Социальная психология | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018
УДК 316.6.
Дата публикации 24.09.2018
Копинг-поведение в контексте межнациональной конфликтности у современной учащейся молодежи
Первушина Ирина Михайловна
старший преподаватель кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, Москва, psyfactor@list.ru
Хухлаев Олег Евгеньевич
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, Москва, huhlaevoe@mgppu.ru
Аннотация: Статья посвящена описанию исследования, являющегося составной частью мониторинга рисков межнациональной конфликтности, целью которого являлся анализ динамики рисков межнациональной конфликтности среди учащихся учреждений общего и среднего профессионального образования г. Москвы. В результате обнаружено, что повышение склонности к конфронтации и агрессивному противостоянию в трудной ситуации существенно повышает уровень допустимости насилия в решении межэтнических и межконфессиональных проблем и склонность к нарушению общепринятых правил и юридических норм соблюдения общественного порядка. Данный фактор действует независимо от отношения школьника к представителям других национальностей и мигрантам (параметры, контролировавшиеся в исследовании).
Ключевые слова: межнациональные отношения, копинг, молодежь, конфликт, агрессия
Lecturer of the department “Cross-cultural Psychology and Multicultural Education” Moscow State University of Psyhology&Education, Russia, Мoscow
Ph.D., Head of the department “Cross-cultural Psychology and Multicultural Education”, Moscow State University of Psyhology&Education, Russia, Мoscow
Abstract: The article is dedicated to the description of the study, which is an integral part of monitoring the risks of interethnic conflict. The purpose of the monitoring was to analyze the dynamics of the risks of interethnic conflict among students from the schools and colleges in Moscow. We was found that increasing the propensity for aggressive confrontation in a difficult situation significantly increases the level of admissibility of violence in solving interethnic and inter-confessional problems. This factor correlates independently from the the student's attitude to other nationalities and attitudes toward immigrants (parameters controlled in the study).
Keywords: inter-ethnic relations, coping, youth, conflict, aggression
В настоящее время исследования, ориентированные на изучение этнопсихологических проблем и решение задач межгруппового взаимодействия широко представлены не только в зарубежной, но и в российской науке. В-целом они являются кросс - и/или меж-дисциплинарными, т.е. затрагивающими несколько разных аспектов в рамках одной науки или задействующими несколько подходов из различных наук [1], [2], [9].
При этом один из самых актуальных вопросов связан с проблематикой межнациональных отношений [5] и природы межэтнической неприязни [12]. В современной социальной психологии достаточно подробно изучен вопрос социально-психологической природы межгрупповой враждебности [3], однако связь индивидуально-личностных особенностей коммуникатора и негативных межэтнических отношений раскрыта далеко не полностью. Одной из особенностей индивида, тесно связанных с взаимодействием в-целом, является предпочтение той или иной стратегии совладающего поведения (копинга). Эти стратегии достаточно универсальны и могут проявляться в любых ситуация, в том числе и в межэтническом взаимодействии. Очевидно, что то, как человек будет решать те или иные трудности в общении с представителем иной национальности будет отчасти определяться особенностями его копинг-повеления в-целом.
Изучению данного вопроса было посвящено некоторое количество исследований как в России так и за рубежом. В частности М.С.Игониной [4]обнаружена связь конфронтационного копинга и гиперидентичности (по Г.У.Солдатовой). А.Е. Фомичева и О.Е.Хухлаев [13] показали наличие связи конфронтационного копинга и националистических установок (неприязненного отношения к представителям других национальностей).
В зарубежных исследованиях также признается значимость копинг-поведения в ситуации межэтнических отношений, отдельные авторы даже предлагают рассматривать копинг как составную часть межгруппового взаимодействия. [17]
В ситуации межэтнических конфликтов особый интерес представляют исследования, показывающие различную роль тех или иных копинг-стратегий в их разрешении. Так обнаружено, что в случае, если межгрупповой конфликт сфокусирован на отношения между группами (а не на достижении сторонами тех или иных задач), склонность его участников к эмоционально-ориентированному копингу повышает шансы позитивного разрешения, а проблемно-ориентированный копинг, наоборот, снижает вероятность договоренности [18].
В-целом, очевидно, что именно склонность конфронтационному копингу является существенным универсальным стимулом для деструктивного поведения, что отражается и в ситуации межэтнического взаимодействия. Однако в ситуации любого социального конфликта (в том числе и межнационального) крайне важно не только отношение сторон друг к другу, но и то, как они видят возможность использования насилия в межгрупповом взаимодействии. Собственно говоря, межнациональный конфликт возможнее только в том случае, когда насилие с обоих сторон является легитимным способом действий [15]. Логично предположить что индивид, склонный к конфронтативному копингу будет в большей степени одобрять насилие в межэтнических отношениях. Однако, при отсутствии подобных исследований данная гипотеза требует проверки, чему и посвящено данная работа.
В исследовании представлены результаты, полученные в рамках проведения в 2014 г. мониторинга рисков межнациональной конфликтности, целью которого являлся анализ динамики рисков межнациональной конфликтности среди учащихся учреждений общего и среднего профессионального образования г. Москвы [8]. Генеральная совокупность – учащиеся 10-х классов московских средних школ и студенты колледжей (2 курс начального профессионального образования). Всего было опрошено 3485 учащихся 83 школ и 17 колледжей Москвы.
Основное содержание мониторинга составляли четыре блока вопросов: этнонациональные установки, отношение к мигрантам, склонность к нарушению общепринятых правил и юридических норм соблюдения общественного порядка и уровень допустимости насилия в решении межэтнических и межконфессиональных проблем. Последний показатель рассматривается в данном исследовании. Он характеризует распространенность молчаливого или даже ожидаемого общественного одобрения и оправдания самоорганизованных (не государственных) насильственных действий в определенных социальных ситуациях при решении межэтнических и межконфессиональных споров. Шкала состоит из четырех утверждений, оцениваемых от «4» - «Полностью согласен» до «1» - «Полностью не согласен» (пример утверждения: «Насилие допустимо, если нарушаются обычаи и традиции моего народа»)
В качестве одной из дополнительных переменных в мониторинге был использован такой параметр как способ преодоления трудностей. В качестве основы для его создания была использована методика «Копинг-тест Лазаруса» разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкманом и адаптированная в России Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой. Из всех стратегий, которые диагностирует опросник стратегий совладания Лазаруса, мы выбрали две: «склонность к конфронтации и агрессивному противостоянию» (пример утверждения: «В трудной, стрессовой ситуации по-вашему будет правильным… Найти тех, кто навлек эти проблемы (по чьей вине они появились») и «поиск решения проблемы в трудной ситуации» (пример утверждения: «В трудной, стрессовой ситуации по-вашему будет правильным… Найти пару других способов решения проблемы»). Шкала состоит из шести утверждений, оцениваемых от «4» - «Полностью согласен», до «1» - «Полностью не согласен», по которой высчитывается единый индекс «Агрессивность и враждебность как способ поведения в трудной ситуации».
Обратим внимание на распределение показателей в целом. Молодежь столицы в большей степени предпочитает в трудных ситуациях использовать неагрессивный способ решения проблем - анализировать ситуацию и искать решение (средний балл у школьников 3.39, студентов колледжей – 3.35).
Однако вызывает тревогу, что агрессивное и враждебное поведение в трудной ситуации также является распространенным среди московской молодежи (средний балл у школьников 2.80, студентов колледжей – 2.93).
Для иллюстрации покажем распределение ответов на вопрос «В трудной, стрессовой ситуации по-вашему будет правильным… Найти тех, кто навлек эти проблемы (по чьей вине они появились)» (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос, связанный с агрессивным копингом
Мы видим, что мнения разделяются. Половина молодых москвичей считает, что в трудной ситуации нужно искать виновных («кто навлек эти проблемы»). Это говорит о склонности переносить ответственность за решение проблемы на окружающий мир, что в свою очередь выступает факторов риска возникновения межнациональных конфликтов.
При этом если сравнивать значимость разных стилей поведения в трудной ситуации, 2/3 столичной молодежи все же предпочитают искать конструктивное решение. Но при этом 12 % школьников и 16 % студентов колледжей склонны чаще выбирать агрессивные способы разрешения трудностей. Именно они являются группой риска в области возникновения межнациональных конфликтов.
Далее мы вычислили меру влияния индекса «Агрессивность и враждебность как способ поведения в трудной ситуации» на выраженность одобрения и оправдания насильственных действий в определенных социальных ситуациях при решении межэтнических и межконфессиональных споров. Для того был применен пошаговый множественный регрессионный анализ.
На первых двух шагах в регрессионную модель были введены по очереди такие переменные как «неприязнь к другим национальностям» и «мигрантофобия» с целью контроля их влияния на независимую переменную. Результаты показали их значимое влияние на допустимость межэтнического насилия (F =1237,94/652,67; p= 0,00/0,00; R2= 0,27/0,28; Beta = 0,52/0,12), причем преимущественно межэтнической неприязни, так как мигрантофобия демонстрировала небольшой вклад в изменение объясненной дисперсии (∆R2 = 0,01).
При введении в регрессионную модель агрессивного копинга как третьего предиктора ее показатели существенно меняются (F =525,80; p= 0,00; R2= 0,32; Beta = 0,20). Таким образом, можно говорить, что обнаружено, что повышение склонности к конфронтации и агрессивному противостоянию в трудной ситуации существенно повышает уровень допустимости насилия в решении межэтнических и межконфессиональных проблем (∆R2 = 0,04). Напротив, чем больше школьник и/или студент использует в трудных ситуациях «поиск решения проблемы» (преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения) тем он меньше допускает насилие в решении межэтнических и межконфессиональных проблем и менее склонен к нарушению общепринятых правил и юридических норм соблюдения общественного порядка. Таким образом, мы можем утверждать, что предпочтения молодых людей в области их поведения в трудных ситуациях – значимый фактор, имеющий прямое отношение к рискам межнациональной конфликтности.
Причем этот фактор действует независимо от отношения школьника к представителям других национальностей и/или мигрантам (параметры, контролировавшиеся в исследовании).
Из этого можно сделать вывод о том, что сам по себе рост позитивного отношения к представителям иных национальностей, формирование толерантности в узком смысле, не полностью обеспечивает снижение рисков межнациональной конфликтности. Они могут возрастать исключительно из-за общей склонности подростков к агрессивному копинг-поведению. Обучение способам конструктивного совладания с трудностями – это задача, которая решается в современном образовательном процессе крайне неэффективно [11]. Если классный руководитель/воспитатель сам способен продемонстрировать конструктивную стратегию поведения – есть шанс что она будет в какой-то мере освоена учащимися. Однако целенаправленная работа в этом направлении ведется крайне редко. Большинство технологий решающих такого рода задачи являются психолого-педагогическими, т.е. требуют участия педагогов-психологов. В связи с этим необходимо особое внимание обратить на сотрудничество психологической службы и классных руководителей/воспитателей/кураторов групп. Эта деятельность может быть построена на использовании универсальных способов обучения неконфронтационным способам совладания с трудностями в рамках внеучебной работы и дополнительного образования – тренинговые группы, распространение технологий примирения [14], в т.ч. школьной службы медиации [7] и пр.
Специфичной, т.е. направленной на улучшение именно межэтнического взаимодействия, является технология «обучение в сотрудничестве», предполагающая развитие навыков совместного решения проблем в классно-урочном формате [10] и одновременно способствующая гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Такая форма обучения воспитывает и развивает многие социальные навыки, позволяющие взаимодействовать людям с разными системами ценностей, обычаями, установками, стилями мышления [16].
В-целом, следует подчеркнуть, что в содержание профессиональной деятельности практического психолога в образовании должны, кроме традиционных вопросов [6], входить составляющие, связанные с профилактикой межнациональной конфликтности и обучением конструктивному поведению в ситуации межнационального взаимодействия.
Список литературы
1. Александрова Е.А. Изучение традиционной этнической культуры через семиотический анализ сказочных персонажей (Образ лисы в русской и китайской традициях) // Аналитика культурологии. - 2011.- № 19. - С. 230-234.
2. Александрова Е.А. Религиозная идентичность в Российских культурно-антропологических исследованиях // Культура и цивилизация.- 2015. -№ 6. -С. 10-22.
3. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. - М.:Юрайт, 2017. 341 с.
4. Игонина М.С. Взаимосвязь интолерантных форм поведения и неадаптивных копинг-стратегий в межэтническом
взаимодествии среди старших подростков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. - - №12(56). С.45-51
5. Камнев А.Н., Кондратьев М.Ю., Кузнецов И.М., Мордовин Б.А., Первушина И.М., Ткаченко Н.В., Ушакова В.Г., Хухлаев О.Е., Шведовский В.А., Шведовский О.В., Шведовская А.Р., Шведовская Т.Л. Состояние и тенденции межнациональных отношений этнодемографического развития населения г.Москва. Социологический и социально-психологический аспекты. -М., 2004. 356 c.
6. Кривцова А.С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2008.- № 2 (58). -С. 137-145.
7. Кривцова А.С., Хухлаева О.В. Служба школьной медиации // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2014.- № 2.- С. 4-8
8. Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический мониторинг рисков межнациональной конфликтности: методология и практика // Социальная психология и общество. - 2013. - № 1. - С. 104–113.
9. Лейбман И.Я. Межкультурные различия в построении психологических границ в психотерапевтических отношениях//Журнал практического психолога. -2015. -№ 4.- С. 81 -88.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ ред. Е.С.Полат. -М.,2002. 445 c.
11. Обухов А.С., Вачков И.В., Мякишева Н.М., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.).- М.: Юрайт, 2015. 422 c.
12. Ткаченко Н. В. Особенности влияния этнонациональных установок на этнические предубеждения в раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М.: МГППУ, 2009.
13. Фомичева А.Е., Хухлаев О.Е. Исследование взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания с этнонациональными установками // Социальная психология и общество.- 2013. - №4. - С.58-69.
14. Хухлаев О.Е., Гаврюшина М.К., Эбралидзе А.П., Гукова Р.И. Кросс-культурные особенности представлений о примирении (Сравнительное исследование молодежи, проживающей в Москве и Махачкале) // Вестник восстановительной юстиции.- 2015. -№ 12. -С. 63-68.
15. Apter D.E. Political Violence in Analytical Perspective // The Legitimization of Violence. - London: Palgrave Macmillan, 1997. - P.1-32.
16. Aronson, E., Gonzalez, A. Desegregation, jigsaw and the Mexican-American experience // Eliminating racism: Profiles in controversy / Ed. by P. Katz and D. Taylor. - New York: Plenum, 1988. – P. 301-314.
17. Delelis G., Desombre C. Inter-Group Interactions
coping: Similar Processes. A Similar Base? // Swiss Journal of Psychology. - 2005. - 64 (2). – P.73–86
18. Pluut H., Curşeu P.L. Perceptions of intragroup conflict: The effect of coping strategies on conflict transformation and escalation || Group Processes & Intergroup Relations. 2012. - 16(4). – P.412–425.