Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 37.371

Дата публикации 19.04.2023

Методическое сопровождение осознания младшими школьниками этнокультурной и российской гражданской идентичности

Захарова Марина Александровна
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина», РФ, г. Елец, mazaharova@rambler.ru
Толмачева Елисавета Юрьевна
студент института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина», РФ, г. Елец, tolisaveta@mail.ru

Аннотация: В статье представлена разработка методического сопровождения воспитания у младших школьников этнокультурной и российской гражданской идентичности, содержательный компонент которого представлен рядом заданий в рамках программного материала с полинациональной направленностью. Также представлены методологический, деятельностный и диагностический компоненты предлагаемого методического сопровождения.
Ключевые слова: российская гражданская идентичность, гражданско-патриотическое воспитание, младшие школьники, этнокультурная личность.

Methodological support of the awareness of ethnocultural and Russian civic identity by younger schoolchildren

Zakharova Marina Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of Pedagogy, head of the department, Yelets State Ivan Bunin University, Russia, Yelets
Tolmacheva Elisaveta Yurievna
student of the Institute of Psychology and Pedagogy, Yelets State Ivan Bunin University, Russia, Yelets

Abstract: The article presents the development of methodological support for the education of ethno-cultural and Russian civil identity in younger students, the content component of which is represented by a number of tasks in the program material with a multinational orientation. The methodological, activity and diagnostic components of the proposed methodological support are also presented.
Keywords: russian civic identity, civic-patriotic education, junior schoolchildren, ethno-cultural personality.

Правильная ссылка на статью
Захарова М.А., Толмачева Е.Ю. Методическое сопровождение осознания младшими школьниками этнокультурной и российской гражданской идентичности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodicheskoe-soprovozhdenie-osoznaniya-mladshimi-shkolnikami-etnokulturnoj-i-rossijskoj-grazhdanskoj-identichnosti.html (Дата обращения: 19.04.2023)

Особенностью современных ученических коллективов, в том числе и в начальной школе является их полинациональная наполняемость, что является следствием академической мобильности молодежи, профессиональной мобильности населения, индивидуальной мобильности личности, социальной мобильности. Вместе с тем, статья 3 Конституции РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ [3]. Поэтому важно не только помочь детям адаптироваться, но и рассказать о традициях, культуре, истории многонационального народа России.

Вступивший в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предопределил актуальность темы нашего проекта: личностные результаты освоения программы начального общего образования в разрезе гражданско-патриотического воспитания включают ряд позиций, в том числе осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности и уважение к своему и другим народам [6]. Целью разработки методического сопровождения осознания младшими школьниками этнокультурной и российской гражданской идентичности является достижение личностных результатов освоения образовательной программы начального общего образования в разрезе гражданско-патриотического воспитания. В понимании термина «российская идентичность», включающего этническую и гражданскую идентичность, мы опираемся на работы Волкова Ю.Г., Панькина А.Б. [1,4]. Анализ современных исследований показывает, что проблемы организации образовательного процесса в поликультурном ученическом коллективе все чаще становятся объектом самостоятельных научных исследований как на уровне общего[5], так и высшего образования [2].

Методологическую основу разработанного методического сопровождения осознания младшими школьниками этнокультурной и российской гражданской идентичности являются следующие принципы к организации образовательного процесса:

  • принцип культуросообразности, введенный А. Дистервегом, предполагающий максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие личности человека;
  • принцип народности К.Д. Ушинского, предполагающий выстраивание российской системы образования в соответствии с национальными особенностями и потребностями развития страны; развитие начальной народной школы, открывающей народу доступ к дальнейшему образованию;
  • принцип целостности образовательного процесса, предложенный научной школой В.А. Сластенина, предполагающий единство обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности.

Содержание методического сопровождения осознания младшими школьниками этнокультурной и российской гражданской идентичности предполагает деятельность в двух направлениях:

В рамках первого направления в урочной деятельности акцент делается на разработку заданий (в рамках программного материала) по всем предметам, содержание которых направлено не только на достижение предметных результатов обучения, но и на достижение личностных результатов образования в разрезе гражданско-патриотического воспитания через знакомство с историческим прошлым, традициями и культурой народов России. Приведем примеры подобных заданий.

Математика:

  • 11 июля 1913 года состоялось открытие одного из красивейших мостов в Европе, который сначала назывался и Романовским, и Красным, а нынче – Свияжским. Через него вы проезжаете на поезде, когда едете в Казань и Зеленый Дол. Мост состоит из шести пролётов, каждый из которых весит 85 тысяч пудов и имеет длину – 75 сажен. Узнайте массу моста в килограммах и его длину в метрах (республика Татарстан).
  • Самая крупная река Марий Эл-Волга. Протекает по территории нашей республики на протяжении 155 км. Самая длинная река Марий Эл – Малая Кокшага. Длина её составляет 219 км. На сколько км крупнейшая река Волга короче, чем Малая Кокшага? (республика Марий Эл).

Русский язык:

  • Подчеркни в тексте имена собственные: «Об Урале писал сказки замечательный писатель Павел Петрович Бажов. По Москве-реке и Яузе везли в другие города разные товары».
  • Выпиши из текста одушевленные и неодушевленные существительные в два столбика: «Москва – древний город. Я живу в Москве. Москва – столица России. Её основал в 1147 году князь Юрий Долгорукий. На берегах рек Москвы, Яузы и Неглинной он велел построить город».

Литературное чтение:

  • Соотнесите пословицы русского народа и ненецкого.

Рисунок 1. Задание на соотнесение пословиц русского народа и ненецкого

  • Ответьте на вопросы с помощью учебника: На какой реке стоит город Новгород? Как изначально назывался город Новгород? Как назывался центр древнего русского города? Кто управлял Новгородом? Год основания города? Вече-это? Главный храм Новгорода?

Второе направление мы предлагаем организовать за счет реализации в рамках внеурочной деятельности системы специально подготовленных мероприятий: интерактивные погружения в другие национальности, интерактивные экскурсии по историческим местам других народов России, конкурсы и выставки самой разной направленности. В данном случае преобладающими технологиями методического сопровождения осознания младшими школьниками этнокультурной и российской гражданской идентичности будут игровые, ИКТ-технологии, технологии организации КТД, метод проектов.

Диагностику эффективности методического сопровождения осознания младшими школьниками этнокультурной и российской гражданской идентичности можно осуществить в рамках комплексного мониторинга результатов деятельности, например, с помощью методик: методика «Кто Я?»; методика «Откуда Я родом?»; диагностика самооценки уровня сформированной гражданской идентичности (Русецкая М.А); анкетирование.

В заключении можно сказать, что представленная методическая разработка сможет обеспечить формирование этнокультурной и российской гражданской идентичности младших школьников путем включения представленных заданий, и мероприятий внеурочной деятельности в учебный процесс. Перед школой стоит задача организовать учебный и воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить приобретение и усвоение младшими школьниками тех культурных, нравственных, духовных качеств, которые и определяют принадлежность человека к определенной этнокультурной группе.


Список литературы

1. Волков Ю. Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления / Ю. Г. Волков. – Москва: Социологические исследования. 2006. – №7. – С. 13-22..
2. Воробьева Е.Н., Степанова А.А. Воспитание толерантности в контексте диалога культур на занятиях по иностранному языку у курсантов неязыкового вуза // Мир педагогики и психологии. 2023. № 1 (78). С. 31-35. Режим доступа: https://scipress.ru/upload/pedagogy/mpp012023.pdf (дата обращения: 02.04.2023).
3. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. Официальный текст. – М.: Омега-Л, 2021. – 39 с.
4. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пос. для студ. Вузов [Текст] / А. Б. Панькин. – Москва: МПСИ, 2014. – 279 с. – ISBN 5-89502-746-6.
5. Соколова, П. Ю. Формирование этнокультурной осведомленности учащихся начальных классов в общеобразовательной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Соколова Пелагея Юрьевна; МГПИ им. М.Е. Евсевьева. – Саранск, 2014. – 247 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 31.03.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: