Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 37

Дата публикации 30.04.2022

Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и социальной работы, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Двоенко Надежда Павловна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования основ эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. На основе анализа научных источников по вопросам данной проблемы раскрывается понятие «эстетическое воспитание». Автор акцентирует внимание на анализе компонентов эстетической культуры, а также на предложении педагогических условий эстетического воспитания во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: Эстетическое воспитание, эстетическая культура, развитие, внеурочная деятельность, программа, начальная школа.

Theoretical foundations of the formation of aesthetic culture of younger schoolchildren in extracurricular activities

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, assistant professor Department of Educational Psychology and Social State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Dvoenko Nadezhda Pavlovna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article reveals the problem of shaping the foundations of the aesthetic culture of young students in extracurricular activities. Based on the analysis of scientific sources on the issues of this problem, the concept of "aesthetic education" is revealed. The author focuses on the analysis of the components of aesthetic culture, as well as on the proposal of pedagogical conditions for aesthetic education in extracurricular activities.
Keywords: Aesthetic education, aesthetic culture, development, extracurricular activities, program, primary school.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Двоенко Н.П. Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-esteticheskoj-kultury-mladshikh-shkolnikov-vo-vneurochnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 30.04.2022)

Перед школой в современной жизни стоит одна из основных задач - формирование личности, ее эстетической культуры. Изменения, которые происходят в современном российском обществе, усиливают роль эстетического воспитания и воспитания, направленного на формирование эстетического чувства, вкуса, потребностей, идеалов, мнений и убеждений человека, развитие способности воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения гармонии и красоты, являющиеся необходимыми элементами эстетической культуры.

Вопрос формирования эстетической культуры личности всегда был и будет актуальным, так как от уровня культуры каждого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Мы должны обладать качествами, которые в совокупности составляют эстетическую культуру личности, чтобы понимать и создавать красоту, а после наслаждаться ею. Базовой основой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная чувствительность к красоте. Но даже этого недостаточно. Нужен также определенный объем теоретических и конкретных знаний, на основе которых вырабатываются представления и понятия об эстетических ценностях, чтобы иметь возможность в полной мере познать красоту или выразить себя в художественном творчестве,

Эстетика относится к философии и является частью учения о красоте в искусстве и действительности, всеобщих законов искусства, эстетического воспитания и художественного творчества человека [1, с.101].

Очень важной частью духовного облика человека является эстетическая культура. Она показывает уровень эстетического воспитания и развития, то есть развития внутренних сил человека. Формирование эстетической культуры - это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, чтобы развить у него способности видеть красоту искусства, окружающего мира и творить ее. Такой процесс предполагает формирование эстетического отношения к труду, искусству, быту и т.д.

Младший школьный возраст считается периодом становления личности, периодом ее «социализации» и знакомства личности с искусством и культурой. В начальном образовании важно, чтобы знания в первую очередь выступали в качестве широкого ориентира, способствующего вовлечению жизненного опыта детей в процесс обучения. На следующем этапе они должны будут служить основой, на которой строится познавательная деятельность школьников. Такой подход психологии к пониманию роли знания в развитии личности учащегося акцентирует внимание, с одной стороны, на больших познавательных возможностях искусства, а с другой стороны, предостерегает от узкого понимания этих возможностей. на начальном этапе обучения начинается формирование эстетического суждения, а также установок и оценок, которые проявляются через эстетическое суждение и являются составной частью эстетического вкуса. Они всегда содержат элемент выбора. Кроме того, эстетический вкус также выражается через эстетическое суждение. В последующем эстетическое воспитание младшего школьника предполагает формирование эстетического суждения как обязательное требование. Эстетическое суждение – разумная эстетическая оценка предметов и явлений объективного мира, выражающаяся либо в форме простого констатирования красоты или безобразия предмета, либо в форме теоретически обоснованное доказательство того, почему именно этот предмет красив, в чем его красота. В младшем школьном возрасте дети выражают эстетические суждения в виде кратких высказываний: «нравится — не нравится», «нравится — не нравится», «хорошо-плохо», «хорошо-плохо». "красиво-некрасиво". Младшие школьники еще не способны логически обосновать свои предпочтения, что объясняется особенностями развития их мышления, неразрывностью понятий и недостаточным уровнем знаний.

Функции эстетической культуры, которые являются характерными:

-информационно-когнитивная реализуется в познании человека;

- ценностно-ориентированная, который реализуется в убеждениях, ценностях, в направлении эстетических оценок, взглядов и вкусов;

- деятельно-волевая, реализуется в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;

- коммуникативно-регуляторная проявляется в эмоционально-нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. [9, с.226]

Эстетическая культура функционирует как относительно сложная система эмоций, которую необходимо изучать и воспринимать. Под влиянием эстетической культуры человек раскрывается или исчезает с недостаточным восприятием и пониманием. Эстетическая культура формирует гармонию в душе человека, таким образом создавая гармонию в отношениях «личность — общество», «личность — природа», «личность — личность».

Б.Т. Лихачева в своей работе представляет следующее определение эстетического воспитания – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, который способен  воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Нацеленное педагогическое воздействие на процесс эстетического воспитания ребенка занимает главную задачу. [7, с.51].

В своем исследовании О.П. Котикова пишет, что развитие творческого потенциала служит важным аспектом эстетического воспитания младших школьников. Автор считает, что в процессе художественно-творческой деятельности происходит формирование и развитие эмоциональной сферы, эстетического сознания и вкуса, а также использование конкретных знаний в области искусства [6, с.13].

Под эстетическим воспитанием мы понимаем воспитание целостной, гармонично развитой личности, для которой характерны наличие эстетических потребностей и интересов, эстетическое сознание, творческие способности, правильное восприятие и понимание красоты в действительности и искусстве.

Эстетическая культура, по В. И. Самохваловой, - это воспитание целостной, гармонично развитой личности, для которой характерно наличие эстетических потребностей и интересов, эстетического сознания, творчества, правильного восприятия и понимания прекрасного в действительности и художественной культуры. Это особое развитие и накопление опыта  через подход целостного, комплексного отношения, в основе которого лежит ценностное мировоззрение. Эстетическая культура устанавливает умение человека чувствовать свою связь с миром, эффективно переживать, «человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений» [10, с.32].

В.И.Загвязинский и А.Ф.Закирова  более полно раскрывают понятие в педагогическом словаре: «Эстетическая культура – 1) обобщение способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать, оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства;

2) единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения;

3)важная составляющая духовного облика личности, определяющая интеллект, особую духовность отношения к миру и людям, творческую направленность» [4, с.102].

Для полного представления эстетической культуры стоит рассмотреть  ее составляющие компоненты:

1. «Эмоционально-чувственная чувствительность к прекрасному и отвратительному, благородному и низкому, смешному и трагическому в искусстве, жизни, природе, быту, труде, поведении и деятельности, а также возможность управлять своими чувствами.

2. Знание и понимание сущности эстетики в искусстве и окружающей действительности, художественная грамотность. верные, непредвзятые представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и жизненных явлений.

3. Наличие эстетического идеала и умение на его основе оценивать произведения искусства, реагировать на них идейно и эмоционально.

4. Приобщение к культурному наследию прошлого, сформированное отношение к современному искусству, чуткость к новым тенденциям в его развитии.

5. Определенная степень развития творческих способностей, интереса и стремления к эстетическому познанию мира.

6. Мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни.

7. Потребность и умение строить жизнь «по законам красоты», утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности» [2, С.57-67].

Важным аспектом является то, что эстетическая культура характеризует духовную жизнь человека, его духовный мир, т.е. сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Эстетическое чувство и эстетическое понимание  это элементы духовной культуры субъектов. Они сконцентрированы на воспроизведение сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей личности. Эстетическая культура является отражением и воспроизведением художественно-эстетической жизни общества, прежде всего духовной жизни. [3, с. 115]

Художественная культура является преобладающей эстетической культурой личности, ее уровень зависит от уровня художественного образования, широты интереса к области искусства, глубины его понимания и развитой способности должно оценивать художественные достоинства творца.

Художественная культура личности – это, прежде всего, развитие у людей и применение в их жизни художественных навыков, умение создавать художественные ценности и воспринимать их как таковые. Также, художественная культура есть своеобразие художественных ценностей, художественное творчество, т. е. художественная обработка, оформление, одухотворение различных материалов, вещей, процессов и т. п., а также создание искусственных, эстетически и художественно важных форм и смыслов, создание произведений искусства. Художественная культура личности раскрывается в функции художественных ценностей, что приводит к одухотворению взаимодействующей с ними личности.

Художественная культура находит отражение в эстетической культуре. Она включает в себя функцию специального художественного творчества - искусства: народной художественной культуры, массовой культуры, элитарной художественной культуры, художественных субкультур регионов, профессиональных объединений, молодежи и других художественно-эстетических аспектов экономической, политической, правовой и иной деятельности.

Художественная культура создает эстетическое сознание, а ее культурные формы отражаются в сознании людей. Формирование и развитие эстетической культуры личности функционирует как постепенный процесс, протекающий под влиянием различных факторов, в том числе демографических, социальных и социально-психологических. В нее входят спонтанного и преднамеренного характера, которые в целом определяются средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

Таким образом, Ерасов Б.С. выделяет следующие основные элементы, от которых зависит уровень эстетической культуры:

- развитость эстетического сознания и мировоззрения;

- степень художественной образованности;

- широта интересов в сфере искусства и глубина его понимания;

- развитая способность адекватной оценки художественных достоинств произведений [3, с.76].

Что касается процесса формирования эстетической культуры, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разном возрасте должны быть разные подходы к такому воспитанию. Б.Т. Лихачев пишет о возрасте младшего школьного возраста: «В то же время, независимо от степени детского самосознания, период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим в плане развития художественного восприятия и развитие искусства, формирование эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте наиболее интенсивно происходит отношение ребенка к миру, которое постепенно трансформируется в черты личности.

В раннем детстве определяются основные нравственно-эстетические качества, которые на протяжении всей жизни остаются более или менее неизменными и влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений. Ориентация образования содержательно-предметных сторон на гуманизацию, что означает глубокие качественные изменения в стратегии и тактике обучения с учетом, прежде всего, личностного фактора являются особенностью современного школьного образования.  Особое внимание уделяется созданию благоприятной среды для каждого ребенка, воспитанию его как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, к самоопределению в мире культуры. В этих условиях у учащихся формируется эстетическая культура, обеспечивающая ценностное отношение к окружающему миру, развивается эмоциональное и виртуальное понимание действительности, способность воспринимать красоту во всем ее многообразии, создавать красоту в окружающем мире. реальность.

Формирование эстетической культуры в процессе художественно-творческой деятельности поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, мыслительные и творческие процессы: восприятие, воображение, память, анализ, синтез, внимание, наблюдательность, эмоциональность и др.

Содержание эстетической культуры младших школьников состоит из следующих компонентов:

- когнитивный компонент (эстетические представления, баллы, знания; эстетические предположения и оценки);

- эмоционально-мотивационный компонент (эмоции и чувства; эстетическое восприятие; эстетический вкус; эстетические потребности, интересы; эстетические качества личности; творческие; способные)

- компонент деятельности (творческая деятельность) [8, с.10].

Особых педагогических условий требует применение эстетического воспитания во внеурочной деятельности, при которых этот процесс будет более эффективным. Мы выделили следующее определение: «обстановка, от которой зависит протекание процесса и которая влияет на его эффективность, называются условиями». Создание таких условий позволит учителю целенаправленно и эффективно осуществлять процесс формирования эстетически развитой, творчески активной личности младшего школьника.

Эстетическое воспитание обучающихся детей во внеурочной деятельности будет более эффективным при применении таких педагогических условий, как:

- ознакомление с содержанием внеурочной деятельности по развитию эстетических качеств у детей;

- создание творческой атмосферы во внеурочной деятельности с использованием техники;

- использование декоративно-прикладного искусства;

- обеспечение межпредметных связей, знакомящих учащихся с разными видами художественно-эстетической деятельности.

Три взаимосвязанных элемента формируют структуру эстетического сознания младших школьников: эстетический идеал, ценностная ориентация и эстетический вкус. Эстетическое сознание младшего школьника включает в себя:

- подражание (в основном учащиеся опираются на оценки родителей, учителей, братьев, сестер и других взрослых при оценке различных эстетических объектов);

- практически отсутствие индивидуального начала (зависимость эстетического сознания от эстетических предпочтений, ценностных ориентаций отдельной группы учащихся в классе или всего класса в целом);

- непосредственность, непосредственность, часто непосредственность их выражения;

- яркая сентиментальность;

- часто обнаруживающаяся связь с пользой, когда особенностью развитого эстетического сознания взрослого человека является его «бескорыстность» [5, с.27].

Применение этих условий позволит обеспечить эффективное функционирование внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников и на этой основе повысит уровень их эстетического воспитания.

Среди множества форм внеаудиторной эстетической воспитательной деятельности важно выбрать оптимальные формы, которые позволят учащимся заниматься эстетической деятельностью.

Мы определили условия, при которых мы можем не только повышать уровень эстетической культуры, но и вовлекать в этот процесс детей. Основным из этих условий являются:

- включение народного творчества как самого известного и понятного с детства младшего года.

- возможность проводить уроки не только в классе, но и на улице, на природе. Это дает нам возможность рассадить детей так, как они считают нужным (на коврике, на диване)

- использование дополнительных элементов во время обучения (музыка, картинки, диалоги во время работы)

- использование широкого круга предметов в работе. (При рисовании, таких как губки, руки, нос, ветки, линейки, овощи)

- умение учителя вести четкие, эмоциональные уроки.

Таким образом, внеурочная деятельность повышает уровень эстетической культуры учащихся, делает процесс его формирования более гибким, позволяет учитывать социальные и культурные различия младших школьников, их стиль мышления, индивидуальные личностные особенности и предпочтения, а также способствует унификации творческих способностей. деятельности детей, педагогов и родителей.


Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник и практикум для СПО. – Издание треБ.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2020. - 192 c.тье, перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 404 с.
2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Издание третье, 1 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 591 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.:Речь, 2006. – 170 с.: ил. – (Технология Института сказкотерапии)
5. Идеи эстетического воспитания (комплект из 2 книг). - Москва: Высшая школа, 2020. - 778 c
6. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. –176 с.
7. Любимова, Ю.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.С. Любимова; Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка. – Минск, 2006. – 23 с.
8. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2020. - 192 c
9. Прозерский В.В. Эстетика: Учебник для ВУЗОВ. М.: Юрайт, 2022.- 216 с.
10. Семашко, А. Н. Развитие эстетической культуры молодежи: моногр. / А.Н. Семашко, У.Ф. Суна. - М.: Знание, 2021. - 937 c.

Расскажите о нас своим друзьям: