Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 37+159.9

Дата публикации 15.12.2020

Методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов младших и старших курсов обучения

Николаев Алексей Валерьевич
Аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, «Новосибирский Государственный педагогический университет», РФ, Новосибирск
Черданцев Сергей Владимирович
Подполковник, Федеральное государственное казенное военно образовательное учреждение высшего образования, «Новосибирское высшее военное командное училище» Министерства обороны Российской Федерации, РФ, Новосибирск

Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию методов, используемых для формирования нравственно-волевых качеств у курсантов младших и старших курсов обучения. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что применение данных методов существенно зависит от курса обучения курсантов. В статье выделены методы, которые применяются в процессе преподавания курсантам отдельных учебных дисциплин для формирования у них определенных нравственно-волевых качеств. Обосновывается мысль о том, что в формировании нравственно-волевых качеств у курсантов военных вузов участвуют дисциплины с различной направленностью и спецификой, они зависят от курса обучения курсантов.
Ключевые слова: нравственно-волевые качества, методы формирования, словесные методы, наглядные методы, практические методы.

Methods of forming moral and volitional qualities in Junior and senior cadets

Nikolaev Alexey Valerievich
Postgraduate, Federal state budgetary educational institution of higher professional education, "Novosibirsk state pedagogical University», Russia, Novosibirsk
Cherdantsev Sergey Vladimirovich
Federal state budgetary educational institution of higher professional education, "Novosibirsk state pedagogical University», Russia, Novosibirsk

Abstract: The article is devoted to a comprehensive study of the methods used for the formation of moral and volitional qualities in Junior and senior cadets. The author focuses on the fact that the use of these methods significantly depends on the course of training of cadets. The article highlights the methods that are used in the process of teaching cadets certain academic disciplines for the formation of certain moral and volitional qualities. The author substantiates the idea that the formation of moral and strong-willed qualities of cadets of military universities involves disciplines with different orientation and specifics, they depend on the course of training of cadets.
Keywords: moral and volitional qualities, methods of formation, verbal methods, visual methods, practical methods.

Правильная ссылка на статью
Николаев А.В., Черданцев С.В. Методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов младших и старших курсов обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metody-formirovaniya-nravstvenno-volevykh-kachestv-u-kursantov-mladshikh-i-starshikh-kursov-obucheniya.html l (Дата обращения: 15.12.2020)

Введение. В настоящее время предъявляются высокие требования не только к уровню теоретической и физической подготовки курсантов военных учебных заведений, состоянию их здоровья, но и к личностным и индивидуальным качествам, важнейшими из которых выступают нравственно-волевые качества. Для формирования нравственно-волевых качеств у курсантов младших и старших курсов обучения используется комплекс методов, применяемых при преподавании им различных учебных дисциплин, каждая из которых способствует формированию отдельной группы нравственно-волевых качеств.

Методы воспитания курсантов представляют собой способы педагогического воздействия военных педагогов на сознание, чувства и волю курсантов с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения [1, с. 146].

К числу основных методов формирования нравственно-волевых качеств у курсантов относятся словесные, наглядные и практические методы, при этом их применение имеет определенную специфику в зависимости от курса обучения.

В формировании нравственно-волевых качеств у курсантов военных вузов участвуют дисциплины с различной направленностью и спецификой.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выделены методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов, применяемые при изучении ими отдельных учебных дисциплин на каждом курсе их обучения в военном учебном заведении. Определены те нравственно-волевые качества, которые формируются у курсантов в ходе изучения ими конкретной учебной дисциплины на каждом из курсов обучения.

Результаты исследования. Для формирования нравственно-волевых качеств у курсантов первого курса обучения применяются такие словесные методы, как рассказ, беседа, информирование, разъяснение, обсуждение, принуждение, убеждение, поручение, анализ деятельности, критика, самокритика [2, с. 77].

Словесные методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов на первом курсе обучения используются при изучении таких учебных дисциплин, как «Общая тактика», «Физическая подготовка», «Общевоинские уставы», «История», «Строевая подготовка», «Тактико-специальная подготовка».

Дисциплина «Общая тактика» является составной частью военного искусства, охватывающей теорию и практику подготовки и ведения боя. Обстановка современного боя может меняться так резко, что без умения быстро переходить от одного вида боевых действий к другому, без искусного применения разнообразных способов ведения боя, без таких сформированных нравственных качеств, как самоотверженность, самостоятельность, самообладание, смелость, решительность, инициативность, самообладание, уверенность в себе и в собственных силах, трудно рассчитывать на победу. В системе военного образования тактическая подготовка является ведущей дисциплиной, которая служит базой для эффективного изучения военно-специальных дисциплин и для приобретения высоких военно-профессиональных навыков и формирования нравственно-волевых качеств. Дисциплина «Общая тактика» формирует такие нравственно-волевые качества у курсантов, как самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, самоотверженность, смелость, самостоятельность, исполнительность, инициативность, целеустремленность, ответственность, уверенность в себе и в собственных силах.

Дисциплина «Физическая подготовка» имеет большое значение в формировании нравственно-волевых качеств курсантов первого курса. Выполнение дальнейшей профессиональной работы в экстремальных условиях будет сопровождаться не только высоким уровнем физического и психоэмоционального напряжения, но и предъявлять повышенные требования к состоянию физиологических и психических функций и, соответственно, протеканию соответствующих процессов [3, с. 114]. Занятия по физической подготовке позволяют формировать такие нравственно-волевые качества, как самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, исполнительность, выдержка, смелость, самостоятельность, инициативность, терпеливость, целеустремленность, настойчивость, упорство, выносливость, требовательность к себе, самоконтроль, волевое саморегулирование.

Дисциплина «Общевоинские уставы» позволяет формировать у курсантов такие нравственно-волевые качества, как патриотизм, верность Отечеству, воинский долг, нравственность, дисциплинированность, сознательность, честь и достоинство, самоконтроль. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является словесный метод - убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Дисциплина «История» позволяет не только развивать у курсантов научные знания о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого нашей страны и других стран и народов, о развитии военного дела, понимание у них причинно-следственных связей и отношений, специфических закономерностей вооруженной борьбы, но и реализует важную воспитательную функцию. Правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, примеров беззаветного служения Отечеству, поддержание традиций народа и армии, истории их борьбы за свободу и независимость способствуют повышению морального духа, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, своему народу, готовности проявлять мужество и героизм, до конца выполнять свой воинский долг.

Дисциплина «Строевая подготовка», являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность. Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике. Таким образом, дисциплина «Строевая подготовка», позволяет формировать у курсантов такие нравственно-волевые качества, как самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, самостоятельность, исполнительность, инициативность, целеустремленность, ответственность.

Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» позволяет закреплять не только теоретические знания и практические навыки, но и морально-психологическую устойчивость курсантов во время стрельбы. У курсантов в ходе изучения данной дисциплины формируются такие нравственно-волевые качества, которые помогут им успешно выполнять задачи в любых условиях, в том числе экстремальных ситуациях - организованность, исполнительность, ответственность, самообладание, выдержка, решительность, смелость, самоконтроль, волевое саморегулирование.

К числу наглядных методов формирования нравственно-волевых качеств у курсантов первого курса относятся метод иллюстраций, метод демонстраций, целенаправленное наблюдение, пример. Данные методы используются при изучении всех перечисленных выше дисциплин, среди них: «Общая тактика», «Физическая подготовка», «Общевоинские уставы», «История», «Строевая подготовка», «Тактико-специальная подготовка».

При изучении дисциплин гуманитарной и военно-профессиональной направленности педагог использует различные наглядные пособия, наглядные материалы, например каких-то военных событий, статистических показателей и т.д., рассматривая и анализируя которые также идет работа по формированию у курсантов нравственно-волевых качеств. Во время огневой подготовки используется целенаправленное наблюдение.

Применение наглядных методов при изучении данных дисциплин, способствует еще более эффективному изучению военно-специальных дисциплин, повышает эффективность работы, направленной на приобретение курсантами высоких военно-профессиональных навыков и формирование у них требуемых нравственно-волевых качеств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи не только со словесными, но и практическими методами обучения, к которым относятся самостоятельная работа, упражнение, игровой метод.

Практические методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов на первом курсе обучения используются при изучении всех перечисленных выше дисциплин, среди них: «Общая тактика», «Физическая подготовка», «Строевая подготовка», «Тактико-специальная подготовка». Источником формирования нравственно-волевых качеств у курсантов являются практические действия, выполняя которые в ходе обучения, у курсантов формируются и развиваются требуемые нравственно-волевые качества. Курсанты, выполняя практические действия, не только получают знания и вырабатывают умения, но и происходит формирование у них нравственно-волевых качеств.

Выполнение самостоятельной работы, практическое закрепление изученных теоретических основ посредством использования игрового метода обучения, формирует у курсантов такие нравственно-волевые качества, как сознательность, дисциплинированность, организованность, исполнительность, терпеливость, самостоятельность и ответственность.

Учебная дисциплина «Физическая подготовка» в военном вузе включает различные разделы: «Гимнастика и атлетическая подготовка», «Рукопашный бой», «Преодоление препятствий», «Ускоренное передвижение и легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные и подвижные игры», «Военно-прикладное плавание». Каждый раздел обеспечивает формирование необходимых нравственно-волевых качеств, для каждого из этих разделов есть место для проявления курсантом волевых усилий с нравственными компонентами. Например, раздел «Лыжная подготовка» ориентирован на формирование таких качеств, как целеустремленность, выдержка, самообладание, чувство товарищества, ответственность за результат. В разделе «Рукопашный бой» акцентируется формирование смелости, решительности, самообладания, инициативности, а также способности преодолевать страх, действовать в опасных и напряженных ситуациях, чувства ответственности сильного перед слабым.

Такие дисциплины, как «Общая тактика», «Строевая подготовка», «Тактико-специальная подготовка» моделируют возможную боевую, служебную и повседневную обстановку, позволяют формировать у курсантов такие качества, как выносливость, дисциплинированность, организованность, настойчивость, упорство, смелость, решительность, дисциплинированность, исполнительность, инициативность, терпеливость, самостоятельность, ответственность.

Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической подготовкой, борьба с нарастающим утомлением, возникающим чувством усталости, боли, страха, уверенность в себе при выполнении сложных упражнений, требующих проявления личностных качеств, способствуют формированию нравственно-волевых качеств у курсантов.

На втором курсе продолжается формирование у курсантов нравственно-волевых качеств. При этом, также как и на первом курсе, применяются словесные, наглядные и практические методы. Перечислим, какие конкретно методы применяются пи формировании нравственно-волевых качеств курсантов второго курса обучения, а затем уже сравним, в чем их сходство и отличие от тех методов, которые применялись в работе с курсантами первого курса обучения.

Если сравнивать словесные методы, используемые для формирования нравственно-волевых качеств у курсантов первого курса обучения и второго курса, очевидным становится сходство методов, применяемых для курсантов первого и второго курсов обучения. На втором курсе продолжают применять все те методы, которые применялись в воспитании курсантов первого курса. Второй курс обучения курсантов направлен на продолжение их обучения, развития и воспитания, продолжение формирования у них многих качеств, в том числе и нравственно-волевых. Предстоит еще продолжительная, масштабная работа в этом направлении. Первый курс обучения стал лишь только началом, определенного рода фундаментом для формирования будущих профессионалов, в том числе и обладающих требуемым набором личностных качеств.

Можно отметить, что на втором курсе больший приоритет уже отдается таким словесным методам, как  беседа, разъяснение, обсуждение, анализ деятельности, критика, самокритика. То есть уже не столько применяются методы информирование, разъяснение, сколько курсантов привлекают к активному участию. Они становятся не просто пассивными слушателями, но участвуют в обсуждении каких-то, например, исторических событий, ошибок тактических действий, выполнения физического упражнения. Курсанты второго курса не просто стали старше на год, они уже более адаптированы к военному учебному заведению, уже более ответственны к выполнению заданий по конкретным учебным дисциплинам. У многих происходит или уже прошла определенная переоценка значимости обучения в военном учебном заведении, правильности выбора своей будущей профессии. Если на первом курсе курсанты только начинают пробовать применять самооценку, то на втором курсе курсантов побуждают данный метод использовать активнее. Вместе с тем, такие словесные методы, как рассказ, информирование, разъяснение, принуждение, убеждение, продолжают применяться, поскольку курсанты получают новые знания. Речевое обращение выполняет в процессе обучения курсантов две основные функции: сообщения и побуждения.

Объяснение, обсуждение, рассказ и другие словесные методы практически всегда сопровождаются демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов письменного инструктирования – инструкционных карт, показом тактических действий. От применяемых в процессе обучения курсантов наглядного пособия и технических средств существенно зависит усвоение учебного материала и формирование нравственно-волевых качеств.

Метод информирования используется для сообщения курсантам информации о планируемых полевых выходах, о требованиях и условиях их проведения. Курсантам разъясняются все нюансы полевых выходов с учетом погодных условий, места и продолжительности проведения, они принуждаются к участию и непосредственной подготовке к ним. Курсантам объясняется как важно обладание тем или иным нравственно-волевым качеством для выполнения поставленных перед ним задач.

На втором курсе обучения курсантов при формировании у них нравственно-волевых качеств применяются те же наглядные методы, что и для курсантов первого курса - метод иллюстраций, метод демонстраций, целенаправленное наблюдение, пример.

На втором курсе обучения курсантов, также как и на первом, применяются такие практические методы формирования нравственно-волевых качеств, как самостоятельная работа, упражнение, игровой метод.

Такие методы как анализ практической деятельности, критика, самокритика, продолжаются применяться на втором курсе для формирования у курсантов нравственно-волевых качеств. Это может быть анализ деятельности курсанта во время несения внутренней, караульной и гарнизонной службы, критические замечания командира, вынесенные по итогам такой деятельности. Курсант проводит самоанализ несения им службы, критически оценивает достижение поставленной перед ним цели, решение поставленных задач. Это также способствует формированию важных для курсанта нравственно-волевых качеств, необходимых для его профессиональной деятельности. Но отличие на втором курсе заключается в том что, в программу обучения курсантов второго курса включены уже новые дисциплины, позволяющие продолжить работу по формированию нравственно-волевых качеств. Рассмотрим подробнее, в ходе каких дисциплин формируются у курсантов второго курса обучения нравственно-волевые качества, применяя словесные, наглядные и практические методы их формирования.

Словесные, наглядные и практические методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов на втором курсе обучения продолжают использоваться при изучении таких дисциплин, как «Общая тактика», «Физическая подготовка», «Общевоинские уставы», «Строевая подготовка», «Тактико-специальная подготовка». Курсанты на втором курсе продолжают изучении этих дисциплин. Необходимым условием в формировании нравственно-волевых качеств у курсантов является непрерывное воздействие изучаемых дисциплин на протяжении всего периода обучения в военном учебном заведении на формируемые качества. Постепенное повышение степени трудности заданий и ситуаций, моделирующих учебно-боевую деятельность, способны вызывать проявления морально-волевых качеств у курсантов в различных ситуациях. Вместе с тем, следует отметить, что со второго курса в программу обучения курсантов включены дополнительные дисциплины. Рассмотрим, какие из них способствуют формированию у курсантов нравственно-волевых качеств.

Словесные методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов на втором курсе обучения применяются, помимо рассмотренных выше, еще и при изучении таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Водолазная подготовка», «Защита государственной тайны».

Философские знания, полученные курсантами, философское осмысление влияют не только на развитие у них творческого и критического мышления. Изучение данной дисциплины оказывает влияние и на развитие способности у курсантов самостоятельного анализа социальных и военных проблем, а после этого и способность самостоятельного анализа каких-то исторических или современных событий, военных действий, собственного поведения, качества выполнения собственных действий в учебной и служебной деятельности, давать им оценку. Изучение данной дисциплины позволяет влиять на формирование у курсантов командных и организаторских качеств, овладевать современным стилем управления войсками, формирует у них такие нравственно-волевые качества, как самосознание, самообладание, сознательность, патриотизм, верность.

Большое значение в формировании нравственно-волевых качеств курсантов второго курса обучения имеет и дисциплина «Социология».  Это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Изучение науки об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях, позволяет формировать у курсантов второго курса обучения все без исключения нравственно-волевые качества. Это нравственно-волевые качества, которые можно разделить по их отношению: и к своей стране, и к учебной, и к профессиональной деятельности, и к людям, обществу в целом, а также к себе лично. В зависимости от направленности отношения к стране, обществу, к людям, к себе или к конкретной деятельности, это такие качества, как патриотизм, верность, самоотверженность; сознательность, дисциплинированность, организованность, исполнительность, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, упорство, самостоятельность, ответственность; самообладание, выносливость, смелость, решительность, дисциплинированность, исполнительность, инициативность, терпеливость, самостоятельность, ответственность; честность, взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач, терпимость, справедливость; самосознание, самообладание, самокритичность, уверенность в себе, в собственных силах, требовательность к себе, чувство самоуважения (собственного достоинства), честь,  самоконтроль, объективность в оценке своих достоинств и недостатков, волевое саморегулирование.

Дисциплина «Водолазная подготовка» позволяет формировать у курсантов такие нравственно-волевые качества, как самообладание, решительность, организованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, самостоятельность, исполнительность, инициативность, целеустремленность, ответственность. Данная дисциплина имеет важное значение в формировании у курсантов таких необходимых качеств, как мужество, отвага, выдержка, ответственность и личная дисциплина. Сама специ­фика деятельности человека, который идет работать под воду, накладывает отпечаток на становление всей его личности.

Важное значение в формировании нравственно-волевых качеств у курсантов имеет и дисциплина «Защита государственной тайны». Умение хранить государственную тайну будущими военнослужащими является одним из главных в числе профессиональных и личностных качеств. Именно данная дисциплина на протяжении всего периода образования обеспечивает формирование у курсантов личностных качеств защитника информации. Особое внимание при изучении дисциплины обращается на гражданско-патриотическое и нравственное воспитание курсантов.

Будущий офицер после выпуска из учебного заведения должен иметь не только физическую и техническую подготовку, но и с максимальным пониманием относиться к священному долгу защитника отечества. Долг защитника отечества предполагает выполнение таких защитных функций как защита государственной тайны, защита информации, профилактика информационного пространства военных частей и подразделений, государственных предприятий и организаций, правительственных и законодательных структур. Перед курсантами раскрываются особенности социально-политической ситуации в стране и в мире, курсантов знакомят с фактами исторических и современных подвигов военнослужащих и гражданских лиц. Особое место занимает информация о подвигах специалистов в области защиты государственной тайны.

На третьем курсе обучения курсантов продолжается работа по формированию у них нравственно-волевых качеств.

В формировании морально-волевых качеств у курсантов военных вузов участвуют дисциплины с различной направленностью и спецификой.

Для этого используются те же группы методов, что и на предыдущих двух курсах обучения курсантов. Отличием применяемых методов формирования нравственно-волевых качеств у курсантов третьего курса обучения, в отличие от работы с курсантами, обучающимися на первых двух курсах, становится то, что уже более активное применение находят именно наглядные и практические методы.

Словесные методы применяются все те же, что и на первом и втором курсе. На третьем курсе используются и методы убеждения и принуждения к несению внутренней, гарнизонной и караульной службы, выполнения отчетных работ по дисциплинам гуманитарной и военно-профессиональной направленности.

Наглядные методы более ориентированы на метод демонстрация и пример, а также целенаправленное наблюдение. Практические методы теперь включают помимо самостоятельной работы и упражнений, моделирование (боевой ситуации, например), а также решение проблемных ситуаций. Игровые методы на третьем курсе обучения уже не используются.

Такой метод, как решение проблемных ситуаций используется при военно-профессиональной подготовке в должности командира взвода и роты.

Методы поручение, целенаправленное наблюдение и пример активно применяются во время военно-профессиональной подготовки в должности командира взвода и роты.

На третьем курсе активно используются методы убеждения курсантов к необходимости участия в научных конференциях, разработке рационализаторских предложений.

Словесные, наглядные и практические методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов на третьем курсе обучения продолжают комплексно использоваться при изучении таких дисциплин, как «Общевоинские уставы», «Специальная подготовка», «Физическая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», которые изучались курсантами и на первом, и на втором курсах их обучения. Вместе с тем, на третьем курсе курсанты изучают и новые дисциплины, среди которых формированию нравственно-волевых качеству у курсантов способствуют такие дисциплины, как «Теория управления», «Основы выживания», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Горная подготовка», «Минно-подрывное дело» и «Психология».

Дисциплина «Теория управления» позволяет обучить курсантов осуществлять прямое волевое воздействие на подчиненных путем отдачи приказов, распоряжений и указаний в рамках предоставленных им руководящими документами прав; использовать морально-психологические и экономические стимулы, чтобы обеспечить качественное решение подчиненными своих задач. У курсантов формируются такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, дисциплинированность, организованность, исполнительность, самостоятельность, ответственность, самообладание, инициативность, взаимопомощь, справедливость, самосознание, самообладание, самокритичность, объективность в оценке достоинств и недостатков подчиненных и своих собственных.

Дисциплина «Основы выживания» направлена на обучение курсантов активным целесообразным действиям, направленным на сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении курсантами психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде. Данная дисциплина позволяет формировать у курсантов такие нравственно-волевые качества, как терпеливость, самостоятельность, самообладание, выносливость, взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач, уверенность в себе, в собственных силах, волевое саморегулирование.

Значима и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». В настоящее время система подготовки военнослужащих по выполнению требований безопасности военной службы и будущих командиров подразделений по организации этих мероприятий ставит целью снижение количества погибших среди личного состава, травм и увечий, ориентируется на снижение риска наступления таких событий. Именно ценность жизни подчиненного личного состава должна проходить основной нитью в процессе обучения и воспитания будущих командиров подразделений при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Риск гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) выше в тех воинских частях и подразделениях, где слабо организованы мероприятия повседневной деятельности, не уделяется должное внимание обучению подчиненных военнослужащих строгому и точному соблюдению установленных требований безопасности, не проводится должным образом обучение личного состава работе с современным вооружением и военной техникой. Эффективность обеспечения безопасности военной службы зависит от уровня подготовки военнослужащих как по призыву, так и по контракту, а прежде всего будущих командиров подразделений. Именно такой подготовке и способствует учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

Мероприятия, осуществляемые командирами подразделений по сохранению жизни и здоровья подчиненного личного состава в повседневной деятельности, являются залогом успешного выполнения стоящих перед ними задач. Задачи, решаемые командирами подразделений, как в повседневной деятельности, так и в боевой обстановке, очень важны, отсюда и учить надо курсанта тому, что необходимо в критической ситуации мирного и военного времени. Важнейшим принципом в обучении курсантов является принцип наглядности, т.е., чем больше преподаватель будет вовлекать органы чувств обучающегося, тем прочнее будет усваиваться материал. В обучении курсантов в настоящее время используются средства имитации, графические наглядные пособия и аудиовизуальные средства, кроме того, успешно применяются электронные учебные пособия и учебники. Изучение данной дисциплины формирует у курсантов третьего курса такие нравственно-волевые качества, как сознательность, дисциплинированность, организованность, исполнительность, самостоятельность, ответственность.

Дисциплина «Горная подготовка» это не просто предмет подготовки военнослужащих, направленный на формирование у них навыков преодоления различных форм горного рельефа, ориентирования, но и целая область знаний о влиянии горной местности на организм человека. На занятиях по горной подготовке курсанты учатся передвигаться по различному рельефу, выживать в горах, использовать специальное имущество и снаряжение, а в ходе комплексной подготовки получает навыки управления вверенным ему подразделением. Немаловажную роль в подготовке горных подразделений на современном этапе играют факторы горной местности, оказывающие неблагоприятное психологическое воздействие, как на военнослужащих, так и на само подразделение: внезапно изменяющиеся погодные условия, нахождение военнослужащего в незнакомой местности с окружающими его вершинами, физические нагрузки в условиях разрежённости воздуха. Всё это негативно влияет на служебную деятельность бойцов.

На протяжении всей истории армии военачальниками и руководством нашей страны уделялось пристальное внимание подготовке военнослужащих к боевым действиям в условиях горной местности. Климатические и географические условия горной местности во многом влияют на характер и ведение боевых действий, поэтому войска, попав в эти условия, испытывают затруднения в передвижении, в ориентировании, а также в умении вести огонь из различных видов стрелкового оружия. Это в первую очередь объясняется тем, что личный состав не знает особенностей и условий горной местности, в которой приходится действовать.

Высокий и продолжительный уровень физиологической и психологической напряжённости может привести к увеличению индивидуальных ошибок у военнослужащего при преодолении препятствий или выполнении нормативов боевой подготовки, а также снизить эффективность использования им вооружения и военной техники, что в итоге может привести к срыву выполнения задачи своего подразделения. Преодоление сложных участков рельефа требует высокого уровня владения двигательными умениями и навыками, поскольку действия офицера-командира в этих случаях сопряжены с повышенной опасностью и риском не только собственной жизни, но и других людей.

Наряду с факторами горной местности существуют и особенности, которые могут влиять на успешность боевых действий войск. К таким особенностям относятся: крутые спуски и подъёмы по дорогам и тропам, что влияет на темп и скорость движения военнослужащих и подразделений; малое количество дорог, что затрудняет манёвр войск, а также подвоз имущества и продовольствия; сильно пересечённая местность создаёт много «мёртвых» зон, которые позволяют войскам скрытно передвигаться, но в то же время эти же преимущества может использовать и противник; растительность, покрывающая склоны, затрудняет ориентирование на местности; вероятность дождей, облачность и туманы в горных районах гораздо выше, чем на равнине. Перечисленные особенности могут как затруднить действия подразделений, но также создать и возможность манёвра для достижения полного превосходства над противником. Помимо высокого уровня физической и тактической подготовки, успешно передвигаться по различному рельефу, уметь выживать в горах и управлять вверенным подразделением, курсантам поможет своевременно сформированные у них в ходе учебной дисциплины «Горная подготовка» такие  нравственно-волевых качеств, как дисциплинированность, организованность, исполнительность, настойчивость, упорство, самостоятельность, ответственность, выносливость, смелость, решительность, взаимопомощь, терпимость, самообладание, уверенность в себе, в собственных силах, требовательность к себе, волевое саморегулирование.

Дисциплина «Минно-подрывное дело» это область военно-инженерного дела, охватывающая работы с применением взрывчатых материалов (взрывчатых веществ и средств взрывания), проводимые в целях инженерного обеспечения боевых действий войск. К таким работам относятся подрывные работы, устройство минных заграждений (минирование) и ликвидация минных заграждений (разминирование). Данная учебная дисциплина позволяет формировать у курсантов следующие нравственно-волевые качества: дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственность, самообладание, смелость, решительность, исполнительность, терпеливость, самообладание, уверенность в себе, в собственных силах, требовательность к себе, самоконтроль.

Дисциплина «Психология» позволяет формировать необходимые курсантам военно-профессиональные, морально-психологические качества и морально-психологическое состояние, которые необходимы им для несения службы.

На четвертом курсе обучения курсантов продолжается работа, направленная на формирование у них нравственно-волевых качеств. С этой целью продолжают применять и словесные, и наглядные, и практические методы. В формировании морально-волевых качеств у курсантов четвертого курса обучения также участвуют дисциплины с различной направленностью и спецификой.

Словесные, наглядные и практические методы формирования нравственно-волевых качеств у курсантов на четвертом курсе обучения продолжают комплексно использоваться при изучении таких дисциплин, как «Правоведение», «Военно-политическая работа», «Физическая подготовка», «Военная история», «Культурология», «Управление персоналом организации», «Управление подразделениями в мирное время», «Основы боевого применения подразделений родов войск и специальных войск», «Медицинское обеспечение», «Вождение боевых машин», «Эксплуатация бронетанкового вооружения и военной техники», «Воздушно-десантная подготовка».

В наибольшей степени используется метод моделирования ситуации, самостоятельной работы, тем самым у курсантов формируются такие нравственно-волевые качества, как сознательность, дисциплинированность, организованность, исполнительность, выносливость, самостоятельность и ответственность.

На четвертом курсе продолжается углубленная боевая подготовка курсантов. Основное учебное время отводится на показ и отработку практических действий. Непременными условиями достижения успеха в современном бою является высокая полевая выучка курсантов, их умение с наибольшей эффективностью использовать боевую и специальную технику, а также их высокие морально-боевые качества, их психологическая подготовленность.

Полевым выходом называют выезд подразделения из места постоянной дислокации в полевые условия. Полевые условия – условия, максимально приближенные к военным по образу жизни: разворачивается лагерь, полевая кухня, роются оборонительные сооружения вокруг лагеря, бойцы живут со своей техникой и пользуются ею, выполняют задачи, к которым они готовятся в соответствии с военной специализацией.

Полевые выходы проводятся в составе батальона со средствами усиления и планируются к проведению перед батальонными тактическими учениями.

Полевой выход приучает курсантов к жизни в полевых условиях, т.е. переносить трудности, лишения, выживать без всяких бытовых удобств. В полях подразделения учатся взаимодействовать и действовать как единое целое. Таким образом, полевые выходы формируют такие нравственно-волевые качества, как сознательность, дисциплинированность, организованность, исполнительность, терпеливость, настойчивость, упорство, самостоятельность, ответственность, выносливость, взаимопомощь в решении различных учебно-боевых задач, терпимость.

Заключение. В статье выявлены отличия применения методов формирования нравственно-волевых качеств у курсантов в зависимости от курса их обучения и конкретной учебной дисциплины. Для формирования нравственно-волевых качеств у курсантов первого курса обучения применяются такие словесные методы, как рассказ, беседа, информирование, разъяснение, обсуждение, принуждение, убеждение, поручение, анализ деятельности, критика, самокритика. На втором курсе больший приоритет отдается таким словесным методам, как  обсуждение, анализ деятельности, критика, самокритика. Отличием применяемых методов формирования нравственно-волевых качеств у курсантов третьего курса обучения является то, что более активное применение находят именно наглядные и практические методы. На четвертом курсе обучения в работе с курсантами все более используются практические методы.

В формировании нравственно-волевых качеств у курсантов военных вузов участвуют дисциплины с различной направленностью и спецификой, они зависят от курса обучения курсантов. Каждая учебная дисциплина способствует формированию у курсантов отдельной группы нравственно-волевых качеств.

Применением широкого комплекса словесных, наглядных и практических методов, а также различных форм обучения, обеспечивается эффективность формирования нравственно-волевых качеств у курсантов младших и старших курсов обучения военных учебных заведений.


Список литературы

1. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: учебное пособие. М.: Изд-во Воен. ун-та, 2003. 377 с.
2. Васильев Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1 (25). С. 77-83.
3. Буриков А.В. Физическая подготовка курсантов в военном учебном заведении. // Эпоха науки. 2019. № 19. С. 114-118.
4. Алещенко М.В. Дисциплинированность как свойство характера военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. / М.В. Алещенко. // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. №2-2. С. 12-15.
5. Васильев Б. Ю. Возможности учебных дисциплин в формировании морально-волевых качеств у курсантов военного вуза. / Б.Ю. Васильев, Н.Г. Милованова. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 33-40.
6. Ерошенков Н.В. Оптимизация процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в ВУЗах МВД России. // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2015. - №4. – С. 42-46.
7. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 480 с.
8. Суслов Д.В. Развитие профессиональной ответственности курсантов младших курсов военного вуза. / Д.В. Суслов, Т.Л. Лопуха, А.Г. Страбыкин. // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. - №1 (25). – С. 111-118.
9. Утюганов А.А. Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально-важных качеств офицеров войск национальной гвардии. / А.А. Утюганов. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2017. – С. 115-123.
10. Хусаинов А.Я. Методологические подходы процесса воспитания дисциплинированности у курсантов военного вуза как нравственного качества личности. / А.Я. Хусаинов. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. С. 147-151.

Расскажите о нас своим друзьям: