Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 372.851

Дата публикации 25.02.2023

О некоторых возможностях использования цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Показательные уравнения»

Жулидова Юлия Владимировна
ст.преподаватель кафедры математики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, zhulidova_uv@mail.ru
Храмцова Анна Сергеевна
студент направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, 2017103082@pnu.edu.ru

Аннотация: Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики становится средством обучения, средством раскрытия творческого потенциала личности, визуализации обучения. В данной статье авторы провели анализ классификаций цифровых образовательных ресурсов; представили обзор некоторых цифровых ресурсов сети Интернет; привели примеры использования рассмотренных ресурсов на примере темы «Показательные уравнения».
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, показательные уравнения, Edu.skysmart, Online Test Pad, интерактивная тетрадь, тест.

About some possibilities of using digital educational resources when studying the topic "Exponential equations"

Zhulidova Julia Vladimirovna
senior lecturer of the Department of Mathematics and Information Technology, Pacific State University, Khabarovsk
Chigodaeva Anastasia Evgenievna
student of the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education, Pacific State University, Khabarovsk

Abstract: The use of digital educational resources in mathematics lessons becomes a means of learning, a means of revealing the creative potential of the individual, visualization of learning. In this article, the authors analyzed the classifications of digital educational resources; provided an overview of some digital resources on the Internet; gave examples of the use of the resources considered on the example of the topic "Exponential equations".
Keywords: digital educational resources, exponential equations, Edu.skysmart, Online Test Pad, interactive notebook, test.

Правильная ссылка на статью
Жулидова Ю.В., Храмцова А.С. О некоторых возможностях использования цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Показательные уравнения» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-nekotorykh-vozmozhnostyakh-ispolzovaniya-tsifrovykh-obrazovatelnykh-resursov-pri-izuchenii-temy-pokazatelnye-uravneniya.html (Дата обращения: 25.02.2023)

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) существенным образом способствует изменению образовательного процесса в лучшую сторону. Включение в урок цифровых образовательных ресурсов оказывает влияние как на качество обучения, так и на качество приобретаемых знаний, умений и навыков у учащихся. Цифровые образовательные ресурсы позволяют рационально и эффективно организовать структуру учебного занятия, дают возможность альтернативных вариантов изучения учебного материала, повышают интерес к изучаемому предмету и вполне могут улучшить показатели успеваемости учащихся, что в совокупности влечет за собой достижение планируемых результатов освоения образовательной программы по математике.

Одним из важнейших этапов при подготовке к уроку математики является задача выбора вида ЦОР.

Пасыева А.И. предлагает классификацию [1], основанную на принципе типа информации, с которой будут работать учащиеся:

  • ЦОР, в которых информация представлена в текстовой форме (электронные учебники, электронные словари, электронные энциклопедии и др.);
  • ЦОР, содержащие аудио- или видео-информацию (обучающие видеоролики, видео-лекции);
  • ЦОР, содержащие аудио-информацию (аудиокниги);
  • ЦОР, содержащие графическую информацию (таблицы, графики, схемы и др.);
  • ЦОР, содержащие интерактивные модели. Основной характеристикой данного типа является использование электронных динамичных моделей;
  • комбинированный тип (используются два и более типа информации).

Существует другая классификация ЦОР, исходящая из целей применения данных ресурсов: [2]

  • обучающие ЦОР. Основная цель создания и применения данного вида ЦОР является повышения эффективности процесса освоения учебного материала по математике (презентации, таблицы, схемы, учебные пособия и др.);
  • воспитательные ЦОР. Основная цель создания и применения данного вида ЦОР является повышения эффективности процесса нравственного и личностного развития учащихся.

Еще одна классификация ЦОР рассматривается с позиции наличия первоначального источника – ресурса и ресурса-эквивалента. Рассмотрим эту классификацию более подробно:

  • цифровой ресурс-эквивалент, который является полным аналогом ранее выпущенного печатного ресурса, например, электронный учебник, электронное пособие и др.;
  • цифровой ресурс, изначально созданный в электронной форме в дополнение к каким-либо другим ресурсам, например, интерактивные модели, презентации и др. к конкретному УМК. [3]

Рассмотрим использование некоторых платформ по созданию ЦОР на примере изучения темы «Показательные уравнения».

Edu.skysmart как среда для создания интерактивных тетрадей по математике.

Для каждого учащегося, зарегистрированного на платформе и прикрепленного к классу, собраны задания по всем школьным предметам, включая математику, алгебру и начала математического анализа, геометрию.

Как правило, учитель добавляет в интерактивную рабочую тетрадь уже готовые учебные материалы, которые разрабатываются командой контента Edu.skysmart, однако, если учитель не нашел нужный учебный материал, тему или пособие, то допускается возможность оставить пожелание разработчикам на платформе.

Интерактивную рабочую тетрадь можно редактировать – добавлять новые задания или удалять лишние.

В процессе выполнения заданий учениками, учителю доступна строка состояния задания, а именно:

  • статистика результатов выполнения каждого ученика;
  • общая статистика класса по каждому отправленному перечню заданий;
  • статус задания: «не решено», «решено», «еще решает»;
  • дата завершения задания;
  • пометка «с опозданием», если учащийся выполнил задание по истечению срока. [5]

Как и у большинства платформ, у интерактивной рабочей тетради Edu.skysmart есть минус: работа доступна на любом устройстве при наличии подключения к сети Интернет.

Любые практические задания, в том числе и домашнее задание удобней выполнять в интерактивной рабочей тетради Edu.skysmart (рис. 1).

Рисунок. 1 Фрагмент практической (домашней) работы в интерактивной рабочей тетради Edu.skysmart

Результаты выполнения заданий, статистика по всем заданиям будет выведена как учителю, так и ученику (рис. 2).

Рисунок. 2 Фрагмент практической работы в интерактивной рабочей тетради Edu.skysmart

Online Test Pad как среда для тестирования.

Online Test Pad – это бесплатный многофункциональный сервис, который предоставляет такие возможности как:

  • создание тестов и опросов;
  • составление кроссвордов;
  • разработка комплексных заданий (включены тесты, опросы и кроссворды);
  • проведение диалоговых тренажеров;
  • использование системы дистанционного обучения. [4]

Для самостоятельной работы учащихся целесообразно использовать платформу Online Test Pad, на которой учитель заранее создал тест по изучаемой теме (рис. 3). Используя ссылку https://onlinetestpad.com/ygwxlffp5icdu, учащиеся смогут приступить к выполнению заданий.

Рисунок. 3 Фрагмент самостоятельной работы на платформе Online Test Pad

После завершения работы учащиеся могут увидеть свой результат и предполагаемую оценку. Стоит отметить, что учитель видит статус самостоятельной работы, потраченное время на нее, статистику правильных ответов в процентном отношении (рис. 4).

Рисунок. 4 Фрагмент результата самостоятельной работы на платформе Online Test Pad

Использование ЦОР решает не только образовательные цели, но мотивирует ученика и педагога к изучению предмета и совместной деятельности, экономит временные затраты, позволяет выполнять работу качественнее.

Использование учителем математики цифровых образовательных ресурсов дает возможность дополнить традиционные формы обучения чем-то новым, позволяет увеличить степень наглядности изучаемых терминов и математических объектов, дифференцирует процесс обучения, помогает осуществить и облегчить процесс контроля знаний школьников. Цифровые образовательные ресурсы качественно меняют подходы к организации деятельности на уроке математики, так как вербальные методы обучения заменяются методами поисково-творческой деятельности участников образовательного процесса.


Список литературы

1. Пасыева А.И., Шайхлисламов А.Х. Цифровые образовательные ресурсы и дистанционное обучение – Евразийское Научное Объединение. 2020. No 5-6(63) – 459-461 с.
2. Рахымбергенова А.Г., Кенжегулов Б.З. Багитова К.Б. Цифровые образовательные ресурсы и их классификация – Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. No 11-1 (19). – 10-14 с.
3. Шапиев Д.С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя // Молодой ученый. 2019. No16 (254). – 296-298 с.
4. Online test pad. Конструктор кроссвордов / Информационный ресурс. Режим доступа: https://onlinetestpad.com/?ysclid=lci1gds7z0959370737 (дата обращения 14.02.2023).
5. Skysmart. Пошаговая инструкция / Информационный ресурс. Режим доступа: https://skysmart.ru/distant/guide/?ysclid=lchtf6ykhy179617584 (дата обращения 14.02.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: