Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №1 (1) Август, 2016

УДК 372.8

Дата публикации 05.08.2016

Обучение школьников способам решения поисковых задач на уроках морфологии

Денисова Лариса Оганесовна
Московский педагогический государственный университет, г.Москва

Аннотация: В статье рассмотрены способы решения поисковых задач по морфологии в условиях обучения школьников самостоятельному анализу языковых явлений.
Ключевые слова: развитие творческого мышления учащихся, обобщённые способы решения задач поискового характера, самостоятельный анализ языковых явлений

Training of school students in ways of the solution of search tasks at morphology lessons

Denisova Larisa Oganesovna
Moscow pedagogical state University, Moscow

Abstract: In article ways of the solution of search tasks in morphology in the conditions of training of school students in the independent analysis of the language phenomena are considered.
Keywords: development of creative thinking of pupils, the generalized ways of the solution of problems of search character, the independent analysis of the language phenomena

Нацеленность на развитие творческого мышления учащихся – одно из приоритетных направлений современного процесса обучения в школе. Н.А.Менчинская определяет этот процесс как процесс, состоящий из накопления знаний и овладения способами оперирования ими [3]. Овладение способами деятельности применительно к самостоятельному анализу языковых явлений сближает учебное исследование с научным, однако обязательным условием для осуществления исследования является наличие у школьников обобщённых знаний [4, с.26].

Показателем творческого мышления учащихся  является специфическое умение не только применять теоретические знания в процессе самостоятельного анализа языковых явлений, но и способность оперировать обобщёнными способами решения задач поискового характера. Под обобщёнными способами решения мы понимаем умение осуществлять необходимые логико-речевые операции в процессе решения задач на любом грамматическом материале.

Так, при изучении грамматики учащимся нужно уметь в условиях проблемной ситуации устанавливать соотношение между лексическим значением и грамматической категорией слова, между смысловым значением словосочетаний и предложений и  их грамматическими особенностями [4,с.35]. В связи с чем при изучении, например, морфологии решение поисковых задач предполагает умение школьников определять грамматическое значение слова, его грамматические признаки, особенности словоизменения, роль в предложении и в речи.

Приведём примеры нескольких способов решения задач по морфологии [1,с.16].

Задача 1. Составьте предложения со словами десять и десятка. В чём сходство и различие этих слов?

Для ответа на вопрос задачи учащимся необходимо выполнить следующие операции (способ 1): сравнить лексическое значение слов и их морфемный состав, определить грамматическую принадлежность и выяснить синтаксическую роль слов.

Задача 2. Вам хорошо известны эти строки Ф.И.Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Можно ли заменить выражение резвяся и играя, грохочет в небе голубом на грохоча, резвится и играет в небе голубом? Почему? Обоснуйте своё мнение.

Решение задачи предполагает осуществление двух операций (способ 2): выявить смысловое различие предложений и найти грамматические формы, наличие которых  определяет смысловое различие.

Задача 3. Один прохожий спрашивает другого:

  • Как мне пройти к той остановке?

Как вы думаете, понятно ли, что имел в виду прохожий? Обоснуйте своё мнение.

Способ (3) решения задачи: выяснить значение ключевого слова в вопросе (к той), определить часть речи и особенности её употребления.

Задача 4. При списывании данных предложений школьник допустил ошибки в словах с пропусками. Чем это вызвано? Объясните.

  1. Благодаря прогноз.. погоды мы смогли спланировать экскурсию за город.
  2. Поезд прибыл на станцию согласно расписани.. .

Решение этой задачи  (способ 4) возможно при выполнении операций на выявление падежных форм, выбор нужных падежных окончаний  и анализ возможных ошибок.

Задача 5. Сравните: подарок другу – подарок друга. Сделайте вывод о различии в падежных формах слов другу – друга.

Решая задачу (способ 5), школьники сопоставляют смысловое значение словосочетаний, сравнивают состав слов другу – друга, устанавливают падеж слов, определяют роль окончания.

Задача 6. Прочитайте. О каком герое упоминается в этих строках?

1.Так тут старый казак Илья Муромец

Заседлал тут своего добра коня…

2.Повернул коня богатырского

И поехал по раздольицу чисту полю…

3.Приезжал ко князю на широкий двор,

Сходил с коня на матушку сыру землю…

4.Как берет тут красна девица да добра молодца,

И как берет его да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни…

Выпишите выделенные курсивом слова. Употребляются ли они в современном языке? Обоснуйте своё мнение. В решении задачи учащиеся опираются на следующий способ (6): анализируют особенности прилагательных в примерах и определяют их роль в речи.В процессе решения поисковых задач учащиеся самостоятельно определяют проблему, намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поисковую деятельность [2, с.10].

Таким образом, на первом этапе обучения решению поисковых задач по морфологии школьников необходимо научить выполнять следующие операции:

  • определить часть речи и её признаки;
  • выявить особенности словоизменения;
  • подобрать формы слова.

Последующие операции связаны с анализом морфологических явлений в языке и предполагают наличие у учащихся знаний в области лексики и фразеологии, словообразования и синтаксиса:

  • определить лексическое значение слов и выражений;
  • выполнить разбор слова по составу и словообразовательный разбор;
  • установить связи слов в предложении;
  • определить синтаксическую роль части речи;
  • выявить смысловое значение словосочетаний и предложений;
  • определить роль части речи в речевой практике.

Данный способ решения поисковых задач по морфологии является обобщённым [4, с.37], поскольку используется для решения любых задач поискового характера.

Весь процесс обучения школьников решению поисковых задач строится от работы по образцу к творческому использованию языковых средств для создания собственного речевого высказывания. На промежуточном этапе и осуществляется частично-поисковая и поисковая деятельность школьников, которая способствует формированию творческого мышления школьников.


Список литературы

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя/Т. В. Напольнова. М.: Просвещение,1983. –111 с.
2. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей учащихся (Поисковая деятельность) // Русский язык в школе. –№3. –2007. – С.10-15.
3. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения//Исследования мышления в советской психологии/Отв. Ред. Е.В.Шорохова. М.: 1966. С.349-387.
4. Напольнова Т.В., Десяева Н.Д. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя 4-8 классов. М.: «Прометей» МПГИ им. В.И.Ленина, 1989. 288 с.

Расскажите о нас своим друзьям: