Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №5 (34) Май 2019

УДК 79

Дата публикации 13.05.2019

Воспитание коллективизма у подростков в рамках физкультурно-спортивного движения ГТО

Болдырев Игорь Иванович
аспирант, кафедры педагогики и педагогической психологии, Воронежский Государственный Университет

Аннотация: В статье рассматривается гражданское воспитание через процесс формирования гражданских качеств. На основе анализа работ, посвящённых гражданскому воспитанию, было выявлено, что коллективизм является одним из важнейших качеств личности гражданина. В статье рассматривается процесс воспитания коллективизма средствами физической культуры в рамках физкультурно-спортивного движения Готов к Труду и Обороне, на примере подростков, раскрыты этапы развития коллективистских отношений в рамках физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: комплекс ГТО, подростки, коллективизм, физкультурно-спортивный клуб

The education of collectivism in adolescents within the framework of physical culture and sports movement of the complex GTO

Boldyrev Igor Ivanovich
post-graduate student, Department of pedagogy and pedagogical psychology, Voronezh state University

Abstract: The article deals with civic education through the process of formation of civic qualities. On the basis of the analysis of the works devoted to civil education, it was revealed that collectivism is one of the most important qualities of the individual citizen. The article deals with the process of education of collectivism by means of physical culture within the sports movement Ready for Work and Defense, on the example of adolescents, the stages of development of collectivist relations in the framework of physical culture and sports activities.
Keywords: complex GTO, teenagers, collectivism, sports club

Проблема гражданского воспитания молодежи в нашей стране является одной из важнейших. Это подтверждается рядом диссертационных исследований [1,3,5,6,7,9,11]. В этих работах, посвященных гражданскому воспитанию, авторы указывают на необходимость формирования гражданских качеств, в этой связи, коллективизм является одним из важнейших качеств личности.  Процесс формирования коллективизма у подростков весьма актуален в наши дни. Обособление личности, замкнутость, «виртуальная» жизнь, все те процессы которые мы наблюдаем сегодня, крайне негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения. Поэтому важность процесса сплочения детей, поиск новых средств формирования коллектива, является ключевой задачей исследователей.

Цель исследования: определить особенности воспитания коллективизма у подростков в рамках физкультурно-спортивной деятельности на примере комплекса ГТО.

Задачи исследования: выявить особенности процесса формирования коллективизма у подростков в рамках физкультурно-спортивного движения ГТО.

С первых дней Советской власти, проблема воспитания нового поколения, обусловленная событиями происходящими в стране, находилась в центре внимания педагогов. Выдающиеся педагоги того времени, Надежа Константинов Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский, Антон Семенович Макаренко, Станислав Теофилович Шацкий и др. работали над ее решением. Гражданское воспитание детей, в данных трудах, представлялось через влияния на них коллектива, детских и юношеских организаций. Основной целью воспитания, по мнению А.В. Луначарского, всестороннее развитие личности, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

Выдающийся педагог, Антон Семенович Макаренко, разработал теорию формирования коллектива. Закон жизни для коллектива по мнению А.С. Макаренко: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть. Этапы развития коллектива по А.С. Макаренко:

1-й этап – становление коллектива.

2-й этап – усиление влияния актива.

3-й этап и последующие этапы – расцвет коллектива.

4-й этап развития – этап движения.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, А.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня, общества и тенденции его развития.

Однако, проблема выбора средств формирования коллектива, становится все белее актуальной. Так,  А.Ф. Солодкова, в своем диссертационном исследовании указывает, что наиболее ценным средством в формировании коллективизма, является организация творческой коллективной деятельности во внеурочное время, в процессе которой идёт закрепление этических знаний учащихся и вырабатываются навыки коллективистического поведения при решении конструкторских задач, совместном выполнении социальных заказов [10].

Автор другого диссертационного исследования, А.П. Терехов, указывает на значимость развития не только коллективистских чувств и поступков, проявляющихся в самодеятельном коллективе, но и всех остальных нравственно-эстетических качеств [12].

Т.П. Резник указывает на ведущую деятельность, как основной инструмент при формировании коллективизма [8].

А.В. Дмитриева, в своем исследовании, рассматривает педагогические возможности  социально-культурной анимации в воспитание коллективизма у подростков [4].

Однако, в настоящее время, продолжается  поиск новых форм и средств формирования коллективизма у подростков. В этой связи, будет рассмотрена физкультурно-спортивная деятельность, на примере комплекса ГТО, как ключевой компонент формирования коллективизма у подростков. Основания для рассмотрения данного феномена являются следующие:

1. Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для развития личности, формирования личностных качеств [2,13].

2. В подростковом возрасте потребность в занятиях спортом гораздо выше, чем в любом другом, так как организм человека в это время подвергается функциональным изменениям [14].

3. Спортивная деятельность, в процессе подготовки к сдачи норм ГТО, развивает важнейшие личностные качества такие как решительность, ответственность, дисциплинированность,  настойчивость, целеустремленность, коллективизм.

4. Физкультурно-спортивная деятельность, на примере командных игр, способствует сплочению команды, развивает навык работы в коллективе.

5. Командные виды спорта (на примере подготовки к испытанию «Туристский поход с проверкой туристских навыков») помогают проявить лидерские качества и организационные способности, что в будущем будет полезно при работе в коллективе.

6. Важную роль в дальнейшей работе в коллективе, может сыграть умение человека индивидуально побеждать, ставить новые рекорды при сдаче испытаний комплекса ГТО, аккумулируя свои ресурсы, сосредотачиваясь на конкретной цели [14].

Участники физкультурно-спортивного объединения или члены спортивного клуба – это группа учащихся, связанных совместной деятельностью. Черты: небольшое количество детей, заметно выраженная разновозрастность состава. В физкультурно-спортивном объединение существуют все признаки коллектива: общих характер деятельности, актив группы, самовоспитание, традиции. И при грамотной организационной работе возможно эффективное воспитание коллективизма у подростков в рамках физкультурно-спортивного движения ГТО.


Список литературы

1. Арапов М.О. Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтёрского движения по воспитанию гражданских качеств молодёжи: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ М.О. Арапов. – Москва, 2013. – 24 с.
2. Болдырев И.И. Гражданственность и патриотизм подростков: сущность, факторы и уровни сформированности / И.И. Болдырев, И.Ф. Бережная// Известия ВГПУ. – 2019. – №1 (282). – С. 55-58
3. Гендугова М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ М.Н. Гендугова. – Москва, 2011. – 25с.
4. Дмитриева А.В. Педагогический аспект влияния социально-культурной анимации на воспитание коллективизма у детей и подростков/ А.В. Дмитриева// Научный журнал КубГАУ. – 2016. – №115(1). – С. 70-88
5. Красонова А.И. Педагогические условия формирования гражданских качеств младшего школьника средствами краеведческой деятельности/ А.И. Красонова, Г.Н. Мусс// Современные проблемы науки и образования. – №3. – 2015. – С. 3-11
6. Мягкова А.П. Формирование гражданской компетентности у старшеклассников в воспитательном пространстве современной средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.П. Мягкова. – М., 2013. – 27 с.
7. Печерица Э.И. Формирование гражданских качеств подростков средствами поликультурного воспитания в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.И. Печерица. – Томск, 2011. – 24 с.
8. Резник Т.П. Проектная деятельность как средство формирования единства индивидуальности и коллективизма студентов педвуза: дис. ... канд. пед. наук/ Т.П. Резник. – Волгоград, 2004. – 239 с.
9. Романова С.В. Формирование у учащихся сельских школ гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Романова. – Чебоксары, 2008. – 24 с.
10. Солодкова А.Ф. Воспитание коллективизма у младших школьников в процессе познавательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук/ А.Ф. Солодкова. – Минск,1984. – 184 с.
11. Суменков И.А. Современные подходы к содержанию гражданско-патриотического воспитания студентов/ И.А. Суменков// Известия Воронежского государственного педагогического университета, 2017. – № 4 (277). – С. 14-16
12. Терехов А.П. Педагогические условия воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ в процессе занятия художественным творчеством: дис. ... канд. пед. наук/ А.П. Терехов. – Казань, 1984. – 191 с.
13. Черкесова Е.В. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданско-патриотических качеств личности подростка/ Е.В. Черкесова// Педагогическое образование в России. – 2013. – №5. – С. 99-102
14. Щепотьев А. В., Лукьянова Е. Д. Спорт как инструмент развития личности подростка //Школьная педагогика. — 2018. — №3. — С. 11-15

Расскажите о нас своим друзьям: