Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 159.923.2

Дата публикации 30.04.2020

Особенности материнского отношения к детям раннего и дошкольного возраста

Татаринцева Татьяна Федоровна
Магистрант ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф Катанова», Республика Хакассия, РФ, г. Абакан, Tatarinceva.tatyanka@bk.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме особенностей материнского отношения к детям раннего и дошкольного возраста. Материнство исследуется в психологии в многообразных аспектах, психологических школах и различных направлениях. Есть большое количество научных и научно-популярных изданий, приуроченных к этой проблеме. Различные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. [2]. В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности отношения с детьми: высокий уровень принятия, средний уровень кооперации, симбиоза и контроля, низкий уровень критичного отношения к неудачам. Средний уровень требовательности и мягкости, автономности, тревожности. Высокий уровень эмоциональной близости, принятия ребенка, сотрудничества с ним, последовательности в воспитании, удовлетворенности отношениями. Низкий уровень проявления воспитательной неуверенности. Основываясь на результатах, не было установлено статистически значимых различий ни по одному фактору взаимоотношений с ребенком у матерей младших и старших дошкольников. Этот материал может быть использован в работе психологов, работающих в ДОУ, педагогов, работающих с детьми, преподавателей психологии при подготовке к лекциям по особенностям детско-родительских отношений.
Ключевые слова: ребенок, отношение, родительское отношение, материнская любовь, мать.

Features of maternal attitude to children of early and preschool age

Tatarintseva Tatyana Fedorovna
Master's Student Fgbou VPO "Khakass state University. N. F. katanova ", Republic of Khakassia, Russia, Abakan

Abstract: The article is devoted to the actual problem of the peculiarities of maternal attitude to children of early and preschool age. Motherhood is studied in psychology in various aspects, psychological schools and various directions. There are a large number of scientific and popular science publications dedicated to this problem. Various aspects of maternal behavior are addressed in personality psychology, child psychology, educational psychology, etc. [2]. As a result of the research, the following features of the relationship with children were identified: a high level of acceptance, an average level of cooperation, symbiosis and control, and a low level of critical attitude to failures. The average level of demands and softness, autonomy, anxiety. High level of emotional closeness, acceptance of the child, cooperation with him, consistency in education, satisfaction with relationships. Low level of educational uncertainty. Based on the results, there were no statistically significant differences in any factor of relationship with the child in mothers of younger and older preschoolers. This material can be used in the work of psychologists working in PRESCHOOL, teachers working with children, teachers of psychology in preparation for lectures on the peculiarities of child-parent relations.
Keywords: child, attitude, parent attitude, mother love, mother

Правильная ссылка на статью
Татаринцева Т.Ф. Особенности материнского отношения к детям раннего и дошкольного возраста / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-materinskogo-otnosheniya-k-detyam-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: … 2020)

Проблема особенности отношения к детям раннего и дошкольного развития продолжает оставаться актуальной и в отечественной, и в зарубежной психологии. В отечественной психологии подробно разработана проблема периодизации психического развития ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина и др.) [4]. Как показывают современные исследования, определяющим фактором в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия является материнское отношение, лежащее в основе всего поведения матери и тем самым создающее уникальную для ребенка ситуацию развития [3]. Материнское отношение построено не только на безусловной любви к ребенку, но и включает оценку его качеств и сопоставление его с другими детьми. Следует сказать, что особенности материнского отношения к детям на разных этапах их возрастного развития изучены в психологии недостаточно, тем более – особенности материнского отношения на разных этапах дошкольного возраста. Мы предположили, что существуют особенности материнского отношения к детям разного возраста, для матерей имеющих детей раннего возраста характерен образ симбиоза и кооперации, а для матерей имеющих детей дошкольного возраста - гиперсоциализация.

Для диагностики особенностей материнского отношения к детям раннего и дошкольного возраста, мы использовали две методики: тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга) и опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (И. Марковская). Эмпирическое исследование проводилось в 2 этапа. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 22 до 45 лет, имеющие детей раннего и дошкольного возраста.

1 группа: женщины, имеющие детей раннего возраста. Средний возраст матерей – 31 год. Средний возраст детей 2,7 года.

2 группа: женщины, имеющие детей дошкольного возраста. Средний возраст женщин 35 лет. Средний возраст детей 5,5 лет. В каждой группе по 30 респондентов.

Материнское отношение определяется А. Я. Варга как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [6].

По методике А. Я. Варга «Тест-опросник родительского отношения» в двух группах матерей детей раннего и дошкольного возраста нами получены результаты, которые представлены в таблицах 1 – 5.

Показатели по шкале «Принятие-отвержение» отображены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели по шкале «Принятие-отвержение» «Теста-опросника родительского отношения» А. Я. Варга у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

30

100

30

100

Средний

0

0

0

0

Низкий

0

0

0

0

Из таблицы 1 очевидно, что все без исключения матери детей – и раннего, и дошкольного возраста относятся к своим детям с большим принятием. Матери с высоким уровнем принятия принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают желания и планы своего ребенка, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Показатели по шкале «Кооперация» в двух группах матерей представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели по шкале «Кооперация» «Теста-опросника родительского отношения» А. Я. Варга у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

 tЭмп =0,6

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

1

3

6

20

Средний

28

94

24

80

Низкий

1

3

0

0

Из таблицы 2 видно, что у большинства матерей детей раннего и дошкольного возраста выявлен средний уровень кооперации. Это свидетельствует о том, что они проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, но не всегда поощряют его самостоятельность и инициативу. В некоторой степени они ограничивают его свободу своим авторитетом взрослого человека, и это, по нашему мнению, вполне справедливо, так как в этом проявляется воспитательное воздействие. Математическая статистика (t-критерий Стьюдента) не выявила различий между двумя группами матерей.

Показатели по шкале «Симбиоз» представлены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели по шкале «Симбиоз» «Теста-опросника родительского отношения» А. Я. Варга у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

 tЭмп =0,1

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

13

43

10

33

Средний

16

54

18

60

Низкий

1

3

2

7

Из таблицы 3 видим, что у матерей обеих групп преобладает средний уровень проявленяи симбиоза в отношениях в ребенком, у меньшего количества матерей преобладает высокий уровень симбиотической связи с ребенком.

Средние показатели по этой шкале позволяют говорить о том, что матери устанавливают между собой и ребенком разумную дистанцию, не позволяя себе жить исключительно интересами ребенка и его жизнью.

Математическая обработка результатов установила отсутствие различий между показателям матерей из двух разных групп по данной шкале.

Показатели по шкале «Контроль» представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели по шкале «Контроль» «Теста-опросника родительского отношения» А. Я. Варга у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

 tЭмп =1,2

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

3

10

4

13

Средний

22

73

25

84

Низкий

5

17

1

3

Как видим из таблицы, у матерей детей раннего и дошкольного возраста преобладает средний уровень контроля. Это оптимальный уровень контроля, поскольку высокие баллы по этой шкале говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к своему ребенку, требует от него безоговорочого послушания и дисциплины. Он практически во всем навязывает ребенку свою волю. Напротив же, низкие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что со стороны матери полностью отсутствует контроль за действиями ребенка. Это характеризует родителя как слишком демократичного воспитателя. Поэтому средний уровень конроля – это наиболее правильный вариант применения санкций к поведению ребенка. Математическая обработка результататов по этой шкале установила отсутствие различий в показателях между группами.

Показатели по шкале «Отношение к неудачам», полученные у матерей из двух групп, представлены в таблице 5.

Таблица 5. Показатели по шкале «Отношение к неудачам» «Теста-опросника родительского отношения» А. Я. Варга у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы  / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

0

0

0

0

Средний

1

3

0

0

Низкий

29

97

30

30

Из таблицы 5 видим, что у матерей обеих групп преобладает низкий уровень критичного отношения к неудачам ребенка. Это означает, что неудачи ребенка матери считают случайными в целом верят в возможности своего ребенка и в его успех в будущем.

Показатели по Опроснику для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. Марковской представлены в таблицах 6 – 15.

В таблице 6 отображены результаты по шкале «Нетребовательность-требовательность».

Таблица 6. Показатели по шкале «Нетребовательность-требовательность» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

 Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

tЭмп =0,9

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

1

3

2

7

Средний

27

90

21

70

Низкий

2

7

7

23

Из таблицы 6 мы видим, что требовательность со стороны матерей к своим детям раннего и дошкольного возраста выражена преобладающим средним уровнем. Это означает, что матери вполне адекватны в своих требованиях к своим детям – они не завышены, но и не занижены. Матери детей не предъявляют к детям чрезмерно завышенных требований и не ожидают от своих детей слишком высокого уровня ответственности за их действия [5].

Показатели по шкале «Мягкость-строгость» представлены в таблице 7.

Таблица 7. Показатели по шкале «Мягкость-строгость» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

2

7

2

7

Средний

18

60

18

60

Низкий

10

33

10

33

Из таблицы 7 мы видим, что мягкость в отношении к своему ребенку у матерей выражена преобладающим средним уровнем, а также низким, что свидетельствует о наличии строгости в материнском отношении к детям. По результатам этой шкалы делается вывод о суровости, строгости мер, которые маатери применяют по отношению к своему ребенку и о степени принуждения детей к чему-то. Таким образом, матери дошкольников, как видно из результатов по данной шкале, относятся к ним с достаточной строгостью.

Показатели по шкале «Автономность-контроль» представлены в таблице 8.

Таблица 8. Показатели по шкале «Автономность-контроль» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

4

13

4

13

Средний

25

84

25

84

Низкий

1

3

1

3

Из таблицы видим, что у большей части матерей из обеих групп преобладает средний уровень контроля в отношении к своему ребенку. Это правильное отношение к детям, поскольку высокий контроль проявляется в мелочной опеке по отношению к своему ребенку, стремлении его ограничивать от всех неприяностей окружающего мира.

Показатели по шкале «Эмоциональная близость-дистанция» представлены в таблице 9.

Таблица 9. Показатели по шкале «Эмоциональная близость-дистанция» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

 Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

tЭмп =0,7

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

25

83

29

97

Средний

5

17

1

3

Низкий

0

0

0

0

Из таблицы мы видим, что большинство матерей детей раннего и дошкольного возраста проявляют по отношению к своему ребенку высокую степень эмоциональной близости. Статистически значимых различий между двумя группами матерей не было установлено.

Показатели по шкале «Принятие-отвержение» представлены в таблице 10.

Таблица 10. Показатели по шкале «Принятие-отвержение» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы  / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

28

93

30

30

Средний

2

7

0

0

Низкий

0

0

0

0

Из таблицы видим, что матери обеих групп относятся к своим детям с высокой степенью принятия. Данная шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку и характеризует полное принятие ребенка как личности, его поведенческих качеств. Принятие ребенка родителями во многом определяет его дальнейшее развитие и свидетельствует в пользу его благоприятности.

Показатели по шкале «Сотрудничество» представлены в таблице 11.

Таблица 11. Показатели по шкале «Сотрудничество» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

tЭмп =0

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

24

80

30

100

Средний

6

20

0

0

Низкий

0

0

0

0

Из таблицы видим, что у большинства матерей, имеющих детей раннего возраста и у 100% матерей детей дошкольного возраста по отношению к своему ребенку преобладает высокий уровень сотрудничества.

Наличие сотрудничества между родителями и детьми отражает характер их взаимодействия. Оно является следствием включенности ребенка во взаимодействие с родителей, признания его прав и достоинства. Сотрудничество отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.

Показатели по шкале «Тревожность за ребенка» представлены в таблице 12.

Таблица 12. Показатели по шкале «Тревожность за ребенка» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

1 tЭмп = 0,4

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

8

26

9

30

Средний

19

74

19

63

Низкий

3

10

2

7

Из таблицы 12 видим, что у матерей младших и старших дошкольников преобладает средний уровень тревожности за своего ребенка. Тревожность понимается как боязнь матери того, что с ее ребенком может случиться что-то плохое. Высокий уровень материнской тревожности может передаваться ребенку, что негативно отражается на формировании его эмоциональной сферы, чем теснее и эмоционально насыщеннее отношения матери и ребенка, тем более эмоционально открытым и динамичным он растет и тем ниже его тревожность. Жесткие требования и строгий контроль матери, наоборот, повышают тревожность ребенка [1]. В норме, по нашему мнению, должен быть средний уровень тревожности.

Показатели по шкале «Последовательность» представлены в таблице 13.

Таблица 13. Показатели по шкале «Последовательность» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Математическая

обработка

Кол-во

%

Кол-во

%

tЭмп = 1.

Критич.

значения

2, 02 при p≤0.05,

2, 71 при p≤0.01

Вывод: различий нет

Высокий

24

80

26

87

Средний

6

20

4

13

Низкий

0

0

0

0

Из таблицы видим, что у матерей двух групп дошкольников преобладает высокий уровень последовательности по отношению к своему ребенку. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в ней отражается то, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитатетельной неуверенности или отвергающего отношения к ребенку.

Показатели по шкале «Воспитательная конфронтация» представлены в таблице 14.

Таблица 14. Показатели по шкале «Воспитательная конфронтация» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы  / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

1

3

1

3

Средний

5

17

5

17

Низкий

24

80

24

80

Из таблицы 14 мы видим, что у матерей детей раннего и дошкольного возраста преобладает низкий уровень воспитательной конфронтации, что говорит о высокой сплоченноти членов семьи и отсутствии в ней разногласий по вопросу воспитания детей, в семье отстутствуют конфликты между родителями, одни члены семьи не настраивают ребенка против других членов семьи.

Показатели по шкале «Удовлетвореность отношниями с ребенком» представлены в таблице 15.

Таблица 15. Показатели по шкале «Удовлетворенность отношениями с ребенком» у матерей детей раннего и дошкольного возраста

 

Группы / Уровни

Матери детей

раннего возраста

Матери детей

дошкольного возраста

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

20

67

20

67

Средний

10

33

10

33

Низкий

0

0

0

0

Из таблицы видим, что большинство матерей детей раннего и дошкольного возраста имеют высокий уровень удовлетворенности отношениями с ребенком.

Полученные результаты мы подвергли математической обработке с помощью метода математической статистики t–критерий Стьюдента. Анализ результатов показал, что у матерей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста были выявлены следующие особенности отношения к детям: высокий уровень принятия, средний уровень кооперации, симбиоза и контроля, низкий уровень критичного отношения к неудачам. Средний уровень требовательности и мягкости, автономности, тревожности. Высокий уровень эмоциональной близости, принятия ребенка, сотрудничества с ним, последовательности в воспитании, удовлетворенности отношениями. Низкий уровень проявления воспитательной неуверенности. Не было установлено статистически значимых различий ни по одному фактору взаимоотношений с ребенком у матерей младших и старших дошкольников. Нами была выдвинута гипотеза о том, что в материнском отношении к детям раннего и дошкольного возраста не существует различий. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.


Список литературы

1. Костяк Т. В., Власова М. В. Влияние материнского отношения на эмоциональное состояние дошкольника [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – « 3. – С. 97 – 105. [1]
2. Крендясова Е. П., Кошкина И. В. Особенности материнского отношения к детям раннего возраста [Текст] // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. – 2017. - № 2 (10). – С. 50 – 52.
3. Малькова И. Н. Глубинные основы формирования материнского отношения [ Текст] // В сб. «Дружининские чтения». Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. И. Б. Шуванова, В. П. Шувановой, С. А. Барановой, Ю. Э. Макаревской. – 2016. – 144–146.
4. Расчетина С.А. Детско-материнские отношения как фактор развития ребенка в раннем возрасте [Текст] // Социальное обслуживание семей и детей. Научно-методический сборник. – 2018. – № 14. – С. 24 – 36.
5. Удова О.В., Гаманец А. А. Влияние материнского отношения на адаптацию ребенка к дошкольной образовательной организации [Текст] // В Сб «Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта». Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол. Л. А. Абрамова. – 2017. – С. 164 – 168.
6. Яковлева А.А. Проблема изменения материнского отношения к ребенку младшего школьного возраста в процессе его взросления [Текст] // В Сб. EurasiaScience. Сборник статей XVIII международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 29–31.

Расскажите о нас своим друзьям: