Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №10 (75) Октябрь 2022

УДК 796

Дата публикации 26.10.2022

Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу у подростков с задержкой психического развития

Полевщиков Руслан Владимирович
Бакалавр 4 курса направления подготовки 49.03.02, Физическая культура, Профиль «Тренер», ФГБОУ ВО «Вятский Государственный университет», г. Киров, stud117146@vyatsu.ru
Вавилов Алексей Леонидович
Канд. пед. наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, г. Киров, usr11406@vyatsu.ru

Аннотация: В статье на основе обобщения и анализа содержания современной научно-методической литературы и состояния педагогической практики раскрывается состояние проблемы необходимость поиска дополнительных методических приемов, подходов, средств и методов развитие координационных способностей и разработка методики развития координационных способностей у подростков с задержкой психического развития посредством включения в занятия упражнений с постепенным увеличением координационной сложности.
Ключевые слова: координационные способности, методика, волейбол, подростки с задержкой психического развития.

Methods of developing coordination abilities in volleyball classes in adolescents with mental retardation

Polevshchikov Ruslan Vladimirovich
Bachelor of the 4th year of the direction of training 49.03.02, Physical education, Profile "Coach", FGBOU VO, Vyatka State University, Kirov
Vavilov Alexey Leonidovich
Cand. ped. Sci., Associate Professor of the Department of Sports Disciplines and Adaptive Physical Culture, Vyatka State University, Kirov

Abstract: Based on the generalization and analysis of the content of modern scientific and methodological literature and the state of pedagogical practice, the article reveals the state of the problem, the need to search for additional methodological techniques, approaches, means and methods for developing coordination abilities and developing a methodology for developing coordination abilities in adolescents with mental retardation by including exercises with a gradual increase in coordination complexity in classes.
Keywords: coordination abilities, methodology, volleyball, adolescents with mental retardation.

Правильная ссылка на статью
Полевщиков Р.В., Вавилов А. Л. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу у подростков с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 10 (75). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodika-razvitiya-koordinatsionnykh-sposobnostej-na-zanyatiyakh-po-volejbolu-u-podrostkov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 26.10.2022)

Введение

Для категории лиц с психическими отклонениями двигательная активность является одним из основных условий жизнеобеспечения, средством поддержания работоспособности (Злоказова М.В., 2014).

Следует отметить, что координация двигательных действий напрямую связана с функциональным состоянием центральной нервной системы. В то же время нарушение координационных способностей является наиболее распространенной формой двигательных расстройств. В то же время, влияя на развитие координационных способностей детей с задержкой психического развития, можно оказать положительное влияние на процессы, происходящие в центральной нервной системе, а также скорректировать двигательную сферу ребенка (Карпеев А.Г., 2018).

В процессе адаптивного физического воспитания особое внимание следует уделять развитию базовых координационных способностей, которые считаются наиболее значимыми в процессе физического воспитания. Это, в свою очередь, позволит детям выполнять большое количество двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, учебная и бытовая деятельность) (Козленко Н.А, 2019).

В связи с вышесказанным можно констатировать наличие противоречия между необходимостью развития координационных способностей у детей с задержкой психического развития и отсутствием оптимальной методики развития координационных способностей. Цель исследования является разработка и обоснование экспериментальной методики развития координационных способностей у мальчиков-подростков 11-13 лет с задержкой психического развития.

Исследование было организовано в Орловском специальном учебно-воспитательном учреждение закрытого типа (СУВУ), Кировской области, г Орлов.  В исследовании принимали участие обучающиеся 6 класса в возрасте 11-13 лет, в количестве 8 человек. Всех участников эксперимента объединяет основной диагноз F70 – умственная отсталость легкой степени, а также психическая раздражительность и агрессия.

Анализ личных дел, беседа с педагогическим коллективом, а также собственное наблюдение позволило выявить основные характеристики подросткового коллектива: познавательный уровень и мотивационная сторона учения и работоспособности у экспериментальной группы низкая. Подростки часто бывают раздражительны, свойственны спонтанные проявления агрессии к друг другу и педагогам. Вопросы и замечания учителей многие игнорируют. 80% испытуемых вступают в коммуникацию с другими обучающимися во внеурочное время в процессе игровой деятельности, речь у всех обучающихся развита, навыками самообслуживания владеют.

Первичные испытания показали, что уровень развития координационных способностей у испытуемых обеих групп низкий, физическое же развитие испытуемых соответствует норме, серьезных отклонений в строении тела и здоровье не выявлено, в связи с чем было принято решение о разработке методики развития координационных способностей посредством физических упражнений. 

За основу разработки методики развития координационных способностей были использованы научные труды В.И. Ляха, И.И. Сулейманова, Л.В. Шапковой, Ж.К. Холодова.  На основании анализа литературных источников и изучении нескольких методик по решению данной проблемы выяснили что координационные способности развиваются при выполнении упражнений в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движений. Нами было предложено использовать на занятиях по физической культуре, помимо упражнений общепринятой школьной программы, элементы упражнения с мячом, координационной лестницей и подвижные игры направленные на развитие координации.

Методика на основе комплекса физических упражнений разработана для коррекции отставания развития координационных способностей и более интенсивной социализации посредствам разных физических упражнений, игр и специальных методических приемов. 

Коррекционно-развивающая работа основана на учете индивидуальных психомоторных особенностей детей, связанных с их основным дефектом. Дополнительно экспериментальная методика решает задачи формирование мотивов достижения личностно и социально значимого результата в процессе физкультурно-оздорови тельной деятельности. В ходе исследования мы подтвердили особую значимость реализации определенных организационно-методических подходов с акцентом на учете психофизических особенностей изучаемого контингента.

Структура методики включает 3 комплекса упражнений и представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура предложенной методики, направленной на развитие координационных способностей

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике, если в начале эксперимента ни один испытуемый ЭГ не продемонстрировал высокий уровень развития координационных способностей, то после использования предложенной методики 1 человек, что составляет 20% от общей численности ЭГ выполнил все контрольные упражнения на высоком уровне и смог улучшить свои индивидуальные результаты, средний уровень в конце эксперимента продемонстрировали 2 ученика ЭГ, что составляет 60% от общей численности ЭГ, низкий уровень развития координационных способностей выявлен только у 20% испытуемых ЭГ, в начале эксперимента низкий уровень был выявлен у 80% испытуемых. Стоит отметить, что результаты  испытуемых КГ не изменились, по некоторым показателям наблюдается положительная динамика, но на средний результат не повлияло, общий уровень развития координационных способностей в КГ характеризуется как низкий, 3 человека, что составляет 80% от общей численности КГ продемонстрировали низкий уровень выполнения предложенных контрольных тестов,  1 испытуемый, что составляет 20% от общей численности КГ показал средние результаты, такие результаты были у испытуемых и в начале эксперимента.  На основании полученных данных можно заключить, что предложенная методика, основанная на изменении соотношения объёма базовых и вариативных упражнений, применяемая в подростковом возрасте, является эффективной.

Полученные данные свидетельствуют о том, что использование разработанной методики является эффективным современным инструментом развития координационных способностей у мальчиков-подростков с легкой умственной отсталостью.

Таким образом, выдвинутая гипотеза получила эмпирическое подтверждение.


Список литературы

1. Злоказова М.В. Задержка психического развития ( клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты) Текст. : автореф. дисс.док.мед.наук./М.В.Злоказова.-Спб., 2014 -26 с.
2. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А.Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2018.- С. 24-32.
3. Козленко, H.A. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы Текст. / H.A. Козленко // Дефектология. 2019. - №2. - С.ЗЗ
4. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -2016. - №8. - С. 44-46.
5. Eichstaedt, C.B. Physical activity for individuals with mental retardation: Infancy through adulthood Text. / C.B. Eichstaedt, B.W. Lavay. Champaign, Illinois, 1992. - 463 p.

Расскажите о нас своим друзьям: