Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (104) Март 2025
УДК 376.44
Дата публикации 10.03.2025
Некоторые особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Чубук Кристина Иосифовна
студент ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», РФ, г. Смоленск
Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна
преподаватель, Смоленский государственный университет, Россия, г. Смоленск, anastasiya-sml@yandex.ru
Аннотация: В статье представлено современное понимание некоторых особенностей просодической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией. Цель исследования - провести теоретический анализ специфических черт просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями. Определены ключевые характеристики просодической стороны речи у детей-дизартриков. Предложены рекомендации по логопедической коррекции просодической стороны речи согласно дифференцированному подходу.
Ключевые слова: голос, дошкольный возраст, дифференцированный подход к логопедической коррекции, дизартрия, интонация, просодика, ритм.
student Smolensk State University, Russia, Smolensk
Lecturer, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Abstract: The article presents a modern understanding of some features of the prosodic side of speech in senior preschoolers with dysarthria. The purpose of the study is to conduct a theoretical analysis of the specific features of the prosodic side of speech in children of preschool age with dysarthtric disorders. The key characteristics of the prosodic side of speech in disintections are determined. Recommendations are proposed on the speech therapy correction of the prosodic side of speech according to the differentiated approach.
Keywords: voice, preschool age, differentiated approach to speech therapy correction, dysarthria, intonation, prosodic, rhythm.
Чубук К.И. Некоторые особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 03 (104). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nekotorye-osobennosti-prosodicheskoj-storony-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriej.html (Дата обращения: 10.03.2025)
Развитие речи представляет собой один из ключевых аспектов коммуникации, значимость которого определяется как смысловым, так и выразительным, эмоциональным аспектами. На современном этапе перед дошкольными образовательными организациями стоит ответственная задача – оказать поддержку детям дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в освоении навыков корректного произношения звуков и формирования связной речи. Исследование интонационных особенностей речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией направлено на более глубокое понимание этого нарушения и разработку эффективных методов его логопедической коррекции.
В рамках федеральной адаптированной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) для детей с дизартрией особое внимание уделяется развитию навыков использования интонационных средств выразительной речи. Важно не только научить детей понимать и применять эти средства, но и дать им возможность произвольно изменять характеристики своего голоса. К этой группе навыков также относится умение правильно ставить логическое ударение и регулировать интонационную интенсивность. Проблема усугубляется тем, что всё больше детей дошкольного возраста демонстрируют дизартрические нарушения речи. Поэтому необходимо своевременно проводить логопедическую диагностику и коррекцию недостатков просодической стороны речи у старших дошкольников.
Дизартрия – это стойкое нарушение произношения, вызванное различными поражениями центральной нервной системы, которые влияют на речевой аппарат ребёнка. Нарушения артикуляции связаны с поражениями центральной нервной системы, которые затрагивают мышцы, участвующие в формировании речи. Это приводит к нарушению нервно-мышечной регуляции мышечного тонуса из-за органических или функциональных изменений в центральной нервной системе. Главные факторы, вызывающие дизартрию, – это органические поражения центральной нервной системы, которые могут быть следствием различных неблагоприятных факторов, воздействующих на плод во время беременности или в раннем возрасте. Также дизартрия может быть результатом острых и хронических инфекций, родовых травм или резус-конфликта плода [1, с.107].
В зависимости от степени нарушения в двигательной сфере выделяют три формы дизартрии: лёгкую, среднюю и тяжёлую (анартрию). Существующая классификация клинических форм дизартрии основывается на различной локализации повреждений в головном мозге. Различают псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую формы дизартрии.
Просодика представляет собой неотъемлемую составляющую речи, играющую ключевую роль в процессе коммуникации. Она включает в себя разнообразные элементы, такие как ритм, темп, громкость и тембр голоса, которые взаимодействуют между собой, создавая гармоничное звучание речи. Состояние просодической организации речи оказывает значительное влияние на ясность и выразительность высказывания. Интонация, в свою очередь, позволяет передать смысл и эмоции, придавая речи живость и яркость. Иногда просодические средства могут выражать нечто, что не содержится в словах.
Е.Ф. Архипова, E.H. Винарская, Н.С. Жукова, И. Б. Карелина, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева и другие отечественные учёные исследовали проблемы комплексной диагностики и коррекции нарушений артикуляции, речевого дыхания и голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией. Одним из основных симптомов дизартрии, по определению современных исследователей, является нарушение не только звукопроизношения, но и просодических характеристик речи. Это связано с недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, а также с органическим поражением центральной нервной системы.
У детей с дизартрией наблюдаются проблемы с синхронизацией дыхания, фонации и артикуляции. Эти нарушения обусловлены не только изменениями мышечного тонуса, но и недостаточным кинестетическим восприятием. Характер и степень выраженности речевых расстройств при дизартрии зависят от локализации и тяжести поражения мозга. Дыхание и речь тесно связаны между собой, поэтому проблемы с дыханием могут привести к нарушениям в произношении. Проблемы с дыханием могут быть связаны с лёгкими парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых связок, мышц гортани, а также с изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности этих мышц. В результате могут возникнуть следующие характерные проблемы [2, с.96]:
– снижение силы голоса (голос становится слабым, тихим и быстро устаёт во время разговора);
– изменение тембра голоса (голос становится глухим, немодулированным, хриплым, монотонным, напряжённым, прерывистым и т. д.);
– плохая выраженность голосовых модуляций;
– трудности с формированием интонационной структуры предложения.
Также у ребенка с дизартрией могут возникнуть затруднения координации дыхания, фонации и артикуляции.
Просодические нарушения речи являются одним из наиболее ярких признаков дизартрии. Эти нарушения имеют устойчивый характер и трудно поддаются коррекции, что затрудняет освоение навыков полноценного общения (Е.Э.Артемьева, Е.Ф. Архипова, В.А. Гриннер, Л.Н. Ефименкова, Е.А.Ларина, И.З.Романчук, Ю.О. Филатова). Как отмечает в своих научных статьях Е.А. Колодовская, данный вид нарушения речи у детей с дизартрией влияют на разборчивость, чёткость и эмоциональную окраску речи. Они препятствуют развитию адекватного слухового восприятия и контроля, могут вызывать семантические нарушения и затруднять общение [3, с.19].
Искажение просодической структуры речевого акта оказывает негативное воздействие как на развитие устной речи, так и на формирование навыков письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста. Просодика играет значимую роль в речи, поскольку именно через интонацию передаётся смысл и подтекст высказывания, а также усиливается значение слов. В некоторых случаях просодика может придать высказыванию значение, противоположное тому, которое содержится в самом слове. Она является одним из ключевых аспектов устной речи.
В своём исследовании О.А. Юдина, рассматривая дизартрию, выделила ключевые аспекты, связанные с нарушениями фонетической и просодической составляющих речи. Эти нарушения являются результатом органической симптоматики [4, с.306].
В.А. Артёмов, основываясь на многолетнем опыте работы с детьми, страдающими дизартрическими нарушениями, описал картину нарушения, выделив в ней неспособность к выполнению операций по внешнему оформлению высказываний, связанных с голосовыми, темпоритмическими и артикуляционно-фонетическими компонентами. Степень просодических нарушений определяется недостаточностью иннервации речевого аппарата. В результате детального анализа дизартрических расстройств было установлено, что нарушения в произношении слов являются ключевыми. Исследователь обнаружил у дошкольников наличие стойких голосовых, просодических и артикуляционно-фонетических дефектов в оформлении высказывания [5, с.73].
У детей с дизартрией можно наблюдать недостаточное развитие голоса. Это обусловлено нарушениями в работе целого комплекса мышц, обеспечивающих дыхание, мимику и голосоведение. Это отмечено в исследованиях Н.В. Серебряковой и Л.В. Лопатиной. В раннем возрасте дети могут испытывать трудности с восприятием и различением эмоций. Они могут воспринимать эмоции фрагментарно. В начале дошкольного возраста эти проблемы могут проявляться в нарушении мелодичности речи, изменении темпа и тембра голоса. Голос может звучать гнусаво, быстро уставать. У старших дошкольников могут наблюдаться стойкие нарушения в использовании просодии.
Характеризуя ритм дыхания диартриков, можно сказать, что он не связан с содержанием речи, то есть речь не делится на смысловые отрезки. Во время разговора часто наблюдается учащённое дыхание. После произнесения отдельных слов или слогов ребёнок делает поверхностный судорожный вдох, а выдох обычно происходит через нос, хотя рот часто остаётся приоткрытым.
Специалисты отмечают, что у детей дошкольного возраста с дизартрией часто наблюдаются нарушения голосообразования. Эти нарушения могут проявляться по-разному в зависимости от формы расстройства. Наиболее распространённые проявления: голос звучит тихо, слабо или быстро истощает свой энергетический ресурс во время речи; ребёнок не может произвольно изменять высоту своего голоса; голос может быть назализованным, глухим, хриплым, сдавленным, монотонным или тусклым.
Специфика нарушений просодической стороны речи, по мнению Е.С. Алмазовой, также связана с типом регуляции нервных процессов. Так, у детей с преобладанием процессов возбуждения голос имеет высокий тембр и отличается громкостью, часто переходя на фальцет. У них тем речи ускорен. И, наоборот, у детей-дизартриков с преобладанием процессов торможения темп речи замедлен. Нарушения темпа речи объясняются дисбалансом нервных процессов, а также отклонениями от нормативной длительности произношения звуков, чаще всего гласных. Увеличение нормальной длительности гласных может привести к замедлению темпа речи. Уменьшение – значительно ускоряет речь и сопровождается пропуском целых слогов [6, с.106].
Также современные исследователи отмечают монотонность и отсутствие выразительности речи детей дошкольного возраста с дизартрией. Речь имеет бедную эмоциональную окраску. В.А. Киселевой было установлено, что при декламации стихов речь ребёнка становится монотонной, со временем её разборчивость снижается, голос становится тише. У ребёнка наблюдаются проблемы с формированием интонационной структуры предложения. Он испытывает трудности в слуховой дифференциации интонационных структур и в их самостоятельном воспроизведении. В процессе индивидуальных обследований обнаружились определённые сложности с модуляцией голоса по высоте и громкости. у старших дошкольников не получается интонировать мелодии на материале гласных звуков, переходя от низких к высоким и наоборот. Также возникают трудности с изменением громкости голоса [7, с.96].
Итак, проведенный теоретический анализ проблемы формирования просодической составляющей речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами позволил выделить ряд специфических особенностей, а именно: трудности в выражении интонационной выразительности речи; затруднение дыхания во время речевой деятельности; нарушения темпа, ритма и тембра голоса; правильной постановкой логического ударения; недостаток речевого опыта; бедность эмоциональной окраски речи. Кроме того, в диагностических картах старших дошкольников наблюдаются проблемы с физическими характеристиками голоса, значительные трудности в понимании и воспроизведении различных интонационных моделей, а также нарушения в выделении ударных слогов.
Выявленные особенности нарушений просодической стороны речи представляются ориентирами при разработке индивидуальной коррекционной программы с применением логопедических средств в условиях дошкольной образовательной организации или логопункта, а также дома при активном участии родителей. Можно обозначить основные направления логопедической коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от локализации нарушений на основе дифференцированного подхода [8, с.59].
1. Для детей с экстрапирамидной дизартрией требуется:
– исправление нарушений в согласованности работы дыхательной и речевой систем;
– снятие напряжения в мышцах диафрагмы, гортани и речевого аппарата;
– обучение контролируемому дыханию в определённом ритме (дыхание через нос без подъёма плеч при вдохе, активное участие живота в процессе дыхания);
– обучение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией с помощью логоритмических упражнений.
2. Для старших дошкольников с паретической дизартрией:
– развитие статических навыков, обучение переключению между позами и движениями;
– развитие навыков сенсорного восприятия предметов с обязательным использованием двигательно-кинестетического анализатора;
– восстановление функций голосового аппарата и обучение правильному дыханию;
– развитие ритма и темпа с помощью музыкальных инструментов и игрушек;
– использование фонетической ритмики и распевание слогов в различной последовательности.
3. Для детей со смешанной формой псевдобульбарной дизартрии проводится:
– устранение спастичности и паретичности мышц речевого аппарата и голосовых связок;
– развитие физиологического и речевого дыхания;
– развитие навыков изменения силы голоса;
– развитие тембра голоса, мимических и артикуляционных мышц;
– развитие навыков использования основных интонационных средств.
Список литературы
1. Клочко Д.А. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в процессе взаимодействия учителя-логопеда с родителями // Теория и практика современной науки.– 2023.– №6(96).– С.106-118.
2. Гарёва Т.А. Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №70-1. – С. 95-97.
3. Колодовская Е.А. К вопросу об особенностях просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Мир педагогики и психологии. – 2025. – №2 (103).– С. 17-22.
4. Юдина О.А. Характеристика просодической стороны речи детей // Молодой ученый. – 2020. – № 12 (302). – С. 305-308.
Список источников
5. Артемов В.А. Психология речевой интонации (интонация и просодия): лекции к спецкурсу. – М.: Академия, 2020. – 342 с.
6. Алмазова Е.С. Методика логопедической работы по устранению просодической стороны речи. – М.: Академия, 2020. – 286 с.
7. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. – М.: Школьная пресса, 2020.– 194 с.
8. Чарушина А.В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией. – Пенза: Социосфера, 2017. – 114 с.