Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №9 (26) Сентябрь, 2018

УДК 37.015.32

Дата публикации 21.09.2018

Представления о жизненной успешности студенческой молодежи

Корниенко Анжелика Владимировна
старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», РФ, г. Абакан, iggdrasil01@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о жизненном успехе студенческой молодежи. Были выделены основные категории жизненной успешности, субъективные и объективные факторы успешности. В результате были получены следующие эмпирические данные: выделены и проранжированы основные категории представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте (семья, финансовое благополучие, карьера, удача, возможность путешествий, спортивные достижения, любовь и верность). Установлены основные характеристики личности и критерии успеха, ассоциирующиеся у молодежи с жизненной успешностью (волевые качества, социальный капитал, коммуникативная компетентность, витальный тонус).
Ключевые слова: жизненная успешность, успех, представления; представления о жизненной успешности, символ успешности

Ideas about the life success of student youth

Kornienko Anzhelika Vladimirovna
senior lecturer of the Department of Psychological and Pedagogical Education, FGBOU VO "Khakas State University. NF Katanov ", Russia, Abakan, iggdrasil01@yandex.ru

Abstract: The article presents the results of an empirical study of the notions of student success in life. The main categories of life success, subjective and objective factors of success were singled out. As a result, the following empirical data were obtained: the main categories of ideas about life success in adolescence (family, financial well-being, career, success, travel, sports achievements, love and fidelity) were singled out and ranked. The basic characteristics of the personality and the success criteria associated with youth's success with life (volitional qualities, social capital, communicative competence, vital tone) have been established.
Keywords: life success, success, ideas; representations of life success, a symbol of success

Представления о жизненной успешности является ключевым конструктом для становления и развития человека, как личности, так и профессионала, определяют его жизненную траекторию, являются условием постановки жизненных целей, управляют и направляют на протяжении всего бытия. Стремление к успеху и его атрибутам в современном мире присуще всем молодым людям, мечты об успешной жизни и карьере наполняют жизнь человека смыслом, однако, представления об успехе у каждого свое.

Понятия «жизненный успех» и «жизненная успешность» полидисциплинарны и многомерны, генезис определения, сущности, механизмов и условий формирования представлений о жизненном успехе принадлежит философии, однако, в последние годы активно разрабатывается и в других отраслях научного знания, в том числе  в социологии и психологии [1].

В философском аспекте жизненный успех рассматривается как поиск смыслов бытия, сознательная рефлексия смысла жизни, трансценденция личности, гармоничное сочетание «внутреннего делания» и «внешнего делания» (С. Кьеркегор, Р.Декарт, Т.Мор, Ф.Бекон,  Ф. Ницше и др.).

В экзистенциальной философии представлены два базисных подхода к определению понятия «успех»: 1) «успех» понимается как следствие преодоления внешних препятствий, в результате чего проявляются сущностные структуры человеческого бытия [6]; 2) «успех» рассматривается как социальный феномен, возможный при наличии субъектности и самоорганизации, проявленный  в способности эффективно взаимодействовать с социумом для достижения значимых целей в профессиональной деятельности и личной жизни [2].

Сущность понятий «успех» и «успешность» стала предметом исследований в зарубежной психологии с начала XX века (Ф.Хоппе, А.Маслоу, Э.Эриксон, Дж.МакКелланд и др.). Учеными были выделены факторы и личностные качества успешной личности, а именно, социальный капитал (Дж.Коулман, С.Э.Зайберт), стратегии построения карьеры (Л.К.Харрис и Э.Огбонн), самоактуализация (А.Маслоу, К.Роджерс), мотивация достижения успеха (Х.Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Д. МакКелланд и др.), жизнестойкость (С.Мадди) и др.

В середине XX века детерминантами жизненной успешности была определена креативность, как творческий динамический потенциал личности  (Дж. Гилфорд, Э.Торренс, А.Маслоу и др.). М.А. Холодная концептуализирует понятие  «креативность» как творческую продуктивность, базирующуюся на метакогнитивном опыте и сопровождающуюся открытой познавательной позицией, осведомленностью и развитой психической саморегуляцией [7].

В 90-е годы XX века американскими психологами П.Сэловеем и Дж.Майером предикторами жизненной и социальной успешности были названы социальный и эмоциональный интеллект. Авторы определяют эмоциональный интеллект как многомерный психологический конструкт, состоящий из следующих структурных компонентов: идентификации эмоций, регулирования эмоций и способностью эффективно использовать полученную информацию в социальном взаимодействии [5].  Д.Векслер под социальным интеллектом понимает приспособленность индивида к социальному окружению. Социальные представления в работах С.Московчи определяются как «тип социальной реальности», преломляющей весь спектр впечатлений и явлений окружающего мира [4]. Критериями представлений о жизненной успешности могут быть как объективные факторы социального признания и жизненного успеха, так и субъективное переживание личного и социального благополучия.

Кроме уже описанных представлений о жизненной и социальной успешности существует широкое поле концепций, однако, все концепции можно классифицировать по ключевому предиктору, детерминирующему успешность. В нашем исследовании мы предприняли попытку определить представления о жизненной успешности студенческой молодежи. Жизненная успешность будет определяться нами как интегративный конструкт, имеющий иерархическую структуру, сочетающий взаимосвязь и взаимозависимость всех актуализированных внешних и внутренних ресурсов личности, представленный в переживании субъективного благополучия личности в контексте понятий подлинности и авторства жизни, жизненного выбора и ответственности, реализации в течение жизни значимых для человека смыслов.

Молодежь является стратегическим и кадровым ресурсом нации, а представления об успешности детерминантом социального и политического благополучия всей страны. Подтверждает значимость формирования жизненной успешности молодежи распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 г.».

Цель исследования: изучить и выявить особенности представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте.

Эмпирическая выборка: 95  студентов первого курса очной формы обучения ФГБОУ ВО «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова» (юноши – 16, девушки – 79), средний возраст испытуемых 17 лет. Направления подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология и социальная педагогика; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Русский язык и литература; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности; Биология; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Информатика; Математика; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Химия; Биология; 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование; иностранный язык.

Проведенное пилотажное исследование представляет собой часть констатирующего эксперимента по более широкой теме «Исследование  жизненной успешности студенческой молодежи» в рамках хоздоговорной НИР.

Методы исследования.

  1. Проективная методика «Символ жизненного успеха» разработанная авторским коллективом под руководством Е.Б. Старовойтенко.
  2. Методика «Успешный человек» (авторская модификация методики «Кто я?»,  Т.Д.Марцинковской).

После обработки полученных данных нами были выделены и проранжированы основные категории представлений о жизненной успешности в юношеском возрасте на основе символического изображения успешности (рис.1).

На первое место большинство студентов ставят наличие счастливой семьи - 35%; 2. финансовое  благополучие - 19%; 3. карьера и социальное признание - 12%; 4. удача - 7%; 5. возможность путешествий - 6%; 6. спортивные достижения и здоровый образ жизни - 5%; 7. любовь и верность - 5%; 8. интеллектуальное и личное развитие - 4%; 9. здоровье и благополучие близких  людей - 4%; 10. высшее образование  - 3%.

Рис. 1 Основные категории представлений о жизненной успешности молодежи

К единичным ответам можно отнести представления о жизненной успешности как достижение власти (2 человека), мудрости (1 человек), гармонии (1 человек), вдохновения (1 человек), мира во всем мире (1 человек).

Полученные результаты подтверждают и дополняют исследование представлений о профессиональном успехе полученные Краснощеченко И.П. и Котовским В.В. (2014), респонденты (N=73) в котором на первое место также ставили семейное положение, было отмечено, что существуют гендерные различия, в большей степени ценность семейного благополучия отметили девушки. Второе место также как и в нашем исследовании занимает материальное положение, третье и четвертое место - характеристика профессиональной деятельности и профессиональный успех [2].

Кроме того представления о жизненной успешности студентов варьируются в зависимости от направления подготовки, а именно: студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности; Биология  акцентируют внимание на спортивных достижениях и здоровом образе жизни; студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Химия; Биология наиболее значимыми критериями жизненной успешности считают любовь и верность, семью. Для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Начальное образование; иностранный язык жизненная успешность определяется наличием высшего образования, возможностью путешествий, личностным и интеллектуальным ростом.

Анализ результатов модифицированной анкеты «Успешный человек» Т.Д.Марцинковской позволил выделить основные характеристики личности и критерии успеха, ассоциирующиеся у молодежи с жизненной успешностью. Большинство респондентов (35%) связывают достижение успеха с наличием внутренних факторов, а именно, волевыми качествами: целеустремленностью, развитой волей, настойчивостью, решительностью, жизнестойкостью, умением ставить цели и добиваться запланированного результата.

Часть респондентов  (28%) отмечает, что достижение жизненной успешности возможно при наличии внешних факторов (социального капитала), способствующих достижению жизненных благ: влиятельных людей и связей, внешней привлекательности, популярности, известности, поддержи со стороны семьи и друзей, первоначального капитала. Подобные же результаты были получены Лесиной Л.А. (2017), успех рассматривался респондентами как результат и как процесс, в результате были выделены факторы успеха, в том числе до 50% опрошенных отметили важность и необходимость социального капитала (связей и знакомств с нужными людьми, начальный капитал), нивелируя при этом значимость собственного потенциала  [3].

Достижение жизненной успешности, по мнению 25% опрошенных, способствует коммуникативная компетентность, а, именно, коммуникабельность, грамотная речь, уверенность в себе, умение слушать собеседника, уважение к людям, дипломатичность.

6% респондентов  к необходимым личностным качествам для достижения жизненной успешности относят качество витального тонуса: жизненную активность, мобильность, энергичность, бодрость, еще 5% опрошенных акцентируют внимание на необходимости здоровья и здорового образа жизни для достижения жизненных успехов.

Успех, атрибуты успешности, внешние критерии и показатели успешности часто ассоциируются у молодежи как собственно успех и успешная жизнь, следовательно, проявления внешней успешности акцентируются и занимают первое место в сознании молодежи, при этом достижение успешности не рассматривается как процесс необходимый для познания и становления личности как зрелого социального субъекта деятельности.

Резюмируя полученные данные можно сделать вывод, что современная молодежь наиболее значимыми для достижения жизненной успешности считает волевые качества, социальный капитал и коммуникативную компетентность, при этом интеллектуальное развитие и когнитивные способности  нивелируются (высшее образование занимает в рейтинге последнее место). Символом успеха молодежь считает наличие здоровой любящей семьи, финансовое благополучие, карьерный рост, социальное признание, удачу и возможность путешествий.


Список литературы

1. Дворецкая М.Я., Лощакова А.Б. Образ успешности в современных психологических исследованиях [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (14.08.2018).
2. Котовский В.В., Краснощеченко И.П. Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе [электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2014. № 6. С.58-68. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studencheskoy-molodezhi-o-professionalnom-uspehe (дата обращения 10.08.2018).
3. Лесина Л. А. Факторы успеха в оценках студенческой молодежи / Л. А. Лесина // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 802-812.
4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1.
5. Савенков А.И., Карпова С.И. Проблема прогнозирования учебной и жизненной успешности в психологии ХХ в. [электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2012. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-prognozirovaniya-uchebnoy-i-zhiznennoy-uspeshnosti-v-psihologii-hh-v (дата обращения: 03.08.2018).
6. Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1990. 398 с.
7. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.

Расскажите о нас своим друзьям: