Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 373.31

Дата публикации 19.04.2023

Чистописание как средство развития познавательных процессов младших школьников

Петрова Светлана Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил, svet.kapetrova2004@gmail.com
Полякова Татьяна Геннадьевна
студент, 2 курс, факультет психолого-педагогического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил, tanapolakova1990@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению значения чистописания в младшем школьном возрасте. Уточнены понятия «чистописание», «младший школьный возраст», «каллиграфия» и «почерк учащегося». Описан письменно-двигательный навык, и из каких движений частей руки выстраивается почерк. Представлены критерии, по которым характеризуется его индивидуальность. Приведена историческая справка о том, какое внимание уделялось чистописанию в XIX, XX веках, анализ федеральной образовательной программы начального общего образования. Также прописаны задачи, поставленные перед учащимися первого класса, и как они реализуются учителем на уроке.
Ключевые слова: чистописание, искусство каллиграфии, младший школьный возраст, письменная речь, письменно-двигательный навык, индивидуальность почерка, ФОП НОО, приёмы обучения письму.

Penmanship as a means of developing cognitive processes of younger schoolchildren

Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil
Polyakova Tatiana Gennadievna
student 2nd year, Faculty of Psychological and Pedagogical Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

Abstract: The article is devoted to the consideration of the importance of penmanship in primary school age. The concepts of "penmanship", "primary school age", "calligraphy" and "student's handwriting" have been clarified. The writing and motor skill is described, and from which movements of the parts of the hand the handwriting is built. The criteria by which his personality is characterized are presented. The historical information about the attention paid to penmanship in the XIX, XX centuries, the analysis of the federal educational program of primary general education is given. The tasks assigned to the first grade students and how they are implemented by the teacher in the lesson are also spelled out.
Keywords: penmanship, the art of calligraphy, primary school age, writing, writing and motor skills, individuality of handwriting, FOP NOO, methods of teaching writing.

Правильная ссылка на статью
Петрова С.С., Полякова Т.Г. Чистописание как средство развития познавательных процессов младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/chistopisanie-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnykh-protsessov-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 19.04.2023)

Всегда остаётся важным воспитание всесторонне развитой личности ребенка, то есть такой личности, которая умеет творчески и критически мыслить, решать нестандартные задачи в деятельности разных видов. Также развитие личности ребёнка основано на грамотности и умелом использовании различных форм устной и письменной речи. В начальной школе благодаря методу чистописания происходит формирование письменной речи. Чистописание — это обучение чёткому красивому письму [1].

Одним из направлений чистописания является каллиграфия — древний термин, который означает «красиво писать» в дословном переводе. Это умение аккуратно и уверенно писать от руки, используя установленные стандарты. Многие исследователи каллиграфию относят к отрасли изобразительного искусства, так как она совмещает в себе функции изображения и письма [2].

Впервые создало возможность широкого распространения грамотности и совершило переворот — изобретение книгопечатания. Одновременно с этим возникла потребность в письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических. Научившись читать, люди захотели и уметь писать, делая это легко и быстро. Прежняя скоропись в дальнейшем превратилась, в так называемый, каллиграфический министерский шрифт [3].

Периодом активного развития письменной речи детей, формировавшим правильный и аккуратный почерк называется младший школьный возраст. В это время почерк подразумевает каллиграфический самоконтроль, осознанность и каллиграфическую зоркость [2].

В понятие «чистописание» учёные вкладывают более широкий смысл, чем само определение, доказывая, что это не только один из самых сложных видов деятельности человека, но и самый развивающий. Активизируя движение пальцев, их пластику, развиваются не только наши речь, мышление, внимание, но и формируются такие основополагающие черты характера как терпение, усердие, аккуратность, точность, целеустремлённость, уверенность и трудолюбие [4].

Почерк учащегося — это индивидуальная манера письма, которая устойчиво закреплена в привычном использовании характерных для руки движений. Основой развития и формирования почерка младшего школьника является письменно-двигательный навык. Он включает в себя специально приспособленную систему движений, которые складываются в процессе обучения и помогают фиксировать мысль обучающегося. Особенность навыка — это индивидуальность и чёткость выполнения ранее изученных движений. При письме совершается целый ряд действий пальцами, кистью, предплечьем и всей рукой. Пальцы, держащие ручку, могут сгибаться и выпрямляться, а также выгибаться вправо и влево. Кисть может совершать небольшие повороты в стороны. С ней соединяется большая часть движений пальцев. Локоть передвигается вправо короткими движениями после написания каждого слова. Обучение письменной речи заключается в том, чтобы приучить ребёнка к свободным и твёрдым движениям. От их сформированности будет зависеть красота и индивидуальное оформление почерка [5, 6].

Его индивидуальность заключается в:

  1. исполнении формы букв и отдельных элементов (заострение, округление, сужение);
  2. резкой сжатости или растянутости;
  3. расстоянии, которое находится между написанными буквами;
  4. безотрывности и отрывности письма;
  5. ритмичности или аритмичности;
  6. неровности линий или их четкости;
  7. особенностях наклона букв [7].

Одной из основных дисциплин учебных заведений в 20 веке была каллиграфия. До 1870-х годов учащиеся лицеев и гимназий трудились над формированием идеального почерка до 18 часов в неделю. В последней четверти столетия часть уроков каллиграфии сократили из-за углублённого изучения иностранных и древних языков. Красивое письмо в двадцатых годах 20 века называли «пережитком царских времён» и «буржуазным искусством», поэтому в новой советской школе места каллиграфии не нашлось. Уже к середине века, при И.В. Сталине, почерку учащихся уделялось самое пристальное внимание. С первого по третий класс обучающиеся старательно выводили в прописях буквы, слоги, предложения и небольшие тексты, доводя почерк до совершенства. Главным требованием, которому должна соответствовать всякая система обучения письму, является то, что она должна приучать учащихся к твёрдым и свободным писательским движениям, дающим наибольший результат при наименьшем усилии или напряжении мускул. Они представляют основу красивого письма.

В 1968 году из-за произошедшей реформы, которая заключалась в отмене чистописания, сократилось количество прописей и часов, отводимых на обучение. На замену перу была изобретена поршневая, а позднее шариковая ручка. Учёными и их исследованиями было доказано, что перо обладало рядом преимуществ перед шариковой ручкой и способствовало формированию навыков чистописания.

На современном этапе внимание чистописанию и, в частности, каллиграфии уделяется не достаточно. Например, анализ федеральной образовательной программы начального общего образования, принятый в этом году, позволил увидеть, что формированию навыков письма у детей отводится всего 5 часов в неделю.

В рамках этого урока они должны научиться:

  1. ориентироваться на пространстве классной доски и листа тетради;
  2. соблюдать во время письма гигиенические требования;
  3. писать строчные и прописные буквы;
  4. писать аккуратным, разборчивым почерком;
  5. понимать функции пробела между словами, знака переноса — небуквенных графических средств;
  6. писать под диктовку не расходящиеся по написанию слова и предложения с произношением;
  7. последовательности и приёмам при правильном списывании текста [11].

Чтобы письмо от руки усваивалось учащимися в полной мере, необходимо в первую очередь, начать с правильной посадки, организации достаточного рабочего пространства и проведении пальчиковой гимнастики, которая будет выполняться несколько раз за всё время урока. Во-вторых, нужно использовать качественные письменные принадлежности: карандаш, ручку, разлинованную бумагу. В-третьих, важно донести до учащихся, что при написании букв, слов нужно не торопиться, быть внимательным и следить за аккуратностью своего почерка.

Для реализации задач из федеральной образовательной программы используются определённые упражнения и приёмы, помогающие формировать письменные навыки. Учитель показывает процесс письма, объясняя способы написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося, после чего обучающиеся списывают с образца или работают в прописях. Также используются приёмы «воображаемое письмо», то есть обведение образца в воздухе, письмо под счёт и показ ошибочного написания. Эти упражнения позволяют педагогу разнообразить деятельность учащихся и достичь наибольшего успеха в обучении их письму.

Безусловно, чистописание неразрывно связано с тонкими движениями руки, отражающими уровень сформированности познавательных процессов.

Они объясняются как психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды и самого организма. К ним относятся следующие виды: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Внимание позволяет сознанию сосредоточиться на определённом объекте окружающего мира при его отвлечении от других объектов. Благодаря этому процессу человек способен отбирать нужную информацию и сохранять контроль над своим поведением. На основе внимания формируется мышление, то есть процесс, который социально обусловлен и неразрывно связан с речью, обобщая отражения действительности из окружающего мира [13].

Чистописание неотделимо от внимания и мышления. Например, если младший школьник пишет буквы между линиями строки и на линии, не заходя за границы и не уклоняясь от них, то это говорит о его развитом познавательном процессе — внимании. Также уровень сформированности тонких движений связан с анализом, который необходим учащемуся для понимания того, что при завершении предложения нужно поставить соответствующий знак — точку. Такая мыслительная операция напрямую связана с мышлением.

Таким образом, чистописание даёт младшим школьникам возможность активизировать мышцы руки, правильно их задействовать в процессе письма, формировать основные черты характера и мелкую моторику, которая, в свою очередь, позволяет развивать познавательные процессы обучающихся. Данный метод необходимо использовать в школьной программе и уделять ему особо широкое внимание.


Список литературы

1. Богданов К. Из истории клякс. Уроки чистописания в советской школе и медиальная антропология [Электронный ресурс] // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/06/25/1259001761/13_bogdanov.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
2. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя. – М.: Изд-во. «Дрофа», 2000.
3. Курс каллиграфии и конторской скорописи. – Петроград: Изд-во. «Круг самообразования», 1915.
4. Боголюбов Н.Н. Методика чистописания. Учебное пособие для педагогических училищ. – Ленинград: 1955.
5. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников. Начальная школа: 1987.
6. Ефимова Л.М. Быть ли урокам чистописания в современной школе [Электронный ресурс] // URL: http://pedsovet.su/publ/49-1-0-4040 (дата обращения: 24.03.2023).
7. Как писали дети в СССР [Электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/media/id/5d602d106d29c100ad1dbe7d/kak-pisali-deti-v-sssr-sovetskie-propisi-foto-5dbc469f79c26e00b21d076b?utm_referer=www.google.com (дата обращения: 23.03.2023).
8. Аруцев Ю.И., Катерин Р.А. Дополнительные образовательные программы Ярославской школы письменности. Чистописание. Русская каллиграфия и связь. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – Ярославль: Изд-во. «Филигрань», 2016. – 44 с.
9. Проненко Л. Каллиграфия для всех. – М.: Изд-во. «Армения», 2011.
10. Флеров В. Наглядные уроки письма. Пособие для учащихся. – М.: 1916.
11. ФОП НОО [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (дата обращения: 24.03.2023).
12. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. – М.: 1993. – 48 с.
13. Романова М.В. Общая психология. Познавательные процессы. Учебно-методическое пособие. – Пенза: 2019.

Расскажите о нас своим друзьям: