Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 378. 147

Дата публикации 30.04.2019

Курс “Fundamentals of Management” в магистратуре факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова: результаты и перспективы

Егорова Ольга Арсеновна
кандидат культурологии, доцент, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва, egorovaolga29@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу практического курса “Fundamentals of Management” проводимого на кафедре английского языка для естественных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения для магистрантов факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. В статье обосновывается актуальность курса для магистрантов факультета почвоведения, определяются основные цели и задачи обучения. Описываются содержание курса, учебные стратегии и методические принципы, представлены основные формы текущего и итогового контроля. Обобщается опыт проведения занятий и намечаются перспективы совершенствования и развития курса.
Ключевые слова: курс менеджмента на английском языке, деловое общение, магистратура, факультет почвоведения МГУ, образовательные технологии, интерактивное обучение

The Course “Fundamentals of Management” in the Master Program of the Faculty of Soil Science of Lomonosov Moscow State University: Results and Prospects

Egorova Olga Arsenovna
PhD in Cultural Studies,Associate Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

Abstract: The article is devoted to the analysis of the practical course “Fundamentals of Management” at the English Language Department for Natural Science Faculties of the Faculty of Foreign Languages and Area Studies for master students of the Faculty of Soil Science of Lomonosov Moscow State University. The relevance of the course for master students of the Faculty of Soil Science is justified in the article and the main goals and objectives of learning are determined. The course content, training strategies and methodological principles are described, the main forms of current and final control are presented. The experience of conducting classes is summarized and the prospects for improvement and development of the course are outlined.
Keywords: management course in English, business communication, master degree program, faculty of soil science at Moscow State University, educational technology, interactive learning

В статье представлен опыт и перспективы курса “Fundamentals of Management”, который разработан и проводится на кафедре английского языка для естественных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова для магистрантов первого и второго года обучения факультета почвоведения.

Важнейшие цели и задачи курса состоят в овладении учащимися основами теории и практики управления на английском языке, а также в изучении английской деловой лексики в сфере профессиональной деятельности, связанной со специализацией магистрантов: экологический менеджмент и сельское хозяйство. Кроме того, курс нацелен на решение воспитательных и просветительских задач: через изучение практик делового общения в различных регионах мира повышается общий уровень знаний студентов, их кругозор, толерантность и терпимость к экзогенным культурам и традициям, что критически важно в современном транспарентном мире. Как справедливо замечает А. С. Холкина: «Задачи, стоящие перед преподавателями иностранного языка и студентами неязыковых специальностей, выходят за рамки как чисто лингвистических, так и сугубо профессиональных. Преподавание иностранного языка для специальных целей связано прежде всего с необходимостью формирования определенной культуры – культуры общения» [7, c. 242].

Курс менеджмента и делового общения на английском языке имеет высокую степень релевантности для студентов факультета почвоведения МГУ, так как вместе с глубокими теоретическими знаниями в ходе учебы большое внимание уделяется освоению практических навыков. «Английский язык используется для достижения гораздо большего количества целей, чем когда-либо прежде. Он тесно ассоциируется с экономической модернизацией и промышленным развитием. Компании яростно борются за клиентов, в то время как работники конкурируют друг с другом за свои рабочие места, заканчивая вузы, получая специальную языковую подготовку и опыт, который, как они надеются, даст им преимущества на рынке» [8, c. 213].

Среди основных прикладных направлений факультета можно выделить создание земельного кадастра, почвенно-ландшафтное проектирование и ландшафтный дизайн, разработку и внедрение стандартов экологического нормирования состояния земельных ресурсов, проведение экологической экспертизы различных видов проектного анализа, осуществление контрольно-ревизионной деятельности и экологический аудит, организация и внедрение системы экологического менеджмента на предприятиях, в организациях, а также в административных и муниципальных структурах. Выбор настоящего курса оправдан и тем, что специалисты-почвоведы и экологи незаменимы в крупном сельском хозяйстве, добывающей промышленности, агрохимии и агрофизике. Магистры факультета почвоведения МГУ занимают важные должности в научно-исследовательских учреждениях и производственных организация, в ключевых и стратегических холдингах, государственных корпорациях и компаниях.

Актуальность курса менеджмента и делового общения, проводимого на английском языке для магистрантов, не вызывает сомнений, так как получение высшего уровня высшего образования – магистр – предполагает овладение не только узконаправленными компетенциями, но и управленческими навыками, техникой переговоров, широкими знаниями об устройстве и ведении бизнеса во всех регионах мира. Доминирующая в современном мире концепция гласит: менеджмент – это отдельная профессия, поэтому руководители различных организаций – от нанотехнологий до сельского хозяйства и животноводства – должны быть специалистами в области управления, коммуникаций, подбора команды, обладая при этом специализированными навыками и опытом в конкретной сфере деятельности.

Более того, в случае с сельским хозяйством навыки менеджмента и долгосрочного планирования обретают особую стратегическую ценность, так как обеспечение продуктовой безопасности является одной из реперных точек для устойчивого экономического развития, политической независимости. Грамотный менеджмент в сфере сельского хозяйства позволяет коренным образом повысить собираемость урожаев, эффективность труда. Магистры, освоившие базовые принципы управления на английском языке, имеют возможность взаимодействовать с иностранными коллегами, перенимать их опыт и новейшие разработки, заключать договоры о сотрудничестве и вести продуктивные переговоры. «Не требует доказательства тезис о том, что владение профессиональной речью является важнейшим условием подготовки специалиста любой отрасли» [2, c. 120].

Курс “Fundamentals of Management” впервые начал преподаваться на факультете почвоведения несколько лет назад и, естественно, постоянно дорабатывался, улучшался и эволюционировал. Изначально курс был спланирован так, чтобы, прежде всего, охватить наиболее релевантные темы в сфере менеджмента, интересные и полезные максимальному количеству магистрантов. На занятиях приоритетно разбирались и обсуждались следующие темы: работа и взаимодействие с международными и транснациональными корпорациями, высший менеджмент, тайм-менеджмент, алгоритмы принятия решений, вопросы мотивации и стимулирования сотрудников, роль руководителя как медиатора в конфликтах внутри фирмы, корпоративная и социальная ответственность бизнеса, вопросы экологической безопасности, бизнес-этикет. Магистранты, которые планируют свою карьеру в различных сферах: от научной работы в международных лабораториях до управления крупными зарубежными и отечественными холдингами – были заинтересованы в материалах данного курса, так как понимание основных аспектов функционирования бизнеса в мире и связанных с этим культурологических аспектов – важнейшее конкурентное умение.

Однако по мере апробации материалов курса стало понятно, что теоретические и практические задачи нужно рассматривать на материале, непосредственно связанном со специализацией магистрантов, то есть почвоведением и экологией. По мнению Ю. Н. Храмовой и Р. Д. Хайруллина, «В настоящее время современное производство предъявляет новое требование к специалисту – способность к реализации иностранного языка в своей практической деятельности и практического владения им в социально-профессиональной среде. Специалисты, не имеющие специальной языковой подготовки, сталкиваются со значительными трудностями в условиях быстрого развития элементов рыночной экономики. Задача преподавателя – ориентировать студентов на практическое использование иностранного языка» [8, с. 213].

Так, особенно большой интерес у студентов вызвало изучение тем, связанных с негативными последствиями добычи сланцевого газа и сланцевой нефти; с нахождением оптимальных решений для начала рекреации земель и подведением под этот процесс экономического базиса. Кроме того, проблемы устойчивого экономического развития, связанные с неограниченной эксплуатацией природных ресурсов, строительством ГЭС, техногенными катастрофами (например, аварии на Чернобыльской и Фукусимской атомных станциях, разлив нефти в Мексиканском заливе), стали важной частью курса, которая объединяет современную теорию менеджмента и делового этикета, наиболее актуальные проблемы управления и специализацию студентов – почвоведение и экологию.

Освоение материалов курса происходит в том числе и с помощью интерактивного взаимодействия со студентами: в течение семестра учащиеся готовят доклады и презентации на интересующие их темы, связанные с экологическим аудитом, оценкой земельных ресурсов,  охраной окружающей среды, почвенно-ландшафтным проектированием, деятельностью международных экологических организаций и фондов, экологическим нормированием, рациональным использованием земельных ресурсов. Важно, что студенты имеют возможность обмениваться разными мнениям и знаниями, полемизировать по наиболее спорным вопросам, таким как: изменение климата, сохранение биологического разнообразия, развитие альтернативной энергетики.

Рассмотрим несколько примеров. Одним из актуальных вопросов, которые анализируются в магистерской программе, является тема green roof gardens/зеленые сады на крыше домов. С одной стороны, это тема, сопряженная с экологией, биоразнообразием, охраной окружающей среды. Так, green roofs снижают количество выбрасываемых в атмосферу углекислых газов, способствуют очищению воздуха, уменьшают объём стока воды после дождя.  С другой стороны, это экономическая тематика, связанная с энергосбережением, поскольку green roofs значительно снижают потребление электричества зданиями. В жаркие летние дни они не дают крыше нагреваться – люди более экономно используют кондиционеры. Зимой, наоборот, выступают как дополнительный защитный слой и делают здание тепло сберегающим. По данной тематике студенты обычно находят много дополнительных материалов и готовят сообщения, в которых детально анализируют не только экономические преимущества новой технологии, но и её влияние на сохранение разнообразия растительного и животного мира в городской среде. Так, например, магистрантом первого года обучения был подготовлен доклад о влиянии green roofs на электропотребление в летние месяцы. Студенткой той же группы магистрантов, занимающейся преимущественно вопросами экологии и экосистем, был сделан доклад на тему: «Soil fungal communities in green roofs and city park»/«Грибные сообщества, обитающие в почвах зеленых крыш и в городских парках» на основе научных статей из американских журналов. Основной целью ее доклада было найти ответы на следующие вопросы:

1. Do green roofs in New York city function as biodiversity reservoir for fungi?/Поддерживают ли зеленые крыши в Нью-Йорке биологическое разнообразие грибных сообществ?

2. Does vegetation type influence community composition of green roof fungi?/Влияет ли тип растительности на состав грибных сообществ зеленых крыш?

3. How much overlap is there in fungal community composition of the green roof substrates and city park soils?/Как соотносится между собой состав грибных сообществ в почвах зеленых крыш и городских парков?

Эти два сообщения оказались весьма дискуссионными и спорными, поэтому докладчикам после выступления был задан целый ряд разнообразных вопросов:

1. What is the initial cost of green roofs and the payback period of the technology?/Какова первоначальная стоимость зеленых крыш и срок окупаемости технологии?

2. Isn't the creation of green roofs an intrusion into the ecosystem of the city and suburban areas, whose effects have not yet been assessed?/Не является ли создание зеленых крыш вторжением в экосистему города и пригородных районов, последствия которого еще не были оценены?

3. In what climatic conditions is the use of green roofs technology possible?/В каких климатических условиях возможно использование технологии зеленых крыш?

Еще одним вектором развития магистерского курса стал переход от анализа любых крупных отечественных и международных корпораций к докладам о непосредственных лидерах рынка в сельском хозяйстве и экологических технологиях. Так, изначально студентам предлагалось подготовить доклады о известной компании, в которой им бы хотелось работать, или о компании, чья история и принципы управления вызывает у них наибольший интерес.  Магистранты выбирали объектом своего выступления такие холдинги и корпорации, как Apple, Газпром, Airbus, Volvo, Яндекс и другие.

В настоящее время задание осталось, по сути, прежним, но теперь оно непосредственно связано со специализацией студентов. Так, известно, что магистранты факультета почвоведения работают или проходят учебную практику в научно-исследовательских сельскохозяйственных институтах, Министерстве сельского хозяйства, Институте океанологии РАН, Всероссийском НИИ сельскохозяйственной биотехнологии и в других государственных и коммерческих организациях, имеющих долгосрочные международные контакты. Поэтому студентам предлагается выбирать темы для сообщений, ориентируясь на имеющийся у них опыт и ближайшие перспективы: «Рассказать о преимуществах компании, в которой вы проходили учебную практику»/«Рассказать о преимуществах компании, в которой вы бы мечтали провести учебную практику»/«Подготовить сообщение о том, какие знания или навыки вам потребуются, если вы будете работать в экологической компании своей мечты».

Подобные задания дают возможность магистрантам освоить не только общие теоретические знания и лексику в сфере менеджмента и делового общения, но и погрузиться в специфику управления в их профессиональной сфере, понять особенности бизнес-этикета и английской лексики в сельском хозяйстве и экологии, быть в курсе актуальных мировых трендов их профессии [1, 5].

В качестве методических материалов используются учебники и пособия зарубежных и отечественных авторов по таким направлениям, как: основы ведения бизнеса [1, 10, 11, 15, 16], менеджмент в современном мире [9, 12, 18], бизнес-этикет  [13, 14, 17].

Осуществление текущего контроля в ходе семестра предусматривает как классические контрольные работы, так и методы интерактивной проверки знаний и умений: подготовка и защита докладов и тематических сообщений, проведение аудиторных конференций, решение и разработка на основе пройденного материала новых оригинальных деловых ситуаций (case-study). При разработке кейсов используются инновационные обучающие стратегии, которые предлагаются отечественными и зарубежными методистами [4, 5, 6]. Как отмечают Н. В. Попова и Т.Н. Сухарева в статье «Использование кейс-метода в обучении английскому языку», российское сельское хозяйство сталкивается с четырьмя основными проблемами, связанными с достаточно сложными климатическими условиями, недостаточным финансированием, изношенностью сельскохозяйственного оборудования и с нехваткой высококвалифицированных специалистов. Авторы статьи предлагают использовать проблемы в области сельского хозяйства при разработке кейсов. «Все вышеперечисленные проблемы могут служить источником создания кейсов с целью улучшения коммуникации студентов или обучающихся, изучающих агробизнес на иностранном языке» [4, с. 206].

Итоговый экзамен состоит из двух частей и имеет своей целью проверить то, насколько магистрантам удалось усвоить и понять основные темы и терминологию курса «Fundamentals of Management». Первая часть – это проверка речевой, деловой и культурной компетенции: студентам дается задание – case studies. Магистранты должны проанализировать кризисную ситуацию с учетом полученных знаний в области делового общения, моральных и этических норм и предложить способы выхода из нее.  То есть, учащиеся должны предложить решение проблемы, описанной в кейсе, уметь беседовать с преподавателем на проблематику кейса, отвечать на вопросы преподавателя, которые возникают по ходу обсуждения кейса.

Вторая часть экзамена – это задание, связанное с одной из или рядом профессиональных тем: сельским хозяйством, охраной окружающей среды, животноводством, устойчивым развитием, инновациями – и, главное, связанное с решением комплексной бизнес-задачи в данной области. Магистранты должны подготовить бизнес-презентацию нового продукта, системы управления, карты рисков экологически опасного производства, разработанных их собственной компанией. Основная цель – убедить руководство банка – которое во время экзамена представлено преподавателями и студентами – выдать кредит на реализацию этих инновационных предложений. Студентам необходимо показать, что они освоили бизнес-этикет, умеют оперировать деловой терминологией, понимают основные принципы ведения переговоров с инвесторами. Кроме того, задание предполагает работу в команде, делегирование полномочий и разделение зон ответственности. Эти компетенции чрезвычайно актуальны в современной индустрии и однозначно пригодятся магистрантам в будущем.

При подготовке к экзамену у студентов есть возможность пользоваться наработанными материалами, так как принципы построения бизнес-презентации разбираются в ходе курса совместно с преподавателем. В курс «Fundamentals of Management» был добавлен анализ видеоматериалов самых известных презентаций товаров и услуг: Стив Джобс и его смартфон «IPhone», сервис «Apple Music», Джефф Безос и его сервисы «Amazon». В связи с этим магистранты выполняют это задание не только добросовестно, но и креативно, пытаясь найти контакт и заинтересовать потенциальных «инвесторов» неординарными решениями.

Интерактивная часть экзамена включает также вопросы из зала: от преподавателей и студентов. Среди основных вопросов: обоснованность первоначальной цены продукта, сроки окупаемости и риски, анализ рынка сбыта и его наполненности, технические особенности.

Результаты, которые студенты демонстрируют на итоговых экзаменах, с каждым годом улучшаются, что дает возможность говорить о том, что вовлечение магистрантов в учебный процесс: проведение семинаров в интерактивной форме, использование видеоматериалов и их обсуждение, проведений конференций и дебатов в аудитории, решение и разработка «кейсов», подготовка презентаций и докладов  – положительно влияют на мотивацию обучающихся и позволяют им добиваться значительного прогресса в изучении английского языка, а также в теории и практике управления.

 


Список литературы

1. Борисова Н. Н. Инновационно-ориентированное управление человеческими ресурсами. - М.: Креативная экономика, 2014. - 132 с.
2. Копытько С. В. Моделирование в обучении иностранных студентов языку специальности в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (73): в 3-х ч. Ч. 3. – Тамбов: Грамота, C. 210.
3. Кукушкина В. С. Педагогические технологии: учебн. Пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушкина. - М.: Март., 2006. - 296 с.
4. Попова Н. В, Сухарева Т. Н. Использование кейс-метода в обучении английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (781): Ч. 1. – Тамбов: Грамота, C. 210.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.
6. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. - К.: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 c.
7. Холкина А. С. Иностранный язык в неязыковом вузе: свой или чужой? // Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Т.Н. Ефремцевой, 2017. - С. 238-243.
8. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Роль иностранного языка в формировании современного специалиста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75): в 2-х ч. Ч. 2. - C. 210.
9. Aswath Damodaran Investment philosophies. Successful strategies and the investors who made them work. - Canada, 2006.
10. Brealey Richard A. Fundamentals of Corporate Finance. - New York, 2008.
11. David Cotton Keys to Management. - London: Longman, 2012.
12. Erich A. Helfert Financial analysis tools and techniques: A guide for managers. - New York, 2006.
13. Erica Hall Market Leader. - London: Longman, 2013.
14. Graham Tullis New Insights into Business. – London: Macmillan, 2009.
15. Mark Roberts English for Economics in Higher Educational Studies. – London: Garnet Publishing Ltd., 2012.
16. Philip Kotler Marketing Management. – London: Pearson, 2014.
17. Tonya Trappe Intelligent Business. - London: Pearson Education Limited, 2008. Fabio Chaddad The Economics and organization of Brazilian agriculture: Recent evolution and productivity gains. - Amsterdam, 2016.

Расскажите о нас своим друзьям: