Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 37

Дата публикации 23.04.2023

Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Мамедова Шахла Ашраф кызы
студент группы Нт-207о НДО, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, г.Нижний Тагил, mamedova.kylie@mail.ru
Петрова Светлана Сергеевна
к.п.н., доцент, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования филиала РГППУ в г.Нижнем Тагиле, svet.kapetrova2004@gmail.com

Аннотация: Научить ребенка понимать богатое многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческой особенностей является задачей дошкольного воспитания. Особенно актуален вопрос поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества. В данной статье рассмотрены различные методы и средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Также говорится о задачах, которые решает поликультурное воспитание. Рассмотрена роль субъектов педагогического процесса в поликультурном воспитании. Выделены педагогические принципы, на которых базируется воспитание. Описаны направления, в которых поликультурное воспитание детей должно осуществляться.
Ключевые слова: поликультурное воспитание, дошкольный возраст, культура, принципы и задачи поликультурного воспитания, поликультурное образование, методы поликультурного воспитания.

Methods of multicultural education of preschool children

Mamedova Shahla Ashraf kyzy
student of the group Nt-207 NDO, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Nizhny Tagil
Petrova Svetlana Sergeevna
Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education of the branch of RGPPU in Nizhny Tagil

Abstract: Teaching a child to understand the rich diverse cultures of our world, forms of self-expression and ways of manifesting human characteristics is the task of preschool education. The issue of multicultural education of preschoolers is especially relevant in the modern conditions of the development of a multicultural society. This article discusses various methods and means of multicultural education of preschool children. It also talks about the tasks that multicultural education solves. The role of the subjects of the pedagogical process in multicultural education is considered. The pedagogical principles on which education is based are highlighted. The directions in which multicultural education of children should be carried out are described.
Keywords: multicultural education, preschool age, culture, principles and objectives of multicultural education, methods of multicultural education.

Правильная ссылка на статью
Мамедова Ш.А., Петрова С.С. Методы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metody-polikulturnogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 23.04.2023)

Российская Федерация является многонациональным государством. Каждый народ имеет свои культурные особенности. Среди дошкольников есть дети разных национальностей. Поэтому научить ребенка понимать богатое, многообразие культур нашего мира, формы самовыражения и способов проявления человеческих особенностей является задачей дошкольного воспитания. Особенно актуален вопрос поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества. Главным условием развития и процветания современного общества стало усиление взаимодействия стран и народов, проявление уважения к их культуре, традициям и обычаям. Современный человек должен обладать умением сосуществовать с представителями различных культур, наций и верований, а также понимать их, проживая в мире и согласии. В условиях формирования многокультурного социума общество также ставит задачу подготовки детей к активной жизнедеятельности в условиях многокультурной среды. [2]Ознакомление ребенка с миром человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям. Ребенку следует знать, в какой стране он живет, чем его страна отличается от других стран, в чем проявляется культура других народов. Этому способствует поликультурное воспитание, начинать которое нужно с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - является периодом приобщения ребенка к изучению окружающего мира, момент его первичной социализации. Этот возраст характеризуется обучаемостью и восприимчивостью, что открывает возможности для благополучного социального развития и нравственного воспитания личности .

Как члены современного общества, все дети, сталкиваются с необходимостью быть готовыми к межэтническому общению с представителями разных национальных культур, и сегодня, важно уметь жить в многонациональном обществе. Культура прокладывает путь для развития и укоренения разнообразия, изменчивости и качественного своеобразия во всех свих элементах, а также воспитывает у молодого поколения понимание этого процесса.

Поликультурное образование предоставляет возможность лучше изучить и осознать разнообразие народов мира.  Культурные различия, определяющие принадлежность человека той или иной группе, наиболее ярко выражены в разнообразии ценностей и взглядов. Эти различия отражены во предпочтениях, вкусах и взаимоотношениях, взглядах, образе жизни и мировоззрении людей, они являются результатом эволюции и адаптации каждого народа к окружающей среде и обстоятельствам    с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп и народов мира. [3]

Проблема поликультурного образования рассматривается многими авторами как процесс взаимодействия культур, а также процесс адаптации и социализации личности в многокультурном обществе (А.К. Бердиев, А.С. Гаязов, Л.И. Лебедева, Ш.А. Магомедов, Р.Б. Раджибаева).

Поликультурное образование рассматривается также как процесс усвоения знаний о разнообразных культурах, культурных ценностях, образе жизни различных народов (Х.Г. Галимова,Д. Бенкс,Г.И. Гайсина, Л.И. Алексеева и др.). Оно способствует преодолению барьеров и трудностей в общении, которые могут стать причинами непонимания и возникновения конфликтов, а также дает возможность субъектам научиться эффективно организовывать процесс общения. [2]

Дошкольное образование-это первая степень непрерывной системы образования, где закладываются основы развития личности. Именно в дошкольном возрасте формируется отношение к культурному разнообразию и их взаимосвязям, воспитываются культурные различия и развиваются навыки и умения взаимодействия между людьми разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. [5]

 Джуринский А.Н. выделяет педагогические принципы, лежащие в основе поликультурного воспитания [4,  с. 432]:

  • воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание можно определить, как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. [6, с. 137]

Детское поликультурное образование интегрируется в разных видах деятельности и реализуется во многих областях образования. Теперь рассмотрим методы и средства с помощью, которых может осуществляться поликультурное воспитание.

Разнообразные методы и средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Знакомство с декоративно-прикладным и устным народным творчеством; с художественной литературой разных народов с последующей беседой по их содержанию; их музыкой, живописью, с национальными куклами, игрушками. Организация выставки «Куклы, наряды, игрушки народов мира» где будут представлены работы воспитанников, которые они сделали своими руками.
  2. Ознакомление с подвижными народными играми, которые способствуют приобретению знаний о национальных особенностях разных народов, умению сотрудничать друг с другом, также развитию двигательной активности детей.
  3. Целесообразно знакомить дошкольников с национальными традициями в форме национального праздника. Необходимо организовать их непосредственное участие в этюдах, например, при создании национального костюма для выступления, исполнении народных песен. Например, концерт «Все танцы в гости к нам пришли», посвященный народному искусству (песни и танцы). Также можно провести конкурс чтецов «Поэзия народов мира». Воспитанникам предлагается выучить понравившийся стих одного из народов и поучаствовать в конкурсе чтецов, который будут оценивать жюри из воспитателей и родителей.
  4. Можно организовать мероприятие на изучение национальных блюд народов. Например: «День национальной кухни», каждый из воспитанников пробует вместе с родителями приготовить одно на выбор блюдо, которое ему больше всего понравилось, и приносит его в садик. Все ребята презентуют свои блюда, рассказывают о его происхождении, какие ингредиенты использовали и как они его готовили.
  5. Этнические мини-музеи с предметами быта, привезенными ребятами из разных стран. На выставке ребята представляют свои объекты. А именно, рассказывают о их особенностях, возможностях, функциях, сравнивают с другими предметами и стараются выявить сходства и различия строения, значения.
  6. Знакомство детей с понятием «планета Земля». Изучение глобуса, определяем с ребятами расположение стран. Читаем книги, в которых описываются особые виды животных, растений разных народов. Просматриваем иллюстрации жилищ людей, предметы их быта в разных местах земного шара. Все это потом провести в виде дидактических игр для закрепления нового материала. Полученные знания будут способствовать расширению кругозора детей.
  7. Познакомить детей с различиями и сходствами людей, живущих на Земле. Общение с представителями различных национальностей, проживающих в регионе, можно на одно из занятий пригласить гостя (родителей воспитанников) с рассказом о своем народе. Можно организовать просмотр фильмов, где жители этих стран рассказывают о себе, культуре, стране, языке и т.д.

Задача поликультурного образования состоит, прежде всего в том, чтобы приобщить детей к атмосфере народного творчества и в процессе выполнения различных видов деятельности накапливать впечатления, которые могут стать основой для общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Большое значение в работе по поликультурному воспитанию дошкольников имеет продуманная организация воспитательной деятельности. Так как это поможет воспитателям выбрать оптимальные направления, методы, средства и формы работы, которые действительно будут способствовать развитию воспитательной деятельности в данном направлении.

Каждый из вышеперечисленных этапов может быть выполнен при соблюдении следующих условий:

- профессиональная подготовка педагогов дошкольных учреждений к поликультурному воспитанию;

- тесное взаимодействие детских садов и   семьей в этом направлении.

Очевидно, что у поликультурного воспитания есть будущее - сформировать основу новой образовательной парадигмы и создать предпосылки для конструктивного развития и взаимодействия культур, личностей и обществ, основанного на принципах диалога, понимания и стабильности.

Воспитатели выступают посредниками между детьми и культурой, и их задача заключается в приобщении детей дошкольного возраста к культурным ценностям с целью воспитания толерантности к представителям разных национальностей. Однако преподаватели не смогут привить им любовь к различным этническим культурам, с которыми они соприкасаются, не ознакомившись с их особенностями. Одним из основных способов организации поликультурного образования является соответствующее изучение определенной области знаний. Если в дисциплине при подготовке будущих воспитателей присутствует мультикультурный компонент, она может решить двойную задачу –стимулировать интерес к новым знаниям, и в то же время дать им возможность взглянуть на окружающий мир с разных точек зрения. Именно поэтому очень важно также, чтобы и с воспитателями проводили работы в данном направлении, чтобы они знали, как правильно и целесообразно использовать методики при поликультурном воспитании. Воспитатель должен помочь воспитанникам осознать, что в мире существует множество ценностей, некоторые из которых отличаются от их собственных, и что любая система ценностей уходит корнями в традиции конкретного народа и является закономерным результатом опыта и исторического развития этого народа. [1, с. 1]

Взаимодействие с семьей является одним из важнейших аспектов поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Чрезвычайно сложно развивать поликультурность у ребенка, если родители не на стороне педагогов в решении этой проблемы.

Сотрудничество с семьей является одним из необходимых условий осуществления воспитательного процесса. Наша миссия – налаживание конструктивных партнерских отношений, создание атмосферы взаимного интереса, активизация и обогащение знаний и педагогического мастерства родителей.

Дети впервые учатся и приобретают знания об окружающем их мире в семье. В этот период жизни близкими людьми для ребенка являются родители. В связи с этим на первый план выходит просветительская работа с родителями и другими членами семьи. Традиции всегда основаны на семейных ценностях, которые определяют смысл поступков, отражают этнические и культурные особенности семьи. Традиции, бережно предаваемые из поколения в поколение, служат исторической памятью, соединяющей поколения. Самое главное, что семейные традиции способствуют построению отношений между родителями и детьми.

Отсюда следует, что успешное решение задач по усвоению знаний по поликультурному воспитанию возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса и при целесообразном использовании методов   поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.


Список литературы

1. Алдошина М.И. Основы поликультурного образования. // -М.: Директ-Медиа , 2014. -1с.
2. Гасымова К.В. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ // Балканско научно обозрение. 2020. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnoe-obrazovanie-i-vospitanie-kak-trebovanie-vremeni (дата обращения: 10.04.2023).
3. Гончарова О.В., Шапарь М.Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Концепт. 2013. №S8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-protsessapolikulturnogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 06.04.2023).
4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002396946 (дата обращения: 21.04.2023)
5. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научное издание, пособие в 3 ч. Ч. 2: педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб.: Изд. - во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
6. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. – Казань: Отечество, 2018. – 137 с.

Расскажите о нас своим друзьям: