Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 378.4

Дата публикации 30.11.2018

Некоторые аспекты профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на первом году обучения в вузе

Ряполова Яна Игоревна
аспирант кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», РФ, г. Орёл, iana0491@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены трудности профессиональной адаптации студентов на первом году обучения в вузе. Изложены основные взгляды на понятие «профессиональная адаптация». Представлены существующие педагогические условия, способствующие успешности профессиональной адаптации студентов. Выявлена и обоснована необходимость новых подходов к проблеме профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на первом году обучения в вузе. Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из приоритетных задач современного российского образования выступает подготовка конкурентоспособных педагогов специального образования.
Ключевые слова: педагог специального образования, профессиональная адаптация, саморазвитие, педагогические условия, профессиональное становление, профессиональный интерес, профессиональная направленность, социальная среда

Some aspects of special education teachers’ professional adaptation on the first year of study

Ryapolova Yana Igorevna
Postgraduate at the Department of technologies of psycho-pedagogical and special education, Orel State University, Russia, Orel

Abstract: In the article the difficulties of students’ professional adaptation in the first year of studying is are considered. The main views on professional adaptation issue are stated. The existing pedagogical conditions and tools which help students’ adaptation are pointed out in the article. The necessity of new approaches to the problem of special education teachers’ professional adaptation on the first years of studying are revealed and justified. The relevance of the research is conditioned by training of highly educated teachers of the special education, which are one of the main aims of Russian education.
Keywords: special education teacher, professional adaptation, self-development, pedagogical conditions, professional making, professional interest, professional determination, social environment

В связи с развитием инклюзивного образования в России, растёт потребность в высококвалифицированных специалистах в области коррекционной педагогики. Несмотря на то, что доля молодых учителей до 35 лет за три года возросла с 8 до 13 %, количество коррекционных педагогов в детских садах, интернатах и школах сегодня составляет 25% от необходимого объема. [10, с. 256] Поэтому одной из приоритетных задач современного российского образования выступает подготовка конкурентоспособных педагогов специального образования: готовых к саморазвитию, способных адаптироваться к новым трудовым условиям, работать с разными категориями детей, быть ответственными и самостоятельными в принятии решений. Всё это находит отражение в «Профессиональном стандарте педагога».

Профессиональная деятельность педагога специального образования отличается особой сложностью, которая заключается в необходимости не только следить за результатами новейших исследований в области коррекционной педагогики, понимать особенности детей с проблемами в развитии, но и осваивать новые образовательные адаптивные технологии.

Следует отметить, что от гармоничного вхождения личности в профессию зависит дальнейший уровень профессиональной подготовки будущих специалистов (педагогов специального образования), а также самореализация человека.

Профессиональная адаптация студентов на первом году обучения протекает наиболее сложно, что обусловлено их активным включением в новую социальную среду. Трудности профессиональной адаптации связаны, прежде всего, с проблемами профессионального самоопределения молодёжи, которые возникают на этапе выбора профессии. Это поверхностное представление о профессии, несамостоятельный и неосознанный её выбор под влиянием  социального окружения, инфантильность современной молодёжи, выбор доступной, а не желаемой профессии, руководство исключительно её престижностью при  отсутствии необходимых способностей, идеализирование будущей профессии, неготовность к трудностям и т.д. [11, с.10] При этом следует указать, что студенты-первокурсники изучают в основном общеобразовательные предметы, такие как психология, педагогика, русский язык и культура речи, иностранный язык, история и другие, а не специальные, что существенно затрудняет осознание правильности их профессионального выбора.  Разный уровень довузовской подготовки студентов, сложный процесс усвоения большого объёма знаний, насыщенность вузовской программы, новые формы организации учебного процесса в вузе, отсутствие навыков самостоятельной работы также затрудняют профессиональную адаптацию студентов первого курса.

Профессиональная адаптация будущих педагогов специального образования имеет свою специфику, так как коррекционный педагог работает не просто с особенными детьми, а зачастую в разновозрастных группах. Специалисты в области коррекционной педагогики являются носителями специфических педагогических компетенций. Педагог специального образования должен быть мобильным, многофункциональным, разносторонне развитым, иметь знания в различных научных областях. [13, с. 232] И.А. Филатова среди ценностных качеств педагогов специального образования выделяет профессионализм, моральность и милосердие, которые взаимосвязаны между собой. [14, с. 93]

Таким образом, возникает необходимость исследовать и научно-методически организовать процесс профессиональной адаптации будущих коррекционных педагогов на первом году обучения в вузе.

Проблема профессиональной адаптации студентов не нова, она всегда актуальна и интересует многих исследователей. Среди них можно выделить М.С. Сотникову «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде», И.В. Ревкова «Технология адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в военном вузе», А.В. Ящук «К проблеме подготовки будущих педагогов к работе с дезадаптированными детьми», О.А. Андриенко «Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере магнитогорского технологического колледжа», И.А. Шаршова «Сущность профессионального воспитания личности в ходе организации студенческого самоуправления в вузе», А.В. Батаршева «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления и личностного развития педагога», И.Д. Ксеневу «Самооценка как фактор успешности будущей профессиональной деятельности», Н.Б. Парфенову «Организация проблемно-ресурсного сопровождения в процессе личностного и профессионального становления в условиях обучения в вузе», С.Е. Каплину «Анализ процесса формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов». Наряду с названными исследователями вопросы адаптации к обучению и последующей профессиональной деятельности рассматривались в исследованиях таких авторов как Г.В. Руденко, М.В. Коломоец, З.Г. Нигматова, Т.В. Блинова, Е.И. Петренко и др. 

В современной педагогике понятие «профессиональная адаптация» принято рассматривать с разных позиций и точек зрения. Так, например, М.В. Коломоец под адаптацией к профессиональной среде понимает «процесс постепенной профессиональной самоидентификации и саморазвития будущих специалистов посредством их включения в профессиональную деятельность ещё в период обучения в вузе». [3, с. 241] Так же она отмечает, что эффективность профессиональной адаптации может быть обеспечена только при создании специальных условий, необходимых для творческой реализации личности.

В.А. Крысова и Ж.Ю. Федяева под адаптацией к будущей профессии понимают формирование у студентов устойчивого профессионального интереса, качеств и компетенций. [4, с. 3] Они считают, что процесс адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности будет наиболее результативным, если студенты с первого года обучения будут вовлечены в разнообразные формы творческой и научной деятельности.

С.В. Сергеева и О.А. Воскрекасенко предлагают иной подход к раскрытию содержания и сущности данного феномена. Они рассматривают процесс профессиональной адаптации как «приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработку навыков самостоятельной работы». [12, с. 139]

Эту идею развивают Г.А. Мелекесов, И.А. Сыромицкая, которые так же рассматривают профессиональную адаптацию в условиях обучения в вузе как процесс приспособления студента к особенностям избранной профессии. Профессиональная адаптация выражается в активной сознательной деятельности, которая направлена на приобретение профессиональных знаний и умений, а также на выработку профессионально значимых качеств и закрепление навыков адаптивного поведения.  [5, с. 59]

Считаем, что определение, данное С.В. Сергеевой и О.А. Воскрекасенко, отражает только отдельные стороны процесса профессиональной адаптации будущих специалистов. На наш взгляд, И.В. Ревков трактует профессиональную адаптацию с похожей позиции, но даёт наиболее точное определение этого понятия. В его исследованиях «профессиональная адаптация» понимается как приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение систем ценностей и норм поведения человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности: её задач, предмета, способов, средств, результатов, условий. [8, с. 29] В подходе В.А. Крысовой и Ж.Ю. Федяевой важным является уточнение, что процесс профессиональной адаптации начинается уже с первого года обучения.

В рамках настоящего исследования процесс профессиональной адаптации будущих коррекционных педагогов целесообразно рассматривать именно на начальном этапе обучения в системе высшего профессионального образования, так как профессиональная адаптация является фундаментом всего процесса обучения и дальнейшего профессионального становления. Таким образом, под профессиональной адаптацией первокурсников будем далее понимать процесс гармоничного вхождения личности в профессию посредством формирования у студентов устойчивого профессионального интереса, усвоения им профессиональных ценностей, а также компонентов профессиональной деятельности.

Рассматривая все аспекты профессиональной адаптации большинство исследователей делают акцент на педагогических условиях, способствующих успешной профессиональной адаптации. Так, например, П.И. Образцов, А.И. Козачок и И.В. Ревков подчеркивают необходимость комплекса педагогических действий, в ходе которых параллельно решаются задачи эффективного приспособления к новой сфере жизнедеятельности, к новому стилю обучения в вузе, к опыту самоорганизации, последовательно переходящему в целенаправленное саморазвитие. [6, с. 2]

Наряду с этим Т.В. Блинова предлагает включение творческих заданий, комплекса активных методов развивающего обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, направленных на формирование у студентов творческого потенциала, способности к саморазвитию и самообразованию и общеучебных умений, наиболее содействующих успешности профессиональной адаптации. [1, с. 201]

Развивая эти идеи, О.Л. Бурякова и Е.А. Шибанова предлагают учитывать особенности мотивационно-познавательной сферы студентов-первокурсников для формирования у них положительной устойчивой мотивации к профессиональной адаптации. Следовательно, исследователи акцентируют внимание на следующих методах: эмоционального стимулирования (например, набор неожиданных фактов, афоризмов, исторических экскурсов в ходе учебного курса «История педагогики и образования») для формирования профессиональной направленности, методы по формированию мотивов долга и ответственности перед коллективом, старшими, обществом, методы по вовлечению студентов во внеаудиторную научную и общественную деятельность. Кроме того, О.Л. Бурякова и Е.А.Шибанова особо отмечают роль контроля. Что касается предметов, не предусматривающих итоговый семестровый контроль, в этом случае необходимо организовать творческие работы учащихся, что позволит им осознать важность и значимость изучаемого предмета. [2, с. 178]

Считаем, что именно целенаправленное саморазвитие личности является ключевым в ходе освоения профессиональной деятельности. Наличие творческих заданий способствует успешности профессиональной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе. В свою очередь, считаем целесообразным включить проведение определённых мероприятий, например, организацию круглого стола студентов первого и пятого курсов, где первокурсники смогут задать вопросы выпускникам, встреч со специалистами в области коррекционной педагогики, организацию концертных программ профессиональной направленности, организованных будущими педагогами специального образования с первого по пятый курс (2-3 раза в год).

Однако, несмотря на значительное количество исследований в названной области, процесс профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на первом году обучения в вузе остаётся малоизученным и достаточно актуальным. Особую значимость приобретает совершенствование педагогических условий, способствующих профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования, в образовательном процессе вуза. Их создание будет способствовать  прогнозированию успешного освоения будущей профессиональной деятельности, формирования мотивации, познавательного интереса, уверенности в правильности выбора специальности. Под педагогическими условиями успешной профессиональной адаптации будущих коррекционных педагогов в этом случае следует понимать систему мероприятий, оказывающих положительное влияние на данный процесс.

Таким образом, в контексте исследуемой проблемы следует рассмотреть педагогические условия профессиональной адаптации будущих педагогов специального образования на первом году обучения в вузе, так как именно названный период является наиболее сложным в процессе профессиональной адаптации. Это обусловлено тем, что студенты первого курса недостаточно представляют себе содержание и функции профессии специального педагога, особенности будущей работы, и главное то, как следует готовиться к данному виду деятельности. Основной задачей профессорско-преподавательского состава вуза в этот период является создание педагогических условий, ориентирующих первокурсников на профессию, познание её особенностей и ценностей. Актуально найти новые подходы, которые помогут будущим коррекционным педагогам адаптироваться к профессии уже на первом году обучения.


Список литературы

1. Блинова Т.В. Теоретико-практическое проектирование модели ДМК как основаполагающего фактора профессиональной адаптации // Теория и практика общественного развития, №11 – 2013. – С. 200-207.
2. Бурякова О.Л., Шибанова Е.А. Мотивация к профессиональной адаптации студентов педагогического вуза как основа эффективной учебной деятельности // Теория и практика общественного развития, №2 – 2014. – С. 177-179.
3. Губина С.Т. Дезадаптированность первокурсников: механизм взаимодействия в системе отношений «Человек-среда» // Адаптация первокурсников к вузовской среде в системе студенческого самоуправления»: сборник статей и тезисов по итогам Круглого стола, посвященного проблемам адаптации студентов-первокурсников Под редакцией Н.И. Иванова, М.В. Борисовой, В.В. Меньших, Н.А. Михалевой. - М.: ГУЗ, 2016 – 135 с.
4. Коломоец М.В. Педагогические проблемы реализации профессиональной адаптации // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – С. 240-243. Режим доступа: URL https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-problemy-realizatsii-professionalnoy-adaptatsii (дата обращения: 19.10.2018)
5. Крысова В.А., Федяева Ж.Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность // Концепт, №6 – 2014. – С.1-5.
6. Кузькин О.В., Меньших В.В. Технология адаптации первокурсников в системе высшего образования на основе проекта «Школа кураторов» // Адаптация первокурсников к вузовской среде в системе студенческого самоуправления»: сборник статей и тезисов по итогам Круглого стола, посвященного проблемам адаптации студентов-первокурсников Под редакцией Н.И. Иванова, М.В. Борисовой, В.В. Меньших, Н.А. Михалевой. - М.: ГУЗ, 2016 – 135 с.
7. Мелекесов Г.А., Сыромицкая И.А. Адаптационный процесс студентов педагогического вуза и его трудности // Вестник Оренбургского государственного университета, №2 – 2004. – С. 57-62.
8. Образцов П.И. Дидактические основы проектирования и конструирования профессионально-ориентированных технологий в вузе // Педагогическое образование и наука. 2005 - №3 – С. 70-74.
9. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – 288 с.
10. Образцов П.И., Козачок А.И., Ревков И.В. Педагогические условия реализации технологии адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности // Известия Тульского государственного университета. – 2014. – С.158-167.
11. Образцов П.И. Профессионально-ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования // Almamater: Вестник высшей школы. 2003. - №10. С. 14-17.
12. Петренко Е.И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. – 2017. – №50 (184). – С. 256-259.
13. Ряполова Я.И. Проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях // Международный научно-практический журнал «Мир педагогики и психологии», №7(24) – 2018. – С. 5-11.
14. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогическое образование и наука. – 2012. - № 1. – С. 65–70.
15. Скобеева А.Н. О профессиональной компетенции коррекционных педагогов // Специальное образование. – 2016. – С. 230-234. Режим доступа: URL https://cyberleninka.ru/article/n/o-professionalnoy-kompetentsii-korrektsionnyh-pedagogov (дата обращения: 22.10.2018)
16. Филатова И.А. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов в условиях современного образования // Автореф… дис. док. пед. наук. – М.: 2012. – 45 с.
17. Филатова И.А. О деонтологической готовности к профессиональной деятельности специального педагога // Специальное образование, №4 – 2009. – С. 89-97

Расскажите о нас своим друзьям: