Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 376.3, 37.048.2

Дата публикации 30.11.2021

Коррекция нарушений чтения у младших школьников

Малиновская Екатерина Сергеевна
магистрант, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Москва

Аннотация: В последние годы все большее значение в логопедии приобретают вопросы преодоления нарушений чтения у детей младшего школьного возраста. Своевременное выявление дислексии, а также точное определение ее патогенеза позволят логопеду грамотно выстроить коррекционную работу с детьми.
Ключевые слова: дислексия, нарушения чтения, первоначальный навык чтения, техника чтения, понимание прочитанного.

Correction of reading disorders in primary school children

Malinovskaja Ekaterina Sergeevna
Master's student, State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Moscow City Pedagogical University", Russian Federation, Moscow

Abstract: In recent years, issues of overcoming reading disorders in primary school children have become increasingly important in speech therapy. Timely detection of dyslexia, as well as accurate determination of its pathogenesis, allow the speech therapist to competently build correctional work with children.
Keywords: dyslexia, reading disorders, initial reading skill, reading technique, reading comprehension.

Правильная ссылка на статью
Малиновская Е.С. Коррекция нарушений чтения у младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/korrektsiya-narushenij-chteniya-u-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 30.11.2021)

Исходя из ФГОС НОО, чтение, наряду с письмом является метапредметным умением, необходимым для успешного обучения в последующих классах, потому обучающийся должен овладеть им в полной мере [7]. Проблема обучения грамоте и формирования в конечном счете читательской деятельности исследовалась в работах многих методистов и логопедов: В.Г.Горецкого, Т.Г. Егорова, Львова, Рамзаевой, Д.Б.Эльконина, Р.Е.Левиной, Н.Е.Крыловой, Г.В.Бабиной, Н.С. Андреевой, Ю.С.Беленковой и др. В коррекционной педагогике нарушения чтения трактуются как дислексия. В логопедических исследованиях (М.Н. Русецкая, Н.Ю.Киселева, Р.И.Лалаева) выделяется две стороны процесса чтения, которые могут нуждаться в специальной коррекции: техническая и смысловая.

Как правило, дислексия определяется как, «стойкое нарушение технический и/или смысловых характеристик чтения, связанное с недостаточной сформированностью каких-либо компонентов функциональной системы чтения» [1, 10, 11].

В данное время по России распространенность дислексии среди детей с сохранным интеллектом составляет 4,8%. У детей с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР дислексия встречается в 20-50% случаев [10].

Нарушения чтения могут быть обусловлены как нарушениями развития речи, так и другими причинами, связанными с различными когнитивными дефицитами [1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 11]. Роль специалиста-логопеда в коррекции речевых и неречевых нарушений, лежащих в основе дислексии, трудно переоценить.

В то же время, подбор актуальных и современных средств коррекции нарушений чтения и профилактика дислексии на начальном уровне образования вызывают некоторое затруднение, связанное с адаптацией существующих и широко применяющихся упражнений для чтения в дошкольной логопедии для преодоления нарушений чтения у конкретного ребенка. Необходимо учесть возраст ребенка, уровень его речевого развития, усидчивость, временные возможности и другие факторы [5, 9].

Ребенок с нарушениями чтения, часто не узнает слова, не может связать слоги в слово, искажает его произношение, не понимает текст [10, 11].

Р.И.Лалаева [10] считает, что формирование навыка чтения начинается от прочтения и соединения нескольких слов в словосочетание (фразам) и далее к простым предложениям, а позже уже к сложным предложениям, группе предложений - связному тексту.

По мнению Н.Ю. Киселевой [6], у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи присутствует недостаточное, неполное понимание текста, это происходит из-за бедного словарного запаса, необходимого для понимания содержания. Также у данной категории детей нарушено умение связывать слова в предложениях [4].

В.П. Глухов [4] отмечает ряд проблем, возникающих у детей с общим недоразвитием речи при чтении:

  •  неверное выделение главного смысла;
  • неспособность раскрыть найденный смысл в последовательное, логически построенное сообщение;
  • неумение выделить главное, дифференцированно произвести поиск материала.

Планомерная работа логопеда по коррекции нарушений чтения состоит в подборе и применении последовательно усложняющихся коррекционных упражнений на развитие как навыка чтения, так и базовых когнитивных функций (речевых и неречевых), лежащих в его основе. Необходимо использовать игровые упражнения направленные на формирование техники чтения (беглости, корректности) и смысловой стороны.

Для развития техники чтения на занятиях с логопедом используются, например, такие упражнения, как артикуляционная гимнастика, чтение по складам, игры на составление слов из разрезанных картинок, чтение текстов, написанных разными шрифтами, зрительные диктанты, игры «Пропущенные буквы», «Шифровальщики», «Слоговое лото» и другие. Задания и тексты нужно постепенно усложнять, двигаясь от правильного прочтения отдельных слов к предложениям, текстам. О.А.Величенкова [2, 3], Р.И.Лалаева [10], А.В.Лагутина [9] отмечают, что для 1-2 класса особенно важны упражнения на автоматизацию слогослияния: чтение слоговых таблиц, слоговое домино, упражнения на слоговой синтез, ленты слогов, задания со свободным зрительным поиском. При этом слоги, тренируемые на занятиии, должны включаться в слова, словосочентания и предложения, что обеспечивает неразрывную связь технических и смысловых параметров чтения.

При коррекции смысловой стороны чтения нужно применять приемы медленного чтения, чтения-объяснения, чтения-пересказа; использовать разные типы текстов (линейные и нелинейные) и разные жанры (стихотворения, диалоги, рассказ); вводить вопросы к тексту и использовать их до чтения, во время чтения и после чтения; предлагать пересказывать содержание прочитанного, пояснять новые слова и др.

На начальном этапе особую важность приобретает формирование готовности к извлечению фактической информации: значения единичных слов. Эта, казалось бы, несложная задача не так легко решается на этапе перехода от пофонемного декодирования к чтению целыми словами. Прочитывая слово орфографически, ребенок должен найти в своем лексиконе ближайшее фонетическое слово. Только в этом случае осуществляется лексический доступ. Поэтому полезны упражнения-чистоговорки, в которых чтению слова предшествует чтение серии одинаковых слогов, рифмующихся со словом. Можно использовать упражнения с поиском псевдослов, сличение слова и картинки, а также короткие инструкции, комиксы, речевые игры на распространение ряда слов, подбор антонимов и синонимов.

Таким образом, при коррекции нарушений чтения необходим комплексный подход и учет ряда принципов: поэтапное усложнение заданий, большое количество повторений, доступность, наглядность и конкретность.


Список литературы

1. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников – Москва : ООО "Национальный книжный центр", 2015. – 320 с.

2. Величенкова, О. А. Логопедическое сопровождение обучения грамоте первоклассников с особыми образовательными потребностями // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : Научная монография / Под общей редакцией О.А. Величенковой. – Москва : ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОГОМАГ", 2018. – С. 237-260.

3. Величенкова О. А. Логопедическая работа с первоклассниками : Учебно-методическое пособие для учителей-логопедов, педагогов-пси-хологов, учителей начальных классов и преподавателей русского языка – Москва : Московский городской педагогический университет, 2020. – 92 с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи– 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.

5. Иванова Л.А. Использование нейропсихологических и других двигательных упражнений в логопедической практике при коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) М: Вестн. науч. конф. – 2018. – № 6-2 (34). – С. 75-77

6. Киселева, Н. Ю. К проблеме особенностей письменно-речевой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 154–158.

7. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах // Школа. – 2017. – № 18. С.52-54

8. Кожурова А.А., Собакина Е.Р. Проблемы нарушения чтения у младших школьников в национальной школе / Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 169-172.

9. Лагутина А. В. Использование обучения чтению в коррекции нарушений речи у дошкольников // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : Научная монография / Под общей редакцией О.А.

Величенковой. – Москва : ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОГОМАГ", 2018. – С. 214-236.

10. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. С-Пб.. 2001г. 211с.

11. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. СПб: Каро. 2007. 192 с.

Расскажите о нас своим друзьям: