Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 37.378

Дата публикации 30.04.2020

Многообразие проблем образовательной организации в условиях цифровой трансформации

Майер Наталья Сергеевна
Заместитель директора по учебно-методической работе, Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург, NSMayer@fa.ru

Аннотация: В статье описан обзор проблем вынужденной цифровой трансформации образовательных организаций. В современных условиях цифровая трансформация уже не будущее, а объективное настоящее. В связи с резким переходом в области цифровизации, образовательные организации сталкиваются с множеством вызовов и проблем. Их решение не может быть таким же стремительным, как их возникновение, поэтому возникает необходимость классификации проблем по принципу выявления первостепенной и критической. В статье рассмотрена классификация проблем на основе модели А.И. Пригожина, выделены два вида и множество типов проблем, которые нашли свое отражение в аналитической таблице. Далее составлена матрица проблем образовательной организации в условиях вынужденной цифровой трансформации. Благодаря матрице становятся очевидными группы проблем, оказывающие наибольшее влияние на другие и ряд наиболее «уязвимых» проблем. На основе матрицы составлен граф проблем, наглядно отражающий взаимосвязи между проблемами и наиболее крупные проблемы-мишени, решив которые, можно избавиться от причин возникновения других проблем. Эта модель применима при решении любых организационных проблем.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая трансформация, матрица проблем, граф проблем.

The variety of problems of educational organization in the context of digital transformation

Mayer Natalya Sergeevna
Deputy Director for Educational and Methodological Work, St. Petersburg branch of the Federal state educational budget institution "Financial University under the Government of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia

Abstract: The article describes an overview of the problems of the forced digital transformation of educational organizations. In modern conditions, digital transformation is no longer the future, the objective present. Due to the sharp transition in the field of digitalization, educational organizations are faced with many challenges and challenges. Their solution cannot be as rapid as their occurrence, therefore, there is a need to classify problems according to the principle of identification of primary and critical. The article considers the classification of problems based on the A.I. model Prigogine, two types and many types of problems are highlighted, which are reflected in the analytical table. Next, a matrix of problems of the educational organization in the conditions of forced digital transformation is compiled. Thanks to the matrix, groups of problems that have the greatest impact on others and a number of the most “vulnerable” problems become apparent. Based on the matrix, a graph of problems has been compiled, which visually reflects the interconnections between the problems and the largest target problems, which, by solving them, can get rid of the causes of other problems. This model is applicable in solving any organizational problems.
Keywords: digitalization of education, digital transformation, matrix of problems, graph of problems.

Правильная ссылка на статью
Майер Н.С. Многообразие проблем образовательной организации в условиях цифровой трансформации / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/mnogoobrazie-problem-obrazovatelnoj-organizatsii-v-usloviyakh-tsifrovoj-transformatsii.html (Дата обращения: ... 2020)

Тенденция массовой цифровой трансформации образования – это, прежде всего, спектр задач, направленных на решение сразу многих стратегических целей:

- удовлетворение потребностей современного «цифрового» потребителя образовательных услуг;

- адаптация населения к современным цифровым технологиям;

- повышение эффективности педагогического процесса;

- повышение качества представляемых образовательных услуг наравне со стремлением удешевить процесс образования;

- создание образовательного пространства без границ;

- формирование удобной для работников и работодателей системы непрерывного обучения.

Из Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05. 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

«…для достижения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, необходимо создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, то есть развитие цифрового образования как основы развития цифровой экономики…».[1]

Еще недавно цифровая трансформация была стратегической задачей; сегодня – это новое настоящее с многообразием вызовов и проблем. Очевидно, что в связи со стремительным распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, общество не будет прежним; прежней вряд ли останется и система образования, которая вынужденно трансформировалась в радикальную дистанционную форму реализации образовательных программ. С точки зрения уровней образования, ВУЗам, пожалуй наиболее сложно найти оптимальный путь решения образовавшейся проблемы, так как крайнее поколение ФГОС предоставило образовательным организациям большую свободу в формировании образовательных программ. Следовательно, найти универсальный подход, способ и программу обучения ВУЗам сложнее, например, в отличие от школ. Наравне с относительной свободой, каждый ВУЗ вынужден находить персональный рецепт в борьбе за сохранение эффективности обучения по своей образовательной программе.

Ключевая проблема вынужденной цифровой трансформации заключатся в том, что зачастую образовательные организации не всегда осознают, в чем смысл грамотного цифрового развития. Находясь под гнетом ограниченности во времени, экономической эффективности, обильной несовершенной отчетности и множества показателей оценки деятельности, ВУЗы ограничивают цифровую трансформацию «оцифровкой» учебных материалов, что влечет за собой регрессию педагогического процесса.

Образовательный процесс, а также подавляющее большинство образовательных организаций никогда не были законодателями цифровизации. Все участники образовательных отношений – лишь потребители тех образовательных технологий, которые формируются для решения задач других сфер. Безусловно, существуют программные продукты и целые информационные комплексы, делающие жизнь учебного заведения намного проще, автоматизируя многие процессы: от формирования учебных планов и составления расписания до выгрузки сведений для печати документов об образовании.

В современном мире любой человек практически с самого рождения формирует за собой цифровой след. Однозначного ответа: хорошо это или плохо нет, ведь всегда будет противоречие между цифровым ускорением, удобством и правом человека на личное, не «оцифрованное» пространство, принадлежащее только ему.

Итак, можно выделить два основных направления учебного процесса, цифровизация которых необходима и полезна всем участникам образовательных отношений, а в настоящее время необходима:

  1. Технологии, трансформирующие педагогический процесс;
  2. Технологии, трансформирующие процессы контроллинга успеваемости, движения контингента и выпускников [классификация составлена автором самостоятельно].

Разделение этих двух видов процессов именно на такие категории обусловлено различными интересами пользователей образовательной информации.

Для первой категории процессов основные пользователи – профессорско-преподавательский состав и студенты; для второй категории процессов – административно-управленческий персонал, родители обучающихся и органы власти.

Наибольшую сложность изучения, внедрения и использования представляют технологии первой категории. Дело в  том, что технологии второй категории разрабатываются по инициативе и для упрощения работы и взаимодействия пользователей этих технологий. Естественно, программный продукт, разработанный под запрос, упрощающий работу образовательной организации и ускоряющий процесс взаимодействия с другими пользователями не вызовет отторжения, в отличие от технологий первой категории.

Первую группу технологий, в свою очередь, можно классифицировать следующим образом:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы (Word, Excel, Paint…, графические редакторы (Adobe Photoshop, Paint.NET…), Интернет-браузеры (Яндекс, Opera…), средства телекоммуникации (Skype, WhatsApp);
  • педагогические технологии, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
  • производственные технологии (в т.ч. цифровые), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков. (Развитие массового онлайн-образования, появление массовых открытых онлайн-курсов (МООК)).

Как мы определились, первая группа технологий важна и актуальна, поэтому на тех проблемах, с которыми сталкивается образовательная организация при их внедрении, остановимся подробнее.

Природа сложности внедрения технологий первой группы заключается в том, что основными пользователями этих технологий является профессорско-преподавательский состав.

К сожалению, основная педагогическая единица, ядро образовательного процесса – НПР при внедрении различных технологических нововведений сталкиваются с рядом сложностей и проблем:

  • НПР не осознают объективной и оправданной необходимости внедрения инноваций;
  • Чувствуют неловкость от своего незнания технологий и опасаются продемонстрировать это незнание;
  • Желают оставаться в привычной зоне взаимодействия со студентами и руководством ВУЗа;
  • Не знают, как применить технологии в своей профессиональной деятельности;
  • У статусных НПР, как правило, отсутствует авторитет, чей опыт внедрения технологий может лечь в основу профессионального подражания.

В связи с многообразием проблем и сложностей, с которыми сталкивается большинство НПР, цифровизация образования давно приняла искаженную форму – форму «оцифрованной» педагогической практики. Этот путь был выбран по принципу наименьшего сопротивления. Столкновение интересов ВУЗа и НПР поспособствовало возникновению низкоэффективного компромисса, притормозив процесс цифровизации минимум на десятилетие.

Многие годы считалось правильным, современным и технологичным перевести в оцифрованный вид те или иные учебно-методические материалы (в формат PDF, PowerPoint и т.д.). Да, научно доказано, что визуализация информации способствует ее запоминанию, но в связи с  применением вместо классического лекционного материала электронных презентаций, мы стали заложниками этого псевдоудобства: студенты перестали записывать какой-либо материал, предпочтя фотографировать слайды; преподаватели вместо наглядной демонстрации в слайдах таблиц, схем, диаграмм, рисунков и т.п. стали насыщать их исключительно текстом, переведя свои лекции в электронный вид.

В итоге взаимодействие (пусть даже устное и не всегда интерактивное) между преподавателями и студентами снизилось еще больше. 

Для неэффективной «оцифрованной» педагогической практики характерны, следующие особенности:

  • Использование в оцифрованном виде учебных пособий без какой-либо принципиальной их трансформации (пример сканированного учебника);
  • Использование универсальных информационно-коммуникационных технологий, не сфокусированных на решение конкретных педагогических задач (например, использование презентации, выполненной в программе PowerPoint, как элемент ТСО на занятии);
  • Отсутствие научного осмысления первых двух моментов.

Основная проблема малограмотной цифровизации в том, что она перестала рассматриваться, как поддерживающий педагогический инструмент и перешла в форму основного обучающего способа.

Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что цифровизация – это не слепая оцифровка педагогических материалов, а комплексный процесс, призванный решить следующие проблемы:

  • Создание системы непрерывного образования («образования через всю жизнь», «образование в течение всей жизни») – одна из ведущих современных идей развития образования;
  • Адаптацию людей к новой информационной среде обитания;
  • Устранение проблемы информационного неравенства.

Многообразие этих задач делает процесс цифровизации более науко- и финансово-емким, который должен отвечать следующим требованиям:

  • Необходимо создание электронных учебных материалов, формирование интерактивной электронной платформы взаимодействия педагога и обучающегося;
  • Электронное дистанционное обучение – это совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации и телевидения;

Несмотря на колоссальное количество различного рода затрат, все они окупятся благодаря большому количеству преимуществ внедрения цифровых технологий в образовании:

  • Технологии позволяют больше экспериментировать с педагогикой и получать мгновенною обратную связь;
  • Технологии помогают обеспечить активное вовлечение обучающихся в учебный процесс;
  • Существует множество ресурсов для организации продуктивной учебной деятельности обучающихся;
  • Технологии помогут педагогу автоматизировать или упростить выполнение ряда утомительных обязанностей;
  • Технологии обеспечивают мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками;
  • Умение использовать технологии – это жизненный навык и важный вид грамотности.

Итак, определено, что на этапе резкого перехода к цифровым образовательным технологиям, образуется множество сложностей и проблем разного рода, но исключительно их констатации не достаточно – необходимо наметить решения. Как уже было сказано, для ВУЗов характерна большая разрозненность в условиях реализации образовательных программ, поэтому и решения проблем, очевидно, будут индивидуальными. Поэтому далее предлагается рассмотреть различные формы классификаций проблем, чтобы, следуя этой методике, любая образовательная организация могла выделить критичные для себя проблемы и приступить к их решению.

Согласно классификации А.И. Пригожина, проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а их формулировки на назывные, причинно-следственные и антитезные.[4]

Схематично представим многообразие проблем по А.И.Пригожину.

Рисунок 1. Классификация проблем по А.И. Пригожину

Подробно расшифруем каждый вид представленных на рисунке проблем:

  1. Встроенные проблемы – внутриорганизационные проблемы.
  2. Социокультурные проблемы – вызваны средой, в которой находится организация.
  3. Ситуативные проблемы – проблемы, связанные с нарушением какой – либо функции.
  4. Назывные проблемы – состоят из констатации факта, не содержащего причинно-следственной связи или противоречия.
  5. Причинно-следственные проблемы – их формулировки содержат четко выраженную причинно-следственную связь.
  6. Антитезные проблемы – их формулировки включают два явления, одновременное существование которых – нонсенс или признак патологии системы.[4]

Все перечисленные выше проблемы возникают не постепенно и не последовательно. Как правило, проблемы взаимосвязаны между собой и в статье предлагается составить матрицу организационных проблем, характерную для образовательной организации на этапе вынужденной цифровой трансформации образовательного процесса.

Составим таблицу примеров проблем образовательной организации в соответствии с классификацией проблем по А.И. Пригожину.

Таблица 1. Проблемы образовательной организации в соответствии с классификацией по А.И. Пригожину

Типы формулировок

Типы проблем

встроенные

социокультурные

ситуационные

Назывные

Студены высказывают недовольство переходом на ДОТ

НПР старшего поколения не в состоянии стать флагманами в области перехода на ДОТ

Деканат (или другие структурные подразделения) не контролируют проведение учебных занятий в ДОТ

Причинно-следственные

В связи с отсутствием технических средств и мотивированного желания, у студентов нет возможности оперативно адаптироваться к новым условиям реализации ООП

По причине инертности НПР старшего поколения не демонстрируют активного участия в формировании нового образовательного подхода. «Молодым» НПР не на кого ориентироваться в этом плане

Нет регламента  и формы наблюдения и контроля за проведением учебных занятий в режиме ДОТ, поэтому снижается степень контроля за проведением учебных занятий и возрастает риск злоупотребления отсутствием контроля

Антитезные

Средняя успеваемость студентов повышается, несмотря на несовершенство новых ДОТ

Несмотря на сопротивление применению новых ДОТ НПР настаивают на утверждении об увеличении их нагрузки в связи с переходом на ДОТ

На фоне относительного снижения контроля за процессом обучения в связи с представлением свободы выбора образовательной технологии преподавателями, наблюдается рост количества претензий к результатам формирования компетенций у студентов

Традиционный подход к констатации проблем любого рода заключается в оценке их влияния на конечный результат (в настоящее время или в перспективе). Поэтому предлагается рассмотреть проблему реализации ООП в условиях кардинальной и вынужденной цифровой трансформации образовательного процесса через призму значимости входящих в нее подпроблем с целью дальнейшего составления графа проблем.

Таблица 2. Матрица проблем образовательной организации в условиях цифровой трансформации

Наименование проблемы

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма причин

1. Инертность НПР в вопросах перехода на ДОТ

-

0

4

2

6

0

3

5

20

2. Низкоэффективная оцифровка педагогических материалов

0

-

0

0

0

0

0

1

1

  3. Использование низкоэффективных образовательных технологий

0

0

-

0

8

0

0

2

10

  4. Информационное неравенство среди преподавателей и студентов

3

2

5

-

1

0

0

6

17

  5. Снижение уровня интерактивного взаимодействия

0

4

0

0

-

0

0

7

11

  6. Отсутствие регламента  и формы наблюдения и контроля за проведением учебных занятий в режиме ДОТ

0

4

3

0

2

-

6

1

16

  7. Противоречие между сопротивлением внедрению ДОТ и утверждением об увеличении нагрузки НПР

8

1

2

0

0

0

-

0

11

   8. Потеря авторитета преподавателя, сопряженная с недовольством со стороны студентов формой взаимодействия с НПР и оценкой результатов освоения дисциплины

0

0

0

0

0

0

0

-

0

Сумма следствий

11

11

14

2

17

0

9

22

 

Составление данной матрицы практически бесполезно без формирования на ее основе графа проблем. Любая организация в процессе своей деятельности функционирует в режиме ограниченности тех или иных ресурсов и их постоянного перераспределения, поэтому необходимо выделять проблемы, решение которых первостепенно, как с точки зрения их влияния на конечный результат, так и сточки зрения ликвидации взаимосвязей между проблемами. На основе матрицы проблем образовательной организации в условиях цифровой трансформации составим граф проблем, где величина диаметра круга будет отражением суммы причин той или иной проблемы. Для наглядности в скобках от номера круга (который дублирует порядковый номер проблемы) будет отражена сумма причин (последний столбец таблицы №2), то есть степень влияния той или иной проблемы на все остальные.

Рисунок 2. Граф проблем образовательной организации в условиях цифровой трансформации

Диаметр круга выражает важность данной проблемы как причины появления других проблем. Сумма следствий по проблеме, в свою очередь, будет отражать самую «уязвимую» проблему, то есть ту, на которую оказывает влияние большая часть других проблем.

Составив матрицу проблем по предложенному примеру и сформировав на ее основе граф проблем, любая образовательная организация сможет определиться  с алгоритмом и тактикой решения генеральной проблемы.

В заключении, опишем несколько второстепенных сложностей, которые не столь очевидны  в моменте, сколько актуальны в перспективе. К  сожалению, наличие большого количества преимуществ цифровых технологий не исключает наличия недостатков их внедрения. К ним можно отнести следующие:

  • Технологии могут отвлекать от учебного процесса;
  • Технологии могут отрицательно повлиять на развитие коммуникационных навыков обучающихся и социальное взаимодействие;
  • Технологии могут провоцировать на обман и уклонение от выполнения заданий;
  • Обучающиеся не имеют равного доступа к технологическим ресурсам.

В качестве отрицательных примеров цифровой трансформации образования был продемонстрирован удобный и экономичный, но губительный и низкоэффективный для многих навыков, процесс оцифровки. Аналогичные негативные тенденции происходят и с цифровыми технологиями. Например, массовое распространение и популяризация компьютерной техники привело к переводу всех письменных заданий в печатный вид, программные продукты проверяют вместо студентов грамотность правописания, Т9 подсказывает, какое словосочетание будет оптимальным, современные программы даже интегрируют 1,5-2 абзаца уникального текста по заданным «ключевым» словам, система антиплагиат проверит текст на предмет заимствований, и все это на фоне атрофирующегося когнитивного мышления.

Безусловно, можно возразить, что многие «навыки прошлого» не являются актуальными в современном мире, нынешнее поколение гораздо быстрее ищет информацию, обрабатывает ее и нуждается в совершенно новых компетенциях и навыках, но ведь человеческий организм всегда шел по пути адаптации к агрессивной среде, а современные технологии окутали нас пугающей тотальной заботой.

Цифровая трансформация образовательных организаций обусловлена не только вынужденными обстоятельствами, но и рядом общеуниверситетских и общественных задач:

  • Создание эффективной цифровой педагогической технологии, позволяющей интеллектуально анализировать и предлагать для каждого студента индивидуальную образовательную траекторию с учетом его персонального способа усвоения информации;
  • Исключение информационного неравенства среди преподавателей и студентов;
  • Демонстрация НПР, что применение цифровых технологий удобно и просто;
  • Применение цифровых технологий обучения, не переводя все взаимодействие в электронный формат;
  • Формирование у студентов всех специальностей и направлений подготовки комплекса таких цифровых компетенций, без которых не актуальна ни одна современная профессия.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05. 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Курцвейл Рэй. Эволюция разума. Как расширение границ нашего разума позволит решить многие мировые проблемы. М.: Изд-во «Э», 2016.
3. Прайс Д. Как мы будем жить, работать и учиться: пер. с англ. М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2015.
4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.
5. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013; см. также: Мирошкина М. П. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. No 2. С. 50–57.
6. Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология // Философские науки. 2008. No 2.
7. Курцвейл Рэй. Эволюция разума. Как расширение границ нашего разума позволит решить многие мировые проблемы. М.: Изд-во «Э», 2016.

Расскажите о нас своим друзьям: