Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 379.835

Дата публикации 31.03.2020

Образовательный проект «Зеленые лаборатории под открытым небом» как форма экологического воспитания детей в каникулярный период

Павлович Даниил Александрович
заместитель начальника управления образования Администрации Тюменского муниципального района, РФ, г. Тюмень, d224789@mail.ru

Аннотация: В данной статье представлен практический опыт по созданию и развитию сети учебно-опытных участков модульного типа на территории образовательных учреждений в летний каникулярный период. Автором предложены идеи по организации исследовательской деятельности на базе учебно-опытных участков с целью повышения эффективности экологического воспитания обучающихся и воспитанников учреждений дошкольного образования. Данное направление исследования дополняется также рассмотрением вопроса изменения форм социально-значимой деятельности детей взамен привычной для детей школьной «отработки». Особое внимание уделено совместной детско-родительской проектной деятельности на учебно-опытных участках с целью создания детско-родительских клубных формирований.
Ключевые слова: учебно-опытные участки, каникулярный период, экологическое воспитание, детско-родительские проекты, социально-значимая деятельность, детский отдых

The educational project "Green laboratories in the open air" as a form of environmental education for children during the vacation period

Pavlovich Daniil Aleksandrovich
deputy head of education department in Tyumen district, Russia, Tyumen

Abstract: The article is headlined a practical experience in the creation and development of modular-type educational and experimental land plots on the territory of educational organizations during the summer vacation period. The author proposed ideas for organizing research activities on the basis of educational and experimental land plots in order to increase the efficiency of environmental education of students and pupils of pre-school educational organizations. This area of research is also complemented by the consideration of changing the forms of socially significant activity of children instead of the school “working off” that is familiar to children. Much attention is given to joint parent-child project activities in educational and experimental land plots with the aim of creating parent-child club formations.
Keywords: educational and experimental land plots, vacation period, environmental education, parent-child projects, socially significant activity, children's recreation

В настоящее время в образовательных организациях происходит ослабление внеклассной воспитательной работы экологического направления. Незначительно в данном направлении используется образовательный потенциал каникулярного периода летнего времени.

С другой стороны, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» родители (или законные представители) несовершеннолетних, наряду с обучающимися и педагогами, также являются участниками образовательных отношений. Образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения [10]. Однако, складывается такая тенденция, при которой образовательная организация большей частью родительской общественности воспринимается как учреждение, которое в гораздо более значительной степени ответственно за воспитание их детей, чем семейное воспитание.

В то же время на уровне государства принимаются попытки для формирования ответственности родителей за воспитание. Так, в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетными направлениями являются обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей, а также обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей [8].

На наш взгляд, необходимо внедрение в воспитательный процесс совместных детско-родительских проектов в каникулярный период, которые позволяют повысить эффекты от проводимой воспитательной работы образовательной организации в части экологического просвещения обучающихся и воспитанников детских садов.

Зачастую формы организации летнего отдыха и занятости рассматривается родителями односторонне, как комплекс рекреационных мероприятий с детьми, обеспечивающий, в первую очередь, лишь времяпрепровождение несовершеннолетних. В этой связи, организация работы модуля (или модулей) учебно-опытного участка на территории образовательного учреждения, рассматривается нами как одна из действенных форм экологического просвещения, и одновременно, летней занятости, поскольку представляет собой комплексную форму экологического воспитания, объединяющую в себе экологические наблюдения и исследования, посильную практическую детско-родительскую деятельность обучающихся на систематической основе.

Вопросы структуры и методики использования в образовательном процессе учебно-опытных участков рассматривали такие исследователи, как Н.М. Верзилин [2], И.Н. Пономарева [6], М.А. Папорков [7], Н.З. Смирнова [9], З.П. Оказова [5] и др.

Школьный участок обладает значимым воспитательным потенциалом, однако зачастую в практике общеобразовательных учреждений он часто используется односторонне, как плодовый сад, цветочно-декоративный участок или огород [1, с. 16].

В целом под учебно-опытным участком нами понимается лаборатория экологического образования на природе, в которой могут организовываться уроки, образовательная и внеурочная деятельность, каникулярная занятость обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Учебно-опытный участок зачастую находится на территории образовательной организации возле здания и обладает большим потенциалом для проведения простой экспериментальной и опытнической работы с обучающимися.

Учебно-опытный участок является базой опытнической работы, занимает важнейшее место в изучении учащимися живой природы, развивает познавательный интерес и творческие способности [4, с. 81].

Вслед за Е.А. Галкиной подчеркнем, что в методической литературе имеются различные точки зрения по оформлению учебно-опытных участков. Так, по мнению П.И. Боровицкого, на пришкольном учебно-опытном участке целесообразно планировать два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В соответствии с взглядами Н.М. Верзилина на участке должно быть четко определено несколько тематических отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, дендрарий, декоративный, биологический и зоологический. Кроме того, И.Н. Пономаревой добавлен экологический отдел, предусматривающий изучение влияния факторов среды на проявление биологических особенностей дикорастущих и культурных растений [3, с. 1].

Считается, что для формирования экологического участка необходима площадь территории не менее 0,03-0,04 га. [5, с. 137].

Предлагаемый к рассмотрению в нашем исследовании образовательный проект по внедрению элементов (модулей) учебно-опытных участков «Зеленые лаборатории под открытым небом» (далее - «Зеленые лаборатории») с 2017 года входит в одну из форм детской занятости в рамках организации детского отдыха на территории Тюменского муниципального района Тюменской области.

В совместную детско-родительскую исследовательскую деятельность в соответствии с возрастными особенностями на участках, организованных на базе общеобразовательных учреждений, включены подростки 5-9 классов (11-17 лет). В учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, - воспитанники старшей и подготовительных групп (5-7 лет).

В проекте принимают участие все участники образовательных отношений общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования Тюменского муниципального района (обучающиеся, воспитанники детских садов, родительская общественность, педагоги). Отличительной особенностью «Зеленых лабораторий» от традиционного учебно-опытного участка является то, что они реализуются в совместной проектной детско-родительской деятельности и охватывает кроме общего также уровень дошкольного образования.

В целом в рамках реализации образовательного проекта нами выделены следующие этапы:

- разработка учреждениями паспортов проектов, плана мероприятий по их реализации (март);

- муниципальный конкурс грантовой поддержки проектов «Зеленых лабораторий» образовательных организаций (апрель);

- основной этап исследовательской работы (май-август);

- подведение итогов реализации «Зеленых лабораторий» в форме выставок, дней открытых дверей в школах, фестивалей (сентябрь);

- участие детей с исследованиями, проведенными на приусадебных участках, в муниципальном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее».

В 2017 году в проекте принимало участие 9 учреждений с охватом 888 детей. Механизмом запуска деятельности по развитию данного проекта послужил муниципальный конкурс грантовой поддержки проектов «Зеленые лаборатории» в 2017 году, направленный на развитие сети учебно-опытных участков на базе учреждений системы образования в летний период. Для участия в конкурсе необходимо было создать ландшафтные макеты и представить их на защиту конкурсной комиссии. В конкурсе проектов приняли участие 9 учреждений общего и дошкольного образования Тюменского района – Кулаковская средняя общеобразовательная школа, Успенская средняя общеобразовательная школа, Борковская средняя общеобразовательная школа, Муллашинская средняя общеобразовательная школа, филиал Червишевской «Акияровская средняя общеобразовательная школа», Богандинская средняя общеобразовательная школа № 42, филиал Новотарманской «Наримановская средняя общеобразовательная школа», структурные подразделения дошкольного образования Чикчинской средней общеобразовательной школы и Новотарманской средней общеобразовательной школы (Табл. 1).

Таким образом, дети совместно с родителями попробовали себя в роли проектировщиков ландшафтных дизайнов макетов приусадебных участков. По итогам защиты учреждениями были получены материальные средства на реализацию проектных решений.

Таблица 1. Учреждения Тюменского муниципального района, принявшие участие в конкурсе грантовой поддержки на создание модулей учебно-опытных участков «Зеленые лаборатории под открытым небом» в 2017 году

Наименование учреждения

Количество участников (дети), чел.

Наименование исследовательских проектов

МАОУ Борковская СОШ

106

Агротехника выращивания дикоросов.

Филиал МАОУ Новотарманской СОШ «Наримановская СОШ» 

115

Изучение органов эфиромасличных растений, используемых человеком для лечебных  и хозяйственных целей

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Новотарманской СОШ

30

1. Выращивание растений семейства Пасленовые (картофель, сладкий перец, баклажан, томаты, петунья);

 

2. Выращивание томатов по методу И.М. Маслова;

 

3. Влияние посадочного материала на урожайность картофеля

Филиал МАОУ Червишевской СОШ «Акияровская СОШ»

165

1. Влияние пасынкования  на урожайность томатов;

 

2. Выращивание капусты рассадным способом

Структурное подразделение дошкольного образования МАОУ Чикчинской СОШ

68

1. От росточка - до ягодки;

 

2. Исследование  выращивания  томатов  в теплице и открытом грунте

МАОУ Успенская СОШ

95

Выращивание томатов в условиях открытого и закрытого грунта

МАОУ Кулаковская СОШ

154

Влияние различных культур на урожайность

 

МАОУ Муллашинская СОШ

89

1. Исследование сортов моркови;

 

2. Опыт по семеноводству моркови и свеклы;

 

3. Изучение влияния подкормки на урожайность свеклы

МАОУ Богандинская СОШ №42

66

1. Выращивание культурных растений с удобрением почвы и на истощенной земле;

 

2.Творческий проект: «Украсим Родину цветами»

Следует отметить, что образовательные учреждения с этнокультурным компонентом реализовали его и в проектной деятельности, к примеру, такие учреждения, как структурное подразделение дошкольного образования МАОУ Чикчинской СОШ с проектом «Милле Бакча» («Национальный огород») и Муллашинская СОШ с проектом «Авыл Хужалыгы» («Сельский дворик»). Во время проектной деятельности детей познакомили с технологией приготовления национальных блюд, этнокультурными традициями татарского народа.

В 2018 году участниками проекта стали 1172 несовершеннолетних и 185 родителей из 16 учреждений отрасли образования Тюменского района (Табл. 2).

Таблица 2. Учреждения Тюменского муниципального района, принявшие участие в реализации модулей учебно-опытных участков «Зеленые лаборатории под открытым небом» в 2018 году

Наименование учреждения

Количество участников (дети), чел.

Количество участников (родители), чел.

Наименование исследовательских проектов

МАОУ Борковская СОШ

50

2

Агротехника выращивания дикоросов

Филиал МАОУ Новотарманской СОШ «Наримановская СОШ» 

60

6

Изучение органов эфиромасличных растений, используемых человеком для лечебных  и хозяйственных целей

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Новотарманской СОШ

29

10

1. Выращивание растений семейства Пасленовые (картофель, сладкий перец, баклажан, томаты, петунья);


2. Выращивание томатов по методу И.М. Маслова;


3. Выращивание по методу Дж.Р. Митлайдера;


4. Декоративное оформление цветочной клумбы

Филиал МАОУ Червишевской СОШ «Акияровская СОШ»

95

73

Выращивание смородины красной, белой, черной из черенков

Структурное подразделение дошкольного образования МАОУ Чикчинской СОШ

90

-

1.Иследование роста разных сортов огурцов в открытых и закрытых грунтах;

 

2. Декоративное оформление клумбы

МАОУ Успенская СОШ

60

3

Выращивание картофеля в цилиндрической форме и традиционным способом

МАОУ Кулаковская СОШ

140

-

1.Влияние площади питания на урожай моркови;

 

2.Урожайность гороха при разных подходах при посадке семян (сухие, проросшие, замоченные)

МАОУ Муллашинская СОШ

58

-

1. Влияние посадочного материала на урожай картофеля;

 

2. Влияние различных культур на урожайность свеклы;

 

3. Витаминная грядка и  цветочная клумба

МАОУ Богандинская СОШ №42

60

22

Влияние минеральных и органических веществ на урожайность кабачков

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Кулаковской СОШ

95

4

Выращивание однолетних георгинов «Яркая смесь»

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Богандинской СОШ № 42

20

6

Выращивание культурных растений по методу Дж.Р. Митлайдера и обычным способом

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Мальковской СОШ

60

10

Методы выращивания алиссума

МАОУ Переваловская СОШ

130

15

1. Влияние арт-объектов на отдых;

 

2. Способы создания цветочных и плодовых огородов

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Переваловской СОШ

130

24

Витаминная грядка и  цветочная клумба

МАОУ Каменская СОШ

15

10

Создание различных экологических сообществ растений

МАОУ Червишевская СОШ

80

-

Декоративное оформление цветочных клумб

В 2019 году количество учреждений увеличилось до 20 организаций с охватом 1773 ребенка и 515 родителей (Табл. 3). Во всех учреждениях в 2019 году вовлечены в проектную деятельность родители.

Таблица 3. Учреждения Тюменского муниципального района, принявшие участие в реализации модулей учебно-опытных участков «Зеленые лаборатории под открытым небом» в 2019 году

Наименование учреждения

Количество участников (дети), чел.

Количество участников (родители), чел.

Наименование исследовательских проектов

МАОУ Борковская СОШ

34

3

Агротехника выращивания дикоросов

Филиал МАОУ Новотарманской СОШ «Наримановская СОШ» 

60

3

Изучение органов эфиромасличных растений, используемых человеком для лечебных  и хозяйственных целей

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ МАОУ Новотарманской СОШ

29

4

1. Изучение связей садовых и комнатных цветущих растений со средой обитания;


 2. Изучение овощных культур (огурцы) в процессе выращивания их в открытом и закрытом грунте, через рассаду и семян

Филиал МАОУ Червишевской СОШ «Акияровская СОШ»

110

4

Выращивание бобовых культур: гороха, фасоли, бобов в открытом грунте

Структурное подразделение дошкольного образования МАОУ Чикчинской СОШ

156

82

1. Исследование выращивания перца в открытом и закрытом грунтах;

 

2. Особенности роста томатов в парнике и под открытым небом и  влияние подкормки на урожайность томатов

МАОУ Успенская СОШ

62

21

Выращивание огурцов различными способами (в теплице, в гряде с удобрениями, в бочке, в грунте)

МАОУ Кулаковская СОШ

97

17

Выявление прореживания всходов на урожайность (морковь, свекла, укроп);

МАОУ Муллашинская СОШ

87

15

1. Исследование сортов лука;

2. Выращивание картофеля традиционным и нетрадиционным способом (в сетке)

МАОУ Богандинская СОШ №42

60

12

1. Выращивание свеклы;

2. Методы омоложения ягодных кустарников

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Кулаковской СОШ

105

25

Сравнительное выращивание томатов и перцев в открытом грунте и под пленочным укрытием

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Богандинской СОШ № 42

20

2

Жизнидеятельность моркови и влияние факторов на ее рост и развитие

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Мальковской СОШ

113

50

Исследование методов выращивания картофеля (в клумбе и в грунте) и огурцов (в теплице и в грунте на улице)

МАОУ Переваловская СОШ

175

65

Ландшафтный  дизайн пришкольного участка

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Переваловской СОШ

150

65

Витаминная грядка и  цветочная клумба

МАОУ Каменская СОШ

15

3

Влияние сроков посева на бахчевые культуры

МАОУ Созоновская СОШ

50

5

Влияние минеральных и органических веществ на урожайность кабачков картофеля, кабачки, томатов

МАОУ Червишевская СОШ

100

36

Декоративное оформление цветочных клумб

Структурное подразделение дошкольного образования  МАОУ Богандинской СОШ № 2

172

35

Выращивание картофеля различными способами

Филиал МАДОУ Каскаринского детского сада «Золотой петушок» детский сад «Лукоморье»

70

22

Исследование методов выращивания огурцов в теплице и в грунте

МАДОУ Червишевский детский сад Сибирячок

108

46

Выращивание картофеля в разных  условиях: свет – тень, разный грунт, различные семена картофеля – целый картофель, глазки, долька

«Зеленые лаборатории» располагаются непосредственно на территориях образовательных организаций. Дети, осуществляющие трудовую и исследовательскую деятельность на участках, были обеспечены всем необходимым инвентарем и оборудованием в соответствии с возрастными характеристиками. В данных лабораториях было категорически запрещено проводить какую-либо работу ядохимикатами. Педагоги, находящиеся вместе с детьми на участке, обучали воспитанников и обучающихся основам техники безопасности при проведении сельскохозяйственных работ.

Таким образом, с периода дошкольного образования учреждениями в реальной практической деятельности создаются условия для организации совместных детско-родительского исследовательских проектов.

Предварительные результаты от реализации проекта представлены следующим образом:

- в образовательных учреждениях, на базе которых функционируют «Зеленые лаборатории под открытым небом» созданы и функционируют детско-родительские клубные формирования на системной основе;

- на территории Тюменского района развиваются модифицированные формы социально-значимой деятельности детей (через исследовательские проекты) взамен привычной для детей школьной «отработки»;

- у обучающихся формируются экологическое воспитание, а также навыки публичной защиты ландшафтных макетов и своих исследовательских проектов;

- в программу муниципального форума молодых исследователей Тюменского района «Шаг в будущее» с 2018 года введена новая секция «Молодые аграрии Тюменского района». В данной секции принимают участие обучающиеся, сферой интересов которых является агропромышленный комплекс (в 2018 году было представлено 9 научных работ, в 2019 году – 6 научных работ обучающихся);

- в качестве косвенного эффекта, проведено благоустройство территорий образовательных учреждений; часть продукции в ходе получения положительной экспертизы Центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области использована для организации питания учащихся в школьной столовой.

В заключение отметим, что реализуемый нами долгосрочный образовательный проект по развитию модулей учебно-опытных участков на территории образовательных организаций в период летних каникул, посредством совместной организованной детско-родительской деятельности, является интерактивной формой экологического воспитания воспитанников детских садов и обучающихся школ.


Список литературы

1. Афонина Е.А. Воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка / Е.А. Афонина // Russian Journal of Education and Psychology. – 2017. – №2-2. –С. 16-20. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-shkolnogo-uchebno-opytnogo-uchastka (дата обращения: 23.12.2019).
2. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983. – 384 с.
3. Галкина Е.А., Ишкова А.С. Образовательный потенциал пришкольного учебно-опытного участка / Е.А. Галкина, А.С. Ишкова // Концепт. – 2014. – №1. – С. 1-6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-prishkolnogo-uchebno-opytnogo-uchastka (дата обращения: 23.12.2019).
4. Монгуш, О.С., Монгуш, Б.С. Организация работы на пришкольном учебно-опытном участке / О.С. Монгуш, Б.С. Монгуш // МНКО. – 2018. – №6 (73). – С. 80-83. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-na-prishkolnom-uchebno-opytnom-uchastke (дата обращения: 23.12.2019).
5. Оказова З.П., Байбатырова Э.Р. Экологический участок как элемент биологического образования / З.П. Оказова, Э.Р. Байбатырова // БГЖ. – 2018. – №3 (24). – С. 137-140. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-uchastok-kak-element-biologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.12.2019).
6. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.
7. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке / М.А. Папорков, Н.И. Клиновская, Е.С. Милованова. – М.: Просвещение, 1974. – 272 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2020).
9. Смирнова Н.З., Галкина, Е.А. Пришкольный учебно-опытный участок / Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. – 192 с.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: