Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 37

Дата публикации 31.05.2023

Коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста посредством программы «Позитивная школа»

Берзина Кристина Владиславовна
студент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри, e-mail: krismus2016@gmail.com
Научный руководитель Шахмалова Ирина Жаповна
к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри, Xirina80@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на значительное число научных исследований по проблематике тревожности, причин и последствий школьной тревожности у младших школьников в современной психологии и педагогике недостаточно разработана, разрозненна и недостаточно систематична. Для оценки уровня школьной тревожности и ее причин в группе детей младшего школьного возраста были подобран пакет диагностического инструментария. Первичные результаты исследования показали, что в представленной выборке детей выявлен преимущественно высокий и повышенный уровень школьной тревожности. Данные результаты привели нас к разработке и внедрению психолого-педагогической программы «Позитивная школа». В программе были использованы следующие методы работы: беседа, элементы арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия), игровая деятельность, психологическое упражнение и др. После апробации психолого-педагогической программы «Позитивная школа» нами была проведена итоговая диагностика. Полученные данные говорят о том, что программа позволила детям проработать сложные эмоциональные ситуации, связанные со школьной деятельностью, снизить уровень школьных страхов, повысить уверенность в себе и самооценку, а также наладить межличностные отношения в детском коллективе.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, тревожность, школьная тревожность, страхи.

Correction of school anxiety in children of primary school age through the program "Positive school"

Berzina Kristina Vladislavovna
student, Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Russia, Neryungri
Scientific supervisor Shakhmalova Irina Zhapovna
Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Russia, Neryungri

Abstract: This article discusses the features of the correction of school anxiety in children of primary school age. The relevance of the research topic is due to the fact that, despite a significant number of scientific studies on the problems of anxiety, the causes and consequences of school anxiety in younger schoolchildren in modern psychology and pedagogy are insufficiently developed, fragmented and insufficiently systematic. To assess the level of school anxiety and its causes in a group of primary school children, a package of diagnostic tools was selected. The primary results of the study showed that the presented sample of children revealed predominantly high and elevated levels of school anxiety. These results led us to the development and implementation of the psychological and pedagogical program "Positive School". The following methods of work were used in the program: conversation, elements of art therapy (isotherapy, fairy tale therapy, music therapy), play activity, psychological exercise, etc. After testing the psychological and pedagogical program "Positive School", we conducted a final diagnosis. The data obtained suggest that the program allowed children to work out difficult emotional situations related to school activities, reduce the level of school fears, increase self-confidence and self-esteem, as well as establish interpersonal relationships in the children's team.
Keywords: preschool children, anxiety, school anxiety, fears.

Правильная ссылка на статью
Берзина К.В., Шахмалова И.Ж. Коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста посредством программы «Позитивная школа» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/korrektsiya-shkolnoj-trevozhnosti-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-posredstvom-programmy-pozitivnaya-shkola.html (Дата обращения: 31.05.2023)

Тревожные расстройства, являющиеся отражением эпидемиологических тенденций психических нарушений, в современном мире являются наиболее распространенными эмоциональными расстройствами детей. Особенно это касается школьников.

С поступлением в школу меняется специфика страхов и стрессовых ситуаций ребенка. «Обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, зависимость от мнения учителей, родителей, сверстников, превалируют социальные страхи (страх быть смешным, обманщиком, трусом, слабовольным)» [4, с. 216].

«Младшие школьники имеют разные уровни сформированности представлений о себе, что позволяет объединить их в три группы: адекватные и устойчивые представления о себе (умение анализировать свои поступки, вычленять их мотивы, рефлексия, ориентирование на собственные знания о себе, приобретение навыков самоконтроля), неадекватные и неустойчивые представления о себе (число осознаваемых черт и качеств личности невелико и не всегда адекватно, потребность во внешнем контроле и поддержке), ориентация на характеристики, данные другими (практически полное отсутствие ориентации в своем внутреннем мире, представления о себе расплывчаты и неадекватны, неадекватность самооценки). С возрастом адекватность самовосприятия нарастает, что совершается в процессе общения с другими и в процессе развития собственной оценочной деятельности ребенка» [8, с. 468-469].

Как отмечает Л. А. Головей, «в начале школьного периода у детей отмечается повышение тревожности и увеличение страхов, преимущественно связанных со школой. С первого по третий класс школьники учатся регулировать свои эмоциональные состояния, справляться со страхами, не терять самообладание и находить ответы в ситуациях, когда проверяют их реакцию. Если ребенок не научился регулировать свои состояния, он может испытывать сложности в эмоционально напряженных ситуациях в дальнейшей жизни» [7, с. 376].

И. Ю. Кулагина пишет, что «среди младших школьников выделяются дети с высокой устойчивой тревожностью. Они могут проявлять трудности в общении и усвоении учебной программы, у них могут возникнуть неврозы и соматические расстройства. Личностная тревожность возникает у тех детей, которые постоянно переживают тревогу, страх в самых разных ситуациях. Первоначально тревожность ситуативна, и лишь со временем она оказывается устойчивой. При этом ситуативная тревожность может быть полезной при ее включении в произвольную регуляцию поведения. И детям, и взрослым нужно не полное отсутствие тревожности, а оптимальный ее уровень и умение адекватными способами выходить из слишком сильных и длительных эмоциональных состояний» [3, с. 167].

Таким образом, выраженная тревожность у младших школьников может стать травматической, снизить успеваемость и эффективность межличностного взаимодействия, повлиять на адекватность самооценки и развитие у ребенка невроза, обесцениванию учебной деятельности и школы, потере психологической позиции школьника.

Психолого-педагогическая работа по коррекции уровня тревожности должна опираться на диагностический инструментарий, позволяющий исследовать характер и причины тревожности у детей младшего школьного возраста.

Эмпирическое исследование уровня школьной тревожности у младших школьников проводилось в 1 классе МБОУ «Полевская средняя общеобразовательная школа» с. Полевое Алтайского края. В исследовании приняли участие 20 человек.

Для оценки уровня школьной тревожности и ее причин в группе детей младшего школьного возраста были выбраны следующие диагностические методики:

1) диагностика уровня школьной тревожности и степени выраженности ее причин А. М. Прихожан [2, с. 64-66],

2) тест школьной тревожности Б. Филлипса [7, с. 323-327],

3) проективный тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен [1, с. 177-208].

Констатирующие результаты исследования показали, что в представленной выборке детей выявлен преимущественно высокий и повышенный уровень школьной тревожности. В связи с этим возникла необходимость проведения целенаправленной психолого-педагогической работы по коррекции школьной тревожности и снижению страхов, связанных со школьными ситуациями. Нами была разработана и реализована программа «Позитивная школа» для младших школьников.

При разработке психолого-педагогической программы использовались практические и методические рекомендации по снижению уровня школьной тревожности следующих авторов: В. М. Астапова, А. В. Микляевой, Г. Г. Моргулец.

Цель психолого-педагогической программы «Позитивная школа» - способствовать снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста.

В программе были использованы следующие методы работы: беседа, элементы арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия), игровая деятельность, психологическое упражнение и др.

В ходе реализации психолого-педагогической программы «Позитивная школа» нами были проведены следующие беседы: «Общение без слов», «О дружбе», «Чего боятся люди», «Школьный страх», «Об агрессии» и другие.

Также нами использованы такие изотерапевтические упражнения как «Мое настроение», «Мои страхи» (в технике кляксографии), «Рисуем злость», «Портрет супергероя», «Мои школьные трудности», «Нарисуй свой страх», «Ниточки и клубочки» (в технике рисования нитками), «Моя мечта», «Волшебные зеркала».

Кроме того, достаточно успешно нами применялись психологические упражнения:

1) упражнения на релаксацию, снятие психоэмоционального и мышечного напряжения: «Колодец», «Распускающийся бутон», «Звуки природы», «Стряхни печаль», «Солнечный зайчик», «Волшебные цветы», «Снежинки», «Расслабление», «Водопад», «Морские волны», «Солнышко»;

2) упражнения на снятие социальных и коммуникационных барьеров, развитие доброжелательности и взаимопонимания, снижение тревожности и страха, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе: «Волшебный мешочек», «На что похоже мое настроение?», «У страха глаза велики», «Закончи предложения», «Что я умею делать хорошо», «Уверенность», «Цветок желаний», «Глиняная скульптура», «Клоуны», «Любимое занятие», «Сами себя похвалим», «Плоды волшебного дерева», «Слон, жираф и крокодил», «Это мое имя», «Эстафета дружбы»;

3) дидактические упражнения на понимание нравственных категорий, эмоций: «Копилка добрых дел», «Пять добрых слов», «Обиды и комплименты», «Мешочки добра и зла»;

4) упражнения на обучение приемам самоконтроля: «Рубка дров», «Я справился», «Мяч и насос», «Уничтожаем гнев», «Считаем до десяти», «Воздушный шарик».

Таким образом, психолого-педагогическая программа «Позитивная школа» позволила выявить и проработать у детей школьную тревожность и страхи, развить навыки межличностного взаимодействия и коммуникации, научить контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других, поднять самооценку и уверенность в себе, научиться самостоятельно преодолевать агрессию и гнев.

После апробации психолого-педагогической программы «Позитивная школа», направленной на снижение школьной тревожности у детей младшего школьного возраста, была проведена итоговая диагностика.

Результаты итоговой диагностики школьной тревожности по А. М. Прихожан представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты итоговой диагностики уровня школьной тревожности (А. М. Прихожан).

В результате проведенной итоговой диагностики видно, что количество детей с высоким и критически высоким уровнем школьной тревожности снизилось до нуля с 35% и 10% от всего количества детей соответственно. Количество детей с отсутствующим уровнем тревожности выросло с 0 до 40% от всех детей группы испытуемых. Количество детей с низким уровнем тревожности выросло с 25% до 40% от всей численности детей в классе. Количество детей со средним уровнем школьной тревожности снизилось с 30% до 20%.

Динамика уровня школьной тревожности по тесту Б. Филлипса представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты повторной диагностики уровня школьной тревожности (Б. Филлипс).

По результатам диагностики можно сделать вывод, что в целом уровень школьной тревожности у детей значительно снизился. Количество детей с высоким уровнем школьной тревожности снизилось с 45% до 0%, с повышенным – с 35% до 25% от всей численности детей в классе. Доля детей, имеющих низкий уровень школьной тревожности, выросла с 20% до 75%.

Результаты контрольной диагностики уровня тревожности по проективной методике Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты диагностики уровня тревожности по проективной методике (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен).

Результаты повторной диагностики показывают, что число тревожных детей по проективной методике снизился. Численность детей с высоким уровнем тревожности снизилось с 45% до 5% от общего числа детей в классе. Численность детей со средним уровнем тревожности снизилось с 40% до 25% от общего числа испытуемых. Доля детей с низким уровнем тревожности по проективной методике выросло с 15% до 70% от общей численности детей в исследуемом классе.

Полученные в результате констатирующей и итоговой диагностики данные были проверены на выраженность изменений с помощью Т-критерия Вилкоксона. В качестве первоначальной гипотезы предполагалось, что уровень школьной тревожности после внедрения программы должен быть ниже. Первоначальная гипотеза полностью подтвердилась, поскольку положительных отклонений в разнице значений не наблюдалось, следовательно, эмпирически полученный критерий равен нулю, то есть можно сделать вывод о значимости исследуемых диагностических данных.

Таким образом, полученные данные в ходе контрольного эксперимента показывают, что составленная и апробированная психолого-педагогическая программа «Позитивная школа», направленная на снижение уровня школьной тревожности у учащихся младших классов, действительно позволила детям проработать сложные эмоциональные ситуации, связанные со школьной деятельностью, снизить уровень школьных страхов, повысить уверенность в себе и самооценку, а также наладить межличностные отношения в детском коллективе.


Список литературы

1. Астапов В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е. Вакнин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 273 с.
2. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник : психодиагностика и коррекция развития. – М. : Издательство «Институт практической психологии», 1998. – 256 с.
3. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 291 с.
4. Мандель Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2022. – 350 с.
5. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. – 248 с.
6. Моргулец Г.Г. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция, ФГОС. – Волгоград.: Учитель, 2021. – 143 с.
7. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб. : Питер, 2009. – 119 с.
8. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией З. И. Айгумовой, А. С. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 424 с.
9. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 415 с.
10. Сапогова Е. Е. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2022. – 638 с.

Расскажите о нас своим друзьям: