Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 796.83

Дата публикации 24.11.2022

Методика развития координационных способностей боксеров 13-14 лет, с использованием теннисных мячей

Соймонов Иван Александрович
Магистрант группы ФКм-3701-51-20, РФ, г. Киров
Ведерникова Елена Владимировна
Доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ,г. Киров

Аннотация: В статье рассматривается идея включения специальных упражнений с теннисными мячами в систему подготовки боксеров, направленных на развитие координационных способностей. Особенностью данных упражнений является интеграция технических действий, изученных ранее, в процесс развития координационных способностей, с целью их закрепления и совершенствования, а также применения данных действий в непривычных условиях. Одним из преимуществ, предлагаемых комплексов упражнений, является использование теннисных мячей, что в свою очередь способствует повышению интереса к тренировочному процессу и развитию зрительного анализатора.
Ключевые слова: координационные способности, бокс комплексы упражнений, теннисные мячи.

Methodology for the development of coordination abilities boxers 13-14 years old, using tennis balls

Soymonov Ivan Alexandrovich
Master's student of the FKm Group-3701-51-20, Russia, Kirov
Vedernikova Elena Vladimirovna
Associate Professor, department of Biomedical disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: The article discusses the idea of including special exercises with tennis balls in the training system of boxers aimed at developing coordination abilities. The peculiarity of these exercises is the integration of technical actions studied earlier into the process of developing coordination abilities, in order to consolidate and improve them, as well as the application of these actions in unusual conditions. One of the advantages of the proposed exercise complexes is the use of tennis balls, which in turn contributes to increasing interest in the training process and the development of the visual analyzer.
Keywords: coordination abilities, boxing, exercise complexes, tennis balls.

Правильная ссылка на статью
Соймонов И.А., Ведерникова Е.В. Методика развития координационных способностей боксеров 13-14 лет, с использованием теннисных мячей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodika-razvitiya-koordinatsionnykh-sposobnostej-bokserov-13-14-let-s-ispolzovaniem-tennisnykh-myachej.html (Дата обращения: 24.11.2022)

Постановка проблемы. Бокс – один из самых динамичных видов спорта. Постоянная смена позиций боксеров, высокая скорость передвижений, своевременное применение атакующих и защитных действий предъявляют повышенные требования к координационным способностям спортсменов, быстроте реагирования и правильности принятия решений. Кроме того, в современном боксе значительно увеличился объем двигательной деятельности, проходящей в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует от спортсмена проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества специалисты связывают с понятием «координационные способности». Высокий уровень развития данных способностей – отличительная черта успешно выступающих боксеров. Установлено, что координационные способности проявляются в высоком уровне специализированных восприятий, таких как «чувство дистанции», «чувство соперника», «чувство ринга», «чувство удара» [3].

Развитие данных восприятий протекает в процессе формирования высокоуправляемого пластичного двигательного навыка. Но, его единственное формирование не является достаточным условием. Рост спортивного мастерства требует от боксеров еще и способности быстро, оперативно решать двигательные задачи, возникающие в ходе поединка. Таким образом, есть основания полагать, что методика подготовки боксеров 13-14 лет, преимущественно направленная на скрупулезную отработку технических, тактических навыков и развитие специальных физических способностей, не ведет к совершенствованию психофизиологических характеристик, которые лежат в основе формирования координационных способностей в специализированной двигательной деятельности [2,12].

Таким образом, возникает противоречие между: необходимостью развития специальных координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет и недостаточным количеством эффективных методик, направленных на развитие данных способностей.

Исходя из возникшего противоречия,  сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости развития координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет и недостатком эффективных научно-обоснованных методик по их развитию.

По данным возрастной физиологии наилучший возраст для начала занятий единоборствами 12-14 лет. Так, Л.В. Соколова и С.А. Сунцов (2015) в своих работах подтвердили значимые изменения функционального состояния ЦНС у единоборцев от 12 к 14 годам. Они отметили положительную динамику показателей простой и сложной зрительно-моторной реакции, отсутствие устойчивого гормонального фона и нестабильность нервных процессов. Полученные учеными результаты, свидетельствуют об увеличении скорости обработки информации, усилении концентрации, повышении устойчивости и распределения внимания. Все это указывает на усилении системы управляющих функций у детей, занимающихся единоборствами [11].

В работе А. М. Менджерицкого и соавт. (2014), также отмечается положительное влияние спортивных занятий на организм, особенно в период полового созревания. Так, у детей, занимающихся единоборствами, в отличие от их сверстников, не занимающихся спортом, компенсация снижения координации движений происходит при улучшении уровня зрительно-моторной реакции и при отсутствии влияния ярко выраженных гормональных сдвигов [9].

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов (2018) считают основным средством для повышения уровня общих координационных способностей «упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны». Сложность данных средств авторы рекомендуют повышать с помощью изменения пространственных, динамических и временных параметров двигательных действий. Также, авторами предлагается изменять внешние условия, например, сочетать бег и ловлю предметов, выполнять упражнения по сигналу и с ограничением времени, сочетать бег с прыжками [13].

К.К. Марков и В.Ю. Лебединский (2014) бокс относят к видам спорта, в которых движения спортсмена расцениваются, как ответные действия в отношении соперника, при непосредственном контакте с ним. В своем исследовании по формированию психомоторных качеств, ученые предлагают методику по совершенствованию скорости реакции, дифференцировки временных интервалов, совершенствованию различительной чувствительности пространственных параметров движений и способности воспроизводить их [8].

Исходя из вышесказанного, рекомендуется варьировать условия тренировочных занятий, таким образом, чтобы занимающиеся проявляли сообразительность, находчивость. При этом важно повышать объем специализированных упражнений, путем моделирования условий боксерского поединка.

Данный подход позволяет образовывать новые двигательные умения на основе экстраполяции и антиципации, которые обеспечивают перенос навыков. Ограниченное количество вариантов специализированного двигательного навыка позволяет боксеру развить способность выполнять их неограниченное число. Это способствует развитию оперативных способностей, т.е. двигательного интеллекта [2].

Однако следует отметить, что моделирование условий боксерского поединка происходит при большом количестве ударов, которые трудно дозировать. Данный подход имеет место быть, но в целях сохранения здоровья спортсменов, рекомендуется использовать упражнения без ударного воздействия, где это возможно [7].

В.И. Огуренков и И.А. Худадов (1957) омечали, что специальные упражнения боксера с теннисными мячами способствуют развитию глазомера, быстроты реакции, быстроты и точности движений. Часто такие упражнения используются для «положительной эмоциональной настройки» спортсмена [10].

Цель статьи: увеличение фонда средств развития координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет.

Изложение основного материала исследования. Объектом нашего исследования является тренировочный процесс боксеров-юношей 13-14 лет. Предметом исследования является методика, направленная на развитие координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет, с использованием теннисных мячей

Цель исследования: повысить уровень развития координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1.     Проанализировать особенности развития координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет, дать общую характеристику координационным способностям и определить их значение для спортсменов, занимающихся боксом в данном возрасте. Провести теоретико-методологический анализ средств и методов развития координационных способностей боксеров данной возрастной категории;

2. Разработать методику, направленную на развитие координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет, с использованием теннисных мячей.

3. Провести педагогический эксперимент с использованием разработанной методики, для определения ее эффективности.

Научное исследование было проведено на базе КОГПОБУ ВятКТУиС города Кирова. Для проведения исследования были взяты две группы занимающихся – экспериментальная и контрольная. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с требованиями тренировочной программы для СДЮСШОР и ДЮСШ по боксу [1]. В экспериментальной группе на тренировочных занятиях была использована, разработанная нами методика, направленная на развитие координационных способностей.

В состав каждой группы входило по 6 боксёров (по 3 спортсмена 13 лет и 14 лет), имеющих 3-юношеский разряд.

Анализ полученных результатов, после проведённого в начале эксперимента педагогического тестирования, в контрольной и экспериментальной группах, показал, что по всем тестам, характеризующим уровень координационных способностей юношей-боксёров, достоверных различий между группами не выявлено. Следовательно, они могут быть использованы для проведения педагогического эксперимента.

Для оценки уровня координационных способностей нами использовались следующие тесты:

1) Проба Миньковского (вариант 1) (А.Х. Миньковский 1974 год)

Применяется для оценки функционального состояния вестибулярного аппарата. Проба Миньковского: испытуемый в течение одной минуты с закрытыми глазами выполняет 20 наклонов головы вправо и влево поочередно. Затем с наклоненной в сторону головой он быстро идет вперед, не открывая при этом глаза. Отклонение в сторону является признаком нарушения функционального состояния вестибулярного аппарата [4].

2) Психологический тест Шульте (И.И. Корягина, 2013)

Тест предназначен для исследования внимания, скорости ориентировочно-поисковых реакций, скорости переработки информации. При прохождении тестирования нужно найти все числа таблицы, разделенной на квадраты, по порядку от 1 до 25. Это нужно сделать как можно быстрее и без ошибок [6].

3) Тест с линейкой (С.А. Душанин, 1978).

Рука испытуемо­го вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстоянии 1-2 см от ла­дони исследователь удерживает ли­нейку, длинной 40 см, нулевая отметка находится на уровне нижнего края его ладони. В течение 5 с после предвари­тельной команды «Внимание!» исследователь отпускает линейку. Задача испытуемого – сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по рас­стоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем оно меньше, тем лучшей реакцией обладает испытуемый [5].

4) «Квадрант» (R. Kirby, 1991).

 Тест отражает абсолютный показатель способности к перестроению двигательных действий и быстроту. Для проведения теста необходимо наличие секундомера. На полу чертится фигура в виде знака «+» с длиной линий 90 см, а также линия старта. Каждый квадрат нумеруется по направлению часовой стрелки, начиная от ближнего к линии старта.

Выполнение: испытуемый занимает положение основная стойка за линией старта. По свистку или иному заранее оговоренному сигналу запускается секундомер, в это же время спортсмен совершает прыжок двумя ногами вперёд в квадрат «1», после чего последовательно прыгает в квадраты «2», «3», «4», «1», «2» и т.д. на протяжении 10 секунд. Задача преодолеть как можно большее количество квадратов за это время. Полученный результат фиксируется. После отдыха до полного восстановления тест повторяется. Методические указания: за каждый верно выполненный прыжок начисляется 1 балл. В случаях приземления частью одной из стоп за пределами нужного квадрата или касания линии, от результата отнимаются штрафные 0,5 балла. Полученные значения, за 2 теста, складываются и делятся на 2 [14].

5) Передачи мяча от стены  (R. Wood, 2008).

Тест оценивает точность и быстроту бросков. Для проведения теста необходимо наличие секундомера и стены. На полу на расстоянии двух метров от стены чертится параллельная ей линия. Методика выполнение: испытуемый, удерживая в одной руке теннисный мяч, принимает положение основная стойка за линией напротив стены. По свистку или иному заранее оговоренному сигналу запускается секундомер, в это же время испытуемый начинает бросать мяч в стену поочерёдно каждой рукой: бросок правой – ловля левой, бросок левой – ловля правой и так далее на протяжении 30 секунд. Задача – совершить как можно больше бросков за 30 секунд. Полученный результат фиксируется [15].

По каждому виду тестов были получены результаты, которые нами использовались для выявления уровня развития координационных способностей боксеров-юношей 13-14 лет.

Комплекс упражнений №1  применялся с марта по апрель 2022г. Занятия в данный период проводились 3 раза в неделю – понедельник, среда, пятница. Каждое занятие проводилось по общепринятой схеме, состоящей из трех взаимосвязанных частей: подготовительной (15-20 минут), основной (60-70 минут), заключительной (10-15 минут). Оба комплекса упражнений  применялись в начале основной части занятия. Комплекс упражнений №2 применялся с мая по июнь 2022 г. Занятия в данный период проводились также 3 раза в неделю по аналогичной схеме. Педагогический эксперимент длился 75 дней.

Комплексы упражнений составлены на основе работ В.И. Огуренкова и Н.А. Худадова [10].

Комплекс упражнений №1 включает в себя следующие упражнения: 1) шаги с бросками теннисного мяча в пол и, с последующей его ловлей; 2) прыжки на месте со сменой ног, и с ведением теннисного мяча разными руками поочередно; 3) передвижения приставным шагом с бросками мяча в пол и, с последующей ловлей теннисного мяча; 4) броски теннисного мяча в стену, с последующей ловлей другой рукой; 5) ловля мяча после ускорения; 6) поворот на 180 градусов и ловля мяча, брошенного партнером после звукового сигнала.

Комплекс упражнений №2 включает следующие упражнения: 1) шаги с ведением мяча во фронтальной стойке; 2) передвижения с мячом в боевой стойке в «челноке» и приставными шагами с ведением теннисного мяча; 3) передвижения с мячом в боевой стойке в «челноке» и приставными шагами с ведением теннисного мяча, с ударами после звукового сигнала; 4) имитация прямых ударов с ловлей мяча; 5) ловля теннисного мяча, брошенного в стену партнером; 6) ловля мяча, выпущенного из рук партнером.

Каждое упражнение комплекса выполняется по 1,5 минуты, с интервалом отдыха в 1 минуту, что соответствует времени боксерского раунда и времени перерыва между ними, характерными для данной возрастной категории 13-14 лет [1]. При развитии координационных способностей нами использовался повторный метод.

Результаты нашего эксперимента показали, что в экспериментальной группе достоверно улучшился ряд исследуемых нами показателей. Так, в «Пробе Миньковского», которая применялась для оценки функционального состояния вестибулярного аппарата, результат улучшился на 33,3 отн. ед., т.е. прирост составил 66,6%. В «Психологическом тесте Шульте» время его прохождения сократилось на 5 секунд, т.е. положительная динамика составила 27%. В «Тесте с линейкой» время реакции сократилось на 6,8 секунды, т.е. положительная динамика составила 35,2%. В тесте «Квадрант» количество набранных баллов увеличилось на 5,9 ед., что составляет прирост 71,1%. В тесте «Передачи мяча от стены» выявлен прирост передач в 3,4 ед., положительная динамика составила 26,6%.

Выводы: по результатам исследования, мы можем констатировать эффективность разработанной нами методики развития координационных способностей боксеров 13-14 лет, с использованием теннисных мячей. Данная методика, соответствует требованиям по развитию специфических координационных способностей в боксе: способности к реагированию, способности к ориентации в пространстве, способности к дифференциации пространственных, силовых и временных параметров движений. Мы  можем рекомендовать ее к применению в других видах единоборств.


Список литературы

1. Акопян А.О. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва / А.О. Акопян и др. – 2-е изд., стереотип. – М: Советский спорт, 2012. – 72 с.
2. Бибиков С.В. Методика развития координационных способностей юных боксеров на основе моделирования условий их соревновательной деятельности / С.В. Бибиков: Автореф. дис. канд. пед. наук – СПб., 2008. – 18 с.
3. Буланова Н.Н., Мелехова Л.Е. Методики развития специфических координационных способностей // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».– Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, 2016. – 13 с.
4. Гамза Н.А. Функциональные пробы в спортивной медицине: пособие / Н. А. Гамза и др. – 8-е изд., стереотипное. – Минск: БГУФК, 2016. – 57 с.
5. Ильинич В.И, Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинича и др. – М.: Гардарики, 2000 – 448 с.
6. Корягина И.И. Психолого-педагогические основы образовательного процесса в высшей школе : учебное пособие для студентов магистратуры / И. И. Корягина и др. – Иван. гос. ун-т.– Иваново: ИвГУ, 2013 – 227 с.
7. Малазония И.Г., Макаров В. А. Гуманизация спортивной подготовки боксеров на первом году учебно-тренировочного этапа занятий боксом в целях сохранения спортивных кадров. – Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, 2010 – С.29-32.
8. Марков К.К., Лебединский В.Ю. Теория и практика физической культуры // Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы. – 2014. – № 6.– С 52–54.
9. Менджерицкий А.М., Карантыш Г.В., Айдаркина М.Е., Косенко Ю.В., Дмитренко Л.М. Показатели стабилограммы и сложной зрительно-моторной реакции у детей 12–14 лет, занимающихся спортом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №11 (часть 4). – С. 603-607.
10. Огуренков В.И., Худадов Н.А. Специальные упражнения боксера / В.И. Огуренков, Н.А. Худадов. – М.: ФиС, 1957.
11. Соколова Л.В., Сунцов С.А. Динамика показателей функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-единоборцев 12-14 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Медико-биологические науки, 2015 – С. 99-106.
12. Таймазов В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Автореф. дис. . докт. пед. наук. – СП-б., 1997. – 48 с.
13. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2018. – 494 с.
14. Kirby R., Kirby's guide to fitness and motor performance tests// Cape Girardeau, Mo.: BenOak Pub. Co, 1991; 59-60.
15. Wood R., Alternate Hand Wall Toss Test. Topend Sports – [электронный ресурс] – 2008 – Режим доступа: https://www.topendsports.com/testing/tests/wall-catch.htm.

Расскажите о нас своим друзьям: