Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №01 (54) Январь 2021

УДК 373.24

Дата публикации 29.01.2021

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством интерактивных пособий

Клинкова Анжела Александровна
учитель-логопед, АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №150 «Брусничка», РФ, Самарская область, Г. Тольятти metod150@pdlada.ru
Плаксина Екатерина Анатольевна
музыкальный руководитель, АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №150 «Брусничка», РФ, Самарская область, Г. Тольятти metod150@pdlada.ru
Мурдасилова Нейля Касымовна
воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №150 «Брусничка», РФ, Самарская область, Г. Тольятти metod150@pdlada.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается деятельность учителя – логопеда в преодолении речевых нарушений старших дошкольников в группах ТНР. Цель работы – помочь дошкольникам в формировании и закреплении практических навыков преодоления нарушений речи. В статье предлагаются интерактивные игры, способствующие логопедической работе.
Ключевые слова: коррекция нарушения речи, индивидуальная работа, игра, интерактивные пособия.

Speech development of preschool children through interactive tutorials

Klinkova Angela Alexandrovna
teacher speech therapist, ANO DO "Planet of childhood "Lada" kindergarten №150 "Brusnichka", RF, Samara region, G. Togliatti
Plaksina Ekaterina Anatolievna
musical director, ANO DO "Planet of childhood "Lada" kindergarten №150 "Brusnichka", RF, Samara region, Togliatti
Murdasilova Neilya Kasymovna
educator, ANO DO "Planet of childhood "Lada" kindergarten №150 "Brusnichka", RF, Samara region, G. Togliatti

Abstract: This article examines the activity of a speech therapist in overcoming speech disorders in older preschoolers in the THR groups. The purpose of the work is to help preschoolers in the formation and consolidation of practical skills to overcome speech disorders. The article offers interactive games to facilitate speech therapy work.
Keywords: correction of speech disorders, individual work, games, interactive manuals.

Правильная ссылка на статью
Клинкова А.А., Плаксина Е.А., Мурдасилова Н.К. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством интерактивных пособий // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 01 (54). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-interaktivnykh-posobij.html (Дата обращения: 29.01.2021)

Правильная речь – один из показателей ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста, возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути

развития «ребёнок – подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности [1].

В последние десятилетия психологи, педагоги, дефектологи, логопеды, врачи констатируют катастрофическое нарастание у детей целого ряда паталогических феноменов, которые ведут к тяжёлым нарушениям речи. Характерно, что это тенденция наблюдается в образовательном пространстве, как в раннем, так и дошкольном возрастах.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без работы учителей-логопедов. Педагогам всё чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит требуется своевременная организация помощи.

Поэтому в образовании выработалась определённая система принципов совместной работы специалистов дошкольных образовательных организаций, направленная на реализацию исправления проблем речевого развития дошкольников[2].

Предлагаем свой опыт работы по организации логопедической работы и преодоление речевых нарушений старших дошкольников в группе с детьми с ТНР с использование интерактивных пособий.

Все игры представлены для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в интерактивной форме. Игры сопровождаются красочным наглядным материалом. Логопед должен давать чёткие инструкции ребёнку, обязательно предлагать образцы новых высказываний. В ходе проведения игры необходимо добиваться активного речевого участия детей, поощрять их инициативу. Демонстрация пособия должна сопровождаться чёткой словесной инструкцией. Игры должны облегчить процесс овладения

навыками, умениями, знаниями. Ребёнок не просто рассматривает картинки, кубики с буквами и словами, и отвечает на вопросы взрослого, но и активно действует: выбирает, выдвигает, соединяет разрезные картинки, собирает слово из кубиков, использует схемы и фишки для проведения фонематического, слогового анализа. Это способствует более эффектному усвоению материала, уменьшает утомление, развивает внимание, память, словесно-логическое мышление.

Игра «Собери слово».

Цель – формировать слуховое восприятие звуков и зрительное соотношение их с буквой.

Оборудование – карточки с предметными картинками, касса букв, крышки от пластиковых бутылок красного, синего, зелёного цвета, схемы слов, соответствующие предметным картинкам.

Проведение:

1. Возьмите предметную картинку.

2. Выберите схему к картинке.

3. Выложите слово в клетке схемы из кассы букв, соответствующее предметной картинке.

4. Под словом выложить звуковую схему слова при помощи крышек, соответственно гласные красного цвета, согласные – синего, или зелёного цвета, чётко проговаривая каждый звук.

Игра «Звуки, слоги, чистоговорки».

Цель – закрепить произношение отдельных звуков. Развивать слуховое восприятие звуков и зрительное соотношение с буквой заданного звука. Совершенствовать развитие произвольной памяти и логического мышления. Закреплять навыки чтения и связной речи.

Оборудование – предметные картинки с заданным звуком в начале, в середине, конце слова, схемы слов, разделенные на три части для определения местоположения звука, фишки красного, синего, зелёного цветов для определения местоположения звуков гласных красного цвета, согласных твёрдых синим цветом и согласных мягких зелёным цветом.

Проведение:

1. Взрослый предлагает схему с фишкой, которая находится в начале, середине, конце слова (на выбор взрослого).

2. Ребёнок подбирает предметную картинку к схеме, доказывает, что картинка подобрана верно.

Усложнение:

1. Предложить подобрать предметную картинку, угадав её по описанию, не называя предмет.

Пример:

Отгадай загадку: «Это овощ зелёного цвета, продолговатой формы, из него можно приготовить вкусный салат и т.д.». сначала взрослый загадывает загадку, затем это делает ребёнок.

2. Разбей предметные картинки на группы.

Пример:

1. Найди картинки с заданным звуком;

2. Нади картинки с заданным звуком в начале, середине, в конце слова;

3. Выбери слова – предметы, признаки, действия и т.д.;

4. Найди только животных, одежду и прочее;

5. Повторить чистоговорки с заданным звуком;

6. Выучить наизусть чистоговорки с заданным звуком.

Игра «Расскажи - ка».

Цель – закреплять представление о домашних и диких животных, их внешнем виде, образе жизни в разных периодах времени года, повадках.

Оборудование – спичечные коробки, в которых лежат предметные картинки, разрезанные на несколько частей с изображением домашних животных, схемы для составления описательных рассказов.

Проведение:

1. Ребёнок выбирает любой спичечный коробок, который ему понравился;

2. Открыв его, он составляет из нескольких частей схему с заданием для составления описательного рассказа.

Описание:

Эта игра может быть и настольной и напольной. Для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Используя данную игру логопед и родитель с детьми может:

- формировать умения употреблять в речи существительные с суффиксами;

- расширять и активизировать словарь;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать диалогическую речь, логическое мышление, мелкую и общую моторику;

- развивать умение из частей составлять одно целое.

Игра «Весёлая читай - ка».

Цель – закреплять знание о предложениях. Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие. Совершенствовать навыки чтения предложений. Активизировать и актуализировать словарь по темам «вежливые слова», «кто где живёт».

Оборудование – набор пластмассового конструктора, на котором наклеены слова, из которых составляется предложение.

Проведение:

1. Ребёнок рассматривает конструктор, на котором наклеены слова;

2. Взрослый произносит предложение;

3. Ребёнок выкладывает предложение из конструктора с словами.

Игра «Весёлая Звукляндия».

Цель – закрепление навыков звука – буквенного анализа, учить определять звуковой состав слова. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия звуков. Развитие словарного запаса и грамматических навыков. Овладение чтением и письмом. Развитие логического мышления, памяти, мелкой моторики рук и пальцев рук.

Оборудование – деревянная рамка, предметные картинки, декоративные прищепки красного, синего, зелёного цветов, касса букв, пазлы с буквами.

Проведение:

1. Ребёнок достаёт предметную картинку и вешает её на деревянную рамку при помощи прищепок;

2. Выкладывает слово из букв на второй линии деревянной рамки, используя разноцветные прищепки;

3. Из пазлов с буквами выкладывает слово;

4. Взрослый проверяет на правильность и при необходимости корректирует работу ребёнка;

Варианты игры: «Выбери картинку», «Найди звук в слове», «Найди место звука в слове», «Сколько согласных, гласных спряталось в сове» [3].

В ходе выполнения предлагаемых мною интерактивных пособий, дети познакомятся со звуками русского языка, научатся их анализировать и синтезировать, разовьют фонематический слух и восприятие, связную речь, составление предложений.


Список литературы

1. Богданова О. Учусь говорить правильно. Прайм. – Еврознак, 2009

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. М.: Издательство Гном, 2019

3. Темникоа В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. М.: Издательство Гном и Д, 2008

4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. –М.: ТЦ Сфера, 2012.

Расскажите о нас своим друзьям: