Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №03 (104) Март 2025
УДК 376
Дата публикации 11.03.2025
Методы и приемы активизации словаря младших школьников с задержкой психического развития на уроках литературного чтения
Свириденко Ирина Анатольевна
канд. филол. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Марценюк Ангелина Ильинична
студентка, кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме активизации словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития на уроках литературного чтения. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена важностью словарного запаса для понимания художественных текстов и успешного обучения в целом. В статье представлен анализ психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития, влияющих на усвоение лексики, а также подробно описаны и проанализированы различные методы и приёмы, такие как работа с лексическими карточками, использование наглядности, словарные игры, контекстуальный анализ, толкование слов, инсценировка, работа с синонимами и антонимами. Приводятся примеры практического применения указанных методов на уроках литературного чтения. В заключении сформулированы выводы и даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы в данном направлении.
Ключевые слова: младшие школьники, задержка психического развития, литературное чтение, активизация словаря, методы и приёмы, лексический запас, художественный текст.
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abstract: This article is devoted to the problem of activating the vocabulary of younger schoolchildren with mental retardation in literary reading lessons. The relevance of the problem under study is due to the importance of vocabulary for understanding literary texts and successful learning in general. The article presents an analysis of the psychological and pedagogical characteristics of children with mental retardation that affect vocabulary acquisition, as well as describes and analyzes in detail various methods and techniques such as working with lexical cards, using visual aids, vocabulary games, contextual analysis, interpretation of words, staging, working with synonyms and antonyms. Examples of the practical application of these methods in literary reading lessons are given. In conclusion, the conclusions are formulated and recommendations are given for further improvement of work in this area.
Keywords: primary school students, mental retardation, literary reading, vocabulary activation, methods and techniques, vocabulary, literary text.
Свириденко И.А., Марценюк А.И. Методы и приемы активизации словаря младших школьников с задержкой психического развития на уроках литературного чтения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2025. № 03 (104). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metody-i-priemy-aktivizatsii-slovarya-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya-na-urokakh-literaturnogo-chteniya.html (Дата обращения: 11.03.2025)
Развитие речи младших школьников является критически важной задачей начального образования, так как оно является основой для успешного обучения, формирования личности и адаптации в обществе. Однако у детей с задержкой психического развития эта задача оказывается особенно сложной из-за ограниченного словарного запаса, низкой речевой активности и недостаточной сформированности навыков смыслового восприятия текста. Эти проблемы негативно сказываются на их успеваемости и способности к дальнейшему обучению, что делает развитие словарного запаса у таких детей особенно актуальной проблемой [1, c. 12].
Литературное чтение на начальном этапе образования обладает большим потенциалом для расширения словарного запаса детей с задержкой психического развития. Оно помогает не только обогатить словарный запас, но и развивать навыки словообразования, смыслового анализа и языковой рефлексии. Однако эти возможности остаются неизученными, так как обучение зачастую ограничивается простым чтением и пересказом текстов, без акцента на значении и функции слов. Это приводит к нерегулярному развитию словаря и затрудняет речевое развитие учеников, особенно тех, кто нуждается в корректировке.
Изучение особенностей активизации словаря младших школьников с задержкой психического развития представлено в ряде работ исследователей, таких как Л.С. Волкова, С.В. Зорина, В.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, В.И. Лубовский, С.А. Миронова, Е.В. Соколова, Н.В. Серебрякова, У.В. Ульенкова и С.Г. Шевченко. Они подчеркивают, что задержка психического развития вызывает значительные трудности в овладении речевой деятельностью, что требует разработки специализированных методик и подходов.
Следует отметить, что сегодня в педагогике и психологии накоплен значительный теоретический и практический материал о развитии речи младших школьников. Однако аспект активизации словаря у детей с задержкой психического развития на уроках литературного чтения представлен недостаточно. Часто методические рекомендации лишь затрагивают проблему, не предлагая системного подхода к ее решению. Проблема задержки психического развития детей актуальна как для психолого-педагогической науки прошлого века, так и для сегодняшнего времени. Вопросы коррекции нарушений психического развития детей данной категории рассматривались в специальной психолого-педагогической литературе в контексте проблемы психологической готовности детей к школе и трудностей школьного обучения.
В.М. Астапов и Ю.В. Микадзе определяет задержку психического развития как «...категорию детей с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» [8, с. 50].
М.О. Винник называет задержку психического развития как переходную форму между нормой и дефективностью, а В.И. Лубовский относит к данной категории детей «слабо одаренных» [2; 9].
Исследуя данную проблему С.Г. Шевченко предлагает рассматривать задержку психического развития как «определенное замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, в быстром истощении в интеллектуальной деятельности» [3, c. 9].
Далее остановимся на детальном освещении методов и приемов активизации словаря младших школьников с задержкой психического развития на уроках литературного чтения.
Усвоение лексики детьми с задержкой психического развития имеет ряд специфических особенностей, обусловленных как общими закономерностями их психического развития, так и особыми характеристиками когнитивной сферы. Рассмотрим подробнее, какие именно трудности могут возникать у таких детей.
Дети с задержкой психического развития часто проявляют меньший интерес к новым знаниям. Они испытывают трудности с мотивацией к учебной деятельности, что напрямую влияет на их лексическое развитие. Если ребенок не проявляет особого интереса к новым словам и понятиям, процесс их усвоения существенно замедляется.
Замедленный темп восприятия и переработки информации, особенно речевой, также затрудняет усвоение новых слов и понятий. Дети с задержкой психического развития могут дольше обрабатывать услышанную информацию, что делает процесс обучения для них более трудозатратным.
Нарушения произвольного внимания, его концентрации и распределения препятствуют целенаправленному запоминанию новых слов, а также их осознанному использованию. Детям сложно сосредоточиться на учебной задаче, что приводит к частому переключению внимания и поверхностному восприятию информации [4, c. 44].
Вербальная память у детей с задержкой психического развития, как правило, развита хуже, чем зрительная. Это затрудняет запоминание словесных единиц, их воспроизведение и использование. Недостаточная память на слова препятствует активному увеличению словарного запаса и ухудшает способность к диалогам и монологическим высказываниям.
Абстрактное мышление у детей с задержкой психического развития развито в меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это затрудняет понимание переносных значений слов, многозначности, а также лексико-семантических связей. Дети могут воспринимать слова и выражения буквально, что снижает их способность понимать и использовать идиомы и метафоры.
Нарушения фонематического слуха и звукового анализа и синтеза препятствуют полноценному освоению лексики, а также затрудняют её воспроизведение. Дети с задержкой психического развития могут испытывать трудности с различением звуков и слогов, что негативно сказывается на их способности правильно произносить и понимать слова [4, c. 45].
Недостаток речевого общения, ограниченное взаимодействие со взрослыми, а также неблагоприятная речевая среда могут существенно замедлить развитие словарного запаса детей с задержкой психического развития. Когда дети мало слышат речь и редко участвуют в речевых взаимодействиях, их возможности для усвоения новой лексики значительно ограничиваются.
Учитывая вышеописанные особенности, методы и приёмы активизации словарного запаса на уроках литературного чтения должны быть направлены на создание благоприятных условий для усвоения лексики, а также на развитие познавательной активности и компенсацию нарушений когнитивной сферы. В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
1. Работа с лексическими карточками: этот метод предполагает создание специальных карточек с изображением предмета, его названием и кратким толкованием значения. Карточки могут использоваться для индивидуальной работы, работы в парах, для проведения словарных игр. Например, карточка с изображением берёзы может содержать ее название, краткое описание (дерево с белым стволом) и несколько синонимов (белоствольная красавица) .
2. Использование наглядности: наглядные материалы, такие как иллюстрации, фотографии, муляжи, предметы реального мира, помогают детям с задержкой психического развития легче понять и запомнить новые слова и понятия. На уроке литературного чтения можно использовать иллюстрации к тексту, демонстрировать предметы, о которых идет речь в произведении, проводить экскурсии на природу для обогащения лексики, связанной с природными явлениями [5, c. 166].
3. Словарные игры: игровые формы работы делают процесс обучения более интересным и увлекательным, повышают мотивацию детей к расширению словарного запаса. Можно использовать такие игры, как: «Лото», «Домино», «Кроссворды», «Словесные цепочки», «Аналогии», «Угадай слово по описанию», «Четвёртый лишний». Например, в игре «Угадай слово по описанию» учитель описывает предмет, а дети должны его назвать.
4. Контекстуальный анализ: этот метод предполагает работу со словом в контексте предложения или целого текста. Учитель обращает внимание детей на то, как значение слова меняется в зависимости от контекста, учит их анализировать языковые средства, использованные автором для описания персонажей, предметов и событий.
5. Толкование слов: на уроках литературного чтения необходимо не только знакомить детей с новыми словами, но и тщательно толковать их, объяснять их значение, подбирать синонимы и антонимы, составлять предложения с этими словами. Можно использовать словари и энциклопедии, но при этом необходимо адаптировать их содержание к особенностям детей с задержкой психического развития. Например, при чтении сказки о жадном царе учитель не только называет это слово, но и объясняет, что оно значит – «всё себе», «ничего не даёт» [6, c. 426].
6. Инсценировка: инсценировка прочитанного текста позволяет детям лучше понять смысл произведения, а также более эффективно активизировать свой словарный запас. Дети учатся выражать свои мысли и чувства с помощью речи и действий, что способствует закреплению новых слов и понятий. Можно инсценировать отдельные сцены из сказок, рассказов, стихотворений, при этом важно использовать разнообразные речевые конструкции и лексические единицы.
7. Работа с синонимами и антонимами: работа с синонимами и антонимами способствует более глубокому пониманию значения слов, а также развитию абстрактного мышления детей. Например, можно подбирать синонимы к слову «грустный» (печальный, тоскливый) или антонимы к слову «холодный» (тёплый, горячий) [7, c. 60].
Рассмотрим несколько примеров практического применения вышеописанных методов на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте.
На уроке по сказке «Сказка о царе Салтане» можно использовать различные подходы для глубокого и интересного изучения произведения. Во-первых, работа с лексическими карточками: создаются карточки со словами «царь», «Салтан», «царевна», «Гвидон», «белка», «богатырь» и другие с кратким толкованием значений этих слов. Это поможет детям лучше понять прохождение сюжета и важность каждого персонажа.
Во-вторых, наглядность может быть использована через демонстрацию иллюстраций к сказке и игрушек, изображающих главных героев произведения. В таком случае дети смогут визуально ассоциировать персонажей с их ролями в сюжете.
В-третьих, проведение словарной игры «Угадай, кто это?» позволит детям лучше запомнить и освоить новых персонажей и их черты. Учитель описывает одного из героев сказки, а дети должны угадать, о ком идет речь. Например, «Этот персонаж сначала был унесен бурей на остров, где встретил белку...» И дети угадывают, что это князь Гвидон.
Контекстуальный анализ также является важным методом. Например, можно разобрать реплику из сказки: «три девицы под окном пряли поздно вечерком», и обсудить мотивы и поступки персонажей, а также их дальнейшие судьбы.
Инсценировка сцен поможет детям лучше понимать и эмоционально воспринимать произведение. Дети могут разыграть встречу князя Гвидона с царем Салтаном или события, связанные с волшебными превращениями.
На уроке по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро» можно применять несколько методов. Начать можно с работы с лексическими карточками, создавая карточки со словами «мороз», «снег», «метель», «вьюга», «сани», «изба» и так далее. Важно использовать наглядность, демонстрируя видео о зимнем утре в деревне и фотографии с зимними пейзажами. Также значимо объяснить детям значение слов, таких как «багрец», «дремлет», «стужа» и других. Работа с синонимами и антонимами вносит разнообразие в урок: можно подбирать синонимы к слову «морозный» (холодный, ледяной) и антонимы к слову «тёплый» (холодный, морозный).
Таким образом, активизация словарного запаса у младших школьников с задержкой психического развития на уроках литературного чтения является важной частью коррекционно-образовательного процесса. Использование методов и приёмов, описанных в данной статье, с учётом специфических аспектов детей с задержкой психического развития способствует расширению их словарного запаса, углублению понимания художественных произведений и повышению мотивации к чтению. Для улучшения работы в этом направлении рекомендуется индивидуализировать подход к каждому ребёнку, учитывая особенности его познавательной сферы, уровень речевого развития и эмоциональное состояние. Важно использовать разнообразные формы и методы работы, экспериментируя и комбинируя их для поддержания интереса детей к обучению. Создание положительной эмоциональной атмосферы на уроках через поддержку учеников, поощрение их достижений и создание ситуаций успеха также крайне необходимо. Активное взаимодействие с родителями играет ключевую роль: следует давать им рекомендации по развитию речи ребёнка в домашних условиях и вовлекать их в коррекционный процесс. Непрерывное совершенствование педагогической практики путём изучения новых методических материалов, обмена опытом с коллегами и анализа собственной работы также является важной составляющей успеха в данном направлении.
Список литературы
1. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2017. – № 6. – 12–14.
2. Лубовский В.И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития // Дефектология. – 2011. – №5. – С. 17–26.
3. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко. // Дефектология. – 2017. – №5. – C. 5–9
4. Гайсина Д.М. Формирование глагольной лексики у младших школьников с задержкой психического развития // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. – 2022. – №2. – С. 44–54.
5. Горшкова Д.А. Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. – 2024. – № 9 (508). – С. 166–169
6. Тихонова П.К. Обогащение речи младших школьников с задержкой психического развития природоведческой лексикой // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 426–428.
7. Вожжова Т.С. Особенности формирования навыков чтения у младших школьников с ЗПР // Мир без границ. – Ставрополь, 2022. – С. 60–67.
Список источников
8. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития – СПб.: Питер, 2018. – 472 с.
9. Винник М.О. Задержка психического развития у детей – М.: Феникс, 2019. – 160 с.