Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 373.31

Дата публикации 29.04.2022

Методы и приемы формирования самоконтроля у младших школьников

Савельева Василина Васильевна
студент направления «Психолого-педагогического образования», профили «Начальное образование и дошкольное образование» НТГСПИ, Нижнетагильского государственного социально–педагогического института Свердловской области, vasilina.savele.32@inbox.ru
Петрова Светлана Сергеевна
к.п.н., доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, НТГСПИ г. Нижний Тагил

Аннотация: В статье затрагивается тема методики формирования навыков самоконтроля у обучающихся в начальных классах. Дается самостоятельно сформулированное автором на основе анализа психолого-педагогической литературы определение понятия самоконтроля. Рассматриваются особенности формирования самоконтроля. Опробован и проанализирован один из методов формирования навыков самоконтроля.
Ключевые слова: самоконтроль, младший школьник, формирование, диагностика уровня самоконтроля.

Methods and techniques for the formation of self-control in younger schoolchildren

Savelyeva Vasilina Vasilyevna
student of the direction of "Psychological and pedagogical education", profiles "Primary education and preschool education" of the NTSPI, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute of the Sverdlovsk region, vasilina.savele.32@inbox.ru.
Petrova Svetlana Sergeevna
Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, NTSPI Nizhny Tagil.

Abstract: The article touches upon the topic of the methodology for the formation of self-control skills among students in primary school. The definition of the concept of self-control, independently formulated by the author based on the analysis of psychological and pedagogical literature, is given. The features of the formation of self-control are considered. One of the methods of forming self-control skills has been tested and analyzed.
Keywords: self-control, primary school student, formation, diagnostics of the level of self-control.

Правильная ссылка на статью
Савельева В.В., Петрова С.С. Методы и приемы формирования самоконтроля у младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metody-i-priemy-formirovaniya-samokontrolya-u-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 29.04.2022)

Одной из главных проблем для педагога является формирование у обучающихся осознанного самоконтроля, что способствует повышению уровню знаний. Младший школьный возраст в современной периодизации включает периоды от 6 — 7 лет до 9 — 11 лет. В данном возрасте протекают изменения образа жизни: появление новых требований, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности — учебная деятельность. Ребенок активно меняет восприятие своего места в системе отношений, подвергаются изменениям и интересы, ценности ребенка. Этот возрастной период богат скрытыми возможностями развития, которые необходимо вовремя заметить и поддержать.

Учебная деятельность ― это ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий [3].

 Выделяют четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Особое место среди всех этих блоков занимает регулятивный. Из-за своих специфических функций, которые заключаются в следующем: направленность на организацию и становление ученика в роли субъекта образовательной деятельности, что невозможно без навыка самоконтроля. Свои образовательные результаты обучающийся должен сам рефлексивно выявлять и оценивать по отношению к индивидуально поставленной цели. Для сравнения, контроль педагога — осуществляется непосредственно самим учителем с целью проверки знаний и получения представлений о возможности изучения дальнейшего материла по образовательной программе.

В.А. Онищук выдвигает цель самоконтроля — исправление ошибок в процессе обучения. В психолого-педагогических исследованиях (Б.Г. Ананьев, Ж.А. Байрамова, В.Н. Ефимов, М.Р. Кудаев, Н.В. Кузьмина, А.С. Маслов, Е.И. Перовский, П.И. Пидкасистый, С.В. Фролова) выявлены и описаны следующие функции самоконтроля в учебном процессе: регулирующая, планирующая, проверочная, контрольно-оценочная, коррекционная. Регулирующая функция — предоставляет контролирование своей деятельности учениками. Планирующая функция — обучающиеся прогнозируют свою деятельность. Проверочная функция — ученик определяет степень соответствий эталона и составляющей. Контрольно-оценочная функция — соотнесение обучающимися плана с поставленной целью, признание адекватности данной цели. Коррекционная функция — ученик при различных отклонениях осуществленного действия от эталона детализировать план действий, внести коррективы в план [2].

Существуют следующие виды самоконтроля: 1 — Итоговый — по итогу работы. Представляет из себя самопроверку при помощи образца. 2 — Пошаговый — по ходу работы. Выполняя действие, обучающийся дает себе отчет о способе выполнения, с помощью данного самоотчета возможна корректировка дальнейших действий. Посредством данного вида самоконтроля, ученики смогут оценить свойства выполняемого действия (скорость, автоматизация и пр.) 3 — Прогнозирующий — используется до начала работы. Обучающийся прогнозирует свою деятельность поэтапно. Самый сложный вид, для понимания младшего школьника.

На первых этапах формирования самоконтроля должен преобладать пошаговый контроль, который позволит школьнику регулировать весь процесс обучения. Реализация данного контроля поможет точно фиксировать допущенные ошибки и исправлять их. При использовании пошагового контроля не нужно выполнять все действия заново. При контроле только за результатом действия, результат будет сложно откорректировать, так как будет затруднительно найти причины.

А.Г. Асмоловым были выделены уровни сформированности самоконтроля:

1 уровень — отсутствие критики к своим ошибкам.

2 уровень — непроизвольное обращение внимания на свои ошибки.

3 уровень — потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. Школьник исправляет свои ошибки уже после выполнения задания.

4 уровень — актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Ученик исправляет свои ошибки по мере их выполнения.

5 уровень — потенциальный, рефлексивный контроль. Использование обучающимся, неверного способа контроля. В этой ситуации необходима помощь педагога.

6 уровень — актуальный, рефлексивный контроль. Ученик прогнозирует, выбирает способ действия до начала решения учебной задачи.

Формирование самоконтроля у обучающихся в начальных классах —достаточно динамичный процесс, но при этом который проходит постепенно: начиная с понимания младшими школьниками и их родителями или же законными представителями значимости, необходимости решения данной проблемы, через усвоение специальных методик развития самостоятельных контрольных действий, умений планировать и делать прогнозы своей деятельности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мной было предложено следующее определение самоконтроля. Самоконтроль — это один из компонентов учебной деятельности, заключающийся в умении критично оценивать учеником результаты своих действий, который формируется и развивается под руководством педагогов и семьи в учебном процессе. Самоконтроль является одной из высших форм саморегуляции. Д.Б. Эльконин, признает, что навыки самоконтроля важны для положительных результатов учебной деятельности.

Формирование самоконтроля у школьников проходит три этапа.

  1. Важна оценочная работа учителя. Педагог должен осознавать, что своими оценками он не только корректирует и направляет деятельность учеников, но и формирует у них систему представлений об оценочной деятельности. Выставляя оценки, педагог должен заботиться о том, чтобы дети понимали, по какой причине получили ту или иную оценку. Главная задача данного этапа – представить ученикам нормы и критерии оценки собственных знаний, умений и навыков.
  2. Развитие у учеников навыков самоконтроля при помощи коллективной учебной работы, в ходе которой обучающиеся следят друг за другом, анализируют деятельность друг друга, сопоставляя ее со своей. Ученик опирается не только на свое мнение, но и на суждения других, то есть использует общественные идеалы оценивания, что приводит к более содержательной оценке.
  3. Совершенствование операций самоконтроля. Формирование навыка самостоятельной реализации. Ученик сам анализирует свою работу и дает ей содержательную оценку.

Для успешного формирования навыка самоконтроля необходимо выполнение следующих условий, которые были выявлены в результате исследования

кандидатами педагогических наук Бурятского государственного университета

Л.Н. Габеевой, Н.Н. Климентьевой, Л.Б. Лубсановой:

- формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников

- осуществление взаимодействия всех субъектов познавательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности

- осуществление программ диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности

Основной сложностью является то, что у младших школьников возникают трудности в усвоении цели самоконтроля. Например, многие учащиеся способны сопоставить ход работы и достигнутый результат с образцом, но оценивание выполненной работы, своих ошибок и достижений происходит уже с помощью педагога. Не только образовательная организация в лице учителя играет роль в формировании навыков самоконтроля, важнейшую роль играет и семья обучающегося. Многие родители испытывают трудности не только в формировании самоконтроля у своих детей, но и в учебной деятельности в целом. Поэтому для успешного формирования самоконтроля, да и для развития ребенка, необходимы партнерские отношения между семьей и образовательной организацией.

Так же результативное формирование навыков самоконтроля обеспечивается применением различных приемов и методов.

Самым распространенным приемом формирования самоконтроля — повторение материала с эпизодическим обращением к учебнику. Так же распространенным приемом формирования является специальная система вопросов, отражающая алгоритм работы: 1) что нужно было сделать? 2) удалось ли сделать? 3) все сделал правильно или есть недочеты?

Еще на уроках могут использоваться следующие приемы:

 - Сочетание коллективной и индивидуальной проверки

- Подбор нескольких способов выполнения задания и выбор лучшего

- Проверка по наводящим вопросам

- Проверка с помощью сигнальных карточек

- Ученики придумывают задания друг другу

- Дидактические игры

- Сверка с образцом

- Различные формы диктантов

К методам относятся сочетание видов самоконтроля (которые были указаны выше). Но стоит отметить, что разнообразие должно быть разумным, к примеру, однообразные приемы снижают ответственность обучающихся и интерес, слишком большое разнообразие так же является неэффективным.

Благоприятным фактором развития самоконтроля является развитие у детей самостоятельности в действиях, чем выше самостоятельность, тем выше уровень самоконтроля.

Результативность формирования навыка самоконтроля, по мнению З.П. Шабалиной, достигается при помощи следующих методов и приемов: соотнесение с образцом; повторение решения задачи; решения задач разнообразными способами; моделирование и т.д. Еще при формировании данного навыка важно применять всевозможные упражнения для развития внимания учеников. В качестве примера, можно взять – приведение неполного решения задач или же задачи с избыточными данными [3].

Мной был опробован один из методов формирования навыка самоконтроля на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения — средней общеобразовательной школы №7 г. Нижний Тагил. Дата проведения: 29.03.2022г. Тестирование было проведено в конце урока окружающего мира в 1 «Б» классе, с помощью теста, направленного на проверку полученные знания. Состав группы: 24 человека, из них 12 девочек, 12 мальчиков.

Тест содержал в себе три вопроса:

- Чем отличаются тропические леса от Саванны?

- Назовите не менее трех животных, которые обитают в саванне.

- Назовите не менее трех животных, которые обитают в тропических лесах.

После того как дети ответили на вопросы, им было предложено самостоятельно соотнести свои ответы с верными ответами.

Результат: 29% — критически оценили свои результаты (правильные отметили галочкой, неправильные зачеркнули), 51% — некоторые ответы на вопросы были исправлены учениками после выполнения теста, 20% — не смогли критически оценить свои ошибки. С помощью данного метода учитель сможет оценить уровень самоконтроля у учеников.

Таким образом, можно отметить, что формирование навыков самоконтроля — достаточно сложная задача, так как период младшего школьного возраста богат изменениями в жизни ребенка, начиная со скрытых возможностей развития заканчивая новой социальной ролью. Для успеха необходимо создание определенных условий, в том числе сотрудничество образовательной организации с родителями, компетентность педагога в данном вопросе и формирование положительной мотивации к самоконтролю. Главное место в успешном формировании навыков самоконтроля занимает педагог, ведь при правильной организации учебной деятельности у младших школьников повышается уровень самостоятельности, стремление к преодолению трудностей, рефлексия и в целом уровень самоконтроля.


Список литературы

1. Жданова, Н. М. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н. М. Жданова, Е. С. Мальцева // Вестник ШГПУ. – 2017. – № 3 (35). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/samokontrol-v-strukture-uchebnoy-deyatelnostimladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.04.2022).
2. Пунский В.О. Азбука учебного труда.- М.: Просвещение, 2011.- 175с.
3. Ушинский, К. Д. Педагогика [Текст] : избр. работы / К. Д. Ушинский. – М. : Юрайт, 2017. – 284 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образование и науки Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2018.

Расскажите о нас своим друзьям: