Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018
УДК 796.01
Дата публикации 24.09.2018
Бильярд как выбор элективного курса по физической культуре в высших учебных заведениях
Тянников Сергей Сергеевич
студент 3-ого курса факультета ФМЭСИ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва, greseyST@mail.ru
Научный руководитель Титовский А. В.
кандидат биологических наук, доцент, Кафедра физического воспитания, преподаватель, РЭУ им. Г.В. Плеханова
Аннотация: Данная статья ставит задачу показать преимущества бильярда как выбора элективного занятия по физической культуре. Читатель узнает полную историю бильярда, начиная с 16 века и заканчивая современностью, где зародился бильярд, и где он стал популярен. Во второй части статьи рассказывается о преимуществах бильярда, о его пользе для физического и умственного развития. Также в статье будет рассказано о том, какие навыки развиваются в процессе игры и о возможных альтернативах бильярда как физической нагрузки. Отдельная часть статьи посвящена требованиям к игроку в области физики и геометрии, а также о возможностях и разнообразии игры.
Ключевые слова: бильярд, здоровье, умственное развитие, физическое развитие, польза, игра, история
student 3-th course, faculty of Economics, MESI, REU G. V. Plekhanov, Russia, Moscow
candidate of biological Sciences, associate Professor, Department of physical education, teacher, REU G. V. Plekhanova
Abstract: This article aims to show the reader the advantages of Billiards, as the choice of elective classes in physical culture. From this article, the reader can learn the full history of Billiards, from the 16th century to the present, where Billiards originated, and where it became popular. In the second part of the article the reader will be able to learn about the benefits of Billiards, about what benefits it can bring to the physical, and what for mental development. In this article also will be told about what skills will be useful for playing Billiards, what skills will develop in the game, for whom it will be most useful and what Billiards can replace to get the same health benefits. The article also talks about the requirements for the player in the field of physics and geometry, as well as the possibilities and diversity of the game.
Keywords: billiard, health, mental development, physical development, usability, game, history
В современное время получение высшего образования связано в основном с сидячей работой, что грозит не только потерей физической формы, но также и серьёзными заболеваниями, такими как болезни сердца, спины, ухудшение общего самочувствия студента и т.д. В связи с этим особенную важность в учебном процессе имеет занятие физической культурой. По этой причине в высших учебных заведениях обязательно должны присутствовать занятия физической культурой, а также большое количество секций, которые обеспечивают студенту нужный уровень физического состояния.
Перед каждым студентом стоит проблема выбора нужной физической специальности. В данной статье раскрываются возможности бильярда как нагрузки не только физической, но также умственной.
Цель занятий курсом бильярда в рамках физической культуры: сохранение и повышение уровня своей физической подготовленности, работоспособности, а так же укрепление здоровья для дальнейшей социальной и профессиональной деятельности[1,4].
Определение бильярда
Бильярд - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами. Они объединены характерной особенностью всех бильярдных игр - передвижением шаров по поверхности, с помощью передачи им ускорения кием через направляющий удар в продольном направлении его стержня, и дальнейшем попаданием шаров в лузы, специальные отверстия по краям стола. Кий - специальный инструмент для игры в бильярд, представляющий длинную «палку», широкую у основания и сужающуюся к концу (рис.1). Смысл игры заключается в следующем– «загнать» определенное количество шаров в лузы, с теми или иными условиями, как, например, возможность бить только по одному шару, или по нескольким, забивание только определенных шаров, или же игра на счет, где целью будет забить больше шаров, чем соперник.
Рисунок 1. Кий
В данной игре есть огромное количество деталей, которые делают её сложной для освоения, но увлекательной в процессе игры, заставляя проявлять расчетливость, тактическое мышление, глазомер и психологическое понимание соперника. При высоком уровне мастерства и удачи велика вероятность победы до вступления противника в игру.
История Бильярда
Информация о том, где именно зародился бильярд, не известна достоверно, но предполагается, что его родина – Древний Китай, другие же историки считают, что место зарождения бильярда – Индия. Официальной считается теория о том, что в Европу было завезено первое подобие бильярдного стола из Китая в XVI веке (официальное письмо Марии Стюард, в котором впервые упоминается бильярдный стол, датировано 17 февраля 1578 года). Столы для бильярда того времени кардинально отличались от современных, к примеру, стол 16 века подразумевал игру длинной дубиной, с помощью которой игрок должен был вогнать в одну из 10 луз небольшую фигурку, сделанную на заказ. Фигурки могли быть любой формы, однако в основном они были не шарообразные, вследствие чего сам процесс мало напоминал современный бильярд.
С течением времени бильярд сильно видоизменялся. Вскоре было замечено, что шары, в отличие от фигурок, были значительно удобнее в игре, а продольные и тщательно выверенные удары увеличивали количество попаданий. Количество луз сократилось, так как не было более нужды в большом, дубины сменились на более изящное подобие современных киев. Изменения претерпели также и сами столы, стол стал обиваться сукном для лучшего соприкосновения шаров с поверхностью, вследствие чего достигалась большая скорость и устойчивость шаров. Бильярд всё больше стремился к разновидности тактических игр и все дальше уходил от игр с применением грубой силы.
В 17 веке бильярд приобрел большую популярность в Германии, что стало новой главой в истории этой игры. Все влиятельные деятели приобретают личные столы для игры, начинают обустраиваться целые залы для проведения подобия турниров. Популярность бильярда так стремительно возросла, что даже владельцы корчмых тратились на столы, благодаря чему вкладывались в успех заведения–люди щедро тратились ради партии в бильярд. Начали вноситься коррективы в размер стола: если раньше размеры были произвольными и определялись лишь выдумкой мастера, то теперь длина была обязательно больше ширины в два раза, что тщательно проверялось.
Постепенно возникла необходимость в общем для всех своде правил, так как постулаты игры даже в соседних гостиницах могли различаться кардинально. Эти несостыковки вызвался решить француз Этьен Луазон, который в 1674 году опубликовал первый свод правил для бильярда, сформированный из лучших на тот период времени идей. Правила Луазона были чрезвычайно запутаны и трудны для понимания, поэтому многие игроки были вынуждены держать в руках экземпляр правил даже во время игры. Однако игра стала более стандартизированной и доступной, люди получили возможность спокойно играть друг с другом без долгих согласований. Луазон написал несколько трудов, в которых описал пользу бильярда для здоровья и ума, чем еще более повысил общий интерес к этой игре. В дальнейшем многие умы подтверждали идеи Луазона, к примеру, секретарь Императорской Академии наук Альберт Эйлер писал в своём труде «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости», что бильярд крайне полезная во всех смыслах игра, которая тренирует тактическое и пространственное мышление и позволяет поддерживать тело в форме.
Видоизменение формы кия не останавливалось с самого появления бильярда, так, во Франции один из военачальников впервые создал кий, максимально приближенный к его современному виду. Также во Франции впервые придумали «наклейку», кожаную накладку на кончик кия, благодаря которому удар приобрел дополнительную точность. Усовершенствованный кий открыл новые горизонты возможностей. Появились удары с закруткой, откат шара назад, удар с накатом, после которого шар не прекращал движение вперед.
Вскоре популярная игра впервые появилась и в России. Бильярд завез в Россию Петр первый, который был впечатлен повсеместностью игры в Европе и был уверен в необходимости распространения его на родине. Российский император привез первый бильярдный стол, а также необходимые чертежи. Успехи внедрения игры были внушительны, игра быстро приобрела популярность, возможно даже большую, чем в Европе.
Со временем появились и известные мастера бильярдных столов, которые создавали настоящие произведения искусства, некоторые из которых и по сей день стоят в музеях. Одним из гениальных мастеров был Карл Шульц, столы которого были широко признаны и в мире бильярда считались сравнимыми со скрипками Страдивари (рис. 2).
Рисунок 2. Стол Карла Шульца
Бильярд увлек своим изяществом и естественной простотой множество великих деятелей России. В него играли такие личности, как Пушкин, Ломоносов, Лермонтов, небезызвестный граф Орлов, а также члены царской семьи.
В Советском Союзе игра не потеряла популярность. Сам Иосиф Сталин обожал бильярд, и большая часть его приближенных сыграли с ним как минимум одну игру.
Дальнейшее развитие бильярда было более размеренным. Правила были сформированы, как и площадка для игры, появлялись профессиональные игроки и первые чемпионаты. К данному моменту призовые фонды некоторых соревнований ушли за 10 миллионов фунтов, в пересчете на рубли это составляет 836 с половиной миллионов.
Преимущества бильярда
Как и любая другая игра, бильярд имеет несколько важных смысловых аспектов. На первый взгляд игра может показаться примитивной и не требующей особенных навыков, однако при ближайшем рассмотрении она полна разнообразных нюансов. Важна точность ударов, правильная постановка кия, развитый глазомер и способность тактически мыслить.
Важная особенность бильярда– большой простор для действий. Существует огромное количество возможных ситуаций на столе и ударов, к примеру: удары от борта, удары по двум шарам сразу, выкатывание шаров противника в неудобные позиции, закрутки шаров, подкидывание шара ударом для преодоления препятствия. Большое значение имеет и понимание психологии и действий противника. Постепенно оба игрока вступают в противостояние друг с другом, в котором необходимо предугадывать действия, просчитывать арсенал приёмов и на основе этого строить тактику.
Также важно знать оздоровительные характеристики бильярда и его нагрузку на организм.
При первом ознакомлении учащимся может показаться, что игра на бильярде не может быть трудной физически и интеллектуально. Однако, первое впечатление ошибочно, для подтверждения этого стоит обратиться к статистике. За время классической серии игр в бильярд, среднестатистический игрок проходит около двух-трёх километров, это среднее расстояние, проходимое человеком, с преимущественно сидячим образом жизни, при этом, как правило, подряд играется более одной серии игр (от 2 до 5), так что это расстояние может быть увеличено в разы. При этом, данное расстояние не дает сверхнагрузки, вследствие чего бильярд очень полезен для людей, у которых слабо развито сердце. Этим людям будет достаточно трудно пройти такое расстояние подряд, а вот несколько партий в бильярд положительно скажутся на нем.
Игра на бильярде решает оздоровительную, игровую, развивающую, интеллектуальную и психологическую направленность физического воспитания студентов всех специальностей, развивая у них физические и психофизические качества. В частности, умение переключаться с одного вида интеллектуальной деятельности на другой. Вместе с тем, выполнение упражнений на бильярде, игра с соперником заставляет повышать активность интеллектуальной деятельности, связанной с умением концентрироваться в определенные временные промежутки, использовать методы анализа и синтеза для оценки игровой ситуации, правильно тактически и стратегически оценивать игровую ситуацию[3,5].
Хорошей физической нагрузке подвергаются мышцы рук играющего. Движения кием, в первое время, могут быть достаточно трудны, а новичок, без контроля профессионала, может повредить себе связки кистей резким движением или потянуть мышцы задней группы плечевых мышц (локтевую и трехглавую), в противовес, грамотная игра на бильярде позволит усилить ту же заднюю группу плечевых, а также предплечевые мышцы, пускай и не так сильно, как это возможно с помощью силовых тренировок.
Бильярд – настоящее испытание для многих физических характеристик, будь то глазомер или твердость руки.
Также польза бильярда сказывается и на интеллектуальном уровне студентов. Бильярд заставляет участника продумывать каждый свой следующий ход, ведь малейшая ошибка может подарить противнику слишком большое преимущество. Постоянная сосредоточенность и глубокая вовлеченность в процесс – два главных показателя успешного игрока на бильярде. От студента требуется использовать свои знания из сразу нескольких областей знаний, для правильной игры, таких как геометрия и физика (рис.3), а также понимание своего соперника, что развивает психологическое понимание личности, против который студент играет.
Рисунок 3. Варианты удара по шару
Бильярд показал свою высокую эффективность для реализации в высших учебных учреждениях. Во-первых, нужно то, что занятия по бильярду студенты посещают достаточно часто (основано на данных, взятых с кафедры физического воспитания РЭУ им. Г.В.Плеханова), вовлеченности в процесс физического воспитания и заинтересованности студентов. Сама игра на бильярде получила высокую оценку студентов, привлекая их не только новизной, но и тем, что не требует каких-либо входных данных, и навыки учащегося в игре зависят от его старания. Поскольку занятия проводятся в рамках физической культуры, по мере освоения технических элементов комплекса упражнений студенты выполняют тесты, которые используются как оценочные средства общей физической подготовленности, и позволяют видеть прогресс в развитии своих функциональных показателей[2,4,5].
Таким образом, после проведенных исследований можно подвести итоги. Бильярд определенно крайне полезен для физического состояния, особенно для тех, чья работа в основном сидячая. Этот вид спорта помогает оздоровить организм человека, усилив его сердце и улучшив общее состояние здоровья, а также предоставляет хорошую интеллектуальную разгрузку, которая крайне полезна для учащихся высших учебных заведений.
Подведем итоги: бильярд – хороший выбор для учащихся, которые не любят тяжелую физическую активность, но хотят поддерживать свой уровень здоровья в норме. Благодаря широкому комплексу движений и большому кругу задействованных мышц бильярд становится прекрасным выбором, в плане элективных занятий. Поэтому учащимся высших учебных заведений стоит оценить возможность выбора бильярда, как одного из возможных вариантов элективных занятий по физической культуре.
Список литературы
1.Титовский А.В. Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине "Физическая культура" // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт – 2016. - №4. – С. 90-96.
2.Титовский А.В., Белецкий С.В., Кондратьев П.А., Помощникова Т.В. Ьильярд как направление физического воспитания студентов // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова – 2016.
3.Титовский А.В., Кондраков Г.Б., Витько С.Ю., Моторин И.Н. Направление «Бильярд» в учебном процессе дисциплины «Физическая культура» // Современные наукоемкие технологии – 2016. – №10-2. - С. 388-391.
4.Титовский А.В., Кондратьев П.А. "Бильярд" как направление физической культуры в условиях снижения состояния здоровья // Гуманитарное образование в экономическом вузе – 2017. – с. 324-329.
5.Титовский А.В., Мамонова О.В. Бильярд в физическом воспитании студентов-Экономистов // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт – 2015. - №4. – С. 59-65.
References:
1.Titovsky A.V. Billiards as an innovative direction of the educational process in the discipline "Physical culture" / / News of the Tula state University. Physical culture. Sport - 2016. - No. 4. - P. 90-96.
2. Titovsky A.V., Beletsky S. V., Kondratiev, P.A., Pomoshnikova T.V. Blliard as the direction of physical education students // Russian University of Economics named by G. V. Plekhanov – 2016.
3. Titovsky A.V., Kondrakov G. B., Vitko S. Y. Motorin I. N. Direction "Billiards" in the educational process of the discipline "Physical culture" / / Modern high technology – 2016. - №10-2. - P. 388-391.
4. Titovsky A. V., Kondratiev, P. A. "Billiards" as a direction of physical culture in terms of declining health / / Humanities education in economic University-2017. – P. 324-329.
5. Titovsky A. V., Mamonova O.V. Billiards in physical education of students of economics universities // News of the Tula state University. Physical culture. Sport – 2015. - №4. – P. 59-65.