Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 316.48

Дата публикации 26.10.2021

Конфликт в системе школьного образования. Типы конфликтных личностей.

Матвеева Наталия Владимировна
педагог – психолог, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Канаш, Чувашская Республика, nikifosa@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются явно выраженные конфликтные и провоцирующие типы личностей, «Трудные» люди осложняющие процессы развития организации, ухудшая психологический климат в коллективе. На сегодняшний день достаточно много написано литературы и проведено исследований в области изучения конфликтов, их классификаций и структурирования. Однако конфликтов не становится меньше, они приобретают различные формы и степени интенсивности. В статье рассматриваются явно выраженные конфликтные и провоцирующие типы личностей, «Трудные» люди осложняющие процессы развития организации, ухудшая психологический климат в коллективе.
Ключевые слова: конфликт, конфликтные типы личности, провоцирующие типы личности, «Трудные» люди, образование, факторы конфликтных ситуаций.

Conflict in the school system. Types of conflicting personalities.

Matveeva Natalia Vladimirovna
teacher - psychologist MBOU "Secondary general education school number 7 ", Kanash, Chuvash Republic

Abstract: The article examines clearly expressed conflict and provocative types of personalities, "Difficult" people complicating the processes of development of the organization, worsening the psychological climate in the team. To date, a lot of literature has been written and research has been carried out in the field of studying conflicts, their classification and structuring. However, conflicts are not decreasing; they are acquiring various forms and degrees of intensity. The article deals with clearly expressed conflict and provoking types of personalities, "Difficult" people complicating the processes of development of the organization, worsening the psychological climate in the team.
Keywords: conflict, conflict personality types, provoking personality types, "difficult" people, education, factors of conflict situations.

Правильная ссылка на статью
Матвеева Н.В. Конфликт в системе школьного образования. Типы конфликтных личностей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/konflikt-v-sisteme-shkolnogo-obrazovaniya-tipy-konfliktnykh-lichnostej.html (Дата обращения: 26.10.2021)

Мнение о том, что человек сам по себе противоречив от природы, высказывали многие учёные. Достаточно вспомнить З. Фрейда, который утверждал, что человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом.

Актуальность темы заключается в том, что конфликты одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так и групп. Человек чаще всего, либо провоцирует конфликт сам, либо старается уйти от конфликтной ситуации, безнадёжно утрачивая возможность её разрешить.

Отечественные исследователи А.А. Николаева и А. Якушин, рассматривали конфликт как структуру отношений между субъектами социально-психологического взаимодействия, которая характеризуются борьбой, соревнованием противоположных, разнонаправленных стимулов и позиций (мотивов, убеждений, мнений, ценностей) [6, с. 328-332].

Н. С. Ежкова и О. Н. Суровцева раскрывают конфликт как ситуацию проявления противоположных суждений в сознании отдельного субъекта, в межличностных отношениях индивидов или коллективов людей, что сопровождается негативными эмоциональными переживаниями [1, с. 19-22].

Несмотря на то, что в современном мире наукой накоплен значительный объем информации, позволяющей изучать проблему конфликта с разных сторон, человечество так и не научилось конструктивному решению конфликтных ситуаций, о чем свидетельствуют события, происходящие на Украине, Сирии, а также введение санкций против России странами Европейского Союза и США.

В связи с последними событиями связанные с короновирусной инфекцией и значительным снижением социально –экономического положения населения в стране, в обществе все больше проявляются агрессивные черты поведения личности. Неудовлетворенность личной жизнью, социальным статусом, занимаемым в обществе, а также экономические и психологические проблемы, все чаще становятся причинами порождения конфликтов. К сожалению, с каждым днем увеличиваются конфликтные ситуации и в образовательных организациях.

Фролова Елена Викторовна, Рябова Татьяна Михайловна, Рогач Ольга Владимировна, и Зуйкина Анастасия Вадимовна в своей статье описывают исследования проведенные для анализа специфики, содержания, факторов возникновения и развития конфликтных ситуаций в школе, участником которых является современный российский учитель, определение ключевых конфликтных рисков в следующих типах взаимодействий: учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация, учитель-родитель. Исследование показало, что снижение авторитета учителя, коммерциализация образовательного пространства, низкий уровень вовлеченности родителей в учебный процесс, низкий уровень вовлеченности педагогического коллектива в принятие управленческих решений, отсутствие условий для профессионального роста и личностного развития являются основными факторами конфликтных ситуаций в образовательной организации, а это влечет за собой снижение успеваемости обучающихся во время образовательного процесса и выпуску из общеобразовательных школ детей с низким уровнем когнитивных процессов [5, с. 2-4].

В. А. Сухомлинский писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [4, с. 185].

Стоит рассмотреть явно выраженные типы личностей, которых классифицируют как «конфликтные», сталкиваясь с ними в повседневной жизни, так или иначе, любой человек может быть вовлеченным данными типами в конфликт, для того что бы знать какую стратегию поведения выбрать для урегулирования конфликтных ситуаций.

С.М. Емельянов в своих трудах описывает типы конфликтных личностей, такие как:

Демонстративный тип. Люди, относящиеся к данному типу, чувствуют себя «артистами на сцене». Очень часто люди такого типа расставляют «ловушки», чтобы окружающие в них попадались. Если вы предложите такому человеку поехать летом вместе на отдых, он уйдет от ответа, придумав отговорку типа: «рано загадывать», но позже, скажет, что это вы не смогли спланировать отпуск как положено. Распознать такого человека можно по ярким эмоциональным жестам, громкой речи. Главное для людей данного типа не дело сделать, а произвести впечатление, получить внимание.

Ригидный или негибкий тип личности можно узнать по тому, как он вступает в спор. Он пытается спорить для того, чтобы убедить оппонента в своей правоте. Даже если он понимает, что не прав, ригидный тип не остановится и не уступит. У людей данного типа часто с утра хмурое настроение, в течение дня он может совершенно не реагировать на стресс, но вечером происходит выход эмоций, и как результат «взрыв».

Неуправляемый тип (импульсивный). Данный тип отличается тем, что постоянно меняет правила в свою пользу. Если предложить данному типу сыграть в игру и в процессе неё он начнёт проигрывать, то обязательно предложит оппоненту поменять правила игры на свои. Неуправляемый тип личности меняет договоренности и правила так, как ему удобно. В жизни это часто создает различные неудобства, и окружающие невольно попадают в сети конфликта, выясняя, почему вдруг поменялись условия.

Сверхточный тип или формалист. Люди, относящиеся к этому типу «плетут сети» вокруг всей своей жизни и в быту, и на работе, чтобы непременно оппонент в них попал, и не смог выполнить требуемую «точность». В организации можно встретить таких руководителей, которые дают, заведомо невыполнимые поручения «сдать завтра отчёт». В подобных взаимодействиях сверх точность хороша только для представителя данного типа, для других – это проблема.

Бесконфликтный тип. Название личности данного типа обманчиво, на самом деле конфликты существуют, но они отсрочены по времени. Узнать человека данного типа можно по манере поведения «подстраиваться под людей». Гибкий, на первый взгляд, мягкий, уважительный, «удобный» человек. Но люди данного типа никогда не берут на себя ответственность за принятие решения, они перекладывают эту заботу на других. Если вы спросите его мнение – он согласится с любым вашим решением, но через определённый промежуток времени может обидеться за выбранное вами решение. Агрессия, которая скапливается и не находит выхода никуда не исчезает. Через год-два, этот человек может резко разорвать с оппонентом все отношения, даже не объяснив и не предупредив его об этом [2, с. 83-84].

Существует много различных подходов в описании поведения конфликтной личности, тем не менее, существуют ярко выраженные особенности, проявления особых черт, в трудных межличностных ситуациях, которые наиболее часто встречаются и становятся причинами возникновения конфликтного взаимодействия.

Также уместно рассмотреть классификацию личностей, провоцирующих конфликт, представленную Д.Г. Скотт. К «трудным» людям Джими Скотт причисляет:

1. Тип людей «Паровой каток»/ «шермановский танк». Главная проблема таких людей - страх потери имиджа. Бесцеремонность и грубость поддерживается убеждением в своей правоте и потребностью продемонстрировать это окружающим. В процессе взаимодействия, по мнению автора, целесообразнее дать возможность «выпустить пар» данному типу личности, и не доказывать ему свою правоту, т.к. неизбежно столкнётесь с агрессивной реакцией.

2. Тип «скрытый агрессор»/ «снайпер». Проблема людей этого типа заключается в отсутствии достаточной власти, поэтому причинять людям неприятности «снайпер» предпочитает с помощью закулисных махинаций, будучи уверенным в правоте своих действий.

3. Тип «Разгневанный ребёнок»/ «взрывной человек». Такой «трудный» человек, несмотря на свою внешнюю агрессивность, по мнению автора, таковым не является, а взрывы эмоций происходят, когда он не может взять ситуацию под контроль. Очень знакомая ситуация молодых педагогов, только переступивших порог школы. В принципе эти люди быстро успокаиваются, почувствовав, что снова контролируют ситуацию.

4. Тип «жалобщик» (реалистичный или параноидный).  Люди данного типа постоянно обвиняют окружающих во всех грехах. Если вы знакомы с трансакциями Эрика Берна, у него данный тип описан очень подробно.  В психологии – это люди с внешним локусом контроля. Уникальность этих людей заключается в умении вовлекать в свои «сетования» окружающих. В любом случае окружающие останутся виноватыми.

5. Тип «молчун»/ «тихоня». Иначе говоря – это замкнутые люди. Педагоги очень «не любят» таких детей, потому как вывести такого человека на разговор, а тем более позволить ему раскрыться необходимо время, терпение и такт.

6. «Сверхпокладистый» тип. В принципе описание данного типа Скотт проводит по аналогии с «бесконфликтным» [3, с. 193-198].

В трудных ситуациях человек, как правило, принимает одну из двух стратегий реагирования: активную, характеризующуюся конструктивными или деструктивными видами деятельности или пассивную, в форме приспособления или ухода от проблем.

При возникновении конфликтной проблемы сразу же стоит оценить тех, с кем придется общаться при ее разрешении, с точки зрения их конфликтности и особенностей личностных проявлений. «Трудные» люди чаще всего сами являются источниками конфликтов независимо от внешних обстоятельств. В связи с этим прогнозирование их поведения в сложных ситуациях является особенно необходимым при принятии управленческих решений, при переходе на новые схемы работы, при внедрении инноваций в организации.

«Трудные» люди могут во многом осложнять процессы развития организации, ухудшая психологический климат в коллективе. Являясь хорошими специалистами, они в то же время снижают трудовой потенциал коллектива из-за создания нездоровой атмосферы и провоцирования конфликтов. В связи с этим руководителю требуется особый такт, терпение и гибкость, умение идти на компромиссы и предвидеть возможные «горячие точки». Разумеется, такой стиль поведения по отношению к «трудным» работникам будет оправдан только в случае их высокой квалификации и необходимости сохранения их как специалистов в данном трудовом коллективе.

Тот, кто увидел в себе качества «трудного» человека, должен сам оценить свое поведение с точки зрения его соответствия конструктивному общению в коллективе. Такая самооценка позволит взглянуть на проблемные зоны несколько с иной позиции, с учетом собственных недостатков. Главная проблема при таком подходе заключается в том, что люди со сложным характером не хотят видеть себя со стороны, обвиняя окружающих, а не себя в возникновении конфликтов.


Список литературы

1. Ежкова Н. С., Суровцева О. Н. Конфликты в педагогических коллективах дошкольных образовательных организаций: причины и профилактика // News of Science and Education. 2018. Т. 5. №3. С. 19-22.
2. Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум для вузов / С. М. Емельянов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 322 с.
3. Скотт, Д.Г. Способы разрешения конфликтов [Текст]/Д.Г.Скотт – СПб.: ВИС, 1994. – 210с.
4. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185.
5. Фролова Елена Викторовна, Рябова Татьяна Михайловна, Рогач Ольга Владимировна, Зуйкина Анастасия Вадимовна Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // ПНиО. 2019. №3 (39).
6. Якушин А. С., Николаева А. А. Конфликты в педагогическом коллективе: действия руководителя образовательной организации // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №6. С. 328-332.

Расскажите о нас своим друзьям: