Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №08 (97) Август 2024
УДК 159.9.075
Дата публикации 22.08.2024
Профилактика эмоционального выгорания сотрудников строительной сферы
Шалагинова Ксения Сергеевна
Доцент, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого", Тула, shalaginvaksenija99@yandex.ru
Матвеева Елена Борисовна
Магистрант, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого», Тула
Аннотация: В статье приведены результаты исследования эмоционального выгорания сотрудников строительной сферы. Строители в последнее время в силу масштаба размеров застроек становятся предметом изучения с позиции профилактика эмоционального выгорания, обеспечения качества и производительности труда. Исследование, проведенное на выборке из 40 сотрудников ООО «Алеф СБ» г. Тула, в возрасте от 28 до 49 лет, мужского пола, инженерно-технических работников, имеющих среднее или высшее профильное профессиональное образование, позволило изучить и сделать выводы об особенностях эмоционального выгорания сотрудников. Для большинства участников исследования характерным является средний уровень эмоционального истощения, деперсонализации, сниженный и средний уровень редукции персональных достижений, диагностируется наличие тенденций к формированию фазы напряжения. Наиболее заметными признаками эмоционального выгорания являются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, подверженность травмирующим ситуациям и эмоциональная отстраненность. Для профилактики и коррекции симптоматики эмоционального выгорания приведен ряд рекомендаций, разработанных с учетом полученных в исследовании результатов.
Ключевые слова: строительная сфера, выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, напряжение, профилактика
Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Tula State Pedagogical University named after LN Tolstoy", Tula
Undergraduate student, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Tula State Pedagogical University named after LN Tolstoy", Tula
Abstract: The article presents the results of a study of emotional burnout of employees in the construction industry. Recently, due to the scale of the size of the buildings, builders have become the subject of study from the standpoint of prevention of emotional burnout, quality assurance and labor productivity. The study, conducted on a sample of 40 employees of Alef SB LLC, Tula, aged 28 to 49 years, male, engineering and technical workers with secondary or higher specialized professional education, made it possible to study and draw conclusions about the features of emotional burnout of employees. Most of the study participants are characterized by an average level of emotional exhaustion, depersonalization, decreased and average levels of reduction in personal achievements, and the presence of tendencies to the formation of a stress phase is diagnosed. The most noticeable signs of emotional burnout are inadequate selective emotional reactions, susceptibility to traumatic situations and emotional detachment. For the prevention and correction of symptoms of emotional burnout, a number of recommendations are given, developed taking into account the results obtained in the study.
Keywords: construction industry, burnout, emotional exhaustion, depersonalization, stress, prevention
Шалагинова К.С., Матвеева Е.Б. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников строительной сферы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 08 (97). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-sotrudnikov-stroitelnoj-sfery.html (Дата обращения: 22.08.2024)
Интерес к проблеме эмоционального выгорания работников разных сфер обусловлен комплексом причин и обстоятельств, центральными среди которых являются динамичность условий жизни и труда, высокая система требований к специалистам, рост конкуренции, стрессогенность среды и пр.
А. И. Булгаков отмечает, что феномен эмоционального выгорания становится центральным, когда речь идет об изучении взаимоотношений работника и организации [1].
Современными исследователями изучены предикторы эмоционального выгорания [2], причины и детерминанты [3], проанализированы составляющие психологической безопасности профессиональной деятельности как условия предупреждения эмоциональное выгорание [4], рассмотрена проблема выгорания в контексте профессионального стресса [5].
Достаточно хорошо данная проблематика изучена применительно к представителям типа профессий «человек-человек». М. А. Писаревская провела исследование, позволившее изучить особенности эмоциональное выгорание педагога с позиции его психологическое благополучие [6]. В работах Ц. Сунь, О. А. Анисимовой проблема профессионального выгорание учителей представлена с учетом анализа личностных особенностей занимаемой должности педагога [7]. Д. Г. Демидовым дана оценка профессиональной юридической среды как фактора эмоционального (профессионального) выгорания в юридической профессии [8]. И.А. Беляеваой O. П. Цариценцевой выявлены особенности профессионального выгорания федеральных судей [9]. Т.В. Мальцева, А.А. Купцов проследили в своих работах взаимосвязь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции [10]. Е.А. Евстифеева, С.И. Филиппченкова, Л.А. Мурашова, Евстифеева Е.А. провели исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у врачей-онкологов [11].
При этом другие профессиональные сферы долгое время оставались незаслуженно «забытыми». Между тем, профессиональная деятельность, связанная с физическими нагрузками, протекающая в условиях риска жизни и здоровья, требующая быстрого и безошибочного реагирования, принятия решений, не исключающая необходимости выстраивания профессиональных отношений, работу в команде, является не менее стрессогенной. Речь идет о строительной сфере, представители которой в последнее время в силу масштаба размеров застроек становятся предметом изучения, в первую очередь, с позиции профилактика эмоционального выгорания, сохранения благополучия эмоционально-психологической составляющей, обеспечивающей качество и высокую производительность труда.
Проблематика эмоционального выгорания рассматривается в современной науке как достаточно молодая сфера. Началом ее исследования принято считать вторую половину ХХ века. Х. Фрейденбергер первым использовал термин «профессиональное выгорание», отметив, что высокий уровень стресса на работе, эмоциональная нагрузка и ответственность за результаты могут привести к развитию этого состояния. Выгорание как состояние интерпретировалось как набор симптомов, которые отрицательно влияют на результаты работы. Симптомы включают эмоциональное истощение, негативное отношение к труду снижение удовлетворенности от процесса и результата работы, влияют на все аспекты работы и могут отразиться на личной жизни [14].
Теория выгорания К. Маслач является одной из наиболее известных и широко применяемых теорий в области психологии и социологии. Она была разработана в 1980-х годах и с тех пор стала широко распространенной. Центральной в теории профессионального выгорания К. Маслач является идея о наличии трех основных симптомов выгорания - эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение личной реализации. Следует обратить внимание на утверждение исследователя о том, что симптомы эмоционального выгорания весьма разнообразны и могут проявляться на разных уровнях функционирования [15].
В своём исследовании мы разделяем идею Б. Перлмана и Е. Хартмана о том, что, будучи достаточно сложным процессом, выгорание детерминировано не только объективными и субъективными факторами, но и их сочетанием [16].
Достаточным спорным в настоящее время является утверждение авторов о том, что выгорание – результат достаточно длительного процесса. Современными исследователями показано, что по разным причинам выгорание может наступать и на достаточно ранних этапах профессиональной деятельности [12].
В современной науке наметилась тенденция к рассмотрению динамического аспекта профессионального выгорания. В своей концепции эмоционального выгорания, В.В. Бойко предположил, что выгорание можно трактовать как некий механизм защиты целостности личности. [17]. Выгорание является конструктивным психологическим феноменом, который помогает сохранять психическое здоровье и предотвращает травматические влияния. Ученый также отметил, что стереотипность проявления эмоций в жизнедеятельности может быть проявлением эмоционального выгорания, что помогает экономить ресурсы и предотвращать дальнейшие эмоциональные потери. Длительное эмоциональное выгорание может негативно повлиять на психическое здоровье человека и стать причиной профессиональных деформаций. Выгорание проходит через фазы резистенции, напряжения и истощения [18].
В обзорном исследовании М.А. Черкасовой, посвященном анализу теоретических подходов к сущности феномена «профессиональное выгорание» отмечается, что выгорание возникает в результате нарушения процесса самореализации человека. Профессиональное выгорание проявляется, когда человек сталкивается с препятствиями на пути к достижению своих жизненных целей, что приводит к сопротивлению и противодействию негативным факторам окружающей среды. [13].
Согласно Н.Е. Водопьяновой, эмоциональное выгорание проявляется в виде психического сопротивления, которое возникает из-за внешних негативных воздействий. Это сопротивление приводит к исключению эмоций из поведения работника [19].
Нами проведено исследование, позволившее изучить и сделать выводы об особенностях эмоционального выгорания сотрудников - представителей строительной сферы. Выборку составили 40 сотрудников ООО «Алеф СБ» г Тула, в возрасте от 28 до 49 лет, мужского пола, являющиеся инженерно-техническими работниками и имеющими среднее или высшее профильное профессиональное образование. Для оценки особенностей выгорания и разработки последующих рекомендаций использовались: Опросник профессионального выгорания Маслач, MBI/ПВ, Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), «Экспресс-оценка выгорания» В.В. Каппони и Т. Новака.
На рисунке 1 приведены результаты диагностики сотрудников - представителей строительной сферы по Методике методики К. Маслач.
Рисунок 1. Результаты диагностики сотрудников - представителей строительной сферы по Методике методики К. Маслач.
Как видно из рисунка 1, для большинства участников исследования характерным является средний уровень эмоционального истощения, деперсонализации, а также сниженный и средний уровень редукции персональных достижений. Низкие значения эмоционального истощения диагностируется у 30% участников исследования. Высокий уровень эмоционального истощения лишь у одного участника исследования (2,5%) - характеризуется выраженным снижением эмоционального тонуса, а также повышенного уровня психической истощаемости.
Применительно к показателю деперсонализации средние значения диагностируются у 52,5% участников исследования. Низкие значения показателя деперсонализации выявлены у 27,5% участников. Высокие значения - у 20% респондентов. Можно говорить о том, что у этих участников исследования характерным является проявление негативизма и проявления циничного отношения, они используют проявлением профессионального сленга, а также проявления юмора.
Относительно проявления редукции персонального достижения низкие значения выявлены у 45% участников. Средние значения диагностируются у 35% испытуемых. Высокие значения диагностируются у 20% участников исследования. Эти испытуемые могут характеризоваться как лица, которые негативно оценивают профессиональную компетентность, они характеризуются сниженным уровнем профессиональной мотивации, а также характеризуются негативным отношения к осуществлению собственных профессиональных обязанностей.
Обратимся к описанию результатов исследования особенностей эмоционального выгорания у сотрудников- представителей строительной сферы по Опроснику В.В. Бойко (рис 2).
Рисунок 2. Результаты исследования особенностей эмоционального выгорания у сотрудников
У 92,5% участников исследования диагностируется наличие тенденций к формированию фазы напряжения. Проявление тенденций к формированию резистенции диагностируется у 100% участников и 95% участников, соответственно. В выборке наиболее заметными признаками эмоционального выгорания являются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, подверженность травмирующим ситуациям и эмоциональная отстраненность. С другой стороны, наименее заметными симптомами являются снижение профессиональной ответственности и эмоциональная, а также моральная дезориентация.
На рисунке 3 представлены результаты диагностики сотрудников - представителей строительной сферы экспресс-оценки выгорания по методике В.В. Каппони и Т. Новака.
Рисунок 3. Результаты диагностики сотрудников- представителей строительной сферы экспресс-оценки выгорания по методике В.В. Каппони и Т. Новака.
Исследование выгорание позволяет говорить о том, что большинство участников исследования (72,5%) имеют проявление отдельных признаков выгорания. Высокие значения диагностируются у 7,5% участников исследования. Исключительно высокий уровень выявлен у 5% респондентов (рис. 3).
Для профилактики и коррекции симптоматики эмоционального выгорания был предложен ряд рекомендаций, разработанных с учетом полученных в исследовании результатов.
1. Обеспечение деятельности по психологической поддержи сотрудников ООО «Алеф СБ». Обеспечение деятельности психологической помощи и психологического сопровождения специалистами психологического профиля позволяет степень напряженности собственного состояния. Также профессиональная психологическая помощь и поддержка позволяет справиться с тревожностью и депрессией.
2. Обеспечение работы по повышению уровня эмоциональной компетентности. Целенаправленная тренинговая деятельность позволяет сформировать навыки и умения управления собственными эмоциями, повысить уровень коммуникации.
3. Развитие навыков и умений повышения уровня гибкости и адаптивности. Такого рода деятельность позволяет обеспечить возможности более гибко реагировать на жизненные обстоятельства, что способствует также снижению уровня ригидности.
4. Развитие навыков саморегуляции и рационального мышления. В рамках деятельности психологического сопровождения целесообразным является развитие умений и навыков рационального мышления, а также обеспечение навыков и умений совладания со стрессом.
5. Формирование поддерживающей рабочей среды. Обеспечение возможностей для конструктивного взаимодействия в рамках осуществляемой трудовой деятельности позволяет эффективным образом взаимодействовать, рациональным образом распределять рабочие нагрузки и оптимизировать профессиональную деятельность в целом. 6. Формирование навыков и умений заботы и отдыха. Немаловажное значение имеет формирование у сотрудников ООО «Алеф СБ» умений и навыков рационального управления имеющимися физическими и психическими ресурсами, а также деятельность, направленная на формирование навыков и умений управления собственным состоянием.
7. Мониторинг и оценка также имеет немаловажное значение для оценки актуального состояния специалистов. Своевременная диагностика позволяет оценить возникновение неблагоприятных тенденций и вовремя принять меря. Следует отметить, что указанные рекомендации являются достаточно общими в силу чего важным, является учет индивидуальных особенностей и характеристик каждого сотрудника рассматриваемой организации, его характеристик и особенностей симптоматики выгорания.
Вместе с тем, профилактическая деятельность в отношении выгорания имеет большое значение в силу значимости купирования негативного эффекта. Психологическая помощь и поддержка имеет немаловажное значение в контексте повышения уровня работоспособности сотрудников, обеспечения их профессионального здоровья и долголетия.
Список литературы
1. Булгаков И.А. Современные направления изучения феномена эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 94–103. DOI: 10.17759/jmfp.2023120209.
2. Ярошенко Е. И. Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход) / Е. И. Ярошенко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 19. – № 1. – С. 83-88.
3. Мисбахов А. А. Психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности / А. А. Мисбахов, М. И. Рахимов, А. З. Шамгуллин // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-4. – С. 293-297.
4. Зябрева В. С. Психологическая безопасность профессиональной деятельности: эмоциональное выгорание / В. С. Зябрева, В. А. Глухова // Вестник Прикамского социального института. – 2021. – № 3(90). – С. 117-122.
5. Тихолиз В.М. Профессиональный психологический стресс и синдром эмоционального выгорания / В.М. Тихолиз // Живая психология. – 2019. – Т. 6. – № 2(22). – С. 97-102.
6. Писаревская М. А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 4. – С. 20.
7. Сунь Ц., Анисимова О. А. Профессиональное выгорание учителей с позиции личностных особенностей и занимаемой должности// Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика : Сборник научных статей, Москва, 04–05 июля 2022 года. – Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2022. – С. 276-279.
8. Демидов Д. Г. Профессиональная юридическая среда как фактор эмоционального (профессионального) выгорания в юридической профессии // Юрист спешит на помощь. – 2021. – № 5. – С. 17-21.
9. Беляева И.А., Цариценцева O. П. Особенности профессионального выгорания федеральных судей /Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 42. 15.
10. Мальцева Т.В. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции / Т.В. Мальцева, А.А. Купцов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. – Т. 24. – № 1(76). – С. 74-79.
11. Евстифеева Е.А. Филиппченкова С.И., Мурашова Л.А. Психологический вектор преодоления синдрома эмоционального выгорания у врачей-онкологов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 3(56). – С. 13-18.
12. Никишина В.Б. Внутренние детерминанты «профессионального выгорания» у специалистов социальной работы // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научных статей / Курск: КГУ, 2007. — С. 117–120.
13. Черкасова М.А. Теоретические подходы к выявлению сущности понятия «Профессиональное выгорание // Пенитенциарная наука. 2011, №15. -С. 102-109.
14. Freudenberger H., North G. Burn-out bei Frauen. Frankfurt: Krüger Verlag; 1992. 309с
15. Mаslаch C. Pаtterns of burnout аmong а nаtionаl sаmple of public contаct workers / C. Mаslаch, S.E. Jаckson // Journal of Heаlth аnd Humаn Resources Аdministrаtion. — 1984. — Vol. 7. — P. 189–212
16. Perlman, B. Alan Hartman E . Burnout: Summary and Future Research.//Human relations. – 1982. – Vol. 35, Number 4. –pp. 283-305.
Список источников
17. Бойко В.В. Психоэнергетика СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
18. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Речь, 2003. 87 с.
19. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактик. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.