Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021
УДК 37.02
Дата публикации 31.10.2021
Креативное письмо как форма развития письменной речи на уроках иностранного языка
Баскакова Мария Александровна
аспирант кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, преподаватель кафедры иноязычной профессиональной коммуникации, НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород, shhepina00@rambler.ru
Булатова Полина Васильевна
студент 1 курса кафедры иноязычной профессиональной коммуникации, профиль «Иностранный язык (английский) и иностранный язык (китайский)», НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород, bulatova.polly@yandex.ru
Аннотация: В данной статье освещается вопрос повышения мотивации обучающихся к написанию письменных работ на уроках английского языка и формируется языковая компетенция у обучающихся. Анализируется письмо и письменная речь в современной методике преподавания иностранного языка, рассматриваются вопросы использования креативного письма и его преимущества на уроках иностранного языка. Приводятся некоторые виды письменных творческих заданий в процессе обучения иностранному языку. В данной статье дан анализ урока английского языка по теме «Город и его Архитектура». Основное внимание в предложенной статье акцентируется внимание на развитие творческого потенциала учащихся старших классов.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, мотивация, письменная речь, креативное письмо, методы креативного письма, творческое мышление, творческое самовыражение.
postgraduate at the Department of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics, teacher at the Department of Foreign Language Professional Communication, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod
the first year student at the Department of Foreign Language Professional Communication, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod
Abstract: This article discusses the issue of increasing the motivation of pupils to write works on English lessons and pupils’ language competence is formed. The article analyzes writing in modern methods of teaching a foreign language, examines the use of creative writing and its advantages at the lessons of a foreign language. Some types of written creative tasks in the process of teaching a foreign language are given. This article gives a detailed analysis of an English lesson on the topic «Town and its Architecture». The main attention in the proposed article focuses on the development of the creative potential of high school students.
Keywords: foreign language teaching, motivation, writing, creative writing, creative writing techniques, creative thinking, creative self-expression.
Баскакова М.А., Булатова П.В. Креативное письмо как форма развития письменной речи на уроках иностранного языка // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kreativnoe-pismo-kak-forma-razvitiya-pismennoj-rechi-na-urokakh-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 31.10.2021)
В обучении иностранным языкам необходимость реализации коммуникативной направленности закреплена Государственным стандартом. В современном образовании все более актуальной темой становится формирование навыков письма. Как и устная речь, письмо является продуктивным видом речевой деятельности, с помощью которого учащиеся выражают свои идеи и мысли в графической форме. В методике преподавания иностранным языкам существуют такие понятия, как «письмо», «письменная речь». Под письмом понимается использование графической или орфографической системы изучаемого языка. Под письменной речью понимается умение излагать мысли в письменной форме [7].
Согласно программе по иностранным языкам письмо является не только средством обучения, но и целью [7]. В современной методике преподавания иностранных языков существуют различные подходы к обучению письменной речи. Е.Н. Соловова выделяет директивный (корректность написанного – главная цель данного языкового подхода), лингвистический (преобладание рецептивно репродуктивных упражнений) и деятельностный (главная цель – продукция текста) подходы [5, с. 16].
Последний основывается на принципах личностно-деятельностного обучения, который наиболее подходит к креативному письму. При деятельностном подходе письмо рассматривается как творческий процесс. Креативное письмо могло бы заинтересовать и разнообразить формы работы на уроках иностранного языка, так как одновременно выполняет учебную, воспитательную, познавательную функции. Креативное письмо (от англ. creative writing), являющееся одним из методов активного обучения, дает возможность использовать лексические и грамматические навыки, проявить индивидуальность, осознать межкультурные различия. По словам Е.С. Сидоровой, «в процессе креативного письма через активизацию силы воображения возникает нечто новое или, по крайней мере, новая точка зрения на нечто уже известное» [4, с. 179].
Из-за нехватки упражнений в школьных УМК на овладение иноязычным письмом на уроках иностранного языка вопросам обучения письменной речи не уделялось достаточного внимания. В результате этого у многих учащихся старших классов выполнение письменных заданий ассоциировалось с нежеланием и страхом перед возможными грамматическими и лексическими ошибками. Кроме того, традиционное практическое письмо, которое считается более шаблонным, не оказывало эмоционального воздействия на учащихся старших классов. Из этого вытекает проблема мотивации учения [1].
В современном мире требуются квалифицированные специалисты, обладающие высоким творческим потенциалом, владеющих высоким уровнем иноязычной письменной речи, способных решать поставленные задачи нестандартно. Поэтому цель данной работы – во-первых, определить уровень заинтересованности изучения иностранного языка, проявить эмоции к процессу и содержанию английского языка [1], во-вторых, внедрить творческое письмо, проанализировать преимущества его использования на уроках иностранного языка.
Перед нами ставятся определенные задачи:
- Научить учащихся справляться с необычными заданиями;
- Выработать в учащихся гибкость мышления;
- Научить учащихся работать в группе, в команде;
- Замотивировать учащихся в проявлении эмпатии и веры в собственные силы.
Важная методическая задача является уточнение программ иноязычной письменной речи с целью усиления коммуникативной функции данного вида речевой деятельности [2, с. 61-65].
Методика формирования навыков письма зависит, главным образом, от поставленной цели занятия. На уроках иностранного языка, в основном, используется практическое и учебное письмо [6]. К практическому письму относится написание писем делового и личного характера, аннотаций, резюме, автобиографий, рекламных текстов; к учебному же письму выделяется написание сочинений, изложений, эссе, реферирование. Учебное письмо дает возможность учащимся излагать мысли, использовать творчество, в то время как практическое письмо более стандартизировано.
Следует рассматривать креативное письмо, как отдельный подвид учебного письма. У данного понятия нет общепризнанного определения, ведь за данным термином «creative writing» скрывается обширная предметная область. В настоящее время существует две тенденции перевода понятия «creative writing». В образовательном процессе, с одной стороны, обучение самостоятельному формулированию и обоснованию мыслей в письменной форме – это креативное письмо, с другой стороны, умение создавать литературные художественные произведения – это творческое письмо.
С 1930-х годов началось бурное развитие преподавания креативного письма в США, а с 1970-х годов данный вид сформировался в учебном процессе в Великобритании. Популярным типом письма стал в 1990-2000 годах в европейских странах, и с тех пор с каждым годом появляется потребность творчески писать все больше.
Креативное письмо – это такой вид письма, который подразумевает опору на жизненный опыт, воображение и фантазию. Используя данный вид в учебном процессе, у учащегося повышается мотивация, умение свободно излагать свои мысли, развиваются творческие способности.
Для побуждения интереса в написании креативного письма выделяются множество методов [3, с. 8-13], которые могут использоваться на уроках иностранного языка, такие как свободные ассоциации, кластеры, интеллект-карта, коллаж, путешествие в страну фантазии, которое погружает во внутренний мир образов, письмо по стимулу, письменные игры, вариации, блоги, мастерская письменных текстов.
Обучение творческой письменной речи требует выполнение поэтапных заданий, включающих в себя подготовительный (формирование навыков осуществления креативной письменной речи, актуализация и развитие творческих способностей), репродуктивно-продуктивный (развитие аналитических умений и умений структурной семантизации и лингвистической реорганизации иноязычного письменного текста) и продуктивный (совершенствование умений продуцирования иноязычного креативного письма) этапы [3, с. 8-13]. Задания могут быть предложены в виде таких форм работы, как:
- реставрация:
- по ключевым словам написать текст;
- написать продолжение или конец текста;
- представить ситуацию и написать к ней текст.
- трансформация:
- написать возможное продолжение текста, начало которого прочитано;
- написать предысторию к заданному тексту;
- развить историю из одного описанных в тексте действий;
- написать параллельный текст от лица одного из действующих лиц;
- написать внутренний монолог, письмо или сделать запись в дневнике;
- представить действующих лиц текста в «я» - лице;
- выбрать действующее лицо и представить его в совершенно необычных условиях;
- сократить текст или развить небольшую историю;
- пересказать текст для другого адресата или в другом смысле;
- написать встречный текст.
- сценическое представление:
- написать диалог к картинке, ситуации.
Под креативным письмом подразумеваются упражнения продуктивного характера, выполняющиеся в письменной форме, носящие речевой творческий или полутворческий характер. Хотелось бы отметить тот факт, что использование креативного письма на уроках иностранного языка действительно развивает творческие способности учащихся, но чтобы обучающийся не сталкивался с проблемой «творческий кризис» (от англ. writer’s block), преподавателю необходимо найти подходы и приемы, которые помогут убрать преграды, блокирующие творческий процесс.
На примере уроков английского языка в 11 классе могут быть использованы письменные креативные задания [8], которые преподаватель подбирает и включает в учебный план исходя из учебных целей и уровня умений. УМК: «English-XI» О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Тема: «Town and Its Architecture». Данный урок проходил в три этапа: подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе, как правило, проводится анкетирование учащихся, с помощью которого определяется самооценка учащегося. Вопросы в данном анкетировании могут быть следующие: Do you think that you have creativity? How do you realize your creativity? Have you ever tried to do creative tasks? Have you ever tried to write creatively? Can you evaluate your creative potential? На втором этапе использовались упражнения, которые являлись полезными для стимулирования учащихся подходить творчески к написанию текстов. Цель первого задания, предложенного учащимся, на карточках 5*7 см написать все мысли по теме, которые больше всего беспокоят: What do you feel when you look at architecture of your city? What architectural sights that you have observed strike you the most? (от англ. The T.C., or thought card). Второе задание состоит из диалога, в котором один учащийся может почувствовать себя в роли коренного жителя города, второй – туриста, которому интересно узнать про этот город (от англ. The Dialogue). Вопросы могут быть такими: Have you ever been interested in architecture? Is architecture impressive here? What styles of architecture are here? Do you have any buildings that refer to ancient Russian architecture? Are there any modern buildings in your town? Следующее задание будет логическим продолжением, характеристика, или создание образа (от англ. The Characterization). После того как учащиеся собрали необходимую информацию о городе и его архитектуре, исходя из предыдущих заданий, они записывают реалистическую картину про данный город. Как правило, подготовка перед написанием итоговой формы креативного письма состоит из определенных языковых единиц по определенной теме. Напомним, что тема в 11 классе звучит так: «Town and its Architecture». С помощью методов ассоциирования и диаграммы связей учащиеся пополняют свой словарный запас по предложенной теме (рис. 1).
Рисунок 1. Urban architecture
Упражнение от англ. The Expansion соединяет два предыдущих задания, то есть учащийся расширяет свою характеристику про город богатым запасом лексики, так его работа становится насыщенной, достигшей более высокого уровня. Как результат, после выполнения данных упражнений преподаватель может предложить один из типов креативного письма, например, по данной теме статью в журнал (от англ. journalism storytelling) или статью в блог (от англ. blog article), тем самым учащийся мысленно держит в голове вопрос «How can architecture influence me?», создавая собственное творческое письмо. На заключительном этапе проводится анкетирование-саморефлексия, целью которого было оценить изменение в мотивации учащихся в написании творческого задания и их отношение к собственному творческому потенциалу (табл. 1).
Таблица 1. Анкетирование-саморефлексия
Таким образом, благодаря внедрению креативного письма на уроках иностранного языка, учащиеся перестают бояться выражать свои мысли в письменной форме, исчезает их творческий кризис. Но каждый учитель, проводя урок с использованием креативного письма, должен помнить про атмосферу в классе, чтобы учащиеся не чувствовали боязнь осуждения (от англ. fear of censure).
Список литературы
1. Архипова М.В., Жерновая О.Р. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8 №6/1.
2. Казакевич О.М. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №38. С. 61-65.
3. Краснова Л.M. Применение творческих заданий для обучения учащихся письменной речи на уроках английского языка // Новое в преподавании иностранных языков. 2015. №7. С. 8-13.
4. Метлицкая А.А. Моделирование урока на различных этапах с использованием активных методов и приемов // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 178-182.
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
6. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2018. – 272 с.
7. Шамов А.Н. Обучение письму и письменной речи // Методика преподавания иностранных языков: общий курс / отв. ред. А.Н. Шамов. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. - 253 с.
8. Maley A., Peachey N. Creativity in the English language classroom. London: British Council, 2016. - 180 p.