Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 373.2

Дата публикации 28.11.2022

Некоторые аспекты сетевого взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Красильникова Лариса Владимировн
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, larvladkr@mail.ru
Волкова Елена Владимировна
магистр, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, vlena2657@gmail.ru
Кальсина Наталья Сергеевна
магистр, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, zlonnata@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме сетевого взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Авторы рассматривают актуальность, проблемы и значение сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей. Статья включает анализ исследований по сетевому взаимодействию образовательной организации с семьями воспитанников. Авторы дают характеристику сетевому взаимодействию как особому способу организации совместной деятельности детского сада с семьями воспитанников с применением средств Интернет-технологий. Статья содержит обзор двух основных направлений сетевого взаимодействия: организация взаимодействия средствами сайтов дошкольной образовательной организации, педагогов и использование социальных сетей и мессенджеров.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, взаимодействие с семьями воспитанников, сайты педагогов, сайт детского сада, социальные сети, мессенджеры, дошкольное образование.

Some aspects of the kindergarten's network interaction with the families of pupils

Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Рsychology and Pedagogy of preschool and primary education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod
Volkova Elena Vladimirovna
Master, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical, University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod
Kalsina Natalia Sergeevna
Master, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod

Abstract: The article is devoted to the problem of network interaction of a kindergarten with the families of pupils. The authors consider the relevance, problems and importance of network interaction of a preschool educational organization with a family. The article includes an analysis of research on the network interaction of an educational organization with the families of pupils. The authors characterize network interaction as a special way of organizing joint activities of a kindergarten with the families of pupils using Internet technologies. The article contains an overview of two main areas of network interaction: the organization of interaction by means of websites of preschool educational organizations, teachers and the use of social networks and messengers.
Keywords: networking, interaction with the families of pupils, teacher websites, kindergarten website, social networks, messengers, preschool education.

Правильная ссылка на статью
Красильникова Л.В., Волкова Е.В., Кальсина Н.С. Некоторые аспекты сетевого взаимодействия детского сада с семьями воспитанников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nekotorye-aspekty-setevogo-vzaimodejstviya-detskogo-sada-s-semyami-vospitannikov.html (Дата обращения: 28.11.2022)

На современном этапе развития системы образования в Российской Федерации особенно актуальны вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьями обучающихся, что обусловлено исключительной нацеленностью государства на решение проблем не только образования, но и воспитания, что не представляется возможным без активного конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) детей.

Данный факт закреплен в основополагающем документе, регламентирующим образовательную сферу, Законе РФ «Об образовании в РФ». Закон определяет в качестве основных субъектов образовательных отношений: обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет высокую степень значимости и необходимости активного взаимодействия дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) с семьями воспитанников [2]. Документ содержит требования к обязательности реализации принципа сотрудничества ДОО с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада, организации психолого-педагогического сопровождения семей, обеспечению информационной открытости ДОО для семей воспитанников, вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада, оказанию консультативной поддержки семей по вопросам обучения, воспитания, развития и коррекции.

ДОО на протяжении десятилетий существования государственной системы дошкольного образования разрабатывали и осуществляли вариативные формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников. Начиная от традиционных форм непосредственного и дистанционного взаимодействия педагогов с родителями: родительские собрания, посещения семей, родительские уголки, папки-передвижки, совместные праздничные мероприятия, физкультурные и культурные досуги и т.п., до нетрадиционных форм: мастер-классы, тренинги, родительские газеты, родительская почта, туристические и краеведческие походы, открытые занятия, консультирование и т.п.

В современных условиях развития общества и связи с активным внедрением средств цифровой педагогики, в том числе в область дошкольного образования, образовываются современные, более разнообразные виды коммуникации с семьями, такие как сетевое взаимодействие. Это взаимодействие   рассматривается как наиболее актуальное, оптимальное и эффективное, предполагающее взаимоотношение участников, взаимно заинтересованных друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности ДОО.

Целью нашего исследования стал анализ возможностей сетевого взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.

В своем исследовании мы опираемся на ряд работ ученых, посвященных проблемам работы с семьями обучающихся, в том числе с применением средств сетевого взаимодействия: И.А. Акулининой [3], Е. А. Буриной [4], А. Е. Кудиновой [4], Л.В. Вараксиной [5], Ю.П. Абдулмановой [5], Л.М. Костиной [6], И.А. Писаренко [6], Л.В. Красильниковой [7, 8], Э. К. Самерхановой [9], Л.В. Сардак [10], А.А. Софронова [10],  Г.У. Солдатовой [11], О.И. Теславской [11], О.В. Фроловой [12], И.О. Шевченко [13] и др.

В определении сетевого взаимодействия ДОО с семьями воспитанников мы придерживаемся подхода, сформулированного в исследовании И.А. Акулининой. Ученая отмечает, что: «Информационное взаимодействие, сетевое взаимодействие (применительно к взаимодействию в сети Интернет), информационно-сетевое взаимодействие, которые по своей сути обозначают один и тот же процесс взаимодействия в сети Интернет» [3, с. 104].

Таким образом, под сетевым взаимодействием мы понимаем особый способ организации совместной деятельности ДОО с семьями воспитанников с применением средств Интернет-технологий.

Практически все исследователи в области сетевого взаимодействия выделяют ряд преимуществ, которое оно имеет в работе с семьями воспитанников.

1. Максимально широкий охват членов семьи воспитанника, заинтересованных в вопросах воспитания, обучения и развития.

2. Доступность для членов семьи получения необходимой информации разными средствами Интернет-технологий.

3. Комфортность и технологичность в использовании.

4. Вариативность по времени включения родителей (законных представителей).

5. Адресность информации, которую располагают на сайтах и в социальных сетях.

Анализ статей, посвященных вопросам сетевого взаимодействия с семьями воспитанников, и опыта практики передовых ДОО позволяет выделить два основных направления в сетевом взаимодействии: первое направление – организация взаимодействия средствами сайтов ДОО и педагогов; второе направление – использование социальных сетей и мессенджеров.

Сайт ДОО полностью направлен на осуществление информационной открытости для семей воспитанников и самой широкой общественности. Именно сайт содержит наиболее полную информацию как о самом учреждении, его нормативно-правовых документах, педагогическом составе, материально-техническом оснащении, финансовой деятельности, так и включает в себя странички педагогов ДОО: педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, учителя-логопеда и других специалистов.

Более расширенную версию информации, которая располагается на страничках педагогов общего сайта ДОО, представляют на личных сайтах педагогов. Личный сайт педагога может включать в себя следующие страницы.

1. Визитка (портфолио) - краткие сведения о педагоге: ФИО, дата рождения, сведения об образовании, стаж, квалификационная категория, рабочий телефон, личная электронная почта, адрес личного сайта в Интернете, грамоты воспитателя. Может быть видео визитка.

2. Нормативные документы – ссылки на основные документы, регламентирующие дошкольное образование: международного, федерального, регионального и муниципального уровней.

3. Методическая копилка – конспекты, сценарии, планы-конспекты самых разнообразных мероприятий по всем образовательным областям с применением современных технологий дошкольного образования.

4. Моя любимая группа – фотографии детей в разных видах деятельности, видео записи мероприятий с детьми, родителями, грамоты, поделки, рисунки, фотографии предметной среды группы и т.п.

5. Детская страничка (дистанционный детский сад) – ссылки на игры, сказки, мультфильмы, познавательные видео и т.п. по всем образовательным областям.

6. Страничка для воспитателей – ссылки на Интернет-ресурсы с практическими материалами, интересные конспекты, видеозаписи консультаций и других мероприятий для воспитателей и т.п.

7. Страничка для родителей – материалы для родителей: консультации, памятки, семинары, мастер-классы, ссылки на Интернет-ресурсы и т.п.

8. Гостевая книга – обратная связь, вопросы и ответы, отзывы.

Второе направление, которое активно используется в сетевом взаимодействии с семьями воспитанников, связано с использованием социальных сетей и мессенджеров.

Наибольшее распространение в работе ДОО нашли такие мессенджеры и социальные сети, как: электронная почта, Viber, Whatsapp, Telegramm, Skype, Вконтакте. В них создаются группы родителей, с помощью которых также решаются наиболее важные вопросы не только организационного плана, но и проблемы воспитания, обучения, развития и коррекции.

Л.В. Сардак и А.А. Софронов в своем исследовании предлагают модель сетевого взаимодействия педагога и родителей с использованием сервисов коммуникационного и информационного взаимодействия [10, с. 93]. В рамках реализации данной модели ученые предлагают ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы взаимодействие оказалось эффективным.

1. Главный организатор чата – педагог.

2. Обязательная договоренность с родителями по поводу мессенджера.

3. Соблюдение этических норм и правил в чате.

4. Наличие не только групповых чатов, но и личных чатов с родителями.

5. Наличие базы данных по родителям: телефон, электронная почта.

Таким образом, можно сделать выводы о необходимости и возможности широкого применения сетевых способов взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе развития дошкольного образования. Комплексное использование сетевых ресурсов позволит повысить эффективность конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников.


Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции на 01.09.2015 г. – М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с.
3. Акулинина, И.А. Информационно-сетевое взаимодействие как наиболее действенный фактор формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования / И.А. Акулинина// ИСОМ. 2014. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-setevoe-vzaimodeystvie-kak-naibolee-deystvennyy-faktor-formirovaniya-etnokulturnoy-kompetentsii-detey-starshego (дата обращения: 11.11.2022).
4. Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е. А. Бурина, А. Е. Кудинова // Вестник Мининского университета Том 8, № 1 (2020). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-6 (дата обращения: 07.11.2022)
5. Вараксина, Л.В. Применение дистанционных технологий и механизмов в повышении педагогической компетентности родителей / Л.В. Вараксина, Ю.П. Абдулманова // Символ науки. 2022. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-distantsionnyh-tehnologiy-i-mehanizmov-v-povyshenii-pedagogicheskoy-kompetentnosti-roditeley (дата обращения: 11.11.2022).
6. Костина, Л.М. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся / Л.М. Костина, И.А. Писаренко // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-soprovozhdenie-roditeley-obuchayuschihsya (дата обращения: 11.11.2022).
7. Кравченя, И.А. Методологические основы применения дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / И.А. Кравченя, Л.В. Красильникова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2021. С. 195-198.
8. Красильникова, Л.В. Внедрение виртуальных экскурсий в практику дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, С.А. Смирнова // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2021. С. 202-205.
9. Самерханова Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза/ Э. К. Самерханова, М. А. Балакин// Вестник Мининского университета. 2020. Т.8, №2. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4 (дата обращения: 11.11.2022)
10. Сардак, Л.В. Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий / Л.В. Сардак, А.А. Софронов // Педагогическое образование в России. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagoga-i-roditeley-zakonnyh-predstaviteley-obuchayuschegosya-sredstvami-mobilnyh-i-oblachnyh-tehnologiy (дата обращения: 11.11.2022).
11. Солдатова, Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Г.У. Солдатова, О.И. Теславская // Национальный психологический журнал. 2019. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-semyah-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.11.2022).
12. Фролова, О.В. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района / О.В. Фролова // Методист. – 2009. – №1. – С. 34–36.
13. Шевченко, И.О. Социальные сети и практики взаимопомощи в семьях с маленькими детьми / И.О. Шевченко // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. №2 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-i-praktiki-vzaimopomoschi-v-semyah-s-malenkimi-detmi-1 (дата обращения: 11.11.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: