Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021
УДК 373.2(045)
Дата публикации 17.10.2021
Некоторые аспекты повседневной жизни и культурных практик дошкольников в современном сельском социуме и семье
Кондрашова Наталья Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», РФ, nata-kondrashova@mail.ru
Аннотация: Автором сделана попытка охарактеризовать отдельные особенности и повседневной жизни и практик дошкольников в сельском социуме и семье на основе изучения мнения родителей об игровых, трудовых и речевых практиках, детском и семейном досуге, степени погруженности дошкольников в виртуальный социум и пр. Приводятся результаты пилотного исследования, проведенного среди родительского сообщества Мордовии с использованием опросных методов и методики неограниченного выбора.
Ключевые слова: дошкольное детство, культурная практика, провинциальный сельский социум, повседневная жизнь, социальная ситуация развития.
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Russian Federation
Abstract: The author attempts to characterize certain features of the daily life and practices of preschoolers in rural society and family based on the study of parents' opinions about gaming, labor and speech practices, children's and family leisure, the degree of immersion of preschoolers in virtual society, etc. The results of a pilot study conducted among the parent community of Mordovia using survey methods and methods of unlimited choice are presented.
Keywords: preschool childhood, cultural practice, provincial rural society, everyday life, social situation of development.
Кондрашова Н.В. Некоторые аспекты повседневной жизни и культурных практик дошкольников в современном сельском социуме и семье // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nekotorye-aspekty-povsednevnoj-zhizni-i-kulturnykh-praktik-doshkolnikov-v-sovremennom-selskom-sotsiume-i-seme.html (Дата обращения: 17.10.2021)
Работа осуществлялась при финансовой поддержке Министерствa просвещения РФ в рaмкaх Государственного зaдaния ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» на 2021 год. Проект «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального социума», договор № 073-03-2021-021/2 от 18.01.2021.
Реальная жизнь детей и детских дворовых сообществ подвергаются влиянию текущих социальных и культурных изменений. Обозначенные объективные преобразования приводят к возникновению новаций и изменению качества дошкольного детства, появлению новых повседневных практик среди дошкольников и социальных практик в отношении самого детства. Прослеживаемая трансформация детской субкультуры происходит неравномерно и неоднозначно в условиях мегаполисов и провинции. В России значительная часть дошкольников проживает в условиях провинциального социума, который следует рассматривать как устойчиво сложившееся человеческое объединение с особой социальной средой и инфраструктурой имеющей свои особенности: единство географической общности, условий жизнедеятельности отдельных индивидов, культурного пространства, наличие самобытной социокультурной среды, особенностей взаимодействия людей в таком объединении, специфики развития социальной инфраструктуры и пр. Существует противоречие между динамичным изменением социальной ситуации развития современного дошкольника, трансформации сложившейся системы взаимоотношений ребенка с окружающим миром и неизученностью особенностей протекания данных процессов в условиях провинциального сельского социума и семьи.
При изучении дошкольного детства, повседневной жизни и социокультурных практик дошкольников в провинциальном сельском социуме особое значение имеет пространство территории места жительства, включающее соседско-бытовые или трудовые отношения и дворовое сообщество, которые, несомненно, являются значимым микросоциумом, создавая особую среду для жизнедеятельности, родственных доброжелательных отношений или соседских дружеских связей, неформальной коммуникации и межличностного взаимодействия, чаще всего являясь любимым местом проведения детского досуга или детско-родительского труда или отдыха и пр.
Непосредственно в семье опыт, ценностно-целевые ориентиры и культурные ценности для ребенка транслируется взрослыми. Современные родители из-за особой эмоциональной близости и частоты контактов со своими детьми во многом обеспечивают обогащение детского опыта поведения, выступая в качестве наставника и нравственного примера, активного партнера или инициатора различных видов совместной деятельности или семейных совместных практик, важного собеседника и пр.
Наше исследование направлено на изучение повседневной жизни дошкольников и их культурных практик в условиях современного сельской семьи и провинциального социума. С учетом цели исследования сделана попытка представить степень изученности современного детства и культурных практик ребенка отечественными и зарубежными учеными, чьи работы послужили основой для определения содержания пилотного исследования.
Важные аспекты рассмотрения дошкольного детства как социокультурного феномена, культурных практик и повседневной жизни дошкольников представлены в трудах отечественных и зарубежных исследователей: обоснована детерминированность развития ребенка от конкретной социокультурной ситуации, которая различна в разные исторические периоды (Л. Ф. Обухова [6]), доказано, что условия развития современных детей отличается от тех, в которых росли дошкольники предыдущих поколений и поэтому современное детство нужно глубоко изучать сущностно, содержательно и функционально (Н. В. Белинова [11], Е. О. Смирнова [8], Д. И. Фельдштейн [10]), Т. Г. Ханова [11]); представлен процесс овладения детьми культуросодержащими смыслами человеческой деятельности на основе интеграции взаимодействия дошкольника и взрослого, реализации культурных практик с учетом актуальных и потенциальных перспектив и приоритетов саморазвития каждого ребенка (Ю. А. Афонькина [2]); охарактеризованы культурные практики, проиллюстрированы способы их организации среди детей в период дошкольного детства (В. В. Абраменкова [1], Т. И. Бабаева [3], Н. В. Бутенко [4], А. А. Муратова [5], О. В. Солнцева [3], Н. В. Черушева[4]); обосновано, что среда развития ребенка состоит из микросистемы, мезосмистемы, экзосистемы и микросреды, характеризуется территориально и биологически, во многом обусловливает свойства или факторы окружающей ребенка среды, детерминирующие и направляющие развитие его личности (Bronfenbrenner U. [13]); доказана первостепенность семьи в формировании личности дошкольника, исследован опыт организации досуга и семейных традиций в Москве и Московской области (Н. М. Шафран [12]), представлен опыт работы по социализации дошкольника в условиях сельского социума (В. А. Таначева [9]), показана роль сельской семьи в процессе этносоциализации дошкольника (Е. В. Петрова [7]) и пр. Отмечая большую значимость проведенных исследований, следует признать, что недостаточно системно рассмотрены особенности, инновации современного дошкольного детства и повседневной жизни в условиях сельского социума и семьи.
В данной статье сделана попытка представить результаты пилотного исследования на основе обобщения результатов опроса и осмысления мнений 150 родителей Мордовий, чьи дети посещают детские сады. Оно в первую очередь было направлено на изучение содержания и форм досуга, игр и трудовой деятельности дошкольников, влияния цифровых ресурсов и современных благ постиндустриальной цивилизации на процесс социализации и инкультурации дошкольников, а также условий и материальной среды, созданной родителями для приобщения детей к литературе, искусству, различным видам деятельности, здоровому образу жизни и пр. На основе обобщения лучших достижений педагогической теории и практики для родителей была составлена анкета из 88 вопросов, среди которых были полузакрытые и открытые, предполагающие возможность написать свое мнение. При ответе на вопрос родительское сообщество чаще всего не ограничивалось в количестве выбираемых ответов. Например, респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:
В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома? (настольные; подвижные; компьютерные; театрализованные и др.);
Каких игрушек больше всего у Вашего ребенка? (музыкальных; спортивных; для театрализованных постановок; интерактивных; самоделок; кукол или пупсиков; мягких; конструкторов; машинок и разных видов техники; оружия; другое );
Каким игрушкам Вы отдаете предпочтение?
Как Вы проводите свободное время со своим ребенком? (видеоблогсфера; домашний театр; занятия спортом или подвижные игры; игры со строительным материалом; изготовление поделок; интернет; коллекционирование (укажите что коллекционируется; кулинария; литературное творчество; настольные игры; посещение выставок и музеев посещение музеев; посещение театра; прогулки на природе; путешествия; развлечения (посещение развлекательных центров и пр.); развлечения с аниматорами и пр.; рисование; садоводство или цветоводство; слушание музыки или песенное творчество; танцы; ТВ и мультфильмы; творчество; техническое творчество; чтение книг; экскурсии);
Что нравится Вашему ребенку делать? (взаимодействовать с детьми во дворовом сообществе; выполнять поручения; гулять по сети интернет; трудиться; заниматься физической культурой; играть в компьютерные игры; играть в подвижные игры; играть одному, с детьми или с родными; музицировать; наблюдать за растениями, животными или, насекомыми; общаться с родными; петь; посещение выставок и музеев рисовать; слушать рассказы, сказки; смотреть телевизор и мультфильмы; убирать игрушки; участвовать в драматизациях, публичных выступлениях; ходить на прогулку и т.д.);
С какого возраста ребенок имеет доступ к интернет, айфону, планшету или компьютеру?
Сколько Ваш ребенок проводит времени в сети интернет в день?;
На какие сайты заходит Ваш ребенок? (не знаю; образовательные; развлекательные и т.д.);
Следите ли Вы за тем, на какие сайты заходит ребенок? Каким образом? (да ; нет ; (если да, то свой вариант ответа);
Оказывают ли путешествия в Сети влияние на общее развитие ребенка, его здоровье или взаимоотношения с близкими?;
Любит ли Ваш ребенок смотреть телевизор? (да, очень; нет; затрудняюсь ответить);
Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?;
Какие проблемы, связанные с питанием ребенка, у Вас возникают?;
Каким из перечисленных продуктов Ваш ребенок отдает предпочтение? (бутерброды; конфеты; свежие фрукты; свежие овощи; каша; суп; колбаса или сосиски; кисломолочные продукты; шоколад; чипсы; пирожные, торты и булочки и т.д.);
Вы занимаетесь физкультурой и спортом?;
Ваш ребенок дома занимается физкультурой и спортом?;
Что Вы делаете для укрепления здоровья своего ребёнка? и т. д.
Обобщение и анализ материалов проведенного исследования, с учетом существующих погрешностей полученных данных от родителей, позволяют нам высказать следующие выводы:
– в провинциальном социуме и сельской семье прослеживается трансформация детской жизни и субкультуры, детерминированная общемировыми и общероссийскими тенденциями внедрения телекоммуникационных технологий, развитием виртуального социума, доступностью многих источников информации, изменением детско-родительского взаимодействия, однако эти тенденции развиваются не столь динамично нежели в крупных городах и мегаполисах (отмечается ранняя доступность к различным цифровым ресурсам и не соответствующим возрасту источникам информации, а среди используемых преобладают развлекательные ресурсы, намечается усиление виртуализации некоторых детских практик в ущерб общению, хотя потребность в игровом взаимодействии, совместных играх со сверстниками и родными сохраняется; работа на огороде и уход за животными остаются важными аспектами трудовой деятельность, объединяющих в условиях семьи взрослых и детей, у большинства опрошенных родителей дошкольники помогают по дому и радуются результатам своего труда, приобщаются посредством старших членов семьи к элементарным трудовым действиям, многие сельские дошкольники любят выполнять поручения и просьбы взрослых и пр.);
–– характеризуя повседневную жизнь и культурные практики дошкольников в условиях сельской семьи и провинциального социума важно отметить следующие: среди повседневных практик детей есть инициируемые как детьми, так и взрослыми; повседневные практики детей разнообразные (это практики поддержания домашней и уютной обстановки жилища, практики заполнения свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами детской деятельности, культурные практики общения со взрослыми, практики здоровьсберегающей деятельности, продуктивные и арт-педагогические практики, практики семейного чтения коллекционирования, игровые практики, практики выбора и творчества и пр.); предпочтительными для большинства исследуемых являются не одиночные виды деятельности, а практики сотрудничества, игрового или вербального взаимодействия со сверстниками или взрослыми; многие виды досуга соответствуют возрастным потребностям дошкольников, удовлетворяя потребность в общении, двигательной и игровой деятельности, познании и пр.; взрослый пока не перестал быть важным личностным ориентиром, носителем культуры и гражданской позиции, посредником, приобщающим к культурному наследию поколений, личностью, открывающей для детей перспективы гармоничного физического развития, трудового воспитания и творческого развития и пр.(например, среди форм детско-родительского досуга чаще всего указываются прогулки на природе, рисование, настольные игры, менее распространенными оказались – чтение книг, изготовление поделок, спорт, около 10 % родителей отметили – слушание музыки, работу со строительным материалом, танцы, садоводство, творчество, кулинарию и коллекционирование; среди любимых видов деятельности и дел современных дошкольников наиболее часто отмечались – рисование, игровая деятельность с детьми или родными, прогулки, подвижные игры, меньший выбор касался слушания рассказов, компьютерных игр, просмотр мультфильмов и телепередач и пения и пр.);
– намечаются очевидные тенденции вызывающие тревогу (среди видов досуга и будничных дел наряду с возрастосообразными видами детской деятельности значительное место начинают занимает просмотр передач или мультфильмов (современный дошкольник очень любит смотреть телевизор (отметили свыше 60 % родителей), дети смотрят телевизор и мультфильмы от 2 до 3 ч. в день (около 40 %), не более одного часа (чуть больше 20 %); постоянно (около 10 %), воспитательный потенциал которых в большинстве своем может быть сомнительным; игровая культура детства начинает изменяться и начинает намечаться очевидная тенденция, связанная с вытеснением сюжетно-ролевой игры (подвижные игры предпочитают около 70 %; настольные игры – около 60 %; компьютерные игры – около 10 %; театрализованные – около 10 % и т.д.), то есть преобладающими в домашних условиях стали подвижные и настольные игры, при этом дети любят и компьютерные игры; в игровом семейном пространстве мало сюжетных игрушек, родители отдают предпочтение развивающим материалами пр.); современные родители недооценивают роль цифровых технологий на развитие ребенка, предпочитая выделять только положительное влияние ( при этом среди часто посещаемых ресурсов преобладают развлекательные (свыше 50 %), образовательные (чуть больше 20 %), сервис «YouTube детям» (около 10%), мультипликационные фильмы и игры (мене 5 %) и пр.).
Итак, проведенное исследование позволяет утверждать, что современный сельский социум, повседневная жизнь и культурные практики дошкольников в семье это малоизученный аспект. Представленные обобщенные данные о мнениях современного сельского родительского сообщества необходимы для осмысления и понимания паттерна дошкольного детства в условиях провинциального социума, позволяют наметить приоритеты последующих дополнительных исследований в этой области, направленных на изучение социально-воспитательных возможностей сельского социума и семьи, рассмотрения сущности и содержании этнокультурных и социокультурных практик дошкольников с учетом специфики села, определения социально-педагогических возможностей сельского социума и семьи и т. д.
Список литературы
1. Абраменкова В. В. Игровые практики как модели обеспечения безопасного развития ребенка. Детский сад от А до Я. 2015. № 5. С. 58-65.
2. Афонькина Ю. А. Современный дошкольник: новый контекст психического развития. Проблемы современного педагогического образования. 2018.– № 58-4. С. 299-301.
3. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 38-47.
4. Бутенко Н. В., Черушева Н. В. Культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С.20-24.
5. Муратова А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 3. т. 7. С.1-14.
6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. 460 с.
7. Петрова Е. В. Сельский социум: место и роль в формировании ценностных ориентаций детей-дошкольников // Поволжский педагогический поиск. 2012. № 1 (1). С. 86-89.
8. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал. 2019. № 2. 33-40.
9. Таначева В. А. Социальное воспитание старших дошкольников в сельском этнокультурном пространстве // Вестник педагогического опыта. 2016. № 36. С.7.
10. Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та, Воронеж МОДЕК, 2013. 335 с.
11. Ханова Т. Г., Белинова Н. В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С 84-86.
12. Шафран Н. М. Особенности организации досуга ребенка дошкольного возраста в семье. Наука и школа. 2015. № 1. С. 187-194.
13. Bronfenbrenner U. Ecology of the family as a context for human development: Research perspectives // Developmental Psychology. 1986. Vol. 22. № 6. P. 723-742. URL: http://www.psy.miami.edu/faculty/ dmessinger/c_c/rsrcs/rdgs/emot/Bronfenbrenner.DP.1986.pdf (дата обращения 10.09.2021).