Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 159.99

Дата публикации 30.11.2018

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков

Попова Яна Сергеевна
студентка 3 курса магистратуры, кафедра социальной и возрастной психологии, ТГУ имени Г.Р. Державина, г.Тамбов
Научный руководитель Дорожкина Ольга Алексеевна
д.п.н., профессор кафедра социальной и возрастной психологии, ТГУ имени Г.Р. Державина, г. Тамбов

Аннотация: Статья включает в себя как теоретический материал, так и материал об эмпирическом исследовании психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков Ярославского филиала «Никифоровская СОШ №1». Говоря о профессиональном самоопределении подростков, важно обозначить следующие моменты: во-первых, задача состоит в том, чтобы подготовить учащегося к осознанному выбору дальнейшего маршрута обучения; во-вторых, профессиональная ориентация осуществляется путем внешнего ориентирования учащегося в мире профессий, внутреннего осознания им своих индивидуально-психологических особенностей и выбора профессии. То есть, результатом психологического консультирования является профессиональное самоопределение подростка.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, подростки, профессиональное самоопределение, уровень готовности

Psychological and pedagogical support of professional self-determination of adolescents

Popova Yana Sergeevna
3rd year master's student, Department of social and age psychology, TSU named after G. R. Derzhavin, Tambov
Scientific adviser Dorozhkina Olga Alekseevna
Ph. D., Professor, Department of social and developmental psychology, TSU named after G. R. Derzhavin, Tambov

Abstract: The Article includes both theoretical material and material about empirical research of psychological and pedagogical support of professional self-determination of adolescents of Yaroslavl branch "nikiforovskaya school №1". Speaking about the professional self-determination of adolescents, it is important to identify the following points: first, the task is to prepare the student for a conscious choice of further training route; secondly, professional orientation is carried out by external orientation of the student in the world of professions, internal awareness of their individual psychological characteristics and choice of profession. That is, the result of psychological counseling is the professional self-determination of a teenager.
Keywords: psychological and pedagogical support, teenagers, professional self – determination, readiness level

В настоящее время выбор будущей профессии определяет уровень жизненной позиции каждого человека, чем он будет заниматься в будущем, существенно будет влиять на финансовое обеспечение, социальный статус. Работа, отвечающая способностям, таланту и стремлениям самой личности, приносит огромную пользу, как работнику, так работодателю. Погоня за высокой заработной платой и престижем ставит ложные и неосуществимые цели и обрекает его заниматься нелюбимым делом. Человек, имеющий профессию, которая не отвечает его определенным личностным склонностям и умениям, в основном, с трудом добивается каких-либо профессиональных успехов в своем деле или полностью меняет свою профессиональную принадлежность. [1]

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков должно оказывать помощь в осознании своих способностей и стремлений, поиску путей раскрытия своих возможностей, должно являться составной частью педагогического процесса в школе. Работа в данном направлении имеет цель формирования у подростков жизненных ориентиров и установок, направленных на осознанный выбор дальнейшей профессии, решением данной проблемы является эффективная работа в тендеме психологов, педагогов, родителей с подростками. Результатом мероприятий по профессиональному самоопределению будет взвешенный и осознанный выбор подростков профессионального учебного заведения для получения будущей профессии.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков являются:

- создание условий, способствующих формированию представления о своей личности, жизненных ценностях, способностях и возможностях;

- обучение подростков способам самоанализа в решении различных ситуаций;

- объединение образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения подростков;

- организация маршрутов для каждого подростков с учетом его профессионального самоопределения.[2]

Для изучения психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков, необходимо проведение эмпирического исследования, результаты которого помогут разработать рекомендации и  составить  программу.  Целью исследования является изучение эффективности работы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков, определение типа личности и склонностей к определенному виду профессий для того, чтобы определить, насколько верный выбор углубленного обучения делают современные подростки.

Диагностическая работа по исследованию профессионального самоопределения подростков: определяет и отслеживает значимые параметры готовности к выбору профессии, как у отдельного подростка, так и класса в целом; позволяет оценить эффективность работы по формированию профессионального самоопределения в образовательной организации. [5]

Для выявления уровня профессионального самоопределения и факторов, оказывающих влияние на осознанный выбор профессии, в исследовании приняли участие 14 учащихся 9 класса Ярославского филиала «Никифоровская СОШ №1», по полученным данным  нами было определено, что подросткам необходима целенаправленная помощь в осознании и формировании профессионального самоопределения.

Психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательной организации способно обеспечить выбор профессии, повысить уровень самопознания и самооценку подростков, который в наше время очень необходимы, для этого в первую очередь следует:

- проанализировать индивидуально – психологические особенности, возможности, склонности и интересы;

- определить с помощью взрослых соответствие выраженных склонностей определенному типу профессий у подростков;

- учитывать объективные и субъективные факторы и условия при выборе профессии. .[3]

При этом были использованы следующие диагностические методы и методики:

- дифференциально-диагностического опросник Е.А. Климова, который выявит склонности к определенному типу профессий;

- анкета «Карта интересов», которая определит профессиональную направленность личности, целью проведения данной диагностики – определение наличия профессионального плана у подростков, мотивов выбора профессии;

- тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А. Будасси), который выявит количественное выражение уровня самооценки;

- методика  «Профессиональная готовность» (адаптация А.П. Чернявской), с помощью которой можно определить уровень готовности к профессиональному самоопределению подростков.[4]

Формированию адекватной самооценки подростков, согласно результатам исследования, будет способствовать активность в жизни и деятельности при высоком уровне требований к себе.

Профессиональная направленность исследуемых подростков сосредоточена вокруг сфер, связанных с общением, работой с людьми, знаковым взаимодействием, среди  опрошенных, большинство отдают предпочтение профессиям "человек - человек" и «человек – знаковая система». 

У подростков постоянно меняется отношение к выбору профессии, по результатам проведенного анкетирования, они ожидают помощи со стороны родителей и близких людей, то есть их мнения является заключительным в принятии решении. Так же есть подростки, которые, формируют свой выбор на основе внутренней мотивации, интересуются содержанием будущей профессиональной деятельности, для них  важными характеристиками будущей профессии становятся её престижность и будущие перспективы, однако со временем перечисленные характеристики могут и не принести нужного результата и подростки будут снова в поисках.

Анализируя готовность школьников к профессиональному самоопределению можно сделать вывод, что  подростки в большинстве имеют средний уровень, это  недостаточно для осознанного выбора профессии. Требуется  спланировать работу над совершенствованием таких качеств, как самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция. Для того чтобы подростки более  ответственно подошли к   выбору профессии необходимо повысить   знания о перспективных, востребованных профессиях, о потребностях   профессии в своем регионе, о возможности  продолжения образования по данному  направлению.

В ходе проведенного   исследования    выявлены личностные предпосылки психологической готовности к выбору будущей профессии у старшеклассников, которые основываются на трех компонентах:

- развитие субъектно-личностного компонента / формирование достаточно высокого уровня самооценки, осознанного подхода к выбору своего жизненного пути/;

- ценностно-мотивационный компонент / формирование ценностей таких как самоконтроль, самостоятельность, честность, открытость, физическое и психическое здоровье;

- ориентационно-поведенческий компонент / формирование профессиональной направленности у подростков,  которая характеризуется постепенным сужением области интересов, относящейся к будущей профессии/.

В соответствии с данными, полученными в результате исследования 18,5% опрошенных подростков выбрали профессию экономиста. Анализ ситуации на рынке труда, по востребованности специалистов показал, что профессии экономической направленности являются наиболее актуальными в текущей социально-экономической ситуации в стране.

В рамках исследования проблемы нами предложена модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков, которая позволит подросткам увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, варианты решения своих проблем, различные пути профессиональной реализации. Создание модели основывается на результатах, полученных после теоретического и эмпирического исследования. Основными принципами при разработке модели были взяты следующие принципы: целостность, системность, учет психологических особенностей, компетентность, свобода выбора. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков включает в себя три этапа: диагностический, мотивационный, и деятельностный. В ходе работы по формированию профессиональной направленности подростков разработана образовательная программа «Мир экономических специальностей» для учащихся 9 классов, которая будет способствовать процессу профессионального самоопределения за счёт включении психологических ресурсов личности и обеспечения подростков системой сведений о мире современного разнообразного профессионального труда, развития у них способности приспособляться к устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях, учебно-познавательной деятельностью, профессиональным самообразованием в соответствии с их профессиональным планом. В ходе реализации предложенной  программы педагог - психолог будет осуществлять теоретическое и практическое знакомство подростков с основными экономическими субъектами и их деятельностью, в результате чего сформируются навыки работы с информацией, коммуникативных навыков деятельности, экономической компетенции.

В заключении, важно отметить то, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков предполагает создание поля профессионального развития личности, укрепление «профессионального Я» у каждого подростка, поддержание достойной самооценки.


Список литературы

1. Алтенова Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков: - //журнал «Молодой учёный» №23 (103) , декабрь 2015 г. с. 868
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб, пособие для студ. высш. мед. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2004.— 304 с.
3. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1. – С. 74-78;
4. Смирнова, Ю. E. Профессиональное самоопределение и самооценка личности в подростковом возрасте // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования [Текст]: сб. статей / сост. е.В. Иванов; НовГУ им.Ярослава Мудрого — Вып. 12.— Великий Новгород, 2010.— 360с., с. 184—191
5. Ярая Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков. – Москва: МГУ, 2016. – 101 с.

Расскажите о нас своим друзьям: