Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024
УДК 37.013.32
Дата публикации 23.08.2024
Концептуальные основы воспитания социальных ценностей подростков
Четверикова Татьяна Борисовна
аспирант кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»), г.Челябинск, vasenkinabest@mail.ru
Аннотация: В статье даётся характеристика понятия «воспитание социальных ценностей подростков», а также отражено содержание концепции воспитания социальных ценностей подростков, главной идеей которой является формирование приоритетных социальных ценностей подростков в условиях дисципрофпарентивности (от лат. discipulus — «обучающийся», professore —«учитель», parens — «родитель»), кофигуративного взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и педагогического стимулирования субъектности обучающихся. Кроме того, в статье даётся краткое описание авторской программы элективного курса по воспитанию социальных ценностей подростков на базе общеобразовательной школы «Диалог поколений: семья - ключ к успеху», ориентированной на работу педагога с обучающимися 7-8ых классов, а также с их родителями.
Ключевые слова: воспитание, концептуальные основы воспитания, социальные ценности, условия воспитания, субъектность обучающихся
Postgraduate at the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (SUSHPU), Chelyabinsk
Abstract: The article describes the concept of «education of social values of adolescents», and also reflects the content of the concept of education of social values of adolescents, the main idea of which is the formation of priority social values of adolescents in conditions of disciprofparentivity (from Latin. discipulus — «student», professore — «teacher», parens — «parent»), co-figurative interaction of participants in the educational process and pedagogical stimulation of the subjectivity of students. In addition, the article provides a brief description of the author's program of an elective course on the education of social values of adolescents on the basis of a comprehensive school "Dialogue of generations: family is the key to success", focused on the work of a teacher with students in grades 7-8, as well as with their parents.
Keywords: education, the conceptual bases of education, conditions for education, social values, subjectivity of students
Четверикова Т.Б. Концептуальные основы воспитания социальных ценностей подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kontseptualnye-osnovy-vospitaniya-sotsialnykh-tsennostej-podrostkov.html (Дата обращения: 23.08.2024)
Тема семьи стала ключевой за последние пару лет, ведь именно семья является символом прочности и объединения, чего так не хватает нашему современному обществу [2, с.34]. Именно семейные ценности консолидируют все народы, проживающие на территории Российской Федерации. Основой государственной политики является поддержка и защита семьи, а также сохранение традиционных семейных ценностей. Неслучайно 2024 г. в России объявлен: «Годом Семьи» [3, с.1]. Различные меры поддержки института семьи (духовная, материальная, социальная) предусмотрены практически на всех уровнях нашей жизни. Но если вопрос семьи на государственном уровне поднимается лишь сейчас, то для молодёжи он стал актуальным несколько раньше. Так в 2022 г. по данным ВЦИОМ семейные ценности в структуре ценностей российской молодёжи заняли первое место [4, с.1]. Следует отметить, что общеобразовательная школа всегда выполняла связующую функцию между государством и семьёй, помогая, прежде всего, воспитать достойную личность. На сегодняшний день школа также безоговорочно следует отведённой ей роли в образовании и воспитании молодого поколения, применяя различные практики и методики для достижения поставленных целей, а именно в вопросах укрепления отношений в семьях обучающихся.
Ведущей идеей воспитания социальных ценностей подростков является формирование у юношей и девушек представления о жизненно важных ценностях, в которых они нуждаются. Исследование показало (на базе средней общеобразовательной школы), что приоритетными ценностями для подростков являются семья, творческая самореализация и высокий социальный статус.
Реализацию данной идеи обеспечивает созданная система воспитания социальных ценностей подростков, эффективность которой достигается рядом педагогических условий (условие дисципрофпарентивности; кофигуративное взаимодействие участников образовательно-воспитательного педагогического процесса и педагогическое стимулирование субъектности обучающихся).
Условие дисципрофпарентивности заключается в активном взаимодействии педагога, родителей и обучающихся. Условие кофигуративного взаимодействия следует из условия дисципрофпарентивности и предполагает коммуникацию между участниками воспитательного процесса «на равных», когда знаниями обмениваются не только ровесники, как и не только дети перенимают опыт у взрослых, но и взрослые учатся у молодого поколения. Стимулирование субъектности обучающихся [1, с.6] имеет определяющую роль, т.к. именно активная деятельность помогает субъекту быстрее адаптироваться к любым условиям, приобретать новые знания, умения, что способствует формированию необходимых качеств личности и ценностных ориентаций.
Главными принципами построенной системы воспитания социальных ценностей подростков являются:
- принцип эдъюбрининга (когда образование и воспитание рассматриваются как неразрывное целое, как две стороны одной медали);
- принцип континуальности (процесс непрерывности, затрагивающий все компоненты системы воспитания социальных ценностей подростков);
- принцип расширения аксиосферы, позволяющий расширить диапазон ценностных ориентаций;
- принцип иммерсивности заключается в погружении обучающихся в интерактивную среду с целью приобретения новых знаний и навыков [5, с.1].
Следует отметить, что все вышеизложенные педагогические условия и принципы системы воспитания социальных ценностей подростков пронизывают не только все блоки данной системы, но и прослеживаются в реализации элективного курса «Диалог поколений: семья - ключ к успеху», предусмотренного ею. Учебно-методическое пособие представляет собой программу элективного курса, направленного на укрепление взаимоотношений между родителями и подростками. Целью курса является формирование у обучающихся приоритетных социальных ценностей. Элективный курс «Диалог поколений: семья - ключ к успеху» построен на основе деятельностного, аксиологического и системного подходов; ориентирует подростков на самостоятельную, групповую работу, а также на сотрудничество с одноклассниками, педагогом, родителями и другими близкими родственниками. Программа курса построена с учётом межпредметных связей между такими предметами, как история, обществознание, литература, психология и т.д. Программа курса рассчитана на один год обучения ( 30 ч.) в 7 - 8 классах. Материал включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе. В содержании курса выделены тематические разделы:
- социальные ценности и их роль в современном обществе;
- личностные и профессиональные качества, необходимые людям, ориентированным на создание крепких семейных отношений; на раскрытие творческого потенциала и стремящихся к карьерному росту;
- вместе - мы можем всё.
Занятия носят комбинированный характер, в них содержится как теоретический материал, так и материал для разминок, тренингов, ролевых игр и т.д. Методы проверки результатов обучающихся - тестирование, анкетирование, наблюдение и презентации обучающихся.
Проблема воспитания социальных ценностей подростков, а именно воспитание и формирование традиционных семейных ценностей, является актуальной в современных условиях, что подтверждается поддержкой семьи и детства со стороны государства, а также выбором семьи (в качестве приоритетной ценности) среди молодёжи. Концептуальные основы воспитания социальных ценностей подростков заключаются в реализации особых педагогических условий, основанных на специальных принципах, что повышает эффективность формирования социальных ценностей у подростков в стенах общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Гущина Т.Н. Развитие субъектности обучающегося как целевая функция организации дополнительного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. №4. Т.З Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-subektnosti-starsheklassnika-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey/viewer (Дата обращения: 08.23.2024)
Список источников
2. Зеленков, М.Ю. Духовно-нравственная безопасность Российской Федерации: учебник / М. Ю. Зеленков; Академия Следственного комитета Российской Федерации. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 360 с.
3. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи"/ Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013 (Дата обращения: 08.23.2024)
4. ВЦИОМ. Ценности молодёжи. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (Дата обращения: 08.23.2024)
5. Бабина А. Иммерсивность: как такой метод может преобразить традиционное обучение. Режим доступа: https://prof.sferum.ru/immersive_education (Дата обращения: 08.23.2024)