необходимые логико-речевые операции в процессе решения задач на любом грамматическом материале.
Так, при изучении грамматики учащимся нужно уметь в условиях проблемной ситуации устанавливать соотношение между лексическим значением и грамматической категорией слова, между смысловым значением словосочетаний и предложений и их грамматическими особенностями [4,с.35]. В связи с чем при изучении, например, морфологии решение поисковых задач предполагает умение школьников определять грамматическое значение слова, его грамматические признаки, особенности словоизменения, роль в предложении и в речи.
Приведём примеры нескольких способов решения задач по морфологии [1,с.16].
Задача 1. Составьте предложения со словами десять и десятка. В чём сходство и различие этих слов?
Для ответа на вопрос задачи учащимся необходимо выполнить следующие операции (способ 1): сравнить лексическое значение слов и их морфемный состав, определить грамматическую принадлежность и выяснить синтаксическую роль слов.
Задача 2. Вам хорошо известны эти строки Ф.И.Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Можно ли заменить выражение резвяся и играя, грохочет в небе голубом на грохоча, резвится и играет в небе голубом? Почему? Обоснуйте своё мнение.
Решение задачи предполагает осуществление двух операций (способ 2): выявить смысловое различие предложений и найти грамматические формы, наличие которых определяет смысловое различие.
Задача 3. Один прохожий спрашивает другого:
- Как мне пройти к той остановке?
Как вы думаете, понятно ли, что имел в виду прохожий? Обоснуйте своё мнение.
Способ (3) решения задачи: выяснить значение ключевого слова в вопросе (к той), определить часть речи и особенности её употребления.
Задача 4. При списывании данных предложений школьник допустил ошибки в словах с пропусками. Чем это вызвано? Объясните.
- Благодаря прогноз.. погоды мы смогли спланировать экскурсию за город.
- Поезд прибыл на станцию согласно расписани.. .
Решение этой задачи (способ 4) возможно при выполнении операций на выявление падежных форм, выбор нужных падежных окончаний и анализ возможных ошибок.
Задача 5. Сравните: подарок другу – подарок друга. Сделайте вывод о различии в падежных формах слов другу – друга.
Решая задачу (способ 5), школьники сопоставляют смысловое значение словосочетаний, сравнивают состав слов другу – друга, устанавливают падеж слов, определяют роль окончания.
Задача 6. Прочитайте. О каком герое упоминается в этих строках?
1.Так тут старый казак Илья Муромец
Заседлал тут своего добра коня…
2.Повернул коня богатырского
И поехал по раздольицу чисту полю…
3.Приезжал ко князю на широкий двор,
Сходил с коня на матушку сыру землю…
4.Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни…
Выпишите выделенные курсивом слова. Употребляются ли они в современном языке? Обоснуйте своё мнение. В решении задачи учащиеся опираются на следующий способ (6): анализируют особенности прилагательных в примерах и определяют их роль в речи.В процессе решения поисковых задач учащиеся самостоятельно определяют проблему, намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поисковую деятельность [2, с.10].
Таким образом, на первом этапе обучения решению поисковых задач по морфологии школьников необходимо научить выполнять следующие операции:
- определить часть речи и её признаки;
- выявить особенности словоизменения;
- подобрать формы слова.
Последующие операции связаны с анализом морфологических явлений в языке и предполагают наличие у учащихся знаний в области лексики и фразеологии, словообразования и синтаксиса:
- определить лексическое значение слов и выражений;
- выполнить разбор слова по составу и словообразовательный разбор;
- установить связи слов в предложении;
- определить синтаксическую роль части речи;
- выявить смысловое значение словосочетаний и предложений;
- определить роль части речи в речевой практике.
Данный способ решения поисковых задач по морфологии является обобщённым [4, с.37], поскольку используется для решения любых задач поискового характера.
Весь процесс обучения школьников решению поисковых задач строится от работы по образцу к творческому использованию языковых средств для создания собственного речевого высказывания. На промежуточном этапе и осуществляется частично-поисковая и поисковая деятельность школьников, которая способствует формированию творческого мышления школьников.
Список литературы
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя/Т. В. Напольнова. М.: Просвещение,1983. –111 с.
2. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей учащихся (Поисковая деятельность) // Русский язык в школе. –№3. –2007. – С.10-15.
3. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения//Исследования мышления в советской психологии/Отв. Ред. Е.В.Шорохова. М.: 1966. С.349-387.
4. Напольнова Т.В., Десяева Н.Д. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя 4-8 классов. М.: «Прометей» МПГИ им. В.И.Ленина, 1989. 288 с.