Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (54) Январь 2021

УДК 37.013.42

Дата публикации 29.01.2021

Нетрадиционные (новаторские) методы развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания

Ледников Герман Владиславович
Магистр, Московский педагогический государственный университет им. Ленина, РФ, г. Москва, gera-g-unit@bk.ru

Аннотация: Цель статьи заключается в исследовании эффективности нетрадиционных (новаторских) методов развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания. В работе использованы методы аналитического, сравнительного, статистического, графического исследования. Раскрыто категориально-понятийное содержание гражданственности. Обозначена роль нетрадиционных (новаторских) методов в формировании гражданских качеств у поколения Z. Осуществлен педагогический эксперимент, по результатам которого выявлена результативность историко-патриотических квест-игр как нетрадиционных (новаторских) методов развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания.
Ключевые слова: гражданственность, гражданские качества, гражданское воспитание, педагогический эксперимент, нетрадиционные методы, новаторские методы, квест-игры.

Non-traditional (innovative) methods for the development of civic qualities in the lessons of history and social studies

Lednikov German Vladislavovich
Magister, 2nd year student, Moscow State Pedagogical University Lenin, Russia, Moscow

Abstract: The purpose of the article is to study the effectiveness of non-traditional (innovative) methods of developing civic qualities in history and social studies lessons. The work uses methods of analytical, comparative, statistical, graphic research. The categorical and conceptual content of citizenship is revealed. The role of non-traditional (innovative) methods in the formation of civic qualities in generation Z is outlined. A pedagogical experiment was carried out, the results of which revealed the effectiveness of historical-patriotic quest games as non-traditional (innovative) methods of developing civic qualities in history and social studies lessons.
Keywords: citizenship, civic qualities, civic education, pedagogical experiment, non-traditional methods, innovative methods, quest games.

Правильная ссылка на статью
Ледников Г. В. Нетрадиционные (новаторские) методы развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 01 (54). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/netraditsionnye-novatorskie-metody-razvitiya-grazhdanskikh-kachestv-na-urokakh-istorii-i-obshhestvoznaniya.html (Дата обращения: 29.01.2021)

Развитие гражданских качеств у молодого поколения является фактором социально-экономического и политического развития России в ХХI веке, фундаментом становления идеи государственности, обращенной к человеку. В этой связи востребован переход к обновленной образовательной парадигме на уровне основного общего образования, приоритетом которой выступает развитие гражданских качеств школьников, определяющей осмысленное и социально ответственное проявление активного участия обучающихся в жизни коллектива, школы, общества (прогнозируя возможные последствия деятельности), приверженность традиционным социокультурным, духовно-нравственным ценностям российского общества, готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур, к оптимальному соблюдению гражданских прав и исполнению обязанностей в социуме [5, с. 150].

Гражданское воспитание – дефиниция многоаспектная, широкая, многогранная. С одной стороны, гражданское воспитание необходимо рассматривать с позиции автономного, самостоятельного направления системы воспитания, а с другой – как общую направленность всей системы воспитания человека. В трудах отечественного педагога Б.Т. Лихачева [3, с. 62] гражданское воспитание позиционируется в качестве фундаментального условия развития личности, его прогрессирования, личностной эволюции. Естественное взращивание и процветание «национальной идеи» возможно лишь на благостной почве гражданского воспитания. Исследователь Г. Н. Филонов [6, с. 41] считает, что гражданственность должна заявлять о себе и активно интегрироваться в абсолютно все сферы общественной жизнедеятельности и функционирования. Все школьные воспитательные программы должны зиждиться на парадигме гражданственности, ее ценностно-смысловых установок.

Важнейшей составляющей гражданственности является гражданская активность – это индикатор, внешний показатель уровня сформированности гражданственности личности. Воспитание гражданской активности предполагает, в первую очередь, формирование знаний о гражданском долге, правах и свободах гражданина, и мерах ответственности перед законом. Гражданскую активность необходимо идентифицировать как активное отношение к получению и пользованию политико-правовыми знаниями. [1, с. 5-6] Гражданская активность проявляется, прежде всего, в обладании определенными правовыми знаниями и умениями уверенно применять их на практике в процессе отстаивания своих гражданских свобод, а также высокими правовыми ценностями, правосознанием, социальным опытом (участие в общественно-политической жизни Родины) [5, с. 48].

В некоторых трудах российских педагогов в качестве основополагающего критерия гражданской воспитанности выдвигается гражданская зрелость. Под гражданской зрелостью авторами предлагается понимать социальную зрелость. Социально зрелая личность – это та личность, которая в полной мере реализует присвоенные ей общественные отношения в практической деятельности. Гражданская (социальная) зрелость проявляется в трех основополагающих аспектах – 1) гражданская идентичность; 2) гражданское самосознание; 3) активная деятельная позиция. [2, с. 3-6]

В постсоветском периоде складывается кардинально отличная от советской эпохи картина гражданственности, что детерминировано радикальными социально-экономическими и политическими трансформациями в стране. Общество сменило ценностно-смысловые ориентиры, избавилось от советских догм, появилась потребность в качественном развитии государственной политики в сфере патриотического, гражданско-правового, нравственного воспитания, базирующаяся на синтезе незыблемых традиционных духовно-нравственных ценностей и современных общественных установок. Сегодня гражданственность – это интегративное качество личности, позволяющее человеку чувствовать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Вопросы гражданственности на современном этапе развития российского общества «обрастают» новой смысло-деятельностной парадигмой и должны рассматриваться в тесной корреляции с проблемой самоидентификации личности, идентификации «другого» в гражданском, национальном и социокультурном аспектах.

Педагогический подход к формированию патриотических и гражданских качеств у поколения Z, протестующего против авторитарного навязывания догм и не воспринимающего информацию, транслируемую как простую совокупность знаний, должен зиждиться на принципиально новых, нетрадиционных (новаторских) методах. Под нетрадиционными (новаторскими) методами в контексте нашего исследования необходимо понимать нетрадиционные формы организации учебного процесса – квест-игры, деловые и ролевые игры, постановки школьного спектакля, экскурсии, ситуации-проекты, организация школьного тематического музея, правовые конференции, правовые дискуссии, и т.д. Нетрадиционные методы взаимодействия с обучающимися обеспечивают расширение диапазона знаний об устройстве гражданского общества и конституционных основ государственного устройства Российской Федерации, способствуют активизации личностной позиции учеников, формированию опыта ответственного гражданского поведения и усвоению ценностей гражданского общества, стимулируют интерес школьников к культурно-историческому наследию нашей страны и развивают способность аутентично моделировать свое будущее как гражданина России. Нетрадиционные (новаторские) методы развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания активизируют заинтересованность учащихся в обучении, полностью погружают их в происходящее.

В целях выявления эффективности нетрадиционных (новаторских) методов развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания, автором статьи осуществлен педагогический эксперимент. Разработана и апробирована историко-патриотическая квест-игра «Победный марш», приуроченная ко Дню Победы и проведенная накануне 9 мая. Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы. Учащийся в процессе прохождения такого квеста постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. В качестве экспериментальной базы исследования выступило Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2129» имени Героя Советского Союза П.И. Романова. В экспериментальную работу было включено 70 учащихся 5-9 классов. В ходе организации педагогического эксперимента сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Обучающиеся КГ проходили обучение по стандартным программам на основе ФГОС, в то время как участники ЭГ были дополнительно включены в процесс развития гражданских качеств при помощи «живых» игр. В состав экспериментальной и контрольной групп входило эквивалентное количество участников – по 35 человек. Составы контрольной и экспериментальной групп были по возможности уравнены по исходному уровню обученности. Уравнивание проводилось на основе анализа результата оценивания за предыдущее полугодие по истории и обществознанию.

Педагогический эксперимент проводился в три этапа:

  1. На первом этапе (констатирующий эксперимент) осуществлен мониторинг исходного уровня развитости гражданских качеств, поиск ключевых проблем и разработка модели развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания. Диагностика уровня сформированности гражданских качеств школьников осуществлена по методике М.И. Рожкова, которая позволяет изучить когнитивный, ценностно-смысловой и деятельностный критерии и на их основе выявить уровни гражданской воспитанности школьников.
  2. На втором этапе (формирующий эксперимент) проведена работа по развитию гражданских качеств в экспериментальной группе посредством реализации патриотической квест-игры. Формат статьи не позволяет детализировать описание игры. Укажем лишь, что игра разделена на шесть этапов, каждый из которых представляет собой станцию:
  1. станция «Снайперская». Ученики отвечают на вопросы о ВОВ, что закрепляет их знания о данном историческом периоде (игроки заранее знают тематику игры и готовятся к ней);
  2. станция «Переправочная». Участники квест-игры знакомятся с картинами, на которых отображена война, это позволяет ощутить ее на глубинном уровне, прожить, проникнуться ее масштабностью, болью. Искусство живописи помогает человеку взрастить человеческое «я», совершенствоваться и духовно развиваться;
  3. станция «Загадочная». Ученикам необходимо разгадать загадки, посвященные войне. Загадки – это гимнастика для ума, формирующая логическое мышление, снимающая напряжение и поддерживающую интеллектуальную форму;
  4. станция «Азбука Морзе». Школьникам предлагается расшифровать код. Выполнение данной задачей приобщает учеников в военному времени, наглядно демонстрирует сложность и масштабность работы советских дешифровальщиков;
  5. станция «Музыкальная». Ученикам требуется угадать название песни по небольшому отрывку. Через песню ощущается дух времени, поэтика Великой Отечественной Войны, ее трагичность, драматичность;
  6. станция «Четыре строчки о войне…». Школьникам предлагается прочувствовать эмоции, боль, надежду… - весь спектр чувств, которые испытывали советские военные, находясь в тысячи километрах от дома и написать несколько строк с фронта. Этот финальный аккорд в патриотической квест-игре позволяет трансгресировать во времени, полностью погрузиться в происходившее, ощутить пульс войны.

После прохождения квеста ученикам было предложено выполнить творческое задание на тему: «Моя Родина». При этом, школьникам предоставлялась абсолютная свобода действий и самовыражения. Необходимо было проиллюстрировать свое отношение к Родине, ее значимость, роль в собственной судьбе в любой творческой форме – стихотворении, видеопрезентации, письме, клипе, сочинении и т.д. Качество и фундаментальность выполнения данного задания служит главным индикатором эффективности квест-игры в формировании и развития гражданских качеств у школьников.

  1. На третьем этапе (контрольный эксперимент) проведено повторное анкетирование, по результатам которого осуществлен анализ результативности нетрадиционной (новаторской) методики развития гражданских качеств на уроках истории и обществознания.

Результаты педагогического эксперимента проиллюстрированы в таблице 1. Ответы школьников предлагалось оценивать по шкале, заданной следующими баллами: 3 балла – высокий уровень сформированности гражданских качеств; 2 балла – средний уровень; и 1 балл - низкий; 0 баллов – крайне низкий уровень.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ уровня развития гражданских качеств учеников 5-9 классов на начальном и контрольном этапах

Качество

Уровень сформированности гражданского качества

Начальный этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

ЭГ, %

КГ, %

ЭГ, %

КГ, %

Любовь к Отечеству

Высокий

32%

32%

43%

32%

Средний

24%

36%

37%

36%

Низкий

20%

19%

16%

19%

Крайне низкий уровень

24%

13%

4%

13%

Политическая культура

Высокий

45%

44%

47%

44%

Средний

13%

14%

23%

14%

Низкий

17%

17%

17%

17%

Крайне низкий уровень

25%

25%

13%

25%

Правовая культура

Высокий

20%

26%

20%

16%

Средний

37%

37%

37%

37%

Низкий

20%

24%

20%

24%

Крайне низкий уровень

23%

23%

23%

23%

Интернационализм

Высокий

18%

20%

30%

20%

Средний

32%

29%

34%

29%

Низкий

25%

27%

15%

27%

Крайне низкий уровень

25%

24%

21%

24%

Отношение к собственности

Высокий

10%

6%

21%

6%

Средний

78%

84%

67%

84%

Низкий

12%

10%

12%

10%

Крайне низкий уровень

0%

0%

0%

0%

Отношение к учебному труду и делу

Высокий

20%

30%

28%

30%

Средний

39%

42%

42%

42%

Низкий

21%

12%

20%

12%

Крайне низкий уровень

20%

16%

10%

16%

Деловитость и организованность

Высокий

45%

36%

52%

36%

Средний

35%

40%

35%

40%

Низкий

12%

14%

7%

14%

Крайне низкий уровень

8%

10%

8%

10%

Готовность прийти на помощь

 

Высокий

30%

20%

41%

20%

Средний

52%

70%

59%

70%

Низкий

5%

6%

0%

6%

Крайне низкий уровень

3%

4%

0%

4%

Тактичность, культура поведения

Высокий

37%

37%

50%

37%

Средний

50%

50%

40%

50%

Низкий

8%

8%

5%

8%

Крайне низкий уровень

5%

5%

5%

5%

Здоровый образ жизни

Высокий

37%

33%

45%

33%

Средний

50%

50%

45%

50%

Низкий

8%

10%

5%

10%

Крайне низкий уровень

5%

7%

5%

7%

Целеустремленность в самоопределении

Высокий

27%

30%

40%

30%

Средний

20%

19%

26%

19%

Низкий

17%

11%

14%

11%

Крайне низкий уровень

36%

40%

20%

40%

Чувство собственного достоинства

Высокий

67%

70%

73%

70%

Средний

28%

26%

22%

26%

Низкий

5%

4%

5%

4%

Крайне низкий уровень

0%

0%

0%

0%

Как видно из таблицы 1, на начальном этапе эксперимента результаты по экспериментальной и контрольной группам, в целом, эквивалентны, что свидетельствует о чистоте эксперимента. После проведения историко-патриотической квест-игры в контрольной группе результаты остались прежними, а в экспериментальной группе по показателям «Любовь к Отечеству», «Отношение к учебному труду и делу», «Деловитость и организованность», «Готовность прийти на помощь», «Тактичность, культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Целеустремленность в самоопределении» наблюдаются существенные трансформации.

На этапе констатирующего эксперимента главный индикатор сформированности гражданских качеств – показатель «Любовь к Отечеству» являлся крайне неудовлетворительным. Всего 32% опрошенных (как в экспериментальной, так и контрольной группах) проявляли интерес к историческому прошлому своего Отечества. На этапе контрольного эксперимента 43 % опрошенных из экспериментальной группы отметили высокий уровень любви к Отечеству, что существенно выше предыдущего результата. Такая переоценка своего отношения к Родине обусловлена возможностями квест-игры – полным погружением ее участников в происходящее. Школьники отметили, что в полной мере ощутили свое присутствие на полях тех трагических событий, осознали важность миссии, возложенной на них – живых, за жизни которых проливалась кровь, отдавались жизни. Опрошенные также обозначили, что после участия в квест-игре в них пробудился интерес к периоду ВОВ, они смотрят документальные фильмы, читают книги, посвященные той войне. Отношение к Отчизне изменилось благодаря исследованию ее прошлого, школьники ощутили бремя ответственности, возложенное на них за настоящее и будущее России. Об этом свидетельствуют не только слова самих учеников, но и их творческие работы на тему «Родина», которые необходимо было выполнить после прохождения квест-игры. Ученики проявили серьезное отношение к заданиям: снимали на видео свое трогательное прочтение стихов о Великой Отечественной Войне, исполняли на музыкальных инструментах военные мелодии, искали в архивах информацию об истории своей семьи в военный период и писали сочинение об их судьбе, снимали клипы на военную тематику, разрабатывали новые квест-игры и т.д.

Историко-патриотическая квест-игра «Победный марш» мобилизовала, активизировала интерес учеников к урокам истории и обществознания, о чем свидетельствуют не только результаты опроса, где наблюдается серьезный позитивный сдвиг (с 20% до 28% увеличилось количество школьников, отметивших высокий уровень отношения к учебному делу и труду). Необходимо констатировать, что эти школьники действительно существенно лучше стали осваивать образовательную программу, проявлять интерес к урокам истории и обществознания, качественнее выполнять домашние задания, активнее участвовать в дискуссиях, возникающих в рамках обучения.

Такое качество, как деловитость и организованность повысилось до высокого уровня у 7 % учеников. Такому положительному преобразованию способствовало содержание игры, требовавшее от участников сфокусированности, внимательности, организованности, оперативности реагирования. 

Качество «Готовность прийти на помощь» повысилось у 11% учеников до высокого уровня. Если на этапе констатирующего эксперимента 5 % и 3 % респондентов расценивали свою готовность прийти на помощь на низком, и крайне низком уровнях соответственно, то на контрольном этапе абсолютно все ученики осознали значимость взаимопомощи и проявили готовность в оказании поддержки тем, кто в ней нуждается. Такие результаты детерминированы командным характером проведенной квест-игры, а также содержанием заданий, транслировавших важность взаимовыручки, взаимопомощи на войне («и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут»).

Позитивные изменения произошли и в отношении качества «Тактичность, культурность поведения» - если на констатирующем этапе 8 % респондентов отметили у себя низкий уровень тактичности, то на контрольном этапе данный показатель снизился до 5%. Это связано, главным образом, с тем обстоятельством, что историко-патриотическая квест-игра «Победный марш» предполагает командную работу, а значит, умение находить компромиссы, выстраивать качественные межличностные коммуникации, тактично относиться к чужой точке зрения.

Уровень развития гражданских качеств у школьников по качеству «Здоровый образ жизни» повысился на 8%. Такая динамика может быть связана с переосмыслением собственных потребностей – война тотально ограничивала человека в материальном благосостоянии, и в первую очередь, в наиболее базовых благах – в еде. При этом, ограничение в физическом потреблении мобилизовало необходимость в удовлетворении потребностей духовных, закаляло силу воли, ориентировало на познание истинных ценностей. Для победы над врагом требовался здоровый дух, которым, как известно, обладают только здоровые тела, а гарантом здорового тела является отсутствие нездоровых привычек. Как отметили ученики, главным их врагом являются они сами, их пороки, слабая сила воли, бездеятельность. Здоровый образ жизни – первый шаг к внешним и внутренним трансформациям, к прогрессивным формам самих себя.

Уровень развития гражданских качеств у школьников по качеству «Целеустремленность в самоопределении» на контрольном этапе повысилась на 13%, что связано с содержанием историко-патриотической квест-игры «Победный марш». Для достижения конечной цели в игре необходимо пройти 6 станций, такая схема, предполагающая дифференциацию основной миссии на несколько подзадач, позволяет наращивать у учеников навыки целеполагания и целеустремленности.

Таким образом, в процессе экспериментальной работы в целом подтвердились теоретические выводы о том, что развитие гражданских качеств на уроках истории и обществознания на уровне основного общего образования будет осуществляться более эффективно, если внедрить в образовательный процесс нетрадиционные (новаторские) методы развития гражданских качеств. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям 5-9-х классов использовать в ходе изучения предметов «История» и «Обществознание» проведение историко-патриотического квеста, приуроченного к знаменательным датам и окончанию учебной четверти. При этом, тематики квестов могут варьироваться от одного исторического периода к другому и могут быть посвящены совершенно различным историческим событиям, в которых фигурирует Россия (от Куликовской битвы до полета Юрия Гагарина в космос). Квестовые технологии можно апробировать как в виртуальном пространстве, так и на очных занятиях, когда образовательные учреждения вновь начнут полноценно функционировать.


Список литературы

1. Головченко В. В. Эффективность правового воспитания. Понятие, Критерии, методика измерения. - Киев: Наукова думка, 1985. – с. 188.
2. Коган Л. Н. О понятии «социальная зрелость» // Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов: Сб. науч. тр. - Свердловск: Изд-во УРГУ им. А. М. Горького, 2019. - с. 135.
3. Лихачёв Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика, 2020. - №9. - С. 60-67.
4. Мельник В. А. Современный словарь по политологии. - Минск: Книжный дом, 2018. – с. 250.
5. Пазырев Н. С., Уланов В. А. Из опыта организации гражданского образования в средней школе // Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях: межвуз. сб. науч. трудов. Ч.1. - СПб.: Изд-во ЛГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - с. 239.
6. Филонов Г. И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика, 2020. - №8. - С. 40-56.

Расскажите о нас своим друзьям: