Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №01 (54) Январь 2021
УДК 159.9
Дата публикации 31.01.2021
Исследование влияние Интернета на людей
Уварова Людмила Николаевна
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Стерлитамакского филиала Башкирского Государственного Университета, Стерлитамак, l.n.uvarova@strbsu.ru
Арсланова Назгуль Рустамовна
Студент Стерлитамакского филиала Башкирского Государственного Университета, Стерлитамак, arslanova.nazgul@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается влияние Интернета на людей, приводятся отрицательные и положительные стороны влияния, и значимость и Интернета в современном обществе. Проведенный опрос среди студентов и преподавателей для исследования, выявляют значимость социальных сетей и самого Интернета на наше современное общество, рассматриваются такие понятия, как информационная перегрузка, выявляются новые проблемы: коммуникации, связей. Происходит замена настоящего мира на виртуальный мир, Воздействие чрезмерного увлечения Интернетом на различные сферы нашей жизни имеет положительные и отрицательные стороны. В целом интернет облегчает и усложняет существование современного общества, поэтому статья на данную тему на сегодняшний день является актуальной.
Ключевые слова: Интернет, влияние, положительные, отрицательные стороны, социальные сети, коммуникация, общество.
Associate Professor, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Sterlitamak branch of the Bashkir State University, The City Of Sterlitamak
Student of the Sterlitamak branch of the Bashkir State University Sterlitamak City
Abstract: This article examines the impact of the Internet on people, provides negative and positive aspects of influence and the importance of the Internet in modern society, conducted a survey among students and teachers for research, identified the importance of social networks and the Internet itself on our modern society, considers such concepts as information overload, identifies new problems: communication, communication. There is a replacement of the real world with the virtual world; the impact of excessive Internet addiction on various areas of our lives has positive and negative sides. In general, the Internet facilitates and complicates the existence of modern society, so the article on this topic is relevant today.
Keywords: Internet, influence of the Internet, positive aspects, negative aspects, social networks, communication, society.
Уварова Л.Н., Арсланова Н.Р. Исследование влияние Интернета на людей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 01 (54). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-vliyanie-interneta-na-lyudej.html (Дата обращения: 31.01.2021)
С появлением Интернета в жизни людей он полностью перевернул наше существование с ног на голову. Он произвел революцию в коммуникациях до такой степени, что теперь он является нашим предпочтительным средством повседневного общения. Почти все, что мы делаем в повседневной жизни, мы делаем через Интернет. Заказать еду, купить телевизор, поделиться моментом с другом, отправить фотографию через мгновенный обмен сообщениями, само общение происходит через Интернет. До появления Интернета, если вы хотели следить за новостями, вам приходилось идти к газетному киоску, когда он открывался утром, и покупать местное издание, сообщающее о том, что произошло накануне. Но сегодня достаточно одного-двух щелчков мыши, чтобы прочитать вашу местную газету и любой источник новостей из любой точки мира, обновленный с точностью до минуты.
Информационные технологии произвели фундаментальные изменения во всем обществе, двигая его вперед от индустриальной эры к сетевой эре. В нашем мире глобальные информационные сети являются жизненно важной инфраструктурой, но каким образом это изменило человеческие отношения? Интернет изменил бизнес, образование, правительство, здравоохранение и даже то, как мы взаимодействуем друг с другом. Он стал одним из ключевых факторов социальной эволюции.
Интернет приобрел большое значение в современном обществе. По правилам современного общества практически невозможно существовать без пользования интернет ресурсами. Пользование Интернетом это глобальная экономия времени, но нельзя отрицать, что чрезмерное пользование Интернетом может повлиять на нашу психику. Не зря есть такая поговорка: «все хорошо в меру». Пагубное воздействие может оказать чрезмерное увлечение Интернетом на различные сферы нашей жизни, и впоследствии вызвать Интернет – зависимость [1].
Нами проведен опрос о том, как Интернет влияет на их социальную жизнь, сколько времени люди тратят на него.
Чтобы сделать наше исследование более значимым, мы провели опрос среди случайной выборки студентов и преподавателей университета, количество испытуемых составляет 48 человек, из них 40 человек являются студентами, а 8 - преподаватели. Возраст опрошенных студентов от 18 до 24 лет, возраст преподавателей от 38 до 58 лет.
Сосредоточив внимание на различных способах использования студентами интернета и на том, как он влияет на их социальную жизнь, сколько времени они тратят на Интернет. Им были заданы специально подготовленные вопросы: Как давно вы пользуетесь интернетом? Полезен ли для людей интернет? Как вы считаете, интернет влияет на ваше здоровье? Влияет ли интернет на вашу учебу? Думает ли вы, что у вас есть зависимость от интернета? Сколько времени вы проводите в интернете? Для чего вы используете интернет? Заменяет ли интернет вам реальное общение с людьми? Что больше всего привлекает вас в пользовании интернетом?
По результатам опроса было выявлено 82% считают, что интернет полезен, 11 % не смогли точно ответить на вопрос, 7% ответили, что интернет не всегда полезен. Было выявлено, что из-за постоянного пребывания в Интернете у опрошенных студентов преподавателей появились проблемы со здоровьем: нарушилась осанка, испортилось зрение, появились головные боли.
Также после опроса среди студентов стало очевидно, что Интернет действительно влияет на обучение, особенно в период дистанционного обучения. Обучение становиться не эффективным из-за социальных сетей, студенты часто отвлекаются во время online-урока, предпочитая общения в социальных сетях. Опрос также выявил, что 65% действительно считают себя зависимыми, так как проводят в интернете более 8 часов в день, 23% не считают себя зависимыми, так как проводят время в интернете лишь для учебы и работы, 12% не смогли ответить на вопрос, зависимы ли они? Многие признались, что часто виртуальное общение заменяет им реальное. В Интернете большинство привлекает его доступность, возможностью общения, развития, развлечения, быстрота в поиске информации.
Получив результаты нашего опроса, нас заинтересовало, действительно ли Интернет охватывает все сферы нашей жизни, поэтому мы решили рассмотреть, как интернет может повлиять на личную жизнь людей, живущих в интегрированном в интернет обществе. Все мы знаем, что в мире существуют как отрицательные стороны, так и положительные. Для начала рассмотрим положительные стороны использования Интернета людьми.
Развитие Интернета сегодня формируется преимущественно за счет мгновенной мобильной связи. Мобильный интернет-это новая революция. Всестороннее подключение к Интернету через смартфоны и планшеты ведет к все более мобильной реальности: мы не привязаны к какому-то одному конкретному устройству, и все находится в «облаке».
СМИ часто сообщают, что интенсивное использование Интернета увеличивает риск изоляции, отчуждения и ухода из общества, но имеющиеся данные показывают, что Интернет не изолирует людей и не снижает их коммуникабельность; а наоборот он действительно повышает общительность, гражданскую активность и интенсивность семейных и дружеских отношений во всех культурах. Интернет устранил все коммуникационные барьеры. В интернете традиционные ограничения пространства и времени исчезают, и появляется головокружительно широкий спектр коммуникативных возможностей, в этом нам часто помогают социальные сети.
Положительное влияние Интернета на социализацию. Современный Интернет является одним из наиболее эффективных средств коммуникации между людьми, предоставляет различные платформы и методы для общения, включая электронную почту и мгновенный обмен сообщениями через социальные сети. Теперь люди могут общаться друг с другом практически из любой части земного шара, где доступны интернет-услуги, с помощью таких сервисов и социальных сетей, как Skype, Gmail, Telegram, Вконтакте [2].
Действительно на сегодняшний день реальная ценность социальных сетей заключается в том, что вы можете оставаться на связи с людьми, которые действительно важны для вас. Социальные сети позволяют обмениваться опытом и информацией; они мгновенно связывают людей без каких-либо границ. Товарищество, Дружба и Солидарность, социальные явления, которые существовали так же долго, как и само человечество, были освобождены от традиционных ограничений пространства и времени и теперь могут процветать самыми разнообразными способами.
Мы считаем, что Интернет оказывает влияние на все уровни образования, предоставляя неограниченные возможности для обучения. С нашей точки зрения, будущее образования - это сетевое будущее. Люди могут использовать Интернет для создания и обмена знаниями и разработки новых способов обучения, которое увлекают и стимулируют воображение студентов в любое время, в любом месте, с помощью любого устройства. Объединяя и расширяя возможности студентов и преподавателей, мы можем ускорить экономический рост и повысить благосостояние общества во всем мире. Мы должны работать вместе, через сеть, чтобы построить глобальное общество.
Социальная сеть - неисчерпаемый источник информации. Более того, Интернет позволил пользователям перейти от их прежней пассивной роли простых получателей сообщений, передаваемых обычными средствами массовой информации, к активной роли, выбирая, какую информацию получать, как и когда. Получатели информации даже решают, хотят ли они оставаться в курсе.
Студенты могут работать в online-режиме друг с другом, не ограниченные физическими или временными ограничениями. Сегодня вы можете использовать Интернет для доступа к библиотекам, энциклопедиям, художественным галереям, архивам новостей и другим источникам информации из любой точки мира: я считаю, что это ключевое преимущество в области образования. Интернет-это огромный ресурс для улучшения процесса накопления знаний.
Значимым элементом информационных образовательных ресурсов являются электронные источники, размещенные в сети Интернет (ЭОР). Безусловно, обращает на себя внимание огромное количество достаточно разноплановой информации, ориентированной на разные виды аудитории. В связи с этим назрела необходимость проведения достаточно серьёзной работы по систематизации ЭОР и созданию методической платформы по использованию этих ресурсов в рамках НМО. Заслуживает внимания опыт анализа ЭОР по химии с целью повышения эффективности подготовки студентов инженерных специальностей [3].
Мы считаем, что Интернет является прекрасным инструментом для изучения и практики других языков — это по-прежнему является критической проблемой во многих странах, и в мире требует особых усилий для улучшения.
Интернет на сегодняшнем этапе является мощным катализатором овладения Иностранного Языка, выступая источником огромного языкового и лингвострановедческого материала. Географическая удалённость некоторых населённых пунктов делает особенно актуальными технологии дистанционного обучения, что позволяет реализовать индивидуальный подход, корректируя его с учётом профессиональных и личностных факторов обучаемых. Разумеется, использование интернет-ресурсов, под которыми мы понимаем совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет, требует определённого уровня методической и компьютерной грамотности. Порой это вызывает трудности у представителей старшего поколения, в силу объективных и субъективных причин не привыкших использовать компьютерную технику. Однако внедрение современных технологий, в частности интернета, в процесс обучения создаёт широкие возможности для эффективной организации образовательного пространства и расширения коммуникативного возможностей [4].
Однако все чаще признается, что интернет, несмотря на все его преимущества, может также оказывать значительное негативное воздействие на отдельных людей и общество в целом.
К ним относится Интернет-зависимость и проблемное использование интернета. Отсутствие контроля над потреблением интернета может привести к снижению физического и психологического благополучия, с сопутствующими симптомами, такими как стресс, гнев, потеря контроля, социальная замкнутость, семейные конфликты и другие, подталкивающие людей к изоляции.
Население с сопутствующими психическими симптомами подвержено большему риску страдать от интернет-зависимости. в то время как культурные проблемы или использование в медийных целях могут значительно способствовать переживанию и тяжести интернет-зависимости.
«Интернет-зависимость» - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем [5].
Также одним из негативных последствий – это влияние на когнитивное развитие. Имеются данные, свидетельствующие о том, что длительное использование интернета может повредить когнитивному развитию детей, включая развитие навыков памяти, концентрации внимания, способности к критическому мышлению, овладению языком, чтению и обучению.
В этом контексте когнитивное развитие относится к эволюции навыков, связанных с восприятием, мышлением, памятью, языком, рассуждением и интеллектуальным развитием. С появлением интернета способ, которым люди обрабатывают информацию, со временем кардинально изменился. В любое время доступна актуальная информация. Визуально интернет представляет тексты нелинейным образом через отдельные веб-страницы, исходящие из множества источников. Поэтому она требует новых паттернов в развитии и выполнении психических процессов для обучения и принятия решений. Таким образом, Интернет ввел новую форму организации и запоминания информации. В то время как биологическая память организована интегративным, конструктивным и взаимосвязанным образом, компьютерная память позволяет только извлекать информацию.
Ущерб социальным отношениям. Широкое использование интернета может быть связано с одиночеством и социальной изоляцией. Вредоносное поведение в интернете, такое как киберзапугивание, киберсталкинг и онлайн-хищничество, затрагивает значительный процент пользователей интернета. Интернет заменяет реальное общение, виртуальным и вскоре человек может перестать воспринимать реальный мир и заменить его на виртуальную реальность, становясь отчужденным от других людей.
На сегодняшний день из-за большого потока информации появилась такое понятия как информационная перегрузка, которая началось не с интернета и фактически может быть прослежено до литературы 19-го века, хотя с интернетом это понятие приобрело современное значение. Информационная перегрузка также была описана как "информационный стресс", "информационное ожирение" и «синдром информационной усталости» (Oppenheim, 1997). Проще говоря, это состояние неспособности адекватно понять проблему или принять эффективные решения из-за наличия слишком большого количества информации.
Всеобъемлющее определение, гласит: Информационная перегрузка-это состояние, при котором лицо, принимающее решение, сталкивается с набором информации (т. е. информации из-за перегрузки информационных характеристик, такие как размер, сложность и уровень резервирования, противоречие и непоследовательность), включающий накопление индивидуальных информационных реплик отличающиеся по размеру и сложности, которые тормозят принятие решения возможность оптимально определить лучший возможное решение. Вероятность достижения наилучшего возможного решения определяется как принятие решения представление. Неоптимальное использование информации обусловлено ограниченностью ограниченных индивидуальных ресурсов. Дефицитным ресурсом могут быть ограниченные индивидуальные характеристики (например, способность к последовательной обработке, ограниченная кратковременная память) или ограниченное оборудование, с вязанное с задачами (например, время для принятия решения, бюджет).
Перечисляя отрицательные стороны влияния Интернета на человека, не следует забывать и о здоровье. Зрение, слух, сердечно сосудистая система у постоянных пользователей глобальной Сети всегда страдают. Виртуальное общение, игры и просмотры развлекательных роликов оказывают негативное влияние Интернета на общество. Особенно, если речь идет о детях .
В заключение стоит отметить, что влияние сети Интернет на современное общество, нельзя оценить однозначно. Интернет, информационные технологии, компьютеры и социальные сети оказывают огромное влияние на всех. Современные технологии и Интернет стали одним из самых важных изменений в современном обществе. Они вносят изменения в повседневную жизнь человека. Хочется отметить, что каждый человек несет ответственность за свою жизнь, поэтому должен самостоятельно контролировать поведение и в случае наличия негативных симптомов обратить на это особое внимание.
Список литературы
1. Герасимова Д.В. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 649-651;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10618 (дата обращения: 12.12.2020).
2. Шахов Л. М. Положительное и негативное влияние интернета на социализацию молодежи//Текст- 2019. – C.2 URL https://elar.urfu.ru/bitstream/ -2020. (дата обращения: 13.12.2020).
3. Еричев В. В., Аксенова Т. В., Овчаренко Е.С., Еричев И.В., Карапетов С.А., Мафагел Ф.А., Виниченко Е.Л., Шерматова Ю.В., Ляш А.Г. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-1. – С. 91-93;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11303 (дата обращения: 29.01.2021)
4. Костюченко М.В., Трутнев А.Ю. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 1. – С. 181-185;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12090 (дата обращения: 29.01.2021).
5. Багенц Д.С. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 9-9; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=375 (дата обращения: 29.01.2021).