Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 378

Дата публикации 31.05.2022

Критерии успешной адаптированности курсантов 1 курса образовательных организаций МВД России

Кустов Петр Васильевич
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, kustov_pv1955@mail.ru
Силкин Николай Николаевич
д-р. пед. наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, nn_silkin@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема поиска критериев адаптированности курсантов образовательных организаций МВД России с целью их использования в мониторинге успешности социально-психологической адаптации первокурсников. На основе анализа психолого-педагогической литературы авторы представляют специально разработанную анкету уровня адаптированности курсантов и приводят данные этапного комплексного обследования.
Ключевые слова: адаптация, психоэмоциональное состояние, адаптированность, учебная и служебная деятельность.

Criteria for successful adaptation of cadets of the 1st year of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kustov Petr Vasilievich
cand. ped. Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg
Silkin Nikolai Nikolaevich
dr. ped. sciences, professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: The article considers the problem of finding criteria for the adaptability of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to use them in monitoring the success of socio-psychological adaptation of first-year students. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors present a specially designed questionnaire on the level of adaptability of cadets and provide data from a stage-by-stage comprehensive examination.
Keywords: adaptation, psycho-emotional state, adaptability, educational and service activities.

Правильная ссылка на статью
Кустов П.В., Силкин Н.Н. Критерии успешной адаптированности курсантов 1 курса образовательных организаций МВД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kriterii-uspeshnoj-adaptirovannosti-kursantov-1-kursa-obrazovatelnykh-organizatsij-mvd-rossii.html (Дата обращения: 31.05.2022)

К одному из важных процессов, от успешности которого будет во многом зависеть дальнейшая профессионализация молодого специалиста органов внутренних дел, относится социально-психологическая адаптация курсантов первых курсов к учебе и службе в образовательных организациях системы МВД России.  

В психолого-педагогической литературе представлен широкий спектр исследований вопросов социально-психологической и психофизиологической адаптации. В работах А.В. Петровского, В.Ю. Верещагина, Л.И. Божович,  А.Б. Георгиевского, А.В. Мудрик,  И.В. Сечкиной и Г.И. Сечкина,  Ю.А. Самарина, П.Г. Щедровицкого, Л.А. Леоновой, А.Ф. Лазурского отражены вопросы адаптации обучающихся к образовательному процессу в вузе.

Различным аспектам адаптации курсантов силовых ведомств, в том числе системы МВД России, посвящены научные исследования О.А. Воскрекасенко, И.Н. Дмитриева, Ю.В. Кечкина, Л.Н. Акуловой, И.Н. Зайцева, А.И. Екимова, П.Ю. Аксеновой, В.Л. Пашута, Т.А. Грозной, С.А. Голобородько, М.В. Сидоровой, М.Г. Рябовой. А. В. Апалькова, И.В.Ульяновой, О.В.Свинаревой, И.В. Шершень, О.Я.Емельяновой, М.А.Кравец.

В исследованиях в зависимости от уровня взаимодействия личности со средой принято выделять следующие типы: социальную, психологическую, биологическую, физиологическую, профессиональную. Психологическая адаптация раскрывается как приспособление индивида к условиям и задачам на уровне психических процессов. Социальная адаптация представляет собой систему, направленную на овладение новыми общественными связями [3].

Социально-психологическая адаптация курсантов представляет собой процесс активного приспособления личности к специфике учебной и служебной деятельности в вузе, который предполагает осознание мотивов и целей учебы и службы, освоение профессиональных норм и требований.

Вопрос подбора критериев адаптированности курсантов, указывающих на специфику процесса и в целом на его успешность, в научных работах представлен всесторонне и многие авторы предлагают свою систему. Ю.В.Кечкин разработал критериально-уровневый аппарат, который предназначен для практико-ориентированного исследования профессионально-мотивационной адаптации курсантов к учебе в военизированных вузах. Данный аппарат включает в себя три критерия профессионально-мотивационной  адаптированности курсантов военных вузов: потребно-смысловой (мотивация достижения успеха в военной профессиональной деятельности и потребность в самореализации), профессионально-ценностный (преобладание в мотивационной структуре ценностей военной профессии, в частности воинского долга и воинского товарищества), личностный (личностный потенциал овладения военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками [2, с. 17].  

И.В.Ульянова, О.В.Свинарева акцентируют внимание на ведущей роли педагогического аспекта адаптации к образовательному процессу в вузе и считают, что «педагогическая адаптация – это главный механизм (способ) эффективного включения личности в новые, противоречивые по своей сути отношения: служебные, учебно-воспитательные и квазипрофессиональные» [4, с. 24]. Таким образом, к объективным критериям адаптированности можно отнести показатели успеваемости и служебной нормативности, а к субъективным желание учиться в ведомственном вузе [3].

В диссертационном исследовании А.В.Апалькова представлены критерии оценки эффективности технологии профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки, к которым относятся: теоретический (знания о теории и методике физического воспитания); функциональный (уровень развития физических качеств, показатели здоровья организма); практический (успеваемость по специальным дисциплинам); психологический (комфортное состояние, благоприятный психологический климат в коллективе, удовлетворение результатами своей учебно-служебной деятельности) [1, с. 14].

Анализ различных подходов к данной проблеме, реализуемых в работах отечественных педагогов и психологов, уточнение структуры социально-психологической адаптации первокурсников позволяет нам выделить критерии и показатели их адаптированности. К основным критериям адаптированности первокурсников можно отнести: нормативность служебной деятельности, успешность учебной деятельности (успеваемость, наличие / отсутствие задолжностей по итогам первой сессии, уровень субъективного комфорта  курсанта, эмоционально-деловой социометрический статус  в коллективе учебного взвода). Нормативность и успеваемость целесообразно определять с помощью анкеты экспертной оценки. В качестве эксперта способного оценить приведенные показатели выступает руководство курса. Уровень субъективного комфорта включает в себя следующие аспекты: психоэмоциональный,  бытовой, социальный. Данный подход отражен в авторской анкете.

Анкета состоит из трех основных тематических блоков вопросов. Первый блок, направлен на изучение актуального психоэмоционального состояния респондентов (физическое и психическое самочувствие, настроение, наличие признаков острого стресса). Первокурсникам предлагается дать ответ на следующие вопросы: оцените уровень напряженности сессии; как изменилось Ваше физическое и психологическое состояние за последний год и т.д.

Второй блок предназначен для оценки уровня удовлетворенности различными аспектами учебно-служебной деятельности (бытовыми условиями, организацией учебного процесса, распорядком дня, условиями несения службы по обеспечению деятельности университета). Вопросы сформулированы следующим образом:  «оцените степень удовлетворенности перечисленными аспектами: материально-техническим обеспечением учебного процесса; обеспеченностью аудиторий мультимедийным оборудованием; состоянием спортивного зала, наличием спортивного оборудования; качеством питания в столовой; возможностью культурного развития в университете; работой библиотеки, состоянием библиотечного фонда, наличием литературы».

Третий блок вопросов нацелен на исследование социально-психологического климата в подразделении (удовлетворенность своей ролью в группе, различными аспектами взаимоотношений, как по вертикали, так и по горизонтали). Первокурсникам предлагается оценить уровень удовлетворенности: вашими взаимоотношениями с однокурсниками; вашими взаимоотношениями с младшими командирами; вашими взаимоотношениями с руководством курса; уровнем сплоченности в коллективе.

С целью мониторинга успешности адаптации к условиям службы и учебы в университете на базе Санкт-Петербургского университета МВД России было проведено этапное комплексное обследование с применением специально разработанной анкеты в мае 2022 года.  

В обследовании приняло участие 76 курсантов 1 курса факультета подготовки специалистов для следственных подразделений органов внутренних дел.

В результате проведенного обследования по фактору оценки уровня нервно-психической напряженности выделены пять групп слушателей:

62% – высоко адаптированные к деятельности;

9% – оптимально адаптированные к учебно-служебной деятельности;

6% – сниженный уровень адаптированности, характерен высокий уровень нервно-психической напряженности;

5% – низкий уровень адаптированности, существует высокий риск развития нервно-психического срыва;

18% – группа курсантов, которые с недоверием и осторожностью относятся к тестированию, в результате чего полученные результаты могут быть не достоверны.

Группу адаптированных к деятельности составили  62% курсантов, что практически в 2 раза выше по сравнению с обследование в начале обучения. Группу с оптимальной напряженностью составили 9% курсантов. Таким образом, 71% слушатели, в целом хорошо адаптированы к условиям жизни и текущей служебной деятельности.  Можно говорить о том, что данные слушатели хорошо переносят служебные нагрузки,  заинтересованы в  результативности работы и имеют позитивный эмоциональный настрой.

Группу с высоким уровнем нервно-психической напряженности  и с повышенной вероятностью наличия или развития дезадаптации составили 5% курсантов. Для слушателей данной группы характерно эмоциональное реагирование на психострессирующие факторы, при этом как правило значительного нарушения деятельности не вызывают и эффективность деятельности остается достаточно высокой.

К группе риска развития нервно-психического срыва отнесены 5% слушателей. Данная группа требует особого внимания, так как это состояние может быть следствием истощения ресурсов слушателя, имеющихся в данный момент. Причинами этого могут быть как временное физиологическое ослабление организма на фоне соматических заболеваний, так и психологические проблемы,  связанные с отношениями в коллективе или с недостаточной сформированностью психологических качеств под специфику выбранного вуза.

Остальные 18% курсантов отвечая на вопросы, не обозначили никаких проблем, что может говорить или о недоверии и осторожном отношении к процедуре тестирования или об отрицании существующих проблем. По этим курсантам, для уточнения результатов обследования будет проведен дополнительный анализ данных, включающих в себя результаты социометрии и характерологические особенности личности.  По сравнению с обследованием в начале обучения группа этих курсантов уменьшилась на 7 %, что говорит о росте доверия к сотрудникам психологической службы.

Одной из задач обследования было оценить социально-психологический климат в учебном взводе и социометрический статус каждого слушателя в пределах своего служебного коллектива. По результатам анализа полученных данных можно говорить о том, что коэффициент психологической напряженности в каждом из взводов остается низким,  уровень сплоченности остается на среднем уровне, но взаимоотношения в коллективе улучшились, о чем свидетельствует повышение показателя коэффициента удовлетворенности отношениями, по сравнению с началом года. Можно говорить о том,   что в коллективе отсутствуют  выраженные конфликтные взаимоотношения между курсантам, сплоченность в группах достаточная для достижения общих целей и психологическая атмосфера в коллективе благоприятная.

Полученные результаты по оценке психологического климата в учебных взводах 1-го курса  вполне удовлетворительные, и свидетельствуют о положительной динамике в процессе формирования коллектива.

Таким образом, выявленная положительная динамика в уровне адаптированности курсантов 1 курса университета, а также в возможности выделять группы курсантов, у которых есть определенные проблемы в социально-психологической адаптации к специфике службы и учебы в университете, что значительно расширяет возможности оказания своевременной и целенаправленной психолого-педагогической помощи первокурснику.


Список литературы

1. Апальков А. В. Профессиональная адаптация курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки: автореф. дис. ……канд. пед. наук: 13.00.08. ФГКОУ ВО Моск. ун-т МВД РФ, М., 2021. - 25 с.
2. Кечкин Ю. В. Профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе: учебное пособие / Ю. В. Кечкин. - Челябинск: Искра-Профи, 2016. - 157 с.
3. Свинарева О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу: автореф. дис. ……канд. пед. наук: 13.00.08. Моск. ун-т МВД РФ им. В.Я. Кикотя, М., 2017. - 24 с.
4. Ульянова И. В., Свинарева О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу: монография. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 2018. - 255 с.

Расскажите о нас своим друзьям: