Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 13.00.08

Дата публикации 30.04.2019

Применение технологии «эдьютейнмент» в обучении деловому английскому языку студентов поколения Z.

Земскова Анастасия Николаевна
преподаватель Департамента языковой подготовки; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва, anzemskova@fa.ru

Аннотация: Целью статьи является анализ особенностей обучения деловому английскому языку представителей нового поколения студентов. Она посвящена актуальным на сегодняшний день вопросам - изменению роли преподавателя и студента в учебном процессе в 21 веке и использованию наиболее полезных средств массовой информации в дополнение к основному учебному комплексу на занятиях по деловому английскому языку. Автор рассматривает понятие «эдьютейнмент» как современный тип обучения данной дисциплине, способы и целесообразность применения этого типа при аудиторном и внеаудиторном обучении дисциплине. Особое внимание уделяется обобщению опыта работы с сетью Инстаграм и ТВ-шоу на разных этапах занятия.
Ключевые слова: поколение Z, деловой английский язык, социальная сеть, информация, эдьютейнмент, развлекательный компонент, образовательный процесс

Application of technology "edutainment" in teaching business English to students of generation Z

Zemskova Anastasia Nikolayevna
Teacher of the Department of Language Training; Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

Abstract: The target of the following article is to study methods and tools of teaching Business English to the representatives of the latest generation. It is devoted to questions of current interest-the changing of teacher’s and student’s role in modern classroom and the usage of the most helpful mass-media in addition to the general coursebook. The author considers the concept of “edutainment” as an up-to-date type of Business English teaching, the advantages and ways of implementation of entertainment component at the lessons. The main attention is focused on the selection and practical uses of Instagram and TV-show on different lesson stages.
Keywords: generation Z, Business English, social net, information, edutainment , entertainment component, educational process

Поколения сменяют друг друга, и каждое из них  обладает уникальными особенностями. Первыми теорию поколений научно обосновали американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году [4]. В процессе исследований Н. Хоув и В.Штраус пришли к выводу, что каждые 20 лет появляется новое поколение с иной шкалой ценностей и отличным от предшественников поведением. Ученые считают, что доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает модель воспитания, принятая в семье, а также политические, экономические, социальные и  технологические события, которые произошли с детьми до 11-12 лет[1]. ].Сегодня мы обучаем студентов, которые родились в начале 2000-х годов и относятся к поколению Z. Говоря об их характеристиках, необходимо отметить, что они общительны, делают все довольно быстро, а также более склонны к мгновенной классификации. Студентам нравится проводить эксперименты, то есть они предпочитают действовать, а не рассуждать. В обучении им помогают различные гаджеты: смартфоны, планшеты. Они увлекаются творчеством в социальных сетях, с удовольствием изучают новые приложения и инструменты. Записям лекций в тетради студенты предпочитают заметки в телефонах или на персональных компьютерах, вопросы преподавателям все чаще задают по электронной почте, а ответы на них ожидают получить как можно скорее. [Ротман,2016] Смартфон для представителей поколения Z- не просто средство связи, а «портал в мир». Владение информацией и возможность ее поиска способствует формированию у молодежи уверенности в себе, в своих силах, формирует точку зрения[612].

Представители этого поколения предпочитают визуальное обучение. Список приложений, интернет каналов постоянно растет, и студенты довольно просто адаптируются к новшествам в этой области. Они привыкают к опыту интерактивного обучения как в домашних условиях, так и в школе, где учителя используют широкий спектр визуальных средств чтобы мотивировать их, вовлечь в деятельность.

Студенты поколения Z-отличные командные игроки. Молодые люди любят работать в командах, используя инструменты сотрудничества. В подобных объединениях есть более слабые участники - их поддерживают более сильные. Таким образом, студенты учатся, получая   знания друг от друга.

Поколение Z выросло в информационно-насыщенном окружении, и вследствие этого им сложно долго сосредоточить внимание на монотонных заданиях. Они с  большим рвением выполнят упражнения, в которых нужно делать несколько вещей одновременно, потому что способны очень быстро переключить внимание с одной задачи на другую. Исходя из этих особенностей, преподавателям не стоит удивляться при виде студента, который слушает музыку, общается в социальных сетях с друзьями и выполняет домашнее задание. Эта разноплановая деятельность- часть повседневной жизни представителя поколения Z [2].  Студентам необходимо понимать, какую практическую значимость имеет как то или иное упражнение, упражнения поможет ли оно  им общаться со сверстниками или будущими коллегами, соответственно, задача преподавателя - убедить их в практической значимости заданий. Современные студенты - это поколение, которое быстро отреагировало на запросы времени, адаптировалось к новым условиям жизнедеятельности и  требуеттребующее качественно нового подхода в обучении.

Принимая во внимание эти особенности, все большую популярность приобретает образовательная технология эдьютэйнмент (англ. Education (образование)+entertainment(развлечение).) ).[] В отечественной науке четкое определение «эдьютейнмента» отсутствует, это и «цифровой контент» , и «креативное образование» (М.М.Зиновкина), и «неформальное образование» (И.Ф.Феклистов). Зарубежные авторы определяют «эдьютейнмент» как «обучение через развлечение», однако можно отмeтить различное словесное оформление. «Эдьютейнмент» это: представление опыта и развлечений через созидание (Я.Ванг), «эффективный баланс между информацией, мультимедийными продуктами, психологическими приемами и современными технологиями»  (Ш.Де Вари). Анализ работ российских и зарубежных авторов показывает разнообразие мнений о роли и значении эдьютейнмента. Можно предположить, что это - особый тип обучения , который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету с получением удовольствия от процесса обучения и стойким интересом к нему[5]. Метод Этот метод подразумевает обучение аудитории посредством включения в образовательный процесс знакомых и преподавателю, и студентам форм развлечения: телепрограмм, компьютерных игр, фильмовобщения в социальных сетях, музыки,  вебсайтов, мультимедийных программ. Преподавателям 21 века следует усовершенствовать стратегии обучения, приспосабливаться к заданиям с применением новых технологий, включать больше визуальных элементов и предоставлять студентам возможность самовыражения. В настоящей статье автору хотелось бы поделиться практикой работы с некоторыми формами развлечения на занятиях по деловому английскому языкуинтернет - ресурсами различных типов.

Одной из самых популярных сетей среди молодых людей является Инстаграм. Здесь они общаются, публикуют свои фотографии, делятся новостями. Мы решили использовать возможности Инстаграм при проведении занятий по деловому английскому языку. Начинать работу можно с обсуждения фотографий и постов  известных личностей (предпринимателей, изобретателей, бизнесменов). На странице entrepreneursquote есть пост с изображением успешного и неуспешного человека. Успешный изображен поднимающимся по своим ошибкам, как по лестнице, к процветанию; у неуспешного они показаны как тяжелые камни над головой. Под картинкой вопрос: Вы согласны? Мы предложили студентам обсудить данный пост. В процессе написания откликов студенты использовали знакомые им лексические единицы и грамматические структуры. Еще один способ работы с Инстаграм: представить себя известной личностью и придумать текст поста, который этот человек опубликовал бы на своей странице.в своем Инстаграм. Чтобы  облегчить это задание, целесообразно  можно разрешить учащимся использовать интернет для поиска информации или предоставить им готовые сюжеты (например, «Томас Эдисон сообщает о своем новом изобретении» или «Утро Илона Маска», или «Я - глава компании «Нестле», и я уверен, что в 21 веке…») . Можно также  подготовить  один или несколько постов из Инстаграм (обязательно фото +подпись) и попросить студентов воссоздать историю, в момент  которой было сделано это фото. В группах, посвященных бизнесменам и предпринимательству, мы находим множество цитат. В начале занятия с помощью этих цитат  проводим можно провести следующую разминку: показываем показать учащимся фото поста из сети с пропусками глаголов. Задача студентов - предположить, какие глаголы пропущены и аргументировать свою точку зрения. Затем мы просим студентов зайти в сеть, найти это фото и оставить под ним свой комментарий. Если процесс обсуждения занимает больше времени, чем планировалось, написание комментария может быть  задано можно задать на дом. Практика показывает, что учащиеся увлекаются чтением цитат и обсуждений, подписываются на страницы. Обсуждение постов в социальных сетях – хороший способ тренировки письменной речи. С одной стороны, студенты выражают свои мысли, стараются правильно построить высказывание, а с другой - не так сильно боятся допустить ошибки, ведь в сети они, как правило, общаются под псевдонимами. Инстаграм, разумеется, можно использовать и для коммуникации с учениками, публикуя фото с объявлениями (например, о скором тесте или выполнении домашнего задания). Также полезно делиться постами с рекомендуемыми книгами. Большую популярность в Инстаграм приобрели конкурсы. Примеры  конкурсов по изучаемым по изучаемой нами вопросам: тематике:

- опубликовано фото с выражениями, которые нужно дополнить подходящими  предлогами места и направления (Десять выражений).

- «девять- При изучении темы «Маркетинг» «Девять слов,  используемых в маркетинге.» ». На фото- 9 картинок с кратким описанием, задача - назвать ключевое слово (Вы, бесплатно, потому что, без риска, секрет, немедленно, ограничено, легко, не пропустите). Ученик, который даст больше всех правильных ответов, получаетполучит приз (это могутможет быть, например, дополнительные полбалла к аттестации). Условия конкурсов подробно прописываются на английском языке с применением смайлов под фотографиями.  

 Показательным стал факт, что даже студенты, которые не очень активны на занятиях в аудитории, принимают участие в обсуждениях.

При изучении довольно сложных для восприятия тем, например,  международный франчайзинг, реклама, предприниматели , мы также прибегаем к использованию развлекательного компонента.  На занятиях студентам было предложено посмотреть видеосюжеты об известных-интервью с известными американскими предпринимателями Кевином О’Лири, Робертом Херджавеком, Марком Кубан, Лори Грайнер, Деймондом Джоном  и Барбарой Коркоран. После каждого короткого сюжета проанализировать их, отвечая на вопросы: Затем студенты обобщали информацию о героях. Затем   они посмотрели  популярное познакомились с популярным англоязычным  ТВ-шоу “Shark Tank”  (в русском варианте – «Акулы Бизнеса») . Хотелось бы остановиться на этом этапе занятия  подробнее. В каждом выпуске шоу «Shark Tank» участвуют четыре инвестора и предприниматели, которые хотят получить деньги на развитие своего бизнеса. Они представляют свой товар или услугу, а затем отвечают на вопросы инвесторов. Инвесторы уже знакомы студентам - это бизнесмены, о которых мы разговаривали в начале занятия.

После первого просмотра видео студенты выполняют следующие задания на индивидуальных рабочих листах:

1. Соотнесите имя инвестора и информацию о нем.

2. Ответьте на вопросы о предпринимателе. Например: что он предлагает инвесторам; каков его годовой доход; испытывает ли он трудности с поставщиками, если да, то какого плана эти трудности;  каковы его продажи? Сколько денег он вложил? Как он придумал идею своего бизнеса? Какое предложение ему сделали банки? Что необычного в упаковке его товара? Какова отличительная черта его изобретения?

3. Обсудите переговоры: кто из инвесторов отказывается принимать участие в инвестировании, как они аргументируют свое решение? Кто соглашается и  на каких условиях? Принимает ли участник это предложение ? Почему?

Затем мы предлагаем просмотреть фрагмент еще раз и выполнить упражнения для отработки нового лексического материала:

1. Расположите фразы в нужном порядке и отметьте, кем они произнесены.

2.  Используя  слова из сюжета, заполните пропуски в предложениях .

С помощью фрагмента телешоу мы отрабатываем лексику по теме предпринимателиПредприниматели ; продажи, а также грамматику ( простое настоящее время, простое прошедшее время, настоящее совершенное время  в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях). В более сильных группах  студентам предлагается  принять участие в ролевой игре по сюжету шоу.

В заключение можно сделать следующие выводы:  на сегодня существует большой спектр средств обучения деловому английскому, причем многие доступны в сети Интернет. Преподавателюобучающих приложений и интернет-каналов, но преподавателю необходимо отбирать из них наиболее подходящие , ориентируясь на тематику занятий и уровень студентов; молодые людистуденты действительно активно участвуют в обсуждении в социальных сетях, помогая друг другу, им важно, как преподаватель оценит их мнение. Подобное общение помогает снятию языкового барьера, и, соответственно, делаетделают обучение деловому английскомуиностранному языку более эффективным.


Список литературы

1. Арцимович И.В. Современное поколение: вызовы обществу или времени/ Интерактивная наука. 2017. № 12. с. 119-121
2. Бауман З. Текучая современность/ пер. с англ.; под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации.- М.: КНОРУС, 2010.-256 с.
4. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н.Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения/ Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. №1. с. 94-97
5. Попов А.В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. М.: Манн, Иванов, Фербер. 2006. 320 с.
6.Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС// Продуктивная педагогика. 2015. №8 (56). С. 2-9

Расскажите о нас своим друзьям: