Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024
УДК 37.047
Дата публикации 22.08.2024
Анализ понятия профессиональной ориентации
Кучина Юлия Михайловна
аспирант, Костромской государственный университет, РФ, г.Кострома, yuliya.kuchina@inbox.ru
Аннотация: В статье проведен анализ научной литературы и выявлено содержание и характеристики понятия «профессиональная ориентация» с учетом точки зрения исследователей на сущность изучаемого явления. Понятие профориентация не статично, оно меняется по мере того, как меняются представления общества о целях, задачах, формах, методах и сущности самого понятия «профориентация». Кроме того, профориентация является объектом исследования разных наук. Таким образом, в данной статье рассматривается несколько подходов к трактовке данного понятия. Согласно современной классификации профориентация рассматривается с позиции разных научных подходов: психологический, педагогический, социологический, управленческий, экономический, медико-физиологический, правового регулирования. Сделан вывод о сложности и многоуровневости понятия профориентация.
Ключевые слова: профориентация, классификация, экономический и социологический подходы, медицинский подход, управленческо-организационный подход, психолого-педагогический подход.
Graduate student, Kostroma State University, RF, Kostroma
Abstract: The article analyzes the scientific literature and reveals the content and characteristics of the concept of "professional orientation", taking into account the researchers' point of view on the essence of the phenomenon under study. The concept of career guidance is not static; it changes as society's ideas about the goals, objectives, forms, methods, and essence of the concept of "career guidance" change. In addition, career guidance is an object of research in various sciences. Thus, this article examines several approaches to the interpretation of this concept. According to the modern classification, career guidance is considered from the positions of different scientific approaches: psychological, pedagogical, sociological, managerial, economic, medical and physiological, legal regulation and mixed. The conclusion is made of the complexity and multilevel nature of the concept of orientation.
Keywords: career guidance, classification, economic and sociological approaches, medical approach, managerial and organizational approach, psychological and pedagogical approach.
Кучина Ю.М. Анализ понятия профессиональной ориентации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-ponyatiya-professionalnoj-orientatsii.html (Дата обращения: 22.08.2024)
Введение.
Профориентация предназначена для определения профессиональных интересов и способностей. В последние десятилетия актуальность профориентации становится более востребованной. За многие десятилетия накоплена огромная методическая база, помогающая организовать профориентационную деятельность [16,17]. По своей сущности профессиональная ориентация является социальным процессом, детерминированным потребностями общества в кадрах и потребностью личности в профессиональном самоопределении, вызванной переходом от выполнения одной социальной роли к другой. [1]. В данной статье приведены современные научные подходы к понятию «профориентация».
Цель статьи – провести анализ научной литературы и выявить содержание и характеристики понятия «профессиональная ориентация» с учетом точки зрения исследователей на сущность изучаемого явления.
Актуальность.
Понятие профориентация не статично, оно меняется по мере того, как меняются представления общества о целях, задачах, формах, методах и сущности самого понятия «профориентация». Кроме того, профориентация является объектом исследования разных наук. Таким образом, вытекает разнообразие подходов к трактовке данного понятия, которые мы исследуем в данной статье.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Советский и российский ученый-педагог В.Д. Симоненко отмечал, что «…профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы» [12]. По мнению Н.Н. Захарова, В.Д. Симоненко профориентация это комплекс психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на организацию педагогического сопровождения социально - профессионального самоопределения подрастающего поколения, проектирование жизненных стратегий обучающихся, на решение вопросов их профессиональной подготовки и трудоустройства в будущем [4].
Таким образом, в статье мы рассмотрим понятие профориентация с позиции разных научных подходов (рис.1).
Рисунок 1. Современные научные подходы к изучению понятия профориентации
Экономический и социологический подходы достаточно близки в аспекте изучения профориентации и направлены на решение проблемы подготовки квалифицированных кадров для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.д. Так, Н.В. Самоукина, Н.К.Степаненков трактуют понятие профориентации как совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной рабочей силы с учетом общественных потребности в ней [11,13].
Медицинская профессиональная ориентация является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы и условий обучения, места работы подростками с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к формированию и прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии. Врачебное профессиональное консультирование – помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии (специальности), учебного заведения и места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию имеющихся функциональных нарушений и хронической патологии.
Управленческо - организационный подход призван решать проблему организации административного управления профориентацией. В рамках данного подхода рассматриваются основные правила, цели, требования и порядок проведения профориентационной работы. Научное управление профориентацией предполагает сбор и обработку информации, выработку программы действий, контроль, рекомендации.
К управленческо - организационному подходу близко примыкает аспект правового регулирования профориентации, рассматривающий юридические вопросы организации профориентационной работы и направленный на правовое упорядочение социально-экономических отношений, определяющих современные направления в профориентации. Очевидно, что управленческо -организационной деятельностью и правовым регулированием профориентации занимается государство, призванное определять государственную политику и стратегию развития профориентационной деятельности [3].
Современный психолог Н.С. Пряжников трактуют профориентацию как психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений [10].
Педагогический подход является ранним по времени возникновения. Разработки российских педагогических систем профессиональной ориентации основывается на принципах:
– свободного выбора в ситуации полной осведомленности о будущей профессии (профессиях), о себе как вероятном субъекте профессии;
– перехода от « ... непосредственно эмоционального к рациональному и аналитическому регулированию» развития личности в ситуации первоначального «вхождения в профессию», к «погружению в профессию», как условию профессионального самоопределения;
– педагогической поддержки процессов профессионального самоопределения на фоне целенаправленного формирования собственной активности личности [2].
Педагоги С.Ю. Печерская и Р.С. Фомичев предлагают трактовать профессиональную ориентацию через «просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов, освоение практических умений и навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятия по психологии» [9].
Согласно И.А. Фирсовой, профессиональная ориентация понимается как «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно, на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретические и практические знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [15, с. 5].
А.С. Мутырова определяет профориентацию как целостную систему, включающую профессиональное просвещение, профессиональный отбор, социально – профессиональную адаптацию, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, оказание индивидуальной помощи субъекту образования» [8].
Анализ представленных понятий профориентации аспекте показывает активность прежде всего субъекта, который оказывает помощь, сопровождает процесс профориентации («система мер, направленная...», «система мероприятий по...», «целенаправленное оказание помощи.»). Между тем выбор профессии осуществляется самим объектом. Поэтому педагогический подход к изучению профориентации тесно связан с психологическим подходом. В современных психолого-педагогических теориях профессиональная ориентация рассматривается и как процесс, и как результат деятельности.
Советский и российский педагог С.Н. Чистякова отмечает, что профориентация это сложный диалектический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде своего развития и самореализации, таких как приложение духовных и физических возможностей, формирование адекватных профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя в профессиональном выборе и образа себя как профессионала» [19, С. 54].
Отечественные ученые-психологи Э.Ф. Зеер, М.В. Зиннатова, Э.Э. Сыманюк – изучающие процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве, пишут: «Профориентация это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» [5,6,7].
По мнению академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО С.Н. Чистяковой с соавторами профориентация – это «…научнопрактическая система подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии» [18].
В.С. Титова рассматривает профобразование как научно-обоснованную систему подготовки участников образовательных отношений (обучающихся) к реализации осмысленного» самостоятельного, свободного поиска направлений самореализации в профессиональной деятельности, учитывающая как личностные ресурсы потенциальных абитуриентов, так и потребности развития инновационной экономики в полноценном распределении трудовых ресурсов в интересах общества [14].
Выводы. Анализ теоретических положений работ, посвященных профессиональной ориентации с позиции разных научных походов, позволил сделать вывод о его сложности и многоуровневости.
Система профориентационной деятельности должна состоять из научно обоснованных мероприятий: психолого – педагогических, экономико – политических и медико – социальных. Выбор профессии должен осуществляться с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и экономических потребностей общества. Система профориентационной деятельности должна быть неразрывно связана с социальной политикой государства в области трудовой деятельности, здравоохранения и образования населения РФ.
Список литературы
1. Фролова С.Л. Научные подходы в организации системы профориентации обучающихся //Современное педагогическое образование. 2021. № 6. С. 192-195.
2. Хитрова А.В., Колосова Н.Н. Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2023. № 11. С. 115-131.
3. Асриев А.Ю. Проблемы ранней военно-профессиональной ориентации школьников //Омский научный вестник. 2007. №5(59). С.158-161.
4. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения / Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 223с.
5. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192с.
6. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе. М.: 1997. 192с.
7. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: 1993. 168с.
8. Дусь Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01: Омск, 2004.255л.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007.278с.
10. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. ..докт. психол. наук: 19.00.07: М., 1995. 411л.
11. Печерская С.Ю., Фомичев Р.С. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 89-94.
12. Фирсова И.А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы Финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т.2. № 1. С. 4-7.
13. Мутырова А.С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: автор. дис..канд. пед. наук: Астрахань, 2008.222с.
14. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96с.
15. Зеер Э.Ф. Зиннатова М. В., Сыманюк Э.Э. Основы профессиологии. М.: ИНФРА, 2022. 205с.
16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профессиология: психологический контент. Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2020. 292с.
17. Зеер Э.Ф. Зиннатова М. В. Психологическое профессиоведение. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2019.135с.
18. Чистякова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи //Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита: Всероссийское совещание: материалы Всероссийского совещания руководителей региональных органов образования, территориальных центров профессиональной ориентации и служб занятости/ под. ред. Г.Е. Покровского. Омск, 1993. С. 64.
19. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза// Мир современной науки. 2011.№6. С.3-18.