Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №08 (61) Август 2021

УДК 796.078

Дата публикации 23.08.2021

Методика повышения уровня физической подготовленности обучающихся гуманитарного колледжа

Амбарцумян Наталья Александровна
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Краснодар, Российская Федерация
Костенко Елена Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Краснодар, Российская Федерация
Соколов Владимир Львович
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация: Проблема снижения физической активности становится все более актуальной в связи с ростом цифровизации информационного пространства и сфер деятельности человека. Наиболее уязвимыми оказываются обучающиеся высших и средних учебных заведений. В данной публикации представлены результаты методики повышения уровня физической подготовленности студентов Гуманитарного колледжа. Поученные результаты можно рекомендовать преподавателям «средней» и «высшей» школы, для применения в практической деятельности.
Ключевые слова: обучающиеся, уровень физической подготовленности, Гуманитарный колледж, методика, педагогический эксперимент.

Methods of increasing the level of physical fitness of students of the humanities college

Ambartsumyan Natalia Aleksandrovna
Senior Lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation
Kostenko Elena Gennadyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation
Sokolov Vladimir Lvovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation

Abstract: The problem of reducing physical activity is becoming more and more urgent due to the increasing digitalization of the information space and spheres of human activity. The most vulnerable are students of higher and secondary educational institutions. This publication presents the results of the methodology for improving the level of physical fitness of students of the Humanities College. The learned results can be recommended to teachers of "secondary" and "higher" schools, for use in practical activities.
Keywords: students, level of physical fitness, Humanitarian college, methodology, pedagogical experiment.

Правильная ссылка на статью
Амбарцумян Н.А., Костенко Е.Г., Соколов В.Л. Методика повышения уровня физической подготовленности обучающихся гуманитарного колледжа // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 08 (61). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodika-povysheniya-urovnya-fizicheskoj-podgotovlennosti-obuchayushhikhsya-gumanitarnogo-kolledzha.html (Дата обращения: 23.08.2021)

Актуальность темы обусловлена тем, что по-нашему мнению, студенты средних специальных учебных заведений физической культуры и спорта - это будущие учителя и инструкторы физической культуры, преподаватели, тренеры, спортивные предприниматели и менеджеры [4, с.290].

Рассматривать контингент студентов в отрасли физической культуры мы должны в первую очередь с этих позиций, а не с чисто спортивных, хотя и это направление играет свою положительную роль [5, с.455].

В Краснодаре ведет подготовку данных специалистов Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Гуманитарный колледж (ГК) и Техникум (училище) олимпийского резерва) [1, с.237].

Из исследований, проведенных Аршинником С.П. (2019) «…анализ результатов обследования физической подготовленности абитуриентов Гуманитарного колледжа показал, что во второй половине 2000-х гг. стал замечаться значительный спад уровня физической подготовленности как школьников, так и студентов техникума» [2, с.24].

В связи с этим педагогический коллектив техникума на протяжении последних пяти лет ведет мониторинг уровня физической подготовленности студентов, выпускников школ, поступивших на учебу в Гуманитарный колледж после 9-х и 11-х классов, динамики их физической подготовленности за годы обучения в колледже. Эти исследования необходимы для корректировки учебного процесса в техникуме и технологии преподавания практических дисциплин.

Вышесказанное и определило тему исследования и поэтому мы считаем, что она является актуальной.

Педагогический эксперимент проходил на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» Гуманитарный колледж.

Исследование проходило в три этапа.

В исследовании приняло участие 40 обучающихся, обучающихся на направлении подготовки Физическая культура. Были определены две группы исследуемых контрольная (20 человек – мальчиков) группы 20к1 и экспериментальная (20 человек – мальчиков) группы 20к2. 

Контрольная группа занималась по рабочей программе учебной дисциплины ОДБ.08 Физическая культура Гуманитарного колледжа КГУФКСТ. Занятия по физической культуре проходили 3 раза в неделю.

Экспериментальная группа занималась по рабочей программе учебной дисциплины ОДБ.08 Физическая культура Гуманитарного колледжа КГУФКСТ, но в конце основной части занятия, в течение 20 минут применялась методика повышения уровня физической подготовленности студентов Гуманитарного колледжа, которая включала в себя:

  • упражнения бега трусцой, которое направленно именно на развитие выносливости, а с ростом тренированности можно переходить к развитию силовой и скоростной выносливости, их комбинации;
  • пробежки усложняются, чередуется темп бега – 300-400 метров нужно бежать с почти максимальной скоростью, затем пробегать столько же трусцой.  Для дальнейшего развития позволить особо отличившихся студентам бегать с дополнительной нагрузкой;
  • на каждом занятии отдельно выделять 10-15 минут для выполнения упражнений на пресс, особенно юношам, наиболее полезным упражнением в развитии мышц пресса является упражнение с роллером (роликом);
  • попытаться выстроить занятия таким образом, чтобы каждый учащийся получал индивидуальный подход, для развития тех физических качеств необходимых именно ему.

Таким образом, предлагается разделить группу на занимающихся общей физической подготовкой и специальной (для достижения наивысших результатов при сдаче ГТО).

4) Не следует забывать и о развитии мышц рук и корпуса, уделить на каждом занятии отдельное внимание различным видам подтягиваний и отжиманий.

5) Для того, чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку использовать метод круговой тренировки отстающих физических качеств студентов.

Так как, основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом обеспечивающих необходимое воздействие, а, следовательно, быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткое время.  

При анализе и обработке данных были использованы методы математической статистики, с помощью которых рассчитаны: M – Среднее арифметическое значение, m-ошибка среднего арифметического значения. Достоверность различий показателей определялось по t - критерию Стьюдента [3, с.107].

В сентябре 2020 года было проведено первичное педагогическое тестирование физической подготовленности студентов Гуманитарного колледжа направления подготовки Физическая культура, с целью определения уровня подготовленности в обеих группах.

Данные уровня физической подготовленности до эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень физической подготовленности студентов Гуманитарного колледжа до эксперимента (n=40)

Тест

КГ

(М±m)

ЭГ

(М±m)

t

P

Бег 30м, с

5,7±0,12

5,6±0,16

0,50

>0,05

Наклон вперед из положения стоя, см

7,2±0,56

6,9±0,42

0,43

>0,05

3000 м, мин

14,37±0,43

14,30±0,36

0,13

>0,05

Челночный бег 4х9м, с

10,2±0,23

10,1±0,37

0,23

>0,05

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз)

7,2±0,53

7,4±0,54

0,26

>0,05

Анализируя полученные данные из таблицы 1, можно сделать следующие выводы:

- группы до эксперимента были подобраны однородные, об этом свидетельствует показатель (P>0,05);

- полученные данные сравним со школьной программой по физическому воспитанию и получаем низкий уровень физической подготовленности студентов.

Таким образом, возникла необходимость в разработке методики повышения уровня физической подготовленности студентов Гуманитарного колледжа.

По истечению педагогического эксперимента, мы провели повторное тестирование студентов, полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень физической подготовленности студентов Гуманитарного колледжа после эксперимента (n=40)

Тест

КГ

(М±m)

ЭГ

(М±m)

t

P

Бег 30м (с)

5,4±0,16

5,3±0,21

0,38

>0,05

Наклон вперед из положения стоя (см)

10,2±0,41

11,3±0,53

1,64

>0,05

3000 м (мин)

13,30±0,53

12,42±0,28

1,47

>0,05

Челночный бег 3х10 м (с)

9,8±0,11

9,7±0,14

0,56

>0,05

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)

12,4±0,36

14,3±0,25

4,32

<0,001

Из таблицы 2 видно, что достоверно изменились показатели только в одном тесте из пяти, в тесте «подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)» где t=4,32 при P <0,001 и что соответствует вышесреднему уровню физической подготовленности. Полученные данные в других тестах улучшились до ниже среднего и среднего уровней физической подготовленности. Можно сделать вывод, что программа, по которой работают в Гуманитарном колледже положительно влияет на развитие физического качества «сила», это может быть связано с сенситивным периодом воспитания данного качества и, что выбраны виды спорта, а также средства и методы для развития данного физического качества.

Таким образом, была математически доказана эффективность разработанной методики повышения уровня физической подготовленности студентов Гуманитарного колледжа в экспериментальной группе улучшит показатели и подтверждена рабочая гипотеза исследования.


Список литературы

1.Амбарцумян, Н.А. Профессиональная ориентация обучающихся старших классов общеобразовательного учреждения / Амбарцумян Н.А. // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2019. № 1. С. 237-238.
2.Аршинник, С.П. Оценка физической подготовленности обучающихся в соответствии с нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" / Аршинник С.П., Амбарцумян Н.А., Дудка Г.Н., Малашенко К.В., Тхорев В.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 21-27.
3.Костенко, Е.Г Обработка и статистический анализ результатов измерений в сфере физической культуры и спорта / Е.Г. Костенко, В.В. Лысенко// в сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям биоэкологии и биотехнологии. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 105-109.
4.Шапранов С.К. Готовность студентов направления подготовки педагогическое образование к профессиональной деятельности / Шапранов С.К., Ахромова А.Г., Иванова Н.В. // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2020. Материалы 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2020. С. 289-292.
5.Якимова Л.А. Формирование мотивации к двигательной активности у студентов кубгму с помощью средств волейбола / Якимова Л.А., Перунов В.И., Егина Е.А., Десенко О.П. // В сборнике: ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. Материалы X юбилейной региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. 2020. С. 454-458.

Расскажите о нас своим друзьям: