Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (70) Май 2022

УДК 378.048.2

Дата публикации 31.05.2022

Структура коммуникативной компетентности учителя

Корнеенко Татьяна Олеговна
аспирант кафедры педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск, tanya-korneenko@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрено понятие коммуникации и коммуникативной компетентности в аспекте педагогической деятельности. Выявлены элементы структуры коммуникативной компетентности. Обоснована интегративная природа коммуникативной компетентности педагога. Разработана система критериев для оценки коммуникативной компетентности педагога. Коммуникативная компетентность рассмотрена в единстве ее элементов и их функций в рамках формирования способности педагога к общению. Проанализированы факторы формирования коммуникативной компетентности педагога, с учетом необходимости взаимодействовать с широким кругом людей и постоянно совершенствовать навыки коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, андрагогика, коммуникативные качества, коммуникация.

The structure of the communicative competence of the teacher

Korneenko Tatiana Olegovna
postgraduate student of pedagogy department, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Russia, Bryansk

Abstract: The article discusses the concept of communication and communicative competence in the aspect of pedagogical activity. Elements of the structure of communicative competence have been identified. The integrative nature of the communicative competence of the teacher is justified. A system of criteria has been developed to assess the communicative competence of the teacher. Communicative competence is considered in the unity of its elements and their functions within the framework of the formation of the teacher's ability to communicate. The factors of the formation of communicative competence of the teacher were analyzed, taking into account the need to interact with a wide range of people and constantly improve communication skills.
Keywords: communicative competence, andragogy, communicative qualities, communication.

Правильная ссылка на статью
Корнеенко Т.О. Структура коммуникативной компетентности учителя // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 05 (70). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/korneenko-to-struktura-kommunikativnoj-kompetentnosti-uchitelya.html (Дата обращения: 31.05.2022)

Коммуникативные качества для ряда профессий, и для педагога в том числе, во многом определяют возможность эффективной организации деятельности, а также и в целом, выполнения профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что профессия педагога не только предполагает активное взаимодействие с людьми, но и умение направлять коммуникацию (например, в рамках обучения подопечных, формирования у них тех или иных навыков, оказания им психологической поддержки и др.) [6].

Коммуникативные качества рассматриваются как способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, умениях, навыках, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия [4].

Многими авторами коммуникативные качества в совокупности рассматриваются как коммуникативная компетентность личности [2; 5]. 

Коммуникативная компетентность, как более широкое понятие по отношению к способности к взаимодействию с другими людьми, являются основополагающей характеристикой современной личности, требования к формированию у обучающихся коммуникативной компетентности выдвигают как Федеральный государственный стандарт, так и вузы и потенциальные работодатели, требующие сформированных коммуникативных навыков. Кроме того, сформированность коммуникативной компетентности и способности к взаимодействию – требование современного периода развития общества, вступившего в век информатизации, то есть во время постоянного обмена большими объемами информации, который осуществляется через коммуникацию [3].

Большинство работ, посвященных анализу содержания и процессам формирования коммуникативных качеств, подчеркивают их творческое начало, психоэмоциональную «настроенность» на собеседника, речевые навыки, восприятие партнера, эмпатию, эмоциональный интеллект и иные качества.

Ввиду этого, такой феномен, как коммуникативные качества имеет специфические особенности [4, с. 57].

В частности, можно отметить, во-первых, междисциплинарность понятия «коммуникативные качества», и в частности, существование этого феномена на «стыке» педагогики, психологии, социологии и, во-вторых, его интегративный характер.

Выделяется ряд исследований, в которых способность и готовность к взаимодействию с другим человеком обусловлена уровнем самосознания. В общем смысле самосознание представляет собой совокупность всех собственных и заимствованных (сформированных под чьим-либо влиянием) представлений индивида о себе, связанная с оценкой этих представлений.

Уровень коммуникативных качеств определяет не только то, что именно  собой представляет индивид, но и как он себя оценивает, как смотрит на свое деятельное начало, личностные и деловые качества, и возможность развития в будущем. Следует отметить, что самосознание не является статичным личностным психологическим образованием, а представляет собой динамичную иерархическую систему [4].

Таким образом, процесс коммуникации представляет собой с одной стороны – процесс, в ходе которого происходит обмен социальным опытом, с другой – механизм развития личности и общества [7]. Способность к коммуникации, как система коммуникативных качеств понимается как совокупность умений и навыков, которые обуславливают успешность вступления в диалог и возможность усвоения и передачи социального опыта, что лежит в основе развития личности [10].

Учитывая особенности форм коммуникации педагога в рамках образовательной деятельности, педагог должен:

1) обладать определенным набором компетенций, в том числе и коммуникативными (в соответствии с полученной специальностью и общими компетенциями);

2) понимать уровень сформированности своих компетенций, и уметь совершенствовать их, это относимо и к коммуникативным компетенциям;

3) быть «мобильным», то есть уметь оперативно переключаться на новые виды деятельности, осваивать их, применять новые методы познания и анализа информации, организации общения и взаимодействия. В рамках процесса коммуникации это предполагает обладание эмпатией, умение взаимодействовать с разными собеседниками;

4) иметь ценностные ориентиры, которые будут мотивировать на постоянное совершенствование в процессе общения.

На основании представлений о структуре коммуникативной компетентности педагога выделим ее основные элементы (рис. 1). Элементы коммуникативной компетентности педагога можно представить как продукт сознательной деятельности индивида. Иерархически (в порядке формирования) их можно представить следующим образом.

Мотивационный элемент – совокупность мотивов и ценностных ориентиров личности, обуславливающих стремление к общению, продуктивному взаимодействию.

Когнитивный элемент – знание индивидом способов формирования комплексных, актуальных, достоверных знаний об окружающем мире.

Когнитивный элемент можно разделить на два субэлемента – познавательный (приобретаемые знания в рамках познавательной деятельности) и коммуникативный (приобретаемые знания и представления в ходе формирования социального опыта при общении).

Деятельностный элемент – это эффективное применение  способов познавательной деятельности и коммуникации для развития коммуникативной компетентности.

Рефлексивный элемент – способность осознать уровень сформированности коммуникативной компетентности

Рисунок 1. Уровни и элементы становления коммуникативной компетентности педагога

На основании представленной выше (рис.1) системы элементов коммуникативной компетентности разработаны критерии и показатели для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели для оценки коммуникативной компетентности педагога

Элемент коммуникативной компетентности

Элементы компонента (умения, навыки, мотивы, ценностные ориентиры)

Мотивационный

Понимание ценности знания и умений работать с информацией, полученной от собеседника

Открытость в общении, потребность в расширении контактов

Мотивация на продуктивное взаимодействие

Поиск / наличие личных интересов в общении

Познавательный

Знание способов поиска и формирования контактов – деловых, дружеских и др.

Знание организации значимого для получения информации взаимодействия как процесса приема/передачи информации при общении

Знание способов организации контакта с собеседником

Коммуникативный

Знание правил коммуникации (правила вежливости, постановки вопросов и др.)

Умение осуществлять отбор коммуниканта исходя из цели получения от него информации

Навык управления коммуникативными ситуациями (в том числе и конфликтными)

Деятельностный

Осуществление регулярного (как минимум раз в неделю) поиска информации об особенностях общения

Осуществление регулярного (как минимум раз в неделю)  выбора «нужной» в конкретной ситуации информации

Узнавание регулярно (как минимум раз в неделю)  новой информации

Рефлексивный

Умения производить самопознание и выполняемой коммуникативной деятельности

Умения производить самопознание и выполняемой познавательной (в том числе учебной)  деятельности в области развития коммуникативной компетентности.

Умение верно оценивать и осознавать индивидуальные познавательные и коммуникативные умения

Представленная система критериев оценки коммуникативной компетентности, как представляется, позволяет сформировать наиболее полное представление о структурной организации коммуникативной компетентности, а также путях ее совершенствования.


Список литературы

1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
2. Васильева В.С. Экспериментальное исследование коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник ЮУрГГПУ. 2019. №4. С. 56-59.
3. Васильева В.С. Концептуальные основы развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №7. С. 78-82.
4. Васильева В.С. Языковые средства общения в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования // МНКО. 2017. №6 (67). С. 98-104.
5. Кривуть М. Л. Коммуникативная компетентность педагога: критериально-диагностический инструментарий // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, №. 1 (76), 2022, С. 50-56.
6. Кривуть М. Л. Формирование эмпатии в процессе реализации дисциплины «коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. №2. С. 56-59.
7. Ковалева Т.С. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов вузов МЧС России в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи»: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. – 213 с.
8. Курцева З.И., Ерохина Е.Л. Дискурсивная этика как основа развития речевой личности будущего учителя // Русистика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnaya-etika-kak-osnova-razvitiya-rechevoy-lichnosti-buduschego-uchitelya (дата обращения: 09.06.2022).
9. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения. – СПб., 2009. – 45 с.
10. Ямщикова Д.С. Контекстные задания по биологии как средство формирования естественнонаучной грамотности обучающихся 7-9 классов // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31721 (дата обращения: 09.06.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: