Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024

УДК 377

Дата публикации 27.08.2024

Духовно-нравственные ценности - необходимое условие развития личности школьника

Маковецкая Юлия Геннадьевна
заведующий кафедрой социально-гуманитарного и этнокультурного образования, ГБУ ДПО «ЧИРО», доцент, г. Челябинск, Россия
Петухова Галина Владимировна
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного и этнокультурного образования, ГБУ ДПО «ЧИРО» г. Челябинск, Россия
Петухов Сергей Юрьевич
методист кафедры социально-гуманитарного и этнокультурного образования, ГБУ ДПО «ЧИРО» г. Челябинск, Россия

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных ценностей как результата духовно-нравственного воспитания. В статье уточняются методы и формы духовно-нравственного воспитания. Оптимальное использование изложенных в статье методов и форм духовно-нравственного воспитания способствует формированию духовно-нравственных ценностей. Нужность и необходимость формирования духовно-нравственных ценностей определяется целым рядом документов федерального уровне, среди которых следует отметить: «Закон об образовании в РФ», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Послание Президента России Федеральному Собранию в 2024 году. Нужность и необходимость формирования и сохранения духовно-нравственных ценностей вызвана угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ценностей вследствие технологического и социально-экономического развития современного общества и его цифровизации.
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, патриотизм, гражданственность.

Spiritual and moral - values are a necessary condition for the development of a student’s personality

Makovetskaya Yulia Gennadievna
Head of the Department of Social and Humanitarian Studies and ethnocultural education, State Budgetary Institution of Further Professional Education "CHIRO", Associate Professor, Chelyabinsk, Russia
Petukhova Galina Vladimirovna
senior lecturer of the department social and humanitarian and ethnocultural education GBU DPO "CHIRO" Chelyabinsk, Russia
Petukhov Sergey Yurievich
methodologist of the department social and humanitarian and ethnocultural education, GBU DPO "CHIRO" Chelyabinsk, Russia

Abstract: The article examines the problem of the formation of spiritual and moral values as a result of spiritual and moral education. The article clarifies the methods and forms of spiritual and moral education. The optimal use of the methods and forms of spiritual and moral education outlined in the article contributes to the formation of spiritual and moral values. The need and need for the formation of spiritual and moral values is determined by a number of documents at the federal level, among which it should be noted: “Law on Education in the Russian Federation”, “Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period until 2025”, Address of the President of Russia to the Federal Assembly in 2024. The need and need for the formation and preservation of spiritual and moral values is caused by the threat of the loss of traditional spiritual and moral values as a result of the technological and socio-economic development of modern society and its digitalization.
Keywords: Spiritual and moral education, spiritual and moral values, patriotism, citizenship.

Правильная ссылка на статью
Маковецкая Ю.Г., Петухова Г.В., Петухов С.Ю. Духовно-нравственные ценности - необходимое условие развития личности школьника // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/dukhovno-nravstvennye-tsennosti-neobkhodimoe-uslovie-razvitiya-lichnosti-shkolnika.html (Дата обращения: 27.08.2024)

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) конкретизируют семь основных направлений личностных образовательных результатов образования. Одним из таких направлений является духовно-нравственное развитие учащихся.

В работах И.А.Галицкой, И.В.Метлик дается определение понятию духовно-нравственное воспитание как «организованной и целенаправленной деятельности преподавателей, родителей, направленной на формирование высших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника Родины». [1, с. 36-46; 2, с.55-59] Понятие духовно-нравственное воспитание включает в себя две основные черты личности. Духовность, под которой следует понимать стремление личности к достижению поставленной цели, то есть ценностная характеристика сознания. Нравственность - совокупность принципов поведения людей в социуме, обществе, то есть соответствие поведения человека нормам морали. Эти свойства определяют основу личности, где духовность выступает в стремлении личности к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию и создает основу нравственности [3, с.1566-1599].

Духовно-нравственное воспитание – представляет собой целенаправленное педагогическое воздействие педагога на учеников, направленное на гармоничное развитие личности второго, на формирование ценностных ориентаций, посредством передачи духовно-нравственных ценностей.

«Духовно-нравственные ценности - идеалы и убеждения человека, которые являются ориентирами в выборе правильного решения». [4] Духовно-нравственные ценности определяются обществом и человеком.

В современной педагогике выделяется целая система духовно-нравственных ценностей, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Система духовно-нравственных ценностей

Нужность и необходимость формирования духовно-нравственных ценностей определяется «Законом об образовании в РФ». В пункте 1 статьи 12 указано: «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми…обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». [6] На формировании духовно-нравственных ценностей как необходимого результата воспитания сделан акцент в Послании Президента России Федеральному Собранию в 2024 году. [7]

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, которые представлены на рисунке 2. [7]

Рисунок 2. Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей.

В настоящее время остро стоит вопрос угрозы утраты традиционных духовно-нравственных ценностей вследствие технологического и социально-экономического развития современного общества и его цифровизации. Для предотвращения данной угрозы в Российской Федерации действует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Одним из пунктов стратегии является «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития». [9]

Формирование духовно-нравственных ценностей как результата духовно-нравственного воспитания происходит с использованием определенных методов и форм, которые указаны в таблице 1.

Таблица 1. Методы и формы духовно-нравственного воспитания

Методы духовно-нравственного воспитания

Формы духовно-нравственного воспитания

Методы формирования нравственного поведения:

  • приучение;
  • упражнение;
  •  руководство деятельностью;

Методы формирования нравственного сознания:

  • убеждение;
  • разъяснение;
  • внушение;
  • беседа;

Методы стимуляции чувств и отношений:

  • пример;
  • поощрение;
  •  наказание.
  • Участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности.
  • Подготовка и участие в детских праздниках, развлечениях, театральных постановках.
  • Организация культурно-массовых мероприятий, а также мероприятий развивающего и здоровьесберегающего характера.
  • Участие в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества.
  • Организация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание
  • Организация и участие педагогов и детей в мероприятиях, направленных на развитие экологического воспитания

Оптимальное использование указанных методов и форм духовно-нравственного воспитания способствует формированию духовно-нравственных ценностей, которые имеют устойчивый характер, передаются от одного поколения к другому, имеют вневременной и миро хранительный характер. [5, с.230-233]

Преобразования, происходящие в российском обществе и образовании, обуславливают противоречивое отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям. Вследствие этого приоритетной задачей сегодняшнего образования является воспитание патриотизма, гражданственности, справедливости и других духовно-нравственных ценностей, важнейших составляющих жизни общества.

 


Список литературы

1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. – 2011. – № 10. - С. 36 - 46. (дата обращения: 14.08.2024).
2. Чирикин В.А., Некрасова М.А. Возрастание духовно-нравственных ценностей для современной российской государственности // Правовая политика и правовая жизнь. – 2018. – №3. – С. – 55 – 59.
3. Гончарова В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2 (часть 7). –С.1566 -1569.
4. Козлова В.С. Сущность и характеристика основных понятий духовно-нравственного воспитания школьника // Педагогический опыт. Всероссийский журнал. Режим доступа: https://www.pedopyt.ru/categories/12/articles/2768 (дата обращения: 14.08.2024).
5. Банникова, Н. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. А. Банникова, В. В. Сташкова, В. П. Мурашкина, И. Б. Климова. // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 230-233.

Список источников
6. «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020 г.). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.08.2024).
7. Учебник «Возможности применения Послания Президента России Федеральному Собранию в образовании». Режим доступа: https://vk.com/wall-14893453_2863 (дата обращения: 14.08.2024).
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Режим доступа: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 14.08.2024).
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" Защита традиционных Российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/1e2b5c5fc29c839c457c3d876e9cc7b475bc7d45/ (дата обращения: 14.08.2024).

Расскажите о нас своим друзьям: